Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / БУДУЩИЕ МЕДИЦИНСКИЕ СЁСТРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ / ЕДИНСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Т.З.

Актуальность исследования обусловлена тем, что современная медицина по сравнению с предыдущими периодами исторического развития стремится максимально сблизиться с социумом. Одним из эффективных способов формирования коммуникативного контакта является просветительская работа будущих медицинских работников. Более того, требование к формированию готовности будущих медицинских сестёр к просветительской работе зафиксировано в актуальных нормативно-правовых документах. Вполне очевидно, что ввиду указанного требования становятся востребованными научные исследования, уточняющие наиболее результативные методы, формы, средства и условия формирования готовности к осуществлению санитарно-просветительской работе. Научный интерес в рамках текущего исследования будет сконцентрирован на изучении педагогических условий. По мнению автора, именно условия оказывают наибольшее влияние на процесс интериоризации личностью знаний, умений и навыков. Методология. За методологическую основу были использованы взгляды П.Я. Гальперина о значении речи при формировании внутрипсихических структур (процесс интериоризации). В большей степени эта идея принадлежит Л.С. Выготскому, но именно П.Я. Гальперин показал детали рассматриваемого процесса. На представленном основании был произведён подбор методов исследования: анализ научной литературы, анализ речевого поведения будущих медицинских сестёр на основании теста «Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2)», а также эксперимент. Результаты. В результате теоретического исследования были сформулированы педагогические условия формирования готовности будущих медицинских сестёр к осуществлению санитарно-просветительской работы: 1) включение в содержание профессиональной подготовки будущих медицинских сестер дисциплины по выбору, сосредоточенной на развитии речевых и коммуникативных навыков; 2) содействие будущим медицинским сёстрам в активном использовании методов самоподготовки для преодоления чувства неуверенности в себе при выступлении перед большими аудиториями; 3) освоение будущими медицинскими сёстрами эффективных практик публичных выступлений на примере успешных спикеров, осуществляющих санитарно-просветительскую работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулейманова Т.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING THE READINESS OF FUTURE NURSES FOR THE IMPLEMENTATION OF SANITARY EDUCATIONAL WORK

The relevance of the research is due to the fact that modern medicine, in comparison with previous periods of historical development, seeks to get as close as possible to society. One of the effective ways to form a communicative contact is the educational work of future medical workers. Moreover, the requirement to form the readiness of future nurses for educational work is fixed in the current legal documents. It is quite obvious that in view of this requirement, scientific research becomes in demand, clarifying the most effective methods, forms, means and conditions for the formation of readiness for the implementation of sanitary and educational work. Scientific interest in the current research will be focused on the study of pedagogical conditions. According to the author’s opinion, it is the conditions that have the greatest influence on the process of interiorization of knowledge, skills and abilities by a person. Methodology. The views of P.Ya. Galperin were taken as the meaning of speech in the formation of intrapsychic structures (the process of internalization). To a greater extent, this idea belongs to L.S. Vygotsky, but it was P.Ya. Galperin who showed the details of the process under consideration. Based on the presented basis, a selection of research methods was made: analysis of scientific literature, analysis of the speech behavior of future nurses based on the test "Method for identifying communication and organizational skills (KOS-2)", as well as an experiment. Results. As a result of the theoretical study, the most promising pedagogical conditions for the formation of the readiness of future nurses to carry out sanitary and educational work were formulated: 1) as disciplines of choice, they will choose those that will be aimed at developing speech and communication skills; 2) future nurses will attend performances by the most successful practitioners who carry out health education work; 3) students will make the most of the self-study resource for successful performances in front of large audiences.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ»

УДК 378

Педагогические условия формирования готовности будущих медицинских сестёр к осуществлению санитарно-просветительской работы

Pedagogical conditions for forming the readiness of future nurses for the implementation of sanitary educational work

Сулейманова Т.З., Чеченский государственный университет, kafedra_terek@mail.ru Suleimanova T., Chechen State University, kafedra_terek@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.021

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, санитарно-просветительская работа, будущие медицинские сёстры, педагогические условия формирования готовности, единство развития мышления и речи.

Keywords: readiness for professional activity, sanitary and educational work, future nurses, pedagogical conditions for the formation of readiness, unity of development of the way of thinking and speech.

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что современная медицина по сравнению с предыдущими периодами исторического развития стремится максимально сблизиться с социумом. Одним из эффективных способов формирования коммуникативного контакта является просветительская работа будущих медицинских работников. Более того, требование к формированию готовности будущих медицинских сестёр к просветительской работе зафиксировано в актуальных нормативно-правовых документах. Вполне очевидно, что ввиду указанного требования становятся востребованными научные исследования, уточняющие наиболее результативные методы, формы, средства и условия формирования готовности к осуществлению санитарно-просветительской работе. Научный интерес в рамках текущего исследования будет сконцентрирован на изучении педагогических условий. По мнению автора, именно условия оказывают наибольшее влияние на процесс интериоризации личностью знаний, умений и навыков. Методология. За методологическую основу были использованы взгляды П.Я. Гальперина о значении речи при формировании внутрипсихических структур (процесс интериоризации). В большей степени эта идея принадлежит Л.С. Выготскому, но именно П.Я. Гальперин показал детали рассматриваемого процесса. На представленном основании был произведён подбор методов исследования: анализ научной литературы, анализ речевого поведения будущих медицинских сестёр на основании теста «Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2)», а также эксперимент. Результаты. В результате теоретического исследования были сформулированы педагогические условия формирования готовности будущих медицинских сестёр к осуществлению санитарно-просветительской работы: 1) включение в содержание профессиональной подготовки будущих медицинских сестер дисциплины по выбору, сосредоточенной на развитии речевых и коммуникативных навыков; 2) содействие будущим медицинским сёстрам в активном использовании методов самоподготовки для преодоления чувства неуверенности в себе при выступлении перед большими аудиториями; 3) освоение будущими медицинскими сёстрами эффективных практик публичных выступлений на примере успешных спикеров, осуществляющих санитарно-просветительскую работу.

Abstract. The relevance of the research is due to the fact that modern medicine, in comparison with previous periods of historical development, seeks to get as close as possible to society. One of the effective ways to form a communicative contact is the educational work of future medical workers. Moreover, the requirement to form the readiness offuture nurses for educational work is fixed in the current legal documents. It is quite obvious that in view of this requirement, scientific research becomes in demand, clarifying the most effective methods, forms, means and conditions for the formation of readiness for the implementation of sanitary and educational work. Scientific interest in the current research will be focused on the study of pedagogical conditions. According to the author's opinion, it is the conditions that have the greatest influence on the process of interiorization of knowledge, skills and abilities by a person. Methodology. The views of P. Ya. Galperin were taken as the meaning of speech in the formation of intrapsychic structures (the process of internalization). To a greater extent, this idea belongs to L.S. Vygotsky, but it was P.Ya.

Galperin who showed the details of the process under consideration. Based on the presented basis, a selection of research methods was made: analysis of scientific literature, analysis of the speech behavior offuture nurses based on the test "Methodfor identifying communication and organizational skills (KOS-2)", as well as an experiment. Results. As a result of the theoretical study, the most promising pedagogical conditions for the formation of the readiness of future nurses to carry out sanitary and educational work were formulated: 1) as disciplines of choice, they will choose those that will be aimed at developing speech and communication skills; 2) future nurses will attend performances by the most successful practitioners who carry out health education work; 3) students will make the most of the self-study resource for successful performances in front of large audiences.

Введение. Стремительное развитие технологий современного общества

положительно сказывается на всех уровнях его существования. Особенно эффективно эта тенденция сказывается на повышении качества оказания медицинских услуг. При этом помимо общепринятых форм услуг подразумевается проведение и санитарно-просветительских работ. Дополнительно отмечается, что просвещение граждан о санитарно-гигиенических нормах несколько недооценивается в современном обществе. Всё чаще подобного рода работа отдаётся в руки частных компаний, которые преследуют коммерческую выгоду в сторону той или иной продукции. Для предотвращения формирования в обществе некорректных знаний о санитарных нормах очень важно формировать высокую степень готовность будущих медицинских специалистов к осуществлению просветительской работы. В основном указанного вида общественная деятельность возлагаются на средний медицинский персонал, что и обуславливает направленность текущего исследования. При этом задача заключается не только в том, чтобы будущие медицинские сёстры получали содержательную подготовку, но и имели психологическую готовность к непростой работе с гражданами. В данном случае подразумевается готовность: 1) преодолевать чувство неуверенности при выступлении перед той или иной аудиторией, 2) овладевать новыми речевыми навыками настраивания вербальной коммуникации, 3) вести самоподготовку, используя максимально доступные ресурсы, в том числе, обращаться к примерам наиболее успешных спикеров в санитарно-просветительской работе. В этой связи возникает необходимость создания особых педагогических условий по стимулированию готовности будущих медицинских сестёр к исследуемой области профессиональной деятельности. Также необходимо отметить, что благоприятные условия по ведению просветительской работы являются не основным, а второстепенным средством мотивации. Подразумевается, что профилактическая информационная деятельность среднего медицинского персонала в рамках профессионального стандарта утверждается в

качестве одной из их обязанностей. Для того, чтобы сформулировать подходящие

педагогические условия формирования готовности будущих медицинских сестёр к просветительской работе необходимо проанализировать уже имеющиеся точки зрения на предмет исследования.

Обзор научной литературы. К примеру, К.В. Воробьева предлагает обновлять содержание курсов, связанных с изучением родного и зарубежных языков. Её предложения основаны на совершенствовании научных знаний

медицинских сестёр о предмете профилактической работы с населением. Вместе с тем, по мнению автора, текущего исследования её работу мог бы обогатить ещё один значимый элемент. В частности, предлагается усилить погружение в профессию под весом научных знаний рефлексивной работой будущего специалиста относительно новой информации. «Привязка к местности» или обогащение получаемых знаний наблюдениями об окружающей социокультурной действительности могут позволить усилить воспитывающий потенциал просветительской работы [1]. Только сплав новых научных знаний с эмоциональными переживаниями относительно их содержания будет способен воздействовать на аффективную область сознания слушателей, чьи знания будут весьма неоднородными.

П.А. Оболешева предлагает опираться на создание профессиональных сообществ профессиональных просветителей,

обеспечивающих обмен знанием, а также при необходимости правовой защитой медицинских специалистов. Предложенный подход в целом создаёт определённые гарантии реализации деятельности по обогащению населения передовыми знаниями из области санитарно-гигиенических норм [2]. Вместе с тем это предложение является отдалённой перспективой для будущих медицинских сестёр, поэтому необходимо продолжить поиск более существенных педагогических условий формирования готовности к просветительской деятельности.

К.Т. Тусупбекова приходит к мысли о том, что психологическая готовность к

просветительской деятельности основывается, прежде всего, на 1) освоении позитивного опыта ведущих спикеров в данной области, 2) посещении мастер-классов ведущих научных сотрудников по теме лекций, которую планируется в дальнейшем проводить для граждан. Также она особо отмечает важность самоподготовки будущего специалиста, поскольку только личностные мотивы способствуют лучшей интериоризации содержания просветительской работе [3]. В целом её выводы импонируют автору текущего исследования и будут учтены при формулировании педагогических условий.

Зарубежные авторы при оценке сформированности коммуникативных

способностей медицинских сестёр обратили внимание на их готовность получать и качественно переосмысливать материал для работы с населением при помощи мобильных технологий. Они поясняют, что с ростом скорости обмена данными и занятостью сестёр по основному виду деятельности готовить материал для лекций приходится в экспресс-режимах и главную роль в этом играют навыки работы с источниками в сети Интернет [4]. Иные зарубежные авторы решили уточнить готовность будущих медицинских сестёр к общению с населением в период пандемий, что, несомненно, является весьма актуальной темой на сегодня. Было выявлено, что действующие в Турции программы бакалавриата позволяют

сформировать исследуемую психологическую установку без дополнительных педагогических условий [5]. Вместе с тем, по нашему мнению, для того, чтобы повысить качество просветительских занятий очень важно повысить психологический комфорт и уверенность в себе у будущих медицинских сестёр. В этом свете с опорой на произведённый теоретический анализ были сформулированы перспективные подходы к формированию психолого-педагогической

готовности к эффективной коммуникации с гражданами: 1) осуществление работы по развитию коммуникативных навыков; 2) активизация самостоятельных форм работы по преодолению психологических установок, препятствующих свободному владению речью при большом скоплении людей, 3) посещение мастер-классов ведущих спикеров,

осуществляющих санитарно-гигиеническую просветительскую деятельность.

Методология исследования. В качестве методологической основы приняты идеи П.Я. Гальперина о роли речи в процессе интериоризации личностно-значимых навыков,

умений и знаний [6]. В силу особенности предмета исследования и ведущей методологической идеи были подобраны методы работы: анализ научной литературы, анализ речевого поведения будущих медицинских сестёр на основании теста «Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2)» [7], а также эксперимент.

Базой исследования стал медицинский колледж при медицинском институте в рамках ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». Были организованы

экспериментальная (ЭГ) и контрольная группы (КГ) по 15 и 18 человек соответственно. Все участники эмпирического этапа на вступительном этапе прошли тестирование на основе методики выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2)». Было выявлено, что в ЭГ «очень низким» уровнем коммуникативных способностей обладает 1 человек, «низким» - 2 человека, «средним» - 8, «высоким» - 3 и «высшим» - 1. В КГ «очень низким» обладает 2 человека, «низким» - 4 человека, «средним» - 10, «высоким» - 2 и «высшим» ни один из участников. После вступительного тестирования для членов ЭГ мы организовали специальные педагогические условия, способствующие формированию готовности будущих медицинских работников к просветительской работе. Члены КГ не включались в какие-либо дополнительные мотивационные условия и обучались в прежнем режиме. Сроки проведения эксперимента: с начала ноября 2021 г. по конец февраля 2022 г.

Результаты. По итогам научного обзора, а также личного позитивного профессионального опыта были предельно точно сформулированы педагогические условия формирования готовности будущих медицинских сестёр к просветительской работе.

1. Включение в содержание профессиональной подготовки будущих медицинских сестёр дисциплины по выбору, сосредоточенной на развитии речевых и коммуникативных навыков [8]. Предложенное условие полностью отвечает методологической позиции исследования, поскольку опирается на закон о единстве развития речи и мышления. Иными словами, интериоризация навыков эффективного речевого поведения должна привести не только к развитию артикуляционных умений, но и усовершенствовать когнитивные навыки личности. Комплексный подход, по нашему мнению, позволяет рациональнее затрачивать дидактические ресурсы

образовательного учреждения.

2. Содействие будущим медицинским сёстрам в активном использовании методов самоподготовки для преодоления чувства неуверенности в себе при выступлении перед большими аудиториями. Указанное условие направлено на активизацию информальных образовательных ресурсов. Его перспективность определяется свободой обучающихся в выборе развивающих ресурсов, что указывает на высокую степень индивидуализации образовательного процесса.

3. Освоение будущими медицинскими сёстрами эффективных практик публичных выступлений на примере успешных спикеров, осуществляющих санитарно-просветительскую работу. Взаимодействие будущих медицинских сестёр со знаковыми личностями в области их будущей деятельности позволяет сформировать у них желаемый образ профессиональной готовности. В этом случае пересекается действие второго педагогического условия, поскольку

рефлексия будущих специалистов относительно своего «Я-реального» и «Я-идеального» образа относится к внутренней самостоятельной рефлексивной работе. Особенностью

экспериментальной работы по внедрению педагогических условий стала возможность медицинских сестёр выбирать степень воздействия каждого из них. Иными словами, мы решили повысить степень автономной управляемости экспериментальным процессом, поскольку в нём было учтено действие одного из базовых законов психологии - единства развития мышления и речи [9]. Было предположено, что внедрение условия по развитию речевых навыков будущих медицинских сестёр повысит их уровень осознанности по отношению к выполняемым действиям [10]. По итогу внедрения обозначенных специально-организованных

условий мы получили достаточно интересные результаты, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Данные итогового этапа экспериментальной работы по формированию готовности будущих медицинских сестёр к просветительской работе (по методике КОС-2)

Вид Уровни сформированности готовности будущих медицинских сестёр к просветительской работе

группы Очень низкий / Низкий / кол.-во Средний / кол.-во Высокий / кол.-во Высший / кол.-

кол.-во чел. в % чел. в % чел. в % чел. в % во чел. в %

ЭГ 1 / 6,7 2 / 13,3 8 / 53,3 3 / 20 1 / 6,7

КГ 3 / 16,6 5 / 27,8 10 / 55,6 0 / 0 0 / 0

Табличные данные наглядно показывают разницу между результатами групп, подчёркивающую позитивную динамику исследуемого навыка в ЭГ и больше отрицательную, чем нейтральную динамику в КГ. Небольшое снижение числа членов КГ по двум из шкал сформированности коммуникативных навыков мы объяснили особенностями внешних условий последних нескольких месяцев обучения.

Заключение. Во введении мы произвели актуализацию проблемы исследования, подчеркнув, что одной из профессиональных обязанностей медицинских сестёр является проведение профилактической просветительской работы с населением. Вместе с тем уточнено, что для повышения эффективности указанной работы необходима организация специальных педагогических условий. Обратившись к материалам научных исследований

отечественных и зарубежных авторов, были выявлены основные линии организаций благоприятных обучающих условий для будущих медицинских работников. Полученные теоретические результаты были внедрены в

реальный педагогический процесс. Руководящим началом проведения эмпирического этапа исследования была выбрана концепция П.Я. Гальперина о роли речи в процессе интериоризации личностно-значимых навыков. Подробное описание следствий

методологических положений для текущего исследования было изложено в разделе «Методология». Полученные результаты эмпирического этапа были озвучены и проинтерпретированы. Результаты практической части работы показали перспективность и эффективность педагогических условий, предложенных автором исследования. Завершая научную работу, мы желаем подчеркнуть, что оказанное доверие будущим медицинским сёстрам по саморегуляции воздействия на них того или иного педагогического условия было оправдано. При этом решающую роль сыграла грамотно выбранная стратегия о языковой природе мышления, которую разрабатывал П.Я. Гальперин. В целом работа завершена, цель исследования достигнута.

Литература:

1. Воробьева К.В. Дисциплина «иностранный язык» как инструмент профессиональной подготовки академических медицинских сестер-преподавателей / К.В. Воробьева // Современные наукоемкие технологии. -2021. - № 11-1. - С. 118-126.

2. Оболешева П.А. Медицинское волонтерство на базе государственных учреждений амбулаторнополиклинического звена: сборник научных трудов / П.А. Оболешева, Н.Н. Камынина // Труды Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента. - Москва: ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 2021. -С. 101-106.

3. Тусупбекова К.Т. Интеграция образования и практического здравоохранения-основа качества профессиональной компетентности / К.Т. Тусупбекова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4-2. - С. 290-293.

4. Kenny R. F. Using self-efficacy to assess the readiness of nursing educators and students for mobile learning / R.F. Kenny et al. // International Review of Research in Open and Distributed Learning. - 2012. - № 13. 3. - Рр. 277-296.

5. Sumen A. Nursing students' readiness and coping strategies for the Covid-19 pandemic in Turkey / A. Sumen, D.

Adibelli // Journal of Professional Nursing. - 2021. - Vol. 37, № 3. - Рр. 553-561.

6. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - Москва, 2000. - C. 239-252.

7. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство / А.В. Батаршев. - Москва: Дело, 2005. - С. 496.

8. Николов Н.О. Семиотическая теория сознания Л.С. Выготского / Н.О. Николов // Субъектно-ориентированный образовательный процесс: история, теория, инновационная практика: Педагогические чтения памяти И.Я. Лернера / Материалы Х Всерос. науч.-практ. конф. (26 нояб. 2021 г., г. Владимир); Ин-т теории и истории педагогики и науч. проблем. совет по дидактике РАО. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2021. - С. 121-124.

9. Ильясов Д.Ф. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей: монография / Д.Ф. Ильясов. - Челябинск: Издательство: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2019. - С. 232.

10. Бештоев Р.О. Психолого-педагогические особенности осуществления повышения квалификации молодых сотрудников ОВД в аспекте развития у них уверенности в себе / Р.О. Бештоев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 1(50). - С. 34-43.

References:

1. Vorobieva K.V. Discipline "foreign language" as a tool for professional training of academic nurses-teachers / K.V. Vorobieva // Modern science-intensive technologies. - 2021. -№ 11-1. - P. 118-126.

2. Obolesheva P.A. Medical volunteering on the basis of state institutions of the outpatient level: a collection of scientific papers / P.A. Obolesheva, N.N. Kamynina // Proceedings of the Research Institute of Health Organization and Medical Management. - Moscow: SBI "Scientific Research Institute of Health Organization and Medical Management of the Department of Health of the City of Moscow", 2021. - P. 101106.

3. Tusupbekova K.T. Integration of education and practical health care as the basis for the quality of professional competence /K.T. Tusupbekova // International Journal of Experimental Education. - 2016. - № 4-2. - S. 290-293.

4. Kenny R. F. Using self-efficacy to assess the readiness of nursing educators and students for mobile learning / R.F. Kenny et al. // International Review of Research in Open and Distributed Learning. - 2012. - № 13. 3. - Pr. 277-296.

5. Sümen A. Nursing students' readiness and coping strategies for the Covid-19 pandemic in Turkey / A. Sümen, D. Adibelli // Journal of Professional Nursing. - 2021. - Vol. 37, № 3. - Pr. 553-561.

6. Galperin P.Ya. Introduction to psychology / P.Ya. Galperm. - Moscow, 2000. - C. 239-252.

7. Batarshev A.V. Psychodiagnostics in management: a practical guide / A.V. Batarshev. - Moscow: Delo, 2005. - S. 496.

8. Nikolov N.O. Semiotic theory of consciousness, introduced by L.S. Vygotsky / N.O. Nikolov // Subject-oriented educational process: history, theory, innovative practice: Pedagogical readings in memory of I.Ya. Lerner / Materials X All-Russian. scientific-practical. conf. (November 26, 2021, Vladimir); Institute of theory and history of pedagogy and scientific. problems. advice on the didactics of the Russian Academy of Education. - Vladimir: Publishing House of the VlGU, 2021. - S. 121-124.

9. Ilyasov D.F. Popularization of scientific psychological and pedagogical knowledge among teachers: monograph / D.F. Ilyasov. - Chelyabinsk: Publisher: Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators, 2019. - P. 232.

10. Beshtoev R.O. Psychological and pedagogical features of the implementation of advanced training for young employees of the Department of Internal Affairs in the aspect of developing their self-confidence / R.O. Beshtoev // Scientific support of the system of advanced training of personnel. -2022. - № 1(50). - P. 34-43.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторе:

Сулейманова Тамила Заиндиновна (г. Грозный, Россия), специалист по учебно-методической работе, директор медицинского колледжа при Медицинском институте, преподаватель, инженер-программист Чеченского государственного университета, e-mail: kafedra_terek@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.