Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования фамилистической компетентности будущего учителя'

Педагогические условия формирования фамилистической компетентности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования фамилистической компетентности будущего учителя»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФАМИЛИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

ВАСИЛЬЕВА Л.И.

В российском обществе утверждается позиция, согласно которой подготовка молодежи к самостоятельной жизни, её нравственное становление - это важнейшее условие возрождения и развития страны и нации.

Цель профессионального образования связана с разносторонним развитием личности будущего специалиста, потенциал которого определяется не только профессиональными знаниями и способностями, но и общей культурой, включающей высокую нравственность, ответственность, коммуникативность, коммуникабельность, толерантность, в целом -жизнеспособность, конкурентоспособность. Одним из важных условий успешного профессионального и личностного развития будущего учителя является владение фамилистической компетенцией.

Фамилистическая компетентность (от англ. family из лат. familia - семья, родня) является одной из составляющих профессиональной компетентности учителя. Ее сущность представляется нам как осознание общечеловеческой ценности и личной значимости семейной жизни, понимание её многоаспектности и полифункциональности, владение культурой семейных отношений, бытовыми умениями и навыками, навыками общения с родными и близкими людьми, обладание необходимыми качествами для оптимального выстраивания своей семейной жизнедеятельности и взаимодействия с семьей учащегося в учебно-воспитательном процессе.

Формирование фамилистической компетентности будущего учителя представляет собой чрезвычайно актуальную проблему системы образования. Современное общество испытывает потребность в восстановлении семейных ценностей. Одним из эффективных средств культивирования успешной модели семьи является подготовка молодежи к семейной жизни.

Современная семья не решает присущих ей социальных задач, зачастую оказывает негативное влияние на личностное развитие ее членов, беспомощна в функциональном отношении, характеризуется низким уровнем психолого-педагогической культуры. О необходимости преодоления негативных тенденций в сфере семьи как опасных для существования российского общества отмечают политики, представители государственной власти, специалисты различных направлений [1]. Названная проблема должна найти отражение в кардинально меняющемся содержании общего и профессионального образования, которое имеет потенциальные возможности для формирования фамилистической компетентности выпускников [2, 3].

Реализация компетентностного подхода к подготовке будущего учителя требует не только обеспечения информированности обучающихся в различных сферах профессиональной деятельности, но и психологической готовности, операционноинструментальных умений для решения возникающих проблем [4]. К их числу принадлежит проблема взаимодействия школы и семьи. Формирование фамилистической компетентности - это не только освоение соответствующей профессиональной информации, но и выработка ответственного поведения будущего учителя по отношению к семье школьника, а также по подготовке его к семейной жизни.

Как показывает имеющийся опыт подготовки школьников к семейной жизни, «мероприятийным» подходом решить данную проблему не представляется возможным. Необходимо использовать системно-деятельностный, культурологический, личностноориентированный подходы к реализации вышеназванной задачи. В системе профессиональной подготовки учителя далеко не все резервы востребованы для формирования его фамилистической компетентности.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального педагогического образования по направлениям/специальностям включают вопросы, затрагивающие различные аспекты существования семьи. Однако студенты - будущие учителя не всегда получают возможность освоить наиболее актуальные вопросы, касающиеся семьи и брака, выбора «способа проживания» собственной жизни,

определения модели создания своей семьи.

Как показало наше исследование, выпускники педагогических вузов характеризуются размытостью ценностных ориентаций, не имеют четких представлений в вопросах семейного функционирования, не обладают достаточной психолого-этической

подготовленностью для взаимодействия с семьей, не осознают своей роли в приобретении школьниками поло-ролевой идентичности и их подготовке к семейной жизни, испытывают затруднения в вопросах личного семейного жизнестроительства.

Существует необходимость включения в систему профессионально-педагогической подготовки будущего учителя таких компонентов, которые будут содействовать интеграции учебных дисциплин, рассматривающих вопросы семейной проблематики, способствовать актуализации, систематизации и углублению фамилистических знаний и умений и стимулировать их практическое использование в жизнедеятельности.

В целях формирования и развития фамилистической компетентности будущих учителей нами разработан и реализуется интегративный учебный курс «Основы фамилистики». В настоящее время его осваивают студенты выпускных курсов - будущие учителя географии, биологии и химии. Программа курса «Основы фамилистики» включает ценностно-

смысловой компонент, направленный на понимание молодыми людьми роли семьи в жизни современного человека, осознание семейных ценностей как важнейших общечеловеческих, включение в жизненные планы создание семьи, рождение и

воспитание детей, заботу о своих родных, нуждающихся в помощи; когнитивный компонент, ориентированный на овладение научными знаниями о функционировании семьи, содержании семейных ролей, на формирование семейной и сексуальной культуры, способствующий знакомству с общечеловеческими и национальными семейными традициями; деятельностно-практический компонент, который служит приобретению опыта нравственных отношений, оптимального исполнения семейных ролей, грамотной коммуникации в родительской семье, бытовых умений и навыков, навыков личной гигиены и поддержания своего физического и психического здоровья, умения разрешать семейные конфликтные ситуации; рефлексивный - приобретение опыта рефлексии своего поведения в семье, анализа взаимоотношений в различных семейных ситуациях, самооценки своей семейной жизнедеятельности.

Реализация программы курса возможна при оптимальном выборе педагогических технологий. Помимо традиционных форм учебных занятий нами используются развивающие технологии: дискуссии, коммуникативные технологии (тренинги общения), игровая деятельность, проектная технология. Важное место занимает диагностика субъектного опыта обучающихся, психодиагностика уровня развития личностных качеств и способностей, необходимых семьянину. Оптимальные условия для развития учебнопрофессиональной мотивации студентов, проявления их творческой активности, организации самообразовательной деятельности обеспечиваются приемами педагогической фасилитации. Успешности освоения курса способствует разработанное нами учебное пособие, содержащее раздел по организации самостоятельной работы студентов.

Другим компонентом, содействующим формированию фамилистической компетентности студентов, является клуб «Семья - наше настоящее и будущее», созданный при участии студентов младших курсов. Клубная деятельность студентов ориентирована на пропедевтику профессионально и личностно необходимых фамилистических знаний,

умений, выработку качеств и способностей семьянина, приобретение опыта конструктивных отношений и позитивного общения со своими родителями, партнерами.

Организаторы клуба определили следующие задачи его деятельности: развивать в студенческой среде ценностное отношение к браку, семье, родительству; способствовать развитию у студентов «Я-концепции» семьянина; стимулировать приобретение позитивного опыта общения и семейных отношений; оказывать практическую психологическую помощь студентам в разрешении конфликтных ситуаций в родительских и собственных семьях; мониторинг проблем, имеющихся у студенческих семей и студентов, имеющих детей; привлечение студентов старших курсов в качестве консультантов по социальнопсихологическим, социально-педагогическим, юридическим, медикобиологическим, этическим вопросам семейной жизни; поддержка студенческих семей в трудных жизненных ситуациях.

Ведущими направлениями деятельности клуба были определены следующие.

Разрешение конкретных семейных проблем членов клуба.

С этой целью был создан « проблемный ящик «, куда заинтересованные в помощи студенты помещают письменно изложенные проблемы во взаимоотношениях с собственными родителями, супругами, родителями или другими членами семей супругов, партнерами. Для оказания им помощи используются различные формы: индивидуальные консультации, сюжетно-ролевые игры, дискуссии членов клуба.

Информационнопросветительское направление

Для реализации этого направления организуются лекции и дискуссии по различным аспектам фамилистики с участием студентов и преподавателей вуза, работников юридической службы; проводятся консультации преподавателями и студентами-старшекурсниками;

Создание условий для приобретения инструментальных умений и навыков, необходимых в семейной жизни.

В клубном кружке осуществляется взаимообучение кулинарным умениям и навыкам, навыкам вязания, шитья, ухода за гардеробом, обустройства жилища, ухода за собой, правилам этикета и т.д. Ведущими кружков являются студенты естественногеографического и индустриально-педагогического факультетов; студенты, работающие консультантами косметических фирм.

Приобретение опыта позитивного обшения.

Помимо неформального общения, сопровождающего различные виды деятельности членов клуба, для студентов, испытывающих трудности в общении, проводятся тренинги для выработки коммуникативных и других социально ценных навыков.

Оказание помоши студенческим семьям, имеюшим детей.

В рамках этого направления организуются акции по сбору детских вещей, игрушек, детских книг; функционирует служба «Няня на час», привлекается внимание общественности и благотворительных организаций к проблемам студенческих семей.

Таким образом, в результате клубной деятельности и изучения курса «Основы фамилистики» у будущих учителей происходит осознание необходимости специальной подготовки для полноценной самореализации в семейной сфере, формирование фамилистической компетентности, необходимой для успешной профессиональной и семейной жизнедеятельности, и определение направлений ее развития.

Список литературы

1. Семейная политика: демографический кризис и общественная безопасность: Сборник

статей по материалам международной научно-практической конференции /Под ред. О.А.

Копцевой. - Магнитогорск: МаГУ, 2004.

2. Зритнева Е. Воспитание семьянина в высшей школе // «Высшее образование в

России». -2005. - №12.

3. Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Воспитание в современной России // «Педагогика». -2005. - №10.

4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. Пособие. - М.: Московский психологосоциальный институт, 2005. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.