Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективного развития социального лидерства педагогов дополнительного образования'

Педагогические условия эффективного развития социального лидерства педагогов дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL LEADERSHIP / SUPPLEMENTARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиззатуллин Илдар Габдрахманович

В статье раскрыты особенности социального лидерства педагогов дополнительного образования и условия его эффективного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals peculiarities of social leadership supplementary education teachers and the conditions for its effective development.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективного развития социального лидерства педагогов дополнительного образования»

ББК 4420.42 ГСНТИ 14.25.01 Код ВАК 13.00.02

Гиззатуллин Илдар Габдрахманович,

методист регионального научного-практического центра «Костанай дарынды», соискатель кафедры педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств; lioooo, Республика Казахстан, г. Костанай, ул. Ярослава Гашека, 1; e-mail: int57@inbox.ru.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальное лидерство; дополнительное образование.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрыты особенности социального лидерства педагогов дополнительного образования и условия его эффективного развития.

Gizzatullin Iltlar Gabdrakhmanovich,

methodist, regional scientific-practical center "Kostanai daryndy", competitor of the department of pedagogy and psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (Chelyabinsk, Russia)

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF SOCIAL LEADERSHIP SUPPLEMENTARY EDUCATION TEACHERS

KEY WORDS: social leadership; supplementary education.

УДК 371.124

ABSTRACT. The article reveals peculiarities of social leadership supplementary conditions for its effective development.

В современном мире в свете интеграционных образовательных процессов проблема совершенствования качества системы дополнительного образования приобретает все большую значимость. При этом значимым выступает личность специалиста в системе управления дополнительным образованием. Специфика его деятельности требует принятия лидерского статуса личностью, поэтому наиболее востребованной и профессионально значимой характеристикой личности специалиста дополнительного образования становится социальное лидерство, рассматриваемое как совокупность качеств, отражающих степень целенаправленной активности субъекта, преобразующего социальную действительность, в том числе и самого себя.

Развитие социального лидерства педагогов дополнительного образования позволяет преодолеть большинство таких социальных рисков, свойственных данной категории, или избежать их, а именно:

• стратегический риск, связанный с инновационной деятельностью педагога;

• риск рассогласования, связанный с расхождением между требованиями к системе дополнительного образования со стороны властных и управленческих структур и возможностями педагогов их выполнить;

• риск разрыва между запросами общественной практики и существующей теорией компетентностного подхода в образовании;

• диспозиционный риск, обусловленный степенью несовпадения целей, установок, ожиданий и запросов педагога с групповыми целями, возможностями и миссией педагогического коллектива;

education teachers and the

• риск несоответствия, связанный с готовностью/неготовностью педагога выполнять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми в социуме нормами и стандартами;

• риск бездействия при наличии у педагога склонности к конформизму и нежеланием разработки научно-методических основ для развития будущих профессионалов в различных сферах жизнедеятельности;

• технологический риск, вызванный возможными ошибками в выборе педагогом приемов, техники.

По мнению В. В. Афанасьева, социальный лидер демонстрирует особый тип лидера, способного оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение общей цели.

В свою очередь, социальное лидерство педагога дополнительного образования -это его социальная позиция в обществе или группе людей, при которой он наделяется способностью направлять и организовывать поведение коллектива в соответствии с целевыми установками и ценностными ориентациями группы, а также с учетом ситуативной апперцепции условий социальной среды.

При развитии социального лидерства необходимо учитывать ряд условий. На основе работ А.Я.Найна, Н.М.Яковлевой, Н.В.Ип-политовой, М. В. Зверевой под педагогическими условиями понимается совокупность мер педагогического процесса, соблюдение которых обеспечивает выполнение конкретной педагогической цели - достижение более высокого уровня социального

© Гиззатуллин И. Г., 2014

лидерства педагогов дополнительного образования.

При выделении педагогических условий необходимо учитывать следующие факторы: влияние социального заказа общества в аспекте исследуемой проблемы; понимание сущности и содержания социального лидерства педагогов; необходимость реализации основных положений комплексного, социокультурного, фасилитативного подходов.

В результате анализа изучаемой проблемы нами был выделен следующий комплекс педагогических условий.

Первым педагогическим условием является развитие имиджа педагога дополнительного образования с помощью ин-формацио1 и 1ых тех1 юлогий.

При взаимодействии социального лидера с обучающимся в их сознании происходит процесс соотнесения образа социального лидера с прототипом лидера, имеющимся в их восприятии.

Под имиджем Е. Б. Перелыгина понимает некий «символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект субъектного взаимодействия» | ю|. То есть это образ, который складывается в сознании окружающего педагога дополнительного образования социума.

В то же время А. П. Панфилова утверждает, что «имидж является целенаправленно формируемым образом, призванным оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы, формирования репутации» [9]. При этом понятие «имидж» сочетает в себе совокупность определенных качественных характеристик. Так, Е. Егорова-Гантман под имиджем лидера подразумевает «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью» [3].

В свою очередь, О. Ф. Потемкина в структуре имиджа лидера (в нашем случае социального) выделяет внешнюю, внутреннюю и процессуальную составляющие [и, с. 8-ю].

Исходя из теоретического анализа, мы выделяем во внешней составляющей (внешний вид, включая мимику, манеры, костюм, прическу, походку, тембр голоса, его силу, интонацию, жесты и т. д.), во внутренней (интеллект, профессионализм, интересы, ценности, хобби, тезаурус понятий и т. п.) и в процессуальной (эмоциональную выразительность, страстность, энергию, скорость чувство юмора, артистичность и т. д.) компоненты, представленные на рис. 1.

Рис. 1. Структура имиджа социального лидера

В результате анализа структурной со- которые способствуют индивидуальности

ставляющей имиджа социального лидерст- социального лидера: 1) речь, остроумие и

ва можно выделить некоторые особенности, оригинальность мысли; 2) здоровье, отра-

жающееся через внешний вид (работа с собственными ресурсами, гигиена отдыха); з) кураж, вдохновение, творческая искра, детская непосредственность; 4) зрелость - соотношение биологического и психологического возраста, работа с собственными ошибками, способность принять победу [и, с. 15].

При этом в условиях глобальной информатизации и смены ориентиров потребности современного общества, в том числе и молодежи, приобретают стойкую направленность на освоение и использование достижений прогресса. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью не только профессионального образования, но и сферы дополнительного образования и досуга.

ЮНЕСКО определяет информационные технологии как комплекс взаимосвязанных научных, технологических и инженерных дисциплин, которые занимаются изучением эффективности труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительной техники и методов организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практическим приложением, а также связанными со всем этим социальными и культурными проблемами [12].

Согласно концепции информатизации сферы образования РФ, современные информационные технологии можно разделить на два класса: универсальные и профессионально ориентированные [6]. Универсальные решают задачи в разнообразных предметных областях и включают в себя текстовый редактор, электронные таблицы, системы управления базами данных, средства моделирования объектов, процессов, систем. Профессионально ориентированные состоят из информационно-коммуникационных технологий, которые адаптированы к конкретной профессии и предназначены для решения профессиональных задач (различные автоматизированные системы бухгалтерского учета, издательские системы, системы управления, делопроизводства) [4].

Современные тенденции информатизации общества позволили выделить еще один вид технологий, направленный на саморазвитие и самосовершенствование личности: мобильные и интернет-технологии и мультимедиатехнологии, которые связаны с использованием и комбинированием различного вида информации - графики, звука, анимации и видеофайлов - с помощью различных технических средств: гаджетов, планшетных компьютеров, мобильных телефонов и др.

Использование новых информационных технологий как на занятиях, так и в повсе-

дневной жизни привлекает внимание обучающихся не только к содержанию образовательной программы дополнительного образования, но и к личности педагога, за счет чего повышается имидж социального лидера.

Проецируя использование информационных технологий на составляющие имиджа социального лидера, мы отмечаем следующие особенности.

Если рассматривать внешнюю составляющую имиджа, необходимо отметить, что использование в повседневной жизни информационных технологий накладывает отпечаток на речь человека. С одной стороны, в настоящее время остро стоит проблема интернет-сленга, заключающаяся в том, что люди при общении в социальных сетях и Интернете применяют различные сокращения и специфические слова: «спс», «ок», «имхо» и т. д. Употребление при общении компьютерного сленга социальным лидером лишь усугубит эту проблему. С другой стороны, информационная грамотность и отслеживание последних тенденций в сфере развития информационных технологий и мобильных гаджетов послужит расширению словарного запаса педагога и повысит заинтересованность обучающихся в личности социального лидера.

Внутренняя составляющая имиджа также претерпевает положительные изменения при включении в профессиональную и досуговую деятельность педагога. Меняются способ мышления, модернизируются цели и средства их достижения. Информационно-технические средства обеспечивают социальному лидеру поддержку принятия решений, эффективный тайм-менеджмент и осведомленность в режиме онлайн о событиях, происходящих как в мире, так и в непосредственном окружении руководителя.

Что же касается процессуальной составляющей, то внедрение информационных технологий в деятельность педагога дополнительного образования повышает его профессионализм благодаря использованию интерактивных форм обучения. Форма общения с обучающимися также может дополниться невербальными средствами общения, например общением в социальной сети, на веб-узле, образовательном портале и т. д.

При этом положительный имидж лидера - педагога дополнительного образования позволит расширить круг социальных партнеров и будет способствовать повышению уровня межличностного взаимодействия его участников образовательного процесса. Чем выше имидж педагога, тем большей социальной поддержкой он пользуется, что позволяет объединять вокруг себя людей.

Вторым педагогическим условием выступает содействие профессионального сообщества дополнительного образования процессу самоактуализации каждого участника педагогического коллектива.

Теоретический анализ позволил выяснить, что термин «самоактуализация» имеет следующие трактовки:

- настоящая реализация подлинных возможностей (К. Хорни);

- стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей (К. Роджерс);

- стойкая тенденция к внутреннему саморазвитию, истинному самовыражению (Ф. Перлз);

- одна из потребностей личности и осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего потенциала с целью его реализации в практической деятельности на благо общества (А. Мас-лоу) [13].

В работах А. Маслоу самоактуализация рассматривается как желание человека стать тем, кем он может стать, выполняя наилучшим образом то, что он делает, как непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как более полное познание своей изначальной природы. Человек, достигший уровня самоактуализации, добивается полного использования своих талантов, способностей, потенциала, одним словом, становится полноценно функционирующим человеком [7].

Говоря о процессе самоактуализации, мы подразумеваем интеграцию самоанализа, самопознания, самоопределения, самоуправления, саморазвития, самореализации и самосовершенствования самоактуализирующейся личности социального лидера.

По мнению В. И. Андреева, «самоактуализирующаяся личность - это тип личности, интегрирующий в себе качества и способности высоконравственной, творческой, психически и физически здоровой личности, системообразующей основой жизнедеятельности которой являются синергия самопроцессов и способностей к самоактуализации лично и общественно значимых, все более усложняющихся проблем, в процессе разрешения которых происходит активное саморазвитие и творческая самореализация личностных качеств и профессиональных компетенций [1, с. 3-8].

Основываясь на теоретических исследованиях А. Маслоу, В. И. Андреева и других ученых, мы выделили некоторые характерные особенности, присущие самоактуализирующейся личности социального лидера -педагога дополнительного образования:

- принятие окружающего мира и самого себя такими, какими они являются;

- способность стойко переносить препятствия, слабо поддаваться воздействиям извне;

- новаторство в деятельности и взаимодействии с обучающимися;

- демократичность в отношениях, готовность учиться у других;

- устойчивые моральные нормы и ценности;

- креативно-творческий подход к решению проблем;

- способность организовывать вокруг себя группы людей.

Таким образом, направленность профессионального сообщества дополнительного образования на процесс самоактуализации участников будет способствовать развитию их общей культуры, креативно-творческой направленности, профессионально-творческой компетентности, саморазвитию и самосовершенствованию каждого участника педагогического коллектива, а особенно социального лидера.

Третье педагогическое условие включает в себя развитие системы социального партнерства учреждения дополнительного образования.

Так, И. М. Модель и Б. С. Модель рассматривают «социальное партнерство как способ сотрудничества, форму органичного взаимодействия многообразных субъектов этих отношений, которые позволяют им свободно выражать свои интересы в контексте поиска так называемых цивилизованных средств их гармонизации» [8].

По мнению авторов статьи «Социальное партнерство как фактор совершенствования системы профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы», «социальное партнерство проявляется в установлении связей между разными организациями, заинтересованными в решении одних и тех же социальных проблем» [2].

Основные принципы социального партнерства подчеркивает А. Ю. Ховрин, утверждая, что оно характеризует спектр социальных интеракций, осуществляемых между любыми социальными субъектами на основе согласия, взаимного отказа от противоборства и конфронтации для достижения консенсуса и ведения совместной деятельности, связанной с достижением конкретных целей [14].

Акцентируя внимание на особенностях социального партнерства в образовательной среде, Е. В. Кондратенко характеризовал это явление добровольностью и осознанностью, моральной ответственностью за выполнение коллективных договоров и соглашений и формирующееся на основе заинтересованности всех сторон в создании психолого-педагогических и социокультурных условий

для развития личности, повышения качест- образования, возглавляет которое социаль-

ва социокультурной среды [5]. ный лидер, позволяет выделить его основ-

Изучение феномена «социального ных социальных партнеров на внешнем и

партнерства» учреждения дополнительного внутреннем уровнях (таблица 1).

Таблица 1. Социальные партнеры учреждений дополнительного образования

Внутренний уровень Внешний уровень:

- обучающиеся; - родители; - педагогический коллектив; - руководство системой дополнительного образования, к которой относится социальный лидер; - учреждение среднего профессионального образования, в котором существует такая система дополнительного образования -учреждения дополнительного образования (дворцы культуры, студии, кружки, секции, курсы и др.); - центры дополнительного образования при других образовательных учреждениях; - предприятия производства; - общественные организации; - спонсоры (предприятия всех форм собственности, их объединения, государственные и частные учреждения и организации, частные (индивидуальные) предприниматели и др.); - органы управления и другие властные структуры

Таким образом, социальное партнерство, осуществляемое социальным лидером -педагогом дополнительного образования, выполняет ряд функциональных задач:

- установление или усиление профессиональных связей с педагогами или социальными лидерами других социальных структур;

- реализацию сетевого взаимодействия «школа - дополнительное образование (внутри среднего профессионального образования) - вуз/предприятие»;

- привлечение внимания всех субъектов взаимодействий к проблемам системы дополнительного образования;

- активизацию деятельности педагогов и профессионального сообщества;

- повышение уровня доверия во взаимодействии с обучаемыми и их родителями.

Таким образом, современная система дополнительного образования испытывает потребность в социальном лидере - руководителе, способном оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение общей цели. Для формирования данной социальной позиции необходимо выполнение комплекса педагогических условий: развитие имиджа педагога дополнительного образования с помощью информационных технологий; направленность профессионального сообщества дополнительного образования на самоактуализацию каждого члена коллектива, в том числе и руководителя; развитие системы социального партнерства, повышающей продуктивность педагогического процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Педагогика : учеб. курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань : Центр инновационных технологий, 2000.

2. Дорожкина O.A., ПервоваГ. М. [и др.]. Социальное партнерство как фактор совершенствования системы профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2007. № 2 (12). С. 12-18.

3. Имидж лидера : психологическое пособие для политиков / под ред. Е. В. Егоровой-Гантман . М.: О-во «Знание» России, 19944. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред.

О. И. Шкаратана ; гос. ун-т. Высш. шк. экономики. М., 2000.

5. Кондратенко Е. В. Социальное партнерство как фактор развития образовательного пространства школы // Развитие общеобразовательной школы: от традиций к инновациям : сб. ст. и методических рекомендаций. Йошкар-Ола : МИО, 2010. С. 36-45.

6. Концепция информатизации сферы образования РФ // Бюллетень «Проблема информатизации высшей школы». М., 1998. № 3-4.

7. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1982. С. 201-288.

8. Модель И. М., Модель Б. С. Социальное партнерство при федерализме: в порядке обсуждения проблемы // Полис. 2000. № 2. С. 174.

9. Панфилова А. П. Имидж делового человека . СПб.: Знание : ИВЭСЭП, 2007.

10. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа : учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2007.

11. Потемкина О. Ф. Имидж политического лидера. М. : Моск. ун-т культуры и искусств, 2003.

12. Свободная энциклопедия Wikipedia. URL: Ьйр://га.™Шре(31а.о^/™Ш/информационные_технологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Словарь-справочник по социологии : учеб. пособие / А. А. Акмалова, В. К. Мокшин. Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 2008.

14. Ховрин А. Ю. Социальное партнерство как механизм трудоустройства молодых специалистов // Высшее образование в России. 2008. № 6. С. 134~137-

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.