Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективного использования игровых методов и форм в обучении курсантов военных вузов'

Педагогические условия эффективного использования игровых методов и форм в обучении курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / AKTIVNY METHODS OF TRAINING / GAME METHODS OF TRAINING / GAME FORMS OF EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлов С. И.

В статье рассматриваются игровые формы и методы проведения учебных занятий с курсантами военных вузов, обосновываются педагогические условия их эффективного использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE USE OF GAME METHODS AND FORMS IN TRAINING OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

In article game forms and methods of carrying out studies with cadets of military higher education institutions are considered, pedagogical conditions of their effective use locate.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективного использования игровых методов и форм в обучении курсантов военных вузов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Орлов С.И., адъюнкт кафедры педагогики Военного университета

В статье рассматриваются игровые формы и методы проведения учебных занятий с курсантами военных вузов, обосновываются педагогические условия их эффективного использования.

Ключевые слова: активные методы обучения, игровые методы обучения, игровые формы обучения, информационные технологии в образовании, информационно-технологическое обеспечение.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE USE OF GAME METHODS AND FORMS IN TRAINING OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Orlov S., Graduated in a military academy of chair of pedagogics of Military university

In article game forms and methods of carrying out studies with cadets of military higher education institutions are considered, pedagogical conditions of their effective use locate.

Keywords: aktivny methods of training, game methods of training, game forms of education, information technologies in education, information technological support.

Как показывает теоретический анализ и результаты опытноэкспериментального исследования, наиболее часто применяемыми в педагогической практике игровыми формами и методами проведения учебных занятий являются деловые игры.

Как известно, деловая игра - одна из наиболее сложных форм игровых занятий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность. Для представления методических возможностей применения деловых игр на основе информационно-технологических средств в учебном процессе, приведем их классификацию по двум наиболее характерным признакам [3].

1. По характеру моделируемых ситуаций: игра с соперником (борьба сторон), игра с природой, игра-тренировка.

2. По характеру игрового процесса: противоборство, взаимодействие, состязание, программированные игры.

Деловые игры отличаются динамизмом обстановки, повторяемостью шагов, сложным сочетанием возможных альтернатив действия, ограничением времени на принятие решений.

Дидактические свойства деловых игр характеризуют следующие признаки [4].

1. Наличие важной социально-экономической, социально-психологической проблемы, требующей для своего разрешениямоде-лирования профессиональной деятельности большого коллектива специалистов.

2. Наличие общей цели для всего игрового коллектива и возможность для каждого участника игры влиять на достижение конечного результата, работая на определенной должности.

3. Наличие информационной неопределенности, сбоев, отклонений, осложнений, неполадок в обстановке, как и в реальной жизни.

4. Принятие и реализация в процессе игры последовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого другим участником на предыдущем этапе.

5. Наличие и необходимость в развитой системе стимулирования.

Необходимо заметить, что отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков не позволяет считать занятие деловой игрой, а требует отнести его к одному из других методов активного обучения.

Игровая система управления существенно отличается от реального аналога, поскольку:

- позволяет одновременно отражать весь цикл и все аспекты управления и многократно повторять эксперимент, начиная от принятия решений, выдачи заданий, и оканчивая отчетом о реализации этих решений;

- организационная структура может упрощаться с таким расчетом, чтобы ход игры и характер отрабатываемых ситуаций в наибольшей степени способствовали достижению дидактических целей игры;

- реальная информация о функционировании управляемого объекта подменяется псевдо реальной, получаемой в результате

6 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

sv2_12.P65 6 6/3/11, 1:10

имитации процессов;

- истинные интересы конкретных должностных лиц, механизмы, обусловливающие принятие ими тех или иных управленческих решений, уступают место игровой системе стимулирования;

- обладает свойствами двупланности, проявляющейся в сочетании условности и серьезности, игровой деятельности и деятельности по поводу игры (замечания, обсуждения, анкетирования участников и т.п.).

Следовательно, под деловой игрой понимается процесс выработки и принятия решения в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры.

Деловые игры, используемые в учебном процессе, обладают широкими дидактическими возможностями, поскольку они обеспечивают:

- закрепление и комплексное применение знаний, полученных при изучении разных дисциплин (интеграционная роль игр);

- формирование четкого представления о профессиональной деятельности в избранной специальности;

- развитие навыков эффективного управления реальными процессами, в том числе с помощью современных математических методов и технических средств;

- освоение особенностей коллективной профессиональной деятельности, приобретение навыков организации взаимодействия с органами обеспечения и обслуживания.

Возможности деловых игр настолько широки, что в ряде рос-сийскихвоенных и гражданских вузов их стали использовать не только для обучения, но и для контроля обученности, в том числе даже на государственных экзаменах.

При разработке деловой игры,анализируяучебную программу и другую документацию, преподаватель определяет дидактические цели, а затем выбирает цель и объект игры.

Выбрав объект игры, преподаватель исследует прототип игровой системы управления и вскрывает закономерности его функционирования. Для этого важно изучить и зафиксировать воздействия внешней среды, применяемые в процессе принятия решений, математические методы, технические средства, графические и другие модели, исходные данные и формы представления информации, состав и функции участвующих в работе служб и отдельных должностных лиц.

На основании перечисленных правил разрабатывается модель, принципы и механизм игры. Одновременно учитывается необходимость упрощенно представить в игре влияние внешней среды и связи с ней.

Последовательность операций и их взаимосвязь удобно отображать в виде блок-схемы, охватывающей этапы подготовки и проведения игры, а также учет и анализ её результатов. Каждая операция (процедура), выполняемая участниками игры, представляет собой информационный процесс, сопровождаемый получени-

ем, обработкой и выдачей сведений. Эти сведения отражаются в документах, используемых в процессе игры. Важно обеспечить максимальную простоту и удобство заполнения игровых документов, использование стандартных, заранее заготовленных бланков.

На основе полученной документации ведется детальная разработка процедур, реализуемых участниками игры, т.е. из процесса игры выбирается и фиксируется по каждому участнику игры вся совокупность и последовательность реализуемых им операций. Тем самым обеспечивается точное соблюдение каждым участником возложенных на него в команде функций.

Разработанная игра должна пройти экспериментальную проверку. При этом выявляются ее осуществимость и ценность, обнаруживаются вопросы, требующие уточнения и доработки, устанавливается реальный темп игры, циклы, шаги, операции и процедуры. По результатам экспериментальной проверки игра дорабатывается, при этом идет подготовка её руководителей.

Подготовленная и прошедшая экспериментальную проверку игра должна быть надлежащим образом оформлена. Совокупность основных документов, инструкций и описаний по игре представляют в виде методической разработки (указаний) для преподавателя.

Каждый участник должен получить индивидуальную инструкцию, в которой последовательно излагаются процедуры, реализуемые им на всех стадиях и шагах игры.

Одной из важных особенностей деловой игры является её явно выраженный профессиональный характер.Увидев свою будущую деятельность, курсант приучается принимать во внимание совокупность реальных сил, обстановку, интересы отдельных лиц, зримо представлять себе ролевые функции в различных ситуациях. Профессиональные деловые игры можно условно разделить на имитационные, операционные, исполнения ролей, методы инсценировки, психодрамы и социодрамы.

Среди форм и методов игрового обучения особое место занимают и методы анализа конкретных ситуаций, «мозговой атаки», интеллектуальной разминки и другие. Кратко рассмотрим особенности их проведения с точки зрения игровой педагогической практики.

Рассмотрим метод анализа конкретных ситуаций как первичную форму игрового обучения.Организация познавательной деятельности курсантов в форме анализа конкретных ситуаций имеет ряд разновидностей в зависимости от дидактических целей занятия. В их числе разбор «микро ситуаций» или казусов по ходу лекции, рассмотрение конфликтных ситуаций, имевших место в реальной действительности, «метод клиники», решение ситуационных задач и т.п.

В учебной игровой практике метод анализа конкретных ситуаций основан на исследовании некоторого фиксированного сочетания исходных данных, динамика в таких ситуациях отсутствует. Задания не предусматривают взаимодействия команд игроков и отдельных участников; не предусматривается и выработка коллегиальных решений в процессе анализа ситуаций. Обозначенный метод, в первую очередь, рассчитан на индивидуальную работу курсантов. Он является первой и наиболее распространенной формой игрового моделирования, способствует формированию профессиональной интуиции, умения разбираться в нестандартных ситуациях, а также предвидеть возможные последствия тех или иных решений.

В простейшем случае метод разбора конкретных ситуаций используется на практических занятиях.

В некоторых случаях на занятиях используется «метод клиники», являющийся частным случаем метода анализа конкретных ситуаций. Суть его состоит в том, что на занятии детально анализируется подход к решению той или иной реальной проблемы. Название этого метода пришло из медицинской практики: так называется метод работы, когда группа врачей или практикантов производит анализ конкретного больного. Все участники обсуждения работают на равных и могут высказать свое мнение. Определяются четкие этапы решения задачи, оцениваются сопутствующие обстоятельства, составляется план действий.

«Метод клиники» рекомендуется для тренировки обучающихся в решении задач в рамках заранее составленной и известной программы. Он эффективен, если надо исправить ошибки, наиболее часто допускаемые курсантами, помочь им преодолеть трудности. Главным условием успеха в этом случае является постановка задач, непосредственно связанных с их профессиональными интересами.

Разновидностью метода анализа конкретной ситуации является и метод рассмотрения аварийных случаев. Здесь каждый участник занятия получает описание истинной или воображаемой «аварийной ситуации». Затем дается время на обдумывание, после чего проводится групповой анализ. В конце занятия подводятся итоги обсуждения.

Этот метод хорошо развивает у курсантов навыки управления деятельностью и контроля, межличностных отношений в коллективе. Метод очень эффективен для отработки приемов быстрого устранения неполадок в

Методы «мозговой атаки» представляют собой эмпирически найденные эффективные способы решения творческих задач [1]. Универсальность этого метода позволяет с его помощью рассматривать почти любую проблему или затруднение в сфере человеческой деятельности, если они достаточно просто и ясно сформулированы. Поэтому метод может широко использоваться в военных вузах, особенно в игровых формах.

Рассмотрим порядок организации и проведения «мозговых атак» в их различных модификациях.

Метод «прямой мозговой атаки» используется для решения творческих задач. При постановке задачи должны быть четко сформулированы два момента: Что в итоге желательно получить или иметь, и что мешает получению желаемого?

Продолжительность сеанса «мозговой атаки» составляет 1,5-2 часа, в том числе представление участников и ознакомление их с правилами сеанса (5-10 мин), постановка задачи ведущим с ответами на вопросы (10-15 мин), проведение «мозговой атаки» (20-30 мин), перерыв (10 мин), составление отредактированного списка идей (30-45 мин) [4].

Фиксирование идей, высказываемых во время сеанса, проводится одним из трех способов: с помощью стенографиста, самим участником, или с помощью магнитофона.

Метод «обратной мозговой атаки» ориентирован на решение задачи, составление наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика [2].

Формулировка задачи для «обратной мозговой атаки» должна содержать краткие и исчерпывающие ответы на заданные вопросы.

В игровых формах обучения такой метод может использоваться для критики выработанных решений, что необычайно активизирует курсантскую аудиторию.

Система организации, продолжительность и порядок совещания, фиксирование идей такие же, как и в случае прямой мозговой атаки.

Рассмотренные модификации «мозговой атаки», как один из элементов информационно-технологического обеспечения обучения курсантов, могут широко использоваться при проведении таких форм игровых занятий, как анализ конкретных ситуаций и разыгрывание ролей, игровое моделирование (конструирование) и деловая игра.

Таким образом, основными педагогическими условиями эффективного использования игровых методов и форм в обучении курсантов являются:

- построение организации игровых методов и форм на основе современных информационно-технологических средств;

- использование наглядных возможностей информационнотехнологических средств;

- комплексирование автоматизированных расчётных систем в ходе учебных занятий;

- возможности моделирования различных ситуаций (в том числе моделирование боевых действий, последствий ядерного воздействия, морально-боевого состояния войск и др.)

Литература:

1. Алёхин И.А. Военная педагогика: Учебное пособие / Под общей редакцией И.А. Алёхина. - М.: ВУ, 2007. - 413с.

2. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И.Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 192 с.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛА-ДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил.

4. Соловцов Н.Е., Никандров Н.Д.Военная дидактика: Учебное пособие / Под общей ред Н.Е. Соловцова и Н.Д. Никандрова. - М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2000. - 806 с.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.