Т. В. Мисюрко
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМАНДНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С. М. Буденного.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. Ю. Ефремов
В статье рассмотрены функции высшей школы по подготовке специалистов для наукоемких производств, показано, что успешная профессиональная деятельность специалистов предполагает привитие им навыков командной творческой работы в процессе обучения в вузе, сформулированы условия достижения эффективной творческой командной работы в образовательном процессе высшей школы.
Ключевые слова: инновационная деятельность, командная творческая работа, эффективность творчества.
T. Misyurko
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ACHIEVEMENT OF STUDENTS' EFFECTIVE CREATIVE TEAMWORK AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
The functions of the higher education system in preparation of experts for knowledge-intensive production are considered. It is shown that successful professional work of experts assumes that they develop skills of creative teamwork in the course of studying at higher educational institution. The conditions for achievement of effective creative teamwork in the educational process of a higher educational institution are formulated.
Key words: innovative activity, creative teamwork, efficiency of creative work.
Формирование российской наукоемкой экономики и ее интеграция в мировую экономику, основанную на новых знаниях, невозможны без опережающей подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологических производств. Наукоемким предприятиям необходимы специалисты новой формации, владеющие высоким интеллектуальным потенциалом, который в значительной мере формируется в процессе их профессиональной подготовки в сфере высшего образования.
Объективный анализ свидетельствует, что высшее образование в современных условиях может выполнять присущие ему функции лишь при условии, если оно обеспечивает [3, с. 8213]:
• разностороннее и своевременное развитие у обучающихся творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
• формирование у будущих специалистов целостного миропонимания и современного
научного мировоззрения, трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции;
• организацию учебного процесса с учетом достижений науки, систематическим обновлением всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
• непрерывность образования в течение всей жизни человека;
• вариативность образовательных программ, направленных на индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;
• подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях развития новых наукоемких технологий.
Реализация перечисленных условий подготовки будущих специалистов предполагает также развертывание в вузе инновационной деятельности с широким вовлечением в нее коллективного творческого труда обучающихся с привитием им навыков командной работы в инновационном процессе.
Важность привития обучающимся в высшей школе навыков командной творческой работы обусловлена все возрастающей сложностью генерации новых знаний, практической невозможностью в одиночку решить по-настоящему сложную научно-техническую проблему. Традиционные методы решения технических проблем оказываются неэффективными.
В системе профессионального образования растет понимание того, что необходимы новые условия, при которых возможен переход от авторитарно-иерархической модели коллектива к новой «горизонтальной» структуре построения коллектива при решении творческих задач.
«Радикальное изменение организации творческого труда неизбежно ведет к новым требованиям, к мастерству и умениям работать, а для этого нужны люди нового типа» [5, с. 16]. Стало очевидным, что традиционные условия деятельности творческих коллективов нуждаются в обновлении.
Анализ литературы по управлению деятельностью коллективов в инновационном
процессе [1; 2], все возрастающее число научно-практических конференций по этой проблеме указывают, что с 1990-х гг. все большее внимание со стороны педагогических коллективов уделяется представлению творческих коллективов как «обучающейся организации». Так в работе Уэстона (D. M. Weston) [5, р. 21] выделены три ключевых условия формирования эффективно работающего творческого коллектива: «видение, ценности и целостность; диалог; системное мышление». В своей работе Уэстон выделил три базовых «метода соединения обучения с повседневной деятельностью: интеллектуальное моделирование, обучение во время работы, усиление обучения».
Опираясь на подход П. Сенджа (P. Senge) [4, р. 4] можно выделить следующие педагогические условия достижения эффективности командной творческой работы обучающихся в высшей школе: формирование системного мышления обучающихся; реализация интеллектуальных моделей; личное совершенствование; совместное видение; групповое обучение и диалог.
В условиях командной работы с традиционными «методами управления» трудно отказаться от мысли, что «обучающаяся организация» есть некая конечная цель пути. Так успех многих творческих коллективов в восточно-азиатских государствах во многом обусловлен особенностями их общей культуры. Например, на китайском языке «изучение» буквально означает «изучать и практиковать постоянно». Это иллюстрирует второе фундаментальное условие - формирование обучающейся организации предполагает осуществление глубоких культурных сдвигов в сознании творческого коллектива. С учетом этого выделенные выше пять условий, определяющие эффективность творческих команд как «обучающихся организаций», имеют особый педагогический смысл и содержание в высшей школе. Рассмотрим содержание выделенных условий.
Формирование системного мышления обучающихся в вузе. Творческая деятельность, как и другие виды человеческой деятельности, также представляет собой некую систему.
ПЕДАГОГИКА
Здесь имеют место невидимые взаимозависимости, которые могут проявляться с большим временным сдвигом. Функционирование творческой команды в этой системе затрудняет возможность видения изменений в их целостности. Часто внимание уделяется отдельным частям системы, что в большинстве случаев исключает возможность преодоления трудностей в процессе решения творческих задач. Системное мышление представляет собой концептуальную рамку, совокупность развитых за последние десятилетия знаний и инструментов, предназначенных для более легкого восприятия обучающимися в высшей школе целостности явлений и, следовательно, облегчающих достижение целей высшего образования.
Реализация интеллектуальных моделей, как ментальных предположений, обобщений или образов, влияющих на понимание человеком мира и на выбор способа действий. Часто человек не осознает существование этих моделей и не чувствует их влияние на свое поведение. Модели того, что может и чего не может быть сделано в различных ситуациях творческого процесса, глубоко укоренены в сознании человека. Многие подходы, идеи и инновации не реализуются на практике потому, что они противоречат неявно осознаваемым, глубоко укорененным в сознании интеллектуальным моделям. Работа с интеллектуальными моделями каждого из членов творческой команды (обучающихся) должна начинаться с осознания собственных представлений, чтобы делать их доступными для внимательного изучения.
Личное совершенствование. Личное совершенствование (мастерство) участника творческого учебного коллектива означает достижение особого уровня умений, позволяющих участнику инновационного (образовательного) процесса последовательно добиваться наиболее значимых для него результатов. Главная черта такой личности - неустанное обучение, постоянное совершенствование своего мастерства.
Личное мастерство заключается в способности непрерывного прояснения и углубления личного видения, в концепции своих усилий,
в воспитании терпения и умения объективно оценивать окружающую действительность. Личное совершенствование - в сущности краеугольный камень образования. Приверженность коллектива обучению и его способность продвигаться вперед не может быть больше, чем у отдельных членов коллектива. Часто в трудовых коллективах не поощряется стремление к совершенствованию. Результатом такого положения является то, что в коллектив приходят яркие и очень энергичные люди, стремящиеся чего-то достичь, но уже через короткое время многие из них теряют преданность делу, чувство своей личной значимости и воодушевления.
Совместное видение. Во все времена лидеров творческих коллективов вдохновляла убежденность в том, что нужна и возможна общая для всех картина будущего, к которой необходимо стремиться. Практически нет коллективов, сумевших добиться каких-либо существенных успехов, работники которых не объединены общей целью, ценностями и сознанием долга. Важно, что такое состояние достигается не потому, что им так приказали, а потому, что это их личное желание, обретенное в процессе непрерывного обучения.
Чтобы сформировать и поддержать такое общее видение у обучающихся в вузе важно делать зримыми общие «картины будущего», будущей профессиональной деятельности.
Групповое обучение и диалог. Существует множество примеров того, как общий интеллект команды оказывается выше, чем у каждого из ее членов, что порождает сверхобычные способности осуществления скоординированных действий. Если такая команда способна учиться, она не только достигает значительных результатов, но и ее сотрудники демонстрируют более быстрый рост, чем в любых других обстоятельствах.
Командное обучение в вузе начинается с диалога, с отбрасывания штампов и предрассудков, что открывает путь к «совместному мышлению». Диалог обеспечивает свободный обмен мнениями в группе, что приводит к интуитивным решениям, недоступным для отдельных участников диалога. Групповое обучение имеет принципиальное значение, так
как в современной творческой команде единицей, которая действует и учится, является не отдельный человек, а команда.
Рассмотренные педагогические условия достижения эффективности командной работы обучающихся высшей школы как «обучающейся организации» при их реализации не допускают слепого копирования успешных команд. Возможность построить эффективно действующую творческую команду в ходе образовательного процесса возникнет тогда, когда обучающиеся постоянно расширяют свои способности создавать то, что они действительно хотят, когда возникают новые, активные способы мышления и возможна свобода для коллективных притязаний, когда люди постоянно учатся тому, как учиться всем вместе.
Теоретические выводы о возможности повышения эффективности творческой командной работы за счет формирования рассмотренных педагогических условий деятельности творческого коллектива как «обучающейся организации» подтверждены проведенными эмпирическими исследованиями.
Сущность этих исследований заключалась в переходе от принципа индивидуального подбора, обучения и оценки готовности обучающихся к инновационной деятельности, к принципу структурирования, обучения и функционирования команды как единой «обучающейся организации».
Результаты эмпирических исследований показали не только способность такой команды успешно решать более сложные наукоемкие проблемы, но и ее стабильность во времени. Как правило, команда, объединенная общим системным видением проблемы, единством ментальных предположений и другими признаками «обучающейся организации», успешно работает на протяжении всего периода обучения в вузе.
Полученные результаты имеют важное научное и практическое значение, так как вооружают педагогические коллективы методикой подготовки специалистов для высокотехнологических производств; раскрывают новые закономерности функционирования творческого коллектива в инновационном процессе; развивают научное представление о тенденциях дальнейшего совершенствования системы высшего профессионального образования.
Таким образом, на основе выполненных исследований выделена и обоснована совокупность педагогических условий, необходимых для достижения эффективной командной творческой работы обучающихся высшей школы, определено содержание данных условий, а их реализация в образовательном процессе вуза будет способствовать повышению качества подготовки специалистов для наукоемких производств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранчеев В. П. Управление знаниями в инновационной сфере: учебник. М.: ООО «Благовест - В», 2007. 272 с.
2. Букович У., Ульямс Р. Управление знаниями: руководство к действию / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. 504 с.
3. О национальной доктрине образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 года № 751. М.: Собрание законодательства Российской Федерации № 41 от 09.10.2000. 2000. 8213 с.
4. Senge Peter. The Fifth Discipline. The Art and Practice of the beaming Organization. Kharkov, 2006. 384 р.
5. Weston D. M. Organizational Leaning Strategy. Menlo Park, Ca: SRI International, 1993. 124 p.
REFERENCES
1. Barancheyev V. P. Upravleniye znaniyami v innovatsionnoy sfere: uchebnik. M.: OOO «Blagovest - V», 2007. 272 s.
2. Bukovich U., Ul'yams R. Upravleniye znaniyami: rukovodstvo k deystviyu / per. s angl. M.: INFRA-M, 2002. 504 s.
ПЕДАГОГИКА
3. O natsional'noy doktrine obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 04.10.2000 goda N 751. M.: Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii N 41 ot 09.10.2000. 2000. 8213 s.
4. Senge Peter. The Fifth Discipline. The Art and Practice of the Learning Organization. Kharkov, 2006. 384 r.
5. Weston D. M. Organizational Leaning Strategy. Menlo Park, Ca: SRI International, 1993. 124 p.