Научная статья на тему 'Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания'

Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1964
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PRESCHOOL CHILDREN ADAPTATION / PHYSICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мель Людмила Владимировна

Рассматривается проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду. Исследованы особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста и возможности физического воспитания для улучшения протекания периода адаптации. Прослежена динамика показателей физического состояния детей 2-3-летнего возраста в условиях детского сада. Разработаны, обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия для детей младшего дошкольного возраста средствами физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мель Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF JUNIOR PRESCHOOL CHILDREN ADAPTATION IN CONDITIONS OF PHYSICAL EDUCATION ACTIVITIES

The problem of junior preschool children adaptation for kindergarten is considered. The peculiarities of junior preschool children adaptation and the resources of physical education for the improvement of adaptation period are analyzed. The dynamics of two-three-year-old-children’s physical state indicators in the conditions of kindergarten is observed. The pedagogical conditions for junior preschool children by means of physical education are worked out, substantiated and experimentally tested.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания»

УДК 373.2.037 ББК Ч410.055

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Л.В. Мель

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF JUNIOR PRESCHOOL CHILDREN ADAPTATION IN CONDITIONS OF PHYSICAL EDUCATION ACTIVITIES

L. Mel Ural State University of Physical Education (the city of Chelyabinsk)

Рассматривается проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду. Исследованы особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста и возможности физического воспитания для улучшения протекания периода адаптации. Прослежена динамика показателей физического состояния детей 2-3-летнего возраста в условиях детского сада. Разработаны, обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия для детей младшего дошкольного возраста средствами физического воспитания.

Ключевые слова: адаптация дошкольников, физическое воспитание, педагогические условия.

The problem of junior preschool children adaptation for kindergarten is considered. The peculiarities of junior preschool children adaptation and the resources of physical education for the improvement of adaptation period are analyzed. The dynamics of two-three-year-old-children’s physical state indicators in the conditions of kindergarten is observed. The pedagogical conditions for junior preschool children by means of physical education are worked out, substantiated and experimentally tested.

Keywords: preschool children adaptation, physical education, pedagogical conditions.

Проблема исследования адаптации детей младшего дошкольного возраста не нова для педагогики. Предметом внимания ученых являлись разные аспекты этого процесса. С приходом ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специаль-

ной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия [1, 3].

Именно поэтому необходима целенаправленная организация педагогических условий в процессе физического воспитания в жизни детей младшего дошкольного возраста, которая приводила бы к наиболее адекватному, менее болезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

Сведения, содержащиеся в работах Л.С. Выготского, А. Фрейда, К. Хорни, Э. Эриксона [2], подчеркивают важность правильного воспи-

Вопросы общего образования

тания детей с раннего возраста и гуманного к ним отношения. Чтобы формировать такое отношение, родителям и педагогам нужно знать особенности процесса адаптации детей в этом возрасте.

В ходе достижения поставленной цели и решения сформулированных задач педагогического исследования был использован комплекс методов научного исследования педагогического и психологического характера: педагогическое наблюдение, анкетирование родителей, беседа с педагогами. Для обработки результатов экспериментальной работы использовались методы математической статистики.

Основной экспериментальной базой исследования на всех этапах было Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 404 Калининского района города Челябинска. Всего в исследовании участвовало 60 детей первых младших групп в возрасте 2-3 лет и родители детей в количестве 60 человек.

В период адаптации у ребенка появляются изменения ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград [4, 5]. Для их преодоления в ходе исследования предусматривалось опираться на педагогические условия, в основе которых лежит комплексный подход к процессу адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач. Применительно к предмету нашего исследования педагогические условия определяются как целенаправленно организованные обстоятельства и особенности педагогической деятельности, которые способствуют более успешной адаптации детей к детскому саду. Цель использования педагогических условий для адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду состоит в повышении эффективности адаптации детей в процессе физического воспитания.

В процессе исследования был определен комплекс педагогических условий процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания. В комплекс педагогических условий входят:

- создание эмоционально благоприятной атмосферы для детей в процессе физического воспитания;

- совместная работа с родителями для учета индивидуальных и психологических особенностей детей;

- организация игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов ребенка со взрослыми и ребенка с детьми в процессе физического воспитания;

- расширение развивающей среды и социальных контактов ребенка в детском саду в период адаптации к детскому саду.

Организация экспериментального исследования работы направлена на апробацию и внедрение разработанной нами теоретической модели и методики улучшения процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Для получения результатов экспериментальной работы была осуществлена диагностика уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания в детском саду. В период адаптации детей младшего дошкольного возраста за каждым ребенком велось педагогическое наблюдение, результаты которого фиксировались в индивидуальной карте наблюдения. По сопровождению адаптации вновь поступивших детей младшего дошкольного возраста были сопоставлены и проанализированы данные, полученные по итогам заполнения адаптационных листов.

На начальном этапе адаптации детей младшего дошкольного возраста, для получения результатов экспериментальной работы, нами был проведен анализ результатов анкетирования родителей для выявления психологопедагогических параметров готовности поступления ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение, формирования у малышей положительной ассоциативной связи с дошкольным учреждением.

Исходя из анализа ответов родителей на вопросы анкеты были получены следующие результаты: 31,9 % детей готовы к поступлению в дошкольное учреждение, 51 % - условно готовы к детскому саду, а 17,1 % - не готовы.

Для определения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста проводилось педагогическое наблюдение по нескольким критериям, в котором отслеживали эмоциональное состояние, социальный контакт, сон, аппетит и двигательную активность детей

Мель Л.В.

Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста...

Таблица 1

Показатели результатов адаптации детей младшего дошкольного возраста до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

Критерии адаптации Контрольная группа (п = 37) t P Экспериментальная группа (п = 20) t P

до после до после

Отрицательные эмоции 1,1 ± 0,2 2,2 ± 0,2 3,0 < 0,05 1,5 ± 0,4 2,2 ± 0,3 2,1 < 0,05

Положительные эмоции 1,3 ± 0,2 1,7 ± 0,2 1,5 > 0,05 2,2 ± 0,6 3,2 ± 0,4 3,1 < 0,05

Социальный контакт 1,7 ± 0,1 2,2 ± 0,2 2,1 < 0,05 1,6 ± 0,3 3,2 ± 0,4 4,0 < 0,05

Сон 1,2 ± 0,2 1,6 ± 0,2 3,5 < 0,05 1,7 ± 0.3 3,1 ± 0,7 1,9 < 0,05

Аппетит 2,2 ± 0,2 2,3 ± 0,2 0,6 > 0,05 1,6 ± 0,2 3,8 ± 0,3 6,1 < 0,05

Двигательная активность 1,3 ± 0,2 1,8 ± 0,2 4,7 < 0,05 1,7 ± 0,2 2,8 ± 0,2 5,7 < 0,05

младшего дошкольного возраста в процессе адаптации к детскому саду. В табл. 1 представлены результаты адаптации детей младшего дошкольного возраста в период поступления в детский сад и после адаптации.

Исследование показателей адаптации свидетельствует о том, что у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в детский сад до проведения педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах статистически значимых различий не наблюдается ф > 0,05).

По первому критерию «отрицательные эмоции» показатели и в контрольной, и в экспериментальной группе изменились, причем в обеих группах изменения статистически значимы. Результаты исследования имеют ценность в том случае, если с ребенком удалось наладить доброжелательный контакт, чтобы у ребенка возникло желание, и он был бы достаточно заинтересован. Проведение исследования во многом определялось возрастом и состоянием ребенка, которое оказало заметное влияние на его продуктивность в процессе диагностики. Следует обращать внимание на общий фон настроения ребенка и создание особых отношений доверия между ребенком и взрослым.

Анализ данных, полученных по второму критерию «положительные эмоции», демонстрирует тот факт, что в контрольной группе изменения показателей статистически незначимы ( > 0,05). Это свидетельствует о том, что недостаточно хорошо была создана эмоционально благоприятная атмосфера для детей младшего дошкольного возраста в процессе адаптации. В экспериментальной группе показатели положительных эмоций гораздо

выше и имеют статистически значимые изменения ^ < 0,05), о чем свидетельствуют представленные экспериментальные данные. Комплексная методика по развитию физической подготовленности оказала позитивное влияние на повышение положительных эмоций. Из показателей критерия «социальный контакт» наглядно видно, что изменения показателей статистически значимы ^ < 0,05) в обеих группах, это говорит о правильности организации педагогической и игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста на протяжении всего периода адаптации, которая была направлена на формирование эмоциональных контактов ребенка со взрослыми. Показатели критерия адаптации «сон» также показывают статистически значимые изменения результатов ^ < 0,05) в обеих группах: контрольной и экспериментальной. Постепенное включение в групповые игры и контакты со взрослыми и со сверстниками, преодоление психологических преград сделали эмоциональный фон более насыщенным, что, в свою очередь, оказало положительное влияние на сон.

Анализ данных критерия «аппетит» показывает, что в контрольной группе результат ниже и статистически значимые изменения не наблюдаются ^ > 0,05), в то время как в экспериментальной группе показатель значительно увеличился и имеет статистически значимое изменение результата ( < 0,05). Изменение результата в экспериментальной группе подтверждает эффективность как педагогического процесса, так и организации педагогических условий в процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду.

Вопросы общего образования

Таблица 2

Показатели сравнительных данных уровня адаптации детей в опытных группах после педагогического исследования

Критерии адаптации Контрольная группа (п = 37) Экспериментальная группа (п = 20) t Р

Отрицательные эмоции 2,2 ± 0,2 2,2 ± 0,3 0,2 > 0,05

Положительные эмоции 1,7 ± 0,2 3,2 ± 0,4 З,2 < 0,05

Социальный контакт 2,2 ± 0,2 3,2 ± 0,4 2,5 < 0,05

Сон 1,6 ± 0,2 3,1 ± 0,7 1,9 > 0,05

Аппетит 2,3 ± 0,2 3,8 ± 0,3 3,8 < 0,05

Двигательная активность 1,8 ± 0,2 2,8 ± 0,2 3,0 < 0,05

По критерию «двигательная активность» оценивались двигательные способности детей младшего дошкольного возраста на момент поступления в дошкольное образовательное учреждение и в процессе адаптации. Приведенные данные указывают, что в контрольной группе изменения результатов исследования статистически незначимы (р > 0,05), а в экспериментальной группе наблюдаются статистически значимые различия (р < 0,05), что свидетельствует о существенном улучшении показателя развития двигательной активности уже на начальном этапе педагогического эксперимента. Организация игровой деятельности, направленная на формирование эмоциональных контактов ребенка со взрослыми и ребенка с детьми в процессе физического воспитания, вызывала у детей младшего дошкольного возраста наибольшую мотивацию к двигательным действиям и к выполнению физических упражнений.

После проведения педагогического эксперимента показатели в экспериментальной группе улучшились по всем критериям адаптации, все изменения статистически значимы.

Данные результаты показателей критерия адаптации подтверждают наше предположение о необходимости организации педагогических условий в процессе физического воспитания для повышения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста. К промежуточному и итоговому этапам педагогического эксперимента различия между контрольной и экспериментальной группами достигают уровня статистической значимости.

Результаты сравнительных данных процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста представлены в табл. 2.

Полученные результаты педагогического

эксперимента показывают возрастание эффективности процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания к детскому саду и соответствуют поставленной цели исследования.

Таким образом, организация педагогических условий адаптации детей младшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания обеспечивает достижение главной цели - улучшения протекания адаптации у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольное учреждение.

Предложенные педагогические условия могут быть взяты за основу при планировании работы по процессу адаптации детей младшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении.

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья / Н.А. Агаджанян, А.И. Труханов. - М.: Изд-во «Сирин», 2002. -156 с.

2. Выготский, Л.С. Детская психология. Проблемы возраста /Л.С. Выготский //Собр. соч. : в 6 т. - М. : Просвещение, 1984.

3. Изаак, С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности российских детей дошкольного возраста / С.И. Изаак, Т. В. Панасюк // Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. - М.: Изд-во «Арден», 2005. - № 3. - С. 60-62.

4. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 29-35; № 4. -С. 46-51 (окончание).

5. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М. : Гуманит. издат. центр «Владос», 1999. - 360 с.

Поступила в редакцию 27 мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.