Научная статья на тему 'Педагогические требования к информационно-измерительным системам количественной оценки техники передвижения на лыжах'

Педагогические требования к информационно-измерительным системам количественной оценки техники передвижения на лыжах Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лыжные гонки / биатлон / анкетирование / педагогический контроль / количественная оценка техники движений / педагогические требования / информационно-измерительные системы. / cross-country skiing / biathlon / questionnaire / pedagogical control / quantitative assessment of movement techniques / pedagogical requirements / information-measuring systems.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Дорожко Александр Сергеевич, Васюк Валерий Евстафьевич

Важной особенностью информационно-измерительных систем для контроля различных сторон подготовленности спортсменов является их соответствие конкретным педагогическим требованиям, выдвигаемым практикой видов спорта. Цель исследования: разработать педагогические требования к информационно-измерительным системам количественной оценки техники передвижения на лыжах по данным онлайн-анкетирования тренеров по лыжным гонкам и биатлону. Методы и организация исследования. Проведен анкетный опрос 32 квалифицированных тренеров по лыжным гонкам и биатлону, работающих в Республике Беларусь и Ханты-Мансийском автономном округе – Югра Российской Федерации. Для анализа результатов анкетирования использованы методы дескриптивной статистики. Результаты. Установлено, что методы качественного биомеханического анализа при оценке техники движений являются наиболее распространенными в контроле технической подготовленности спортсменов-лыжников. В то же время с точки зрения практики более востребованными являются инструментальные методы оценки техники передвижения на лыжах, позволяющие получать точную количественную информацию о биомеханических параметрах движений. Определены недостатки существующих и выявлены перспективно полезные функции разрабатываемых информационно-измерительных систем. Заключение. Предложены педагогические требования к информационно-измерительным системам количественной оценки техники передвижения на лыжах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Дорожко Александр Сергеевич, Васюк Валерий Евстафьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical requirements for information and measurement systems of quantitative assessment of cross-country skiing techniques

An important feature of information-measuring systems for monitoring various aspects of athletes' preparedness is their compliance with specific pedagogical requirements put forward by the practice of sports. The purpose of the research is to develop pedagogical requirements for information and measurement systems for quantitative assessment of cross-country skiing technique based on data from an online survey of cross-country skiing and biathlon coaches. Methods and organization of the research. A questionnaire survey was conducted of 32 qualified cross-country skiing and biathlon coaches working in the Republic of Belarus and the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug Yugra of the Russian Federation. Descriptive statistics methods were used to analyze the survey results. Results. It has been established that methods of qualitative biomechanical analysis when assessing movement technique are the most common in monitoring the technical readiness of cross-country skiers. At the same time, from the point of view of practice, instrumental methods for assessing technique of cross-country skiing are more in demand, which allow obtaining accurate quantitative information about the biomechanical parameters of movements. The shortcomings of existing ones and promisingly useful functions of the developed information-measuring systems are identified. Conclusion. Pedagogical requirements for information-measuring systems for quantitative assessment of cross-country skiing techniques are proposed.

Текст научной работы на тему «Педагогические требования к информационно-измерительным системам количественной оценки техники передвижения на лыжах»

УДК 796.02 + 796.92

Педагогические требования к информационно-измерительным системам количественной оценки техники передвижения на лыжах

Дорожко А.С.1*, Васюк В.Е.2

1 Научно-технологический парк БНТУ «Политехник» г. Минск, Республика Беларусь 0000-0003-3405-4747, darozhka.aliaksandr@gmail.com, * 2Белорусский государственный университет физической культуры г. Минск, Республика Беларусь 0000-0002-3211-1907, avioragro@mail.ru

Аннотация: Важной особенностью информационно-измерительных систем для контроля различных сторон подготовленности спортсменов является их соответствие конкретным педагогическим требованиям, выдвигаемым практикой видов спорта. Цель исследования: разработать педагогические требования к информационно-измерительным системам количественной оценки техники передвижения на лыжах по данным онлайн-анкетирования тренеров по лыжным гонкам и биатлону. Методы и организация исследования. Проведен анкетный опрос 32 квалифицированных тренеров по лыжным гонкам и биатлону, работающих в Республике Беларусь и Ханты-Мансийском автономном округе - Югра Российской Федерации. Для анализа результатов анкетирования использованы методы дескриптивной статистики. Результаты. Установлено, что методы качественного биомеханического анализа при оценке техники движений являются наиболее распространенными в контроле технической подготовленности спортсменов-лыжников. В то же время с точки зрения практики более востребованными являются инструментальные методы оценки техники передвижения на лыжах, позволяющие получать точную количественную информацию о биомеханических параметрах движений. Определены недостатки существующих и выявлены перспективно полезные функции разрабатываемых информационно-измерительных систем. Заключение. Предложены педагогические требования к информационно-измерительным системам количественной оценки техники передвижения на лыжах.

Ключевые слова: лыжные гонки, биатлон, анкетирование, педагогический контроль, количественная оценка техники движений, педагогические требования, информационно-измерительные системы.

Для цитирования: Дорожко А.С.*, Васюк В.Е. Педагогические требования к информационно-измерительным системам количественной оценки техники передвижения на лыжах. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .

Pedagogical requirements for information and measurement systems of quantitative assessment of cross-country skiing techniques

Аleksandr S. Dorozhko1 *, Valeriy E. Vassiouk2

1Science and Technology Park of BNTU "Polytechnic" Minsk, Republic of Belarus ORCID: 0000-0003-3405-4747, darozhka.aliaksandr@gmail.com* 2Belarusian State University of Physical Culture

Minsk, Republic of Belarus ORCID: 0000-0002-3211-1907, avioragro@mail.ru

Abstract: An important feature of information-measuring systems for monitoring various aspects of athletes' preparedness is their compliance with specific pedagogical requirements put forward by the practice of sports. The purpose of the research is to develop pedagogical requirements for information and measurement systems for quantitative assessment of cross-country skiing technique based on data from an online survey of cross-country skiing and biathlon coaches. Methods and organization of the research. A questionnaire survey was conducted of 32 qualified cross-country skiing and biathlon coaches working in the Republic of Belarus and the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra of the Russian Federation. Descriptive statistics methods were used to analyze the survey results. Results. It has been established that methods of qualitative biomechanical analysis when assessing movement technique are the most common in monitoring the technical readiness of cross-country skiers. At the same time, from the point of view of practice, instrumental methods for assessing technique of cross-country skiing are more in demand, which allow obtaining accurate quantitative information about the biomechanical parameters of movements. The shortcomings of existing ones and promisingly useful functions of the developed information-measuring systems are identified. Conclusion. Pedagogical requirements for information-measuring systems for quantitative assessment of cross-country skiing techniques are proposed.

Keywords: cross-country skiing, biathlon, questionnaire, pedagogical control, quantitative assessment of movement techniques, pedagogical requirements, information-measuring systems.

For citation: Aleksandr S. Dorozhko*, Valeriy E. Vassiouk. Pedagogical requirements for information and measurement systems of quantitative assessment of cross-country skiing techniques. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Введение

Совершенствование техники передвижения на лыжах является непрерывным и обязательным процессом на всех этапах подготовки спортсменов-лыжников, управление которым требует регулярного поступления тренеру информации о состоянии спортсмена, что обеспечивается использованием средств и методов педагогического контроля [0, 0, 0]. Недостаточно организованный контроль может косвенно приводить к формированию неправильной техники, ограничивающей потенциально максимальную двигательную производительность спортсмена [0].

В качестве основного методического подхода в педагогическом контроле за технической подготовленностью спортсменов можно выделить оценку техники соревновательного упражнения посредством ее оцифровки с использованием устройств, позволяющих количественно регистрировать кинематические и динамические характеристики движений [0, 0, Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Такие устройства могут быть выполнены в виде информационно-измерительных систем (далее - ИИС), под которыми понимается совокупность функционально объединенных средств измерений и вспомогательных устройств, предназначенных для выработки сигналов измерительной информации в форме, удобной для обработки, преобразования и передачи потребителю [0]. Некоторые из таких устройств создавались для решения конкретных задач тренировочного процесса в определенном виде спорта, однако для большей части ИИС характерна

«универсальность» - они могут использоваться в различных видах спорта, но в то же время слабо учитывают специфику и контекст конкретных дисциплин. Практика каждого вида спорта выдвигает собственные требования к средствам сбора информации, в особенности при их использовании в условиях сбивающих (климатических) факторов внешней среды [0]. Соответствие используемых ИИС конкретным педагогическим требованиям будет способствовать педагогическому воздействию на спортсменов условий-стимулов, повышающих эффективность педагогического контроля, и обеспечит тренера необходимой информацией для принятия соответствующих управленческих решений.

Цель исследования - разработать педагогические требования к информационно-измерительным системам количественной оценки техники передвижения на лыжах по данным анонимного онлайн-анкетирования тренеров по лыжным гонкам и биатлону.

Материалы и методы

Для выполнения опроса была составлена анонимная анкета в онлайн-сервисе «Google Формы». Анкета содержала 25 вопросов (4 общих и 21 специальный), разделенных на несколько блоков. В блок общих вопросов были включены данные о виде спорта и регионе, в котором осуществляет свою деятельность респондент, стаже работы в указанном виде спорта и квалификационной категории. Специальные вопросы были составлены таким образом, чтобы на основании ответов респондентов можно было: изучить имеющийся практический опыт выполнения педагогического контроля за технической подготовленностью спортсменов-лыжников - 7 вопросов; выявить перспективно полезные функции и характеристики ИИС количественной оценки техники передвижения на лыжах - 14 вопросов.

В анкетировании приняли участие 32 респондента (17 тренеров по лыжным гонкам и 15 тренеров по биатлону), работающих в Республике Беларусь (n=20) и Ханты-Мансийском автономном округе - Югра Российской Федерации (n=12). Из них высшую квалификационную категорию имели 23 респондента (72%), первую категорию - 8 респондентов (25%), вторую категорию - 1 респондент (3%). Количество респондентов, имеющих стаж педагогической деятельности в указанном виде спорта до 10 лет, составило 9 человек (28%), от 10 до 20 лет - 9 человек (28%), свыше 20 лет - 14 человек (44%).

Систематизация и обработка полученной в результате анкетирования информации выполнялась в программе для работы с электронными таблицами Microsoft Office Excel (Microsoft Corporation, США). Статистический анализ данных выполнялся с использованием методов дескриптивной статистики. Результаты анкетирования описывались в виде процентного соотношения значения одинаковых ответов на конкретный вопрос к общему объему выборки с округлением до целого числа.

Результаты и обсуждение

Ответы респондентов показали, что среди действующих тренеров по лыжным гонкам и биатлону сложился определенный консенсус о первостепенных направлениях совершенствования системы подготовки спортсменов в современных условиях. Так, большинство тренеров выделяют индивидуализацию тренировочного процесса, совершенствование системы управления тренировочным процессом и расширенное применение нетрадиционных средств подготовки (приборов, оборудования, методических приемов и т.д.), способствующих повышению специальной подготовленности спортсменов, как наиболее приоритетные направления. Менее приоритетными направлениями названы интенсификация тренировочного процесса и увеличение объема тренировочной и соревновательной деятельности (рисунок 1). В целом такое мнение тренеров видится последовательным и логичным в связи с предположением о достижении предельного уровня физических нагрузок и исчерпании естественного физиологического резерва возможностей организма человека [0, Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Эффективность индивидуализации и системы управления тренировочным процессом обусловлены регулярным получением объективной информации о различных сторонах подготовленности спортсмена на основе использования средств и методов педагогического контроля [0]. На важность получения такой информации для тренеров указали и результаты анкетирования - 91% опрошенных указали этот аспект как «очень важный» и 9% - как «скорее важный». В частности, такая информация важна и для процесса технической подготовки. Так, 59% респондентов отметили «очень важным» получение точной количественной информации о кинематических и динамических характеристиках движений спортсменов, а 41% - «скорее важным». Отслеживание показателей контролируемых параметров техники движений спортсменов в динамике учебно-тренировочного процесса 88% опрошенных отметили как «очень важно».

При этом на практике для оценки техники движений спортсменов-лыжников наиболее используемыми являются методы качественного биомеханического анализа, такие как визуальное наблюдение за действиями спортсмена (91%), просмотр видеозаписи действий спортсмена (84%) и сравнение видеозаписи техники движений спортсмена с техникой ведущих спортсменов (69%). Среди количественных методов наиболее упоминаемым является анализ фото/видео изображений с расчетом биомеханических параметров в специальных программных продуктах. Этот метод используют 25% респондентов (рисунок 2). Соответственно, наиболее распространенным техническим средством, которое респонденты

использовали в практике оценки техники лыжных ходов являются фото/видеокамеры (88%) и различные программы для биомеханического анализа фото/видеоизображений (25%).

1 2 3 4 и 5

Расширенное применение нетрадиционных средств подготовки

Совершенствование системы управления тренировочным процессом

Увеличение объема тренировочной и соревновательной деятельности

Интенсификация тренировочного процесса

13% 13»

"о 16% 28% 31%

6% 13% 28% ИЩ 16%

3%13% р| 25% 16% 44%

38% 34% 22% 6%

41% 28% •К 1 13% 9%

0% 20% 40%

80% 100%

При ответе респонденты ранжировали предложенные варианты по шкале от 1 до 5, где 1 -наименее важно, 5 - наиболее важно

Рисунок 1 - Распределение ответов о приоритетных направлениях совершенствования

системы подготовки спортсменов (%

Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос о том, какие методы оценки техники движений спортсменов респонденты лично использовали на практике

Несмотря на то, что качественный анализ техники движений может считаться наиболее приемлемым и результативным с точки зрения практической педагогики [0], его эффективность зависит от точного следования однотипной методологии наблюдения за действиями спортсмена с последующей сравнительной оценкой техники выполненного движения с эталонной моделью [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. В то же время авторам этого исследования не известна ни одна общепринятая на сегодняшний день эталонная модель техники передвижения на лыжах конкретным ходом. Биомеханика лыжных ходов претерпевает постоянные изменения, движения элитных спортсменов на соревнованиях в достаточной степени вариативны [Ошибка! Источник ссылки не найден.], а имеющиеся критерии «хорошей техники» могут быть неоптимальными для индивилуальных

особенностей нервно-мышечного аппарата и обеспечивающих систем конкретного спортсмена [0]. В таких условиях эффективность качественного анализа техники напрямую зависит от уровня квалификации тренера, его предпочтений, опыта, знания и интуиции, что предопределяет субъективизм в оценке. Разрешением этой проблемы может стать количественная оценка техники движений спортсменов, основанная на известных биомеханических принципах, с применением инструментальных средств регистрации данных.

С развитием технологий в последние десятилетия были разработаны разнообразные устройства, способные предоставлять достоверную цифровую информацию о характеристиках деятельности спортсмена. Многие из этих инструментов уже используются в спортивной подготовке [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Однако результаты анкетирования показывают, что такие средства еще не получили широкого распространения в лыжных гонках и биатлоне. В то же время 97% опрошенных тренеров хотели бы использовать в своей деятельности устройства, измеряющие силу отталкивания, 53% - носимые устройства (акселерометры, ОРБ-трекеры и гироскопы), 41% - технологии захвата движений и устройства регистрации биоэлектрической активности мышц. Активному внедрению данных технологий в практику, по мнению тренеров, в первую очередь мешает высокая стоимость оборудования (68,8%). Кроме того, респонденты отмечают недостаток собственных знаний для интерпретации полученной информации (50%) и эксплуатации подобных технических средств (47%). При этом все респонденты утвердительно ответили на вопрос о необходимости улучшения существующих технических средств регистрации параметров техники движений спортсменов и разработки новых (84% ответов «да» и 26% ответов «скорее да, чем нет»).

Респонденты указали на необходимость организации специальных (лабораторных) условий для корректной работы существующих средств регистрации параметров техники движений спортсменов-лыжников как на один из основных недостатков данных средств (56%), а возможность использования ИИС в различных условиях была отмечена как важная характеристика в ответах 84% опрошенных. Эти результаты подтверждают предположение о том, что в первую очередь тренеров-практиков интересует возможность получения объективной информации в естественных условиях тренировочного процесса [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. В этой связи требование к ИИС об обеспечении возможности использования регистрации данных в различных условиях (лабораторных или полевых) видится закономерным. В таком случае может также выполнятся сравнение результатов, полученных с использованием одинаковых ИИС, при выполнении спортсменом упражнений в реальных и искусственных условиях.

Не подлежит сомнению то, что характер тестовых упражнений при контроле технической подготовленности спортсменов должен соответствовать конкретному виду

спорта, а измеряемые показатели должны быть информативными и надежными [0]. 69% тренеров, участвующих в опросе, указали на важность соответствия ИИС специфике лыжных видов спорта, что подразумевает обеспечение возможности выполнения спортсменом полного объема техники лыжных ходов и отсутствие влияния устройств регистрации данных на естественную биомеханическую структуру движений спортсмена. Соответствие последнему требованию, учитывая повышенную координационную сложность передвижения на лыжах, предполагает миниатюризацию измерительных средств. Поэтому для регистрации кинематических и динамических параметров техники передвижения на лыжах целесообразно применять ИИС с минимально возможными габаритами и массой, а также с передачей регистрируемой информации на устройство хранения данных беспроводным способом, что, в свою очередь, предполагает наличие в измерительных средствах программных модулей, обеспечивающих беспроводную передачу регистрируемых показателей движений спортсмена.

Считается, что для наиболее информативного и объективного контроля техники лыжных локомоций требуется сопряжённая регистрация и комплексный анализ как кинематических, так и динамических характеристик движений спортсмена [0, Ошибка! Источник ссылки не найден., Ошибка! Источник ссылки не найден.]. 53% и 47% опрошенных тренеров считают учет имеющихся взаимосвязей между кинематическими и динамическими параметрами движения спортсмена при оценке техники передвижения на лыжах «очень важным» и «скорее важным» соответственно. Одновременно регистрировать динамические и кинематические параметры движений спортсмена при оценке техники считают «очень важным» 38% респондентов, а 62% - «скорее важным». Следовательно, возможность сопряженной регистрации динамических и кинематических параметров движений является необходимым требованием к ИИС.

Педагогический контроль подразумевает не просто сбор интересующей информации, но также сопоставление ее с уже имеющимися данными и последующий анализ, завершающийся принятием решения, корректность которого зависит от количества и качества сведений, поступивших к лицу, принимающему решение. Существующие ИИС, как правило, содержат собственные программные алгоритмы анализа и предоставления данных, которые, однако, не учитывают специфику передвижения на лыжах или имеют ограниченное количество метрик. Наличие такой проблемы отметили 34% опрошенных тренеров, еще 41% указали на недостаточную автоматизацию выполнения расчетов. Кроме того, некоторые из известных ИИС формируют собственные базы данных, доступ к которым может быть обеспечен только по платным подпискам и/или пользователям из ограниченного числа государств. В то же время данные о кинематических и динамических параметрах техники

лыжных ходов могут быть представлены в виде массива числовых значений с возможностью экспорта в стороннее программное обеспечение для последующей обработки, анализа и формирования собственной базы данных. Обоснованность данного требования подтвердили данные анкетирования - 88% респондентов указали «очень важным» наличие такой возможности.

56% респондентов отметили, что при использовании технических средств в оценке техники движений спортсменов важно предоставление результатов в простой для понимания форме. Это может быть реализовано отображением зарегистрированных показателей на однотипном уровне нормировки с привязкой данных к определенной шкале рангов, например, от 1 до 10 баллов, где 1 - очень плохое исполнение; 10 - очень хорошее исполнение. На вопрос о необходимости использования подобной шкалы в оценке техники передвижения на лыжах 94% респондентов ответили утвердительно. При этом на вопрос о необходимости построения цифровой модели техники передвижения на лыжах 28% ответили «да» и 66% - «скорее да, чем нет».

Заключение

Анкетный опрос тренеров по лыжным гонкам и биатлону показал, что в контроле технической подготовленности спортсменов необходимо более активно использовать современные ИИС количественной оценки кинематических и динамических параметров техники передвижения на лыжах, эффективность которых зависит от их соответствия следующим педагогическим требованиям:

- обеспечение возможности выполнения спортсменом полного объема техники лыжных ходов;

- отсутствие влияния устройств регистрации данных на естественную биомеханическую структуру движений спортсмена;

- обеспечение возможности использования в различных условиях регистрации данных (лабораторных или полевых);

- наличие в измерительных средствах программных модулей, обеспечивающих беспроводную передачу регистрируемых показателей движений спортсмена;

- обеспечение возможности экспорта данных в стороннее программное обеспечение для последующей обработки, анализа и формирования базы данных;

- обеспечение возможности сопряженной регистрации динамических и кинематических параметров техники движений спортсмена;

- обеспечение возможности отображения зарегистрированных показателей на однотипном уровне нормировки с привязкой данных к определенной шкале рангов.

Разработка ИИС для количественной оценки биомеханических параметров техники передвижения на лыжах с учетом перечисленных требований и с последующим внедрением в практику может быть перспективным направлением технологизации процесса подготовки спортсменов-лыжников в Республике Беларусь и Российской Федерации. Для учреждений, осуществляющих образовательный процесс подготовки и повышения квалификации тренеров в области лыжного спорта видится важным внедрение в образовательную программу специальных модулей, направленных на приобретение знаний и умений в области практического применения современных технологий в спортивной подготовке.

Список литературы

1. Васюк В.Е., Гусейнов Д.И., Давыдова Н.С., Лукашевич Д.А., Минченя А.В. Экспериментальное обоснование применения интеллектуальных сенсорных систем в оценке биомеханических параметров спортивных движений. Российский журнал биомеханики. 2020; 3(24): 300-311.

2. Гибадуллин И.Г. Управление тренировочным процессом биатлонистов в системе многолетней подготовки: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Волгоград. 2006: 43.

3. Гурский А.В. Педагогическая концепция управления системой двигательных действий лыжников-гонщиков: дисс. ... д-ра пед. наук. Смоленск. 2015: 379.

4. Дойзер Э. Здоровье спортсмена. М.: Физкультура и спорт. 1980: 137.

5. Дорожко А.С. К анализу индивидуальных закономерностей биомеханической структуры лыжных передвижений спортсменов. Прикладная спортивная наука. 2020; 1(11): 511.

6. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. М.: Физкультура и спорт. 1979: 208.

7. Крючков А.С., Волков М.В., Ростовцев В.Л., Мякинченко Е.Б. Показатели кинематики конькового хода высококвалифицированных биатлонистов, отличающихся по рейтингу IBU. Наука и спорт: современные тенденции. 2023; 11(4): 8-14.

8. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. М.: Советский спорт. 2005: 820.

9. Харт Х. Введение в измерительную технику. М.: Мир. 2001: 391.

10. Чжан Ю., Гусейнов Д.И. Педагогические требования к разработке специальных тренажерных устройств для развития скоростно-силовых способностей в структуре лыжных передвижений спортсменов. Мир спорта. 2021; 2(83): 67-71.

11. Knudson D. Qualitative biomechanical principles for application in coaching. Sports Biomechanics. 2007; 6(1): 109-118.

12. Koopmann T., Faber I., Baker J., Schorer J. Mini review: assessing technical skills in youth athletes using sports biomechanical methods. ISBS Proceedings Archive. 2020; 38(1): 244-247.

13. Marck A. Are we reaching the limits of homo sapiens? Frontiers in Physiology. 2017; 8:

812.

14. Ohtonen O. Biomechanics in cross-country skiing skating technique and measurement techniques of force production. Doctor's thesis. University of Jyvaskyla. 2019: 124.

15. Pellegrini B., Stoggl T.L., Holmberg H.C. Developments in the biomechanics and equipment of Olympic cross-country skiers. Frontiers in Physiology. 2018; 9: 976.

16. Sandbakk 0. The Role of Sport Science in the New Age of Digital Sport. International Journal of Sports Physiology and Performance. 2020; 15(2): 153-153.

17. Smith G.A. Biomechanics of cross country skiing. Cross country skiing. Oxford : Blackwell Science Ltd. 2003: 37-52.

References

1. Vassiouk V.E., Guseinov D.I., Davydova N.S., Lukashevich D.A., Minchenya A.V. Experimental substantiation of the use of intelligent sensor systems in the assessment of biomechanical parameters of sport movements. Rossijskijzhurnal biomehaniki. 2020; 3(24): 300-311 [In Russ.].

2. Gibadullin I. G. Management of the training process of biathletes in the system of long-term training. Doctor's thesis. Volgograd. 2006: 43.

3. Gursky A.V. The pedagogical concept of controlling the system of motor actions of crosscountry skiers. Doctor's thesis. Smolensk. 2015: 379.

4. Doizer E. Zdorov 'e sportsmena [Athlete's health]. Moscow : Physical culture and sport. 1980: 137 [In Russ.].

5. Dorozhko A.S. On the analysis of individual patterns of biomechanical structure of crosscountry skiing movements of athletes. Prikladnaya sportivnaya nauka. 2020; 1(11): 5-11 [In Russ.].

6. Korenberg V.B. Osnovy kachestvennogo biomehanicheskogo analiza [Fundamentals of qualitative biomechanical analysis]. Moscow: Physical culture and sport. 1979: 208 [In Russ.].

7. Kryuchkov A.S., Volkov M.V., Rostovtsev V.L., Myakinchenko E.B. Indicators of kinematics of V2 skating technique of highly qualified biathletes, different by IBU ranking. Nauka I sporta: sovremennye tendencii = Science and sport: current trends. 2023; 11(4): 8-14 [In Russ., In Engl.].

8. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte. Obchaya teoriya I ee prakticheskoie prilozheniya [The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications]. M.: Soviet Sport. 2005: 820 [In Russ.].

9. Hart H. Vvedenie v izmeritel'nuyu tehniku [Introduction to measuring technology]. Moscow: Mir. 2001: 391 [In Russ.].

10. Zhang Yu., Huseynov D.I. Pedagogical requirements for the development of special training devices for the development of speed and strength abilities in the structure of cross-country skiing movements of athletes. Mir sporta. 2021; 2(83): 67-71 [In Russ.].

11. Knudson D. Qualitative biomechanical principles for application in coaching. Sports Biomechanics. 2007; 6(1): 109-118.

12. Koopmann T., Faber I., Baker J., Schorer J. Mini review: assessing technical skills in youth athletes using sports biomechanical methods. ISBS Proceedings Archive. 2020; 38(1): 244-247.

13. Marck A. Are we reaching the limits of homo sapiens? Frontiers in Physiology. 2017; 8:

812.

14. Ohtonen O. Biomechanics in cross-country skiing skating technique and measurement techniques of force production. Doctor's thesis. University of Jyvaskyla. 2019: 124.

15. Pellegrini B., Stoggl T.L., Holmberg H.C. Developments in the biomechanics and equipment of Olympic cross-country skiers. Frontiers in Physiology. 2018; 9: 976.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Sandbakk 0. The Role of Sport Science in the New Age of Digital Sport. International Journal of Sports Physiology and Performance. 2020; 15(2): 153-153.

17. Smith G.A. Biomechanics of cross country skiing. Cross country skiing. Oxford : Blackwell Science Ltd. 2003: 37-52.

Статья поступила в редакцию: 20.02.2024

Дорожко Александр Сергеевич - младший научный сотрудник, Научно-технологический парк БНТУ «Политехник», 220013, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Я. Коласа, дом 24, корпус 34/1; e-mail: darozhka. aliaksandr@,gmail. com

Васюк Валерий Евстафьевич - кандидат педагогических наук, доцент, Белорусский государственный университет физической культуры, 220020, Республика Беларусь, г. Минск, пр-т Победителей, дом 105; e-mail: vassiouk@bntu.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.