Научная статья на тему 'Педагогические технологии целостного образовательного процесса в культуроориентированном учреждении'

Педагогические технологии целостного образовательного процесса в культуроориентированном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСКУРСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INFORMAL EDUCATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / DISCURSIVE-EVALUATING APPROACH / CULTURALLY ORIENTED ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Ольга Валентиновна

В статье автор показывает, что целостный образовательный процесс культуроориентированного учреждения будет эффективен только в случае интеграции формального, неформального и информального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF HOLISTIC EDUCATIONAL PROCESS IN CULTURAL-ORIENTED INSTITUTION

In the article the author shows that the holistic educational process of a culturally oriented institution will be efficient only in the case of integration of formal, non-formal and informal education

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии целостного образовательного процесса в культуроориентированном учреждении»

О. В. Павлова

(Санкт-Петербург)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННОМ УЧРЕЖДЕНИИ

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF HOLISTIC EDUCATIONAL PROCESS IN CULTURAL-ORIENTED INSTITUTION

В статье автор показывает, что целостный образовательный процесс культуроориентирован-ного учреждения будет эффективен только в случае интеграции формального, неформального и информального образования

Ключевые слова: информальное образование, педагогические технологии, дискурсивно-оценоч-ный подход, культуроориентированная организация

In the article the author shows that the holistic educational process of a culturally oriented institution will be efficient only in the case of integration of formal, non-formal and informal education Key words: informal education, pedagogical technologies, discursive-evaluating approach, culturally oriented organization.

При построении системы образовательного процесса в исследуемом целостном педагогическом пространстве культуроори-ентированного учреждения отчетливо проявляется специфика инновационных технологий, форм и методов обучения и воспитания. Данное обстоятельство обусловлено тем, что на фоне существующих традиционных форм образования (формальное и неформальное) на первый план в настоящее время выступает спонтанное, свободное, самостоятельное, независимое образование, названное ЮНЕСКО информальным образованием.

В настоящее время информальное образование становится стилем жизни современного человека. Под информальным образованием понимается процесс освоения новых знаний, протекающий вне рамок системы образования, реализуемый в ходе общения граждан в повседневной жизни и профессиональной деятельности, в котором человек приобретает знания и навыки и получает образовательное влияние из ресур-

сов окружающей среды; это индивидуальная познавательная деятельность, которая формирует систему взглядов, ценностей и не имеет атрибутов педагогической формы [1]; это социокультурная система, обеспечивающая культурную преемственность и развитие человеческой индивидуальности, как способ подготовки человека к успешному существованию в социуме и культуре [2].

Образовательный процесс в любом учебном заведении протекает, как правило, везде одинаково. Различные его формы акцентируют то один из компонентов, то другой. В первой половине дня - учебный процесс, в котором реализуются предметные образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС, во второй - творческая художественно-эстетическая деятельность, различные внеучебные мероприятия (праздники, знаменательные даты, конкурсы, спортивные соревнования, концерты, презентации и т.п.), где совершается непосредственное включение субъектов в социокультурное пространство города, региона,

страны и мира. В этой связи вопрос о педагогических технологиях, формах и методах воссоединения этих видов деятельности, о тех конкретных способах «сборки», которые оказываются наиболее эффективными для формирования сознания личности, остается одним из самых сложных и дискуссионных.

Традиционный педагогический процесс обучения и воспитания (формальное образование), как правило, протекает в строго оформленной учебной группе, по определенному учебному плану, по строго очерченным предметным программам. Воспитательная работа - другое дело, организованное по отдельному плану, который не всегда корреспондирует с содержанием учебных занятий (внеучебные мероприятия). Поэтому возникла необходимость в новых технологиях организации учебной и воспитательной деятельности, которые бы способствовали становлению разносторонне гармонически развитой личности, ориентированной на систему ценностей и потребностей современного общества.

На смену традиционным технологиям пришли новые виды педагогических технологий: информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные); проективные и деятельностные; креативные; игровые (имитационные, операционные, исполнение ролей) и др.

Если традиционные педагогические технологии предполагали построение учебного процесса на созерцательной, эмпирической, последовательной, знаниевой, монологической, академической основе, то современные технологии предполагают построение учебного процесса на деятельностной, концептуальной, блочной, лично-смысловой, диалоговой, ситуативной, опережающей основе.

Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество [3]. Безусловно, что традиционные методы, такие как вербальный (рационально-логический, беседы-наставления) или практически-деятельностный (обсуждение результатов поступков и твор-

ческая созидательная мотивированная деятельность), остаются в силе, не отменяются, но их включенность в целостный образовательный процесс порождает новое качество результатов.

Рассмотрение проблемы исследования в контексте моделирования технологий образовательного процесса культуроориентиро-ванного учреждения является на сегодняшний день перспективным направлением в системе современных образовательных инноваций. Технология организации учебной и воспитательной деятельности куль-туроориентированного образовательного процесса должна представлять следующую структуру:

1. Концептуальная основа.

2. Содержательная часть (цели - общие и конкретные, содержание учебной и воспитательной деятельности).

3. Процессуальная часть (организация учебного и воспитательного процесса, методы и формы учебной и воспитательной деятельности, методы и формы субъект-субъектных отношений по управлению учебным и воспитательным процессом).

4. Диагностика учебного и воспитательного процесса.

5. Оценка деятельности учебного и воспитательного процесса.

Организация образовательной деятельности основана на принципе межпредметной интеграции и метаметодическом подходе. В педагогической литературе сложилось мнение, что интеграция - это механизм связи отдельных частей в целое; причем этот способ достижения целостности отличается от межпредметных связей тем, что основанием для интеграции выступает общность целей - воссоздание целостной картины мира и человека в нем усилиями всех дисциплин, изучаемых субъектами всех уровней [4].

Каждый из учебных предметов занимает свое место в формировании этого образа: представления о природе живой и неживой, об обществе и его историко-культурных формах, о человеке (себе самом и Другом), о современном состоянии страны и мира. Для реализации этих проблемно-содержательных взаимосвязей необходима продуманная в соответствии с содержанием учебных

программ система интегрированных занятий. Метаметодический подход означает комплексное применение частых предметных методик, поиск общих содержательных оснований для межпредметной интеграции.

Вторым основанием интеграции выступает возраст. Рассмотрим, какие методы являются приоритетными на каждом возрастном этапе. На этапе младшего школьного возраста наряду с учебно-познавательной деятельностью предпочтительны игровые занятия. Для подросткового возраста основной учебно-методической задачей является создание комплекса изучаемых учебных предметов, внутрициклового и целевого их единства. На ступени старшей школы учебный материал должен строиться с элементами вузовской программы (чтение лекций, проведение коллоквиумов, зачетов, выполнение курсовых работ), причем должен быть приоритетен самостоятельный поиск способов разрешения проблемных ситуаций. Занятие-практикум, занятие-диспут, занятие-выставка, занятие-экскурсия, занятие-экспедиция, занятие-мастерская, занятие-лаборатория, занятие-конференция - эти инновационные формы учебно-воспитательной работы существуют и варьируются в культуроориентированном образовательном процессе инновационного типа. Такая деятельность отличается от традиционного обучения и воспитания не только внешними формами и методами, но активизацией познавательной деятельности, поскольку предполагает возможность получения умений и навыков, необходимых для овладения своей будущей профессией.

Инновационные занятия могут быть организованы в форме дискуссии как общегрупповое мероприятие, где активно действуют субъекты всех уровней. Так, например: «Конфликты в нашей жизни». Обсуждаются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; приводятся примеры конфликтных ситуаций и обсуждаются способы их разрешения. Затем проводится тестирование, в котором предлагается определить собственную позицию в том или ином конфликте, обосновать ее и представить варианты поведенческих решений. Здесь цель - развитие рефлексивных прак-

тик, навыков и инструментов самоанализа и самооценки. Участники искренне отвечают на вопросы тестирования. При подведении итогов тестирования применяются методики Н. Е. Щурковой [5], А. А. Реан, Н. В. Бордовской и др. [6]; объявляются и комментируются результаты.

Подобного рода занятия могут быть переведены в систему опНпе-тестирования, что в настоящее время становится все более популярно у молодого поколения и с удовольствием приветствуется. В данном случае подростки могли бы с точки зрения нравственных поступков оценивать в конфликтной ситуации свои действия и действия своих сверстников. При проектировании таких новых сетевых педагогических технологий будут не только выполняться коммуникативные и информационные функции образовательного процесса, но и посредством вводимых шкал оценивания социальных действий подростков, мотивирующих их этичное поведение, будет возможность визуализации отношений одних подростков к социальным действиям других подростков. В таком образовательном процессе реализуются принципы: дискурса, оценивания, визуализации, авторский принцип, принцип комментария, измерения и открытости, позволяющие судить о нравственном поведении учащегося. В основу проектирования таких технологий предполагается заложить новые подходы в области светской этики.

Весной 2010 года в качестве эксперимента Министерством образования и науки РФ в школьную программу был включен учебный предмет - «Основы светской этики», а с сентября 2012 года он стал преподаваться во всех регионах России. Много было критики и комментариев по поводу написания учебника. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше [7]. Учебник, по сути, представляет собой довольно занимательный рассказ о том, что в разные эпохи и в разных традициях понимали под понятиями «хорошо» и «плохо». Иеродиакон Лаврентий в своей статье «Светская этика в светской школе "за" и "против"» высказал мысль, что «...с го-

лосом совести человек может справиться и сам определить для себя шкалу нравственных и безнравственных поступков, которая может и не совпадать с общепринятыми человеческими ценностями, и, совершая преступление, он будет находить оправдание своим поступкам, исходя из личного нравственного закона» [8]. Чтобы этого не произошло, необходимо ввести в курс «Светской этики» раздел практического дискурса, где подростки могли бы с точки зрения нравственных поступков оценивать действия как исторических лиц, так и действия своих сверстников в обыденной жизни. Зная, что любой поступок (нравственный, безнравственный) может быть не только оценен, но и осужден, любой подросток задумается, совершать его или нет. То есть любой учащийся-пользователь сети получает возможность в режиме реального времени влиять на социальные процессы, оценивая социальные действия своих сверстников, и иметь возможность видеть результаты своего влияния.

Таким образом, все субъекты образовательного процесса включаются в разнообразные виды деятельности и воспитательные ситуации, которые обеспечивают результативность решения задачи становления культурной идентичности.

Вторая половина дня в культуроориен-тированных образовательных учреждениях посвящена работе в художественных мастерских и различных студиях (неформальное образование). Заметим предварительно, что эта форма художественно-эстетической деятельности, связанная с выбором будущей профессии и получением диплома о начальном профессиональном образовании, лишь весьма условно может быть названа «внеучебной». Здесь необходимы знания, полученные на интегрированных занятиях, где формируются навыки и умения профессионального характера.

Понятно, что определенность мотивации повышает интерес к тем учебным предметам, где приобретается исследовательский интерес. Преподаватели-предметники, преподаватели дисциплин дополнительного образования и начальной профессиональ-

ной подготовки совместно составляют свои авторские, рабочие программы.

В соответствии с правительственными нормативными документами становление самосознания субъектов образовательного процесса в учебной и внеучебной деятельности включает выработку в них таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование культуры мира и межличностных отношений, самореализации личности.

Анализ трудов отечественных педагогов - Ш. А. Амонашвили, Ю. К. Бабанского, И. П. Иванова, В. А. Караковского, Б. Т. Лихачева, Т. А. Стефановской, В. А. Сухомлин-ского, Е. Е. Хатаева, И. А. Шорова, Н. Е. Щур-ковой и др. - позволяет заключить, что в современной теории и практике внеучеб-ной деятельности сложились основные направления:

- связь учебной и внеучебной деятельности. Эта связь реализуется в том, что при проведении внеучебных занятий педагог опирается на имеющийся у обучаемых запас представлений, понятий, знаний. При этом приобретаемые во внеучебных занятиях знания расширяют культурный кругозор на компетентностной основе, включающей опыт решения актуальных жизненных проблем, формирование духовно-нравственных ориентиров;

- максимальный охват субъектов конкретными видами внеучебной деятельности в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями;

- разумное сочетание во внеучебных занятиях познавательной, трудовой, нравственной, художественной деятельности, отдыха, общения и развлечений;

- общественная и индивидуальная направленность занятий;

- систематичность, последовательность и непрерывность во внеучебных занятиях, оперативное выявление недостатков, пробелов в знаниях и поведении и внесение соответствующих коррективов в знания, поведение;

- учет возрастных особенностей субъектов, соответствие содержания, форм и методов работы жизненному опыту, позна-

вательным возможностям, физическим и духовным силам;

- личностно ориентированный подход к субъектам всех уровней, то есть отношение к ним как личности, как сознательному субъекту воспитательного взаимодействия: оказание помощи в осознании себя личностью, выявление возможностей в становлении самосознания, осуществление лич-ностно значимых и общественно приемлемых ценностных установок, способностей самоопределения, самореализации и самоутверждения.

В образовательном процессе культуроо-риентированного учреждения используются как традиционные, так и инновационные формы учебной и внеучебной деятельности. Образовательный процесс строится в проблемно-тематическом, содержательном и целевом единстве обучения и воспитания: нельзя обучать, не воспитывая, равно как нельзя воспитывать, не обучая. Здесь особую роль играет системный подход: любая форма должна соответствовать основной задаче, последовательно и преемственно вписываться в ряд других. Бессистемность, неупорядоченное многообразие предпринимаемой деятельности не только не приносит пользы, но категорически снижает эффективность воспитательной работы. Выбор формы производится на основании содержания, при условии ясности цели, которой эта форма служит.

Предложенные сетевые педагогические технологии в образовательном процессе как в первой, так и во второй половине дня, включающем в себя в обязательном порядке информальное образование, обладают мощной воспитательной функцией, способствующей социальной адаптации учащегося, под которой понимается приобщение его к нравственным нормам. В этом контексте такое образование выступает как условие социальной адаптации обучающихся, как процесс формирования активной жизненной позиции, где социальные связи и отношения становятся более независимыми и основываются на индивидуальности человека, возросших возможностях выбора своей социальной ниши. Образование в этом случае действительно можно назвать свободным и полноценным, так как создается воспитательный блок.

Таким образом, образовательный процесс культуроориентированного учреждения, включающий в себя не только традиционные формы образования (формальное и неформальное), но и информальное образование, приобретает такую характеристику как открытость - открытость в пространстве города, региона, Российской Федерации и других стран мира, где на основе дискурсивно-оценочного подхода воспитывается новый человек, гражданин своего отечества, ориентированный на творчество и созидание.

Литература

1. Непрерывное образование взрослых. Терминологический словарь / под общ. ред. О. В. Павловой. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ИНОВ, 2015. - С. 172.

2. Павлова О. В. Информальное образование в контексте воспроизводства современной культуры // Академия профессионального образования. Научный журнал. - 2014. - № 5-6. - С. 14-18.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

4. Павлова О. В. Развитие интегрированных умений учащихся профессионального лицея на основе взаимосвязи общетехнических и специальных предметов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - СПб., 2003. - 230 с.

5. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. - М.: Пед. общество России, 2000.

6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000.

7. Шемшурин А. А., Брунчукова Н. М., Демин Р. Н., Савченко К. В., Шапошникова Т. Д. Основы светской этики. 4 кл. (4-5 кл.): учеб. для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2012. - 174 с.

8. Иеродиакон Лаврентий. Светская этика в светской школе «за» и «против». / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://media.otdelro.ru/content/Svetskaja-yetika-v-svetskoi-shkole-za-i-protiv-.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.