Научная статья на тему 'Педагогические технологии развития музыкальной одаренности детей на начальном этапе обучения'

Педагогические технологии развития музыкальной одаренности детей на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туравец Наталья Романовна, Бурдина Елена Викторовна

Охарактеризованы элементы учебного процесса, содействующие развитию творческих способностей младших школьников, обучающихся в системе дополнительного образования (класс фортепиано).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туравец Наталья Романовна, Бурдина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии развития музыкальной одаренности детей на начальном этапе обучения»

объективности и сложившаяся в последнее время двухбалльная система оценки, когда студенты получают, в основном, отметки «5» и «4». При явной недостаточности данной системы «преподаватели используют суррогатную шкалу: к баллам добавляют «плюсы» и «минусы» [4].

Помощь в разрешении спорных или конфликтных ситуаций способен оказать контроль с помощью аудио- и видеотехники. Использование записывающей аппаратуры позволяет студентам самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неудач, искать способы их устранения, развивать и совершенствовать свой профессиональный уровень.

Прослушивание или просмотр записей мы практикуем после того, как сделан самоанализ и анализ выступления педагогом. В этом случае студенты проверяют себя: правильно ли сами проанализировали выступление, все ли задуманное исполнили, где потеряли или ослабили самоконтроль, какие выводы необходимо сделать и т. д. Видеозапись дает студентам возможность не только оценить качество своего исполнения, но и увидеть себя со стороны (посадка, жесты, походка, мимика и т. д.). Вырабатывается необходимый артистизм, умение держаться на сцене; активизируется самоконтроль до и во время выступления.

Критерии оценки исполнительского уровня выступающих в ансамбле, вырабатываются в ориентире на следующие моменты:

- уровень сформированности когнитивных качеств студента (интерпретация, соответствующая авторскому тексту и стилю, целостность формы, логичность фразировки, выразительность и образность, штриховое, тембро-звуковое разнообразие, соблюдение динамического баланса, уравновешенности фактурных линий);

- уровень развития коммуникативных качеств (целостность, слитность ансамблевого звучания, проявляющиеся в единстве темпо-ритмического рисунка всех участников ансамбля, умение ниве-

лировать случайные погрешности партнеров, ансамблевая гибкость);

- уровень развития эмоционально-волевых качеств (степень готовности программы, стабильность, эмоциональная насыщенность исполнения, помехоустойчивость, волевая устремленность, выносливость, сценическая находчивость);

- уровень развития рефлексивных качеств (сосредоточенность на качестве звучания, устойчивость и переключаемость внимания, своевременная коррекция своего исполнения, артистизм, визуальное воздействие на слушателей);

- уровень развития исполнительской техники (виртуозность исполнения, координированность движений).

Контроль и коррекция знаний, умений и навыков предназначены для оценки результатов учения. Он выясняет эффективность учебного процесса, помогает проводить диагностику уровня обучен-ности студентов, прослеживать этапы личностного роста, определять степень готовности к применению полученных знаний и умений на практике.

Немаловажно и то, что своевременно проводимый системный контроль позволяет расти и педагогу: вырабатывать наиболее эффективную стратегию преподавания дисциплины, варьировать тактику проведения каждого из уроков, оперативно внося необходимые коррективы в запланированную работу с обучаемыми.

Литература

1. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М., 2004. С. 458-459.

2. Ганшина К. А. Французско-русский словарь. М., 1977. С. 192.

3. Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко. М., 2007. С. 311-313.

4. Симонов В. П. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам. М., 2002. С. 35.

o. r. bulatova, s. n. zhmurin. control and assessment criteria of music and performance activity of students who study in the classes of ensemble

The authors consider the control system of educational activity of students who take part in ensembles. They also suggest developed by them assessment criteria of performance. Key words: music, control, student, ensemble, assessment.

Н. Р. ТУРАВЕЦ, E. В. БУРДИНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Охарактеризованы элементы учебного процесса, содействующие развитию творческих способностей младших школьников, обучающихся в системе дополнительного образования (класс фортепиано). Ключевые слова: музыкальная одаренность, дополнительное образование, современные педагогические технологии.

Современный ребенок много слушает, смотрит, получает различную информацию. Вместе с тем встает вопрос: участвуют ли знания в развитии его творческого потенциала, в обогащении его духовного мира?

В настоящее время общество нуждается в людях, предрасположенных к инновационному мышлению, способных генерировать оригинальные идеи. Особенно ценится умение выделить главное, найти нетрадиционное решение пробле-

"Культурная жизнь Юга России" 86 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 4 (42), 2011

мы. Актуальна разработка средств развития одаренности детей. При использовании технологий, помогающих ребенку познавать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны, особое значение должно придаваться творческой деятельности, наиболее полно раскрывающей потенциал ученика. Музыка, являясь частью духовной культуры, несет в себе общечеловеческие ценности, истоки целостной системы эстетического воспитания. Занятия в классе фортепиано не только способствуют росту личности ребенка, но и помогают решать многие психолого-педагогические проблемы, прежде всего - касающиеся творческой одаренности. Данная дисциплина является важным компонентом музыкального развития в учреждениях дополнительного образования детей. Она обогащает учащихся знакомством с произведениями выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, что позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты обучения.

В процессе взросления человек стремится понять окружающий мир и себя, раскрыть и реализовать свои способности. Среди наиболее важных личностных качеств, располагающих к развитию и саморазвитию, отечественные исследователи выделили склонность к самоусовершенствованию, обретение активной жизненной позиции, поиск своего «я» в бытии и общении с другими людьми [1]. Творческую одаренность рассматривают в связи с особенностями психических процессов (устойчивость внимания, богатство воображения и восприятия зрительных образов, подвижность мышления).

Поиск путей развития таланта в условиях системы дополнительного образования можно разделить на два основных направления. Первое ориентировано на выявление, отбор способных детей и создание условий для работы с ними, второе базируется на развитии потенциала каждого ребенка в той мере, в которой он ему присущ.

С точки зрения отечественных ученых Б. Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской, Л. И. Божович, Н. С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова и других, одаренным является каждый ребенок. Различия в проявлении таланта, эффективность, темпы закрепления материала, динамика изменений, особенности связей с другими личностными компонентами требуют индивидуального подхода в педагогическом процессе. Творческие качества поддаются воспитанию: существует механизм, обеспечивающий преемственность развития данных способностей; сформированные в детстве, они сохраняют свою значимость на протяжении всей жизни человека, во всех сферах его деятельности. Однако такая динамика наблюдается только при правильно организованном образовании, если преподаватель использует необходимые средства и методы. Особую роль при этом играют соответствующие педагогические технологии. Обратимся к определению этого понятия.

В 1960-е годы, на первом этапе становления, исследователи не делали особого различия между технологией обучения, учебной и педагогиче-

ской технологиями. В одних случаях «технология образования» трактовалась как целенаправленное использование (в комплексе или отдельно) предметов, приемов, способов, событий или отношений для повышения эффективности учебного процесса; в других говорилось о «технологии обучения», представляющей собой целостную систему (цель, планы и программы, тесты, дополнительные материалы, оценка процесса обучения и постановка новой цели).

В более строгом смысле, близком к распространенному в мире представлению, педагогическая технология есть построение учебного процесса с заданными диагностируемыми результатами. Следовательно, происходит переход от «технологии образования» к «педагогической технологии» в ее современном понимании (постановка цели, оценка педагогических систем, обновление учебных планов и программ на альтернативной основе). М. В. Кларин предлагает толкование, применимое к сфере школьного и вузовского образования при поиске таких подходов, которые могли бы превратить обучение и воспитание в «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом»: педагогическая технология - это совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических приемов, используемых для достижения педагогических целей [2]. По Е. Е. Асташкиной [3], это такое построение работы преподавателя, при котором все действия представлены в определенной целостности и последовательности, а их выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятный прогнозируемый характер.

В структуре педагогической технологии выделяют:

- концептуальную основу (опора на определенную научную концепцию);

- содержательную часть (цели, задачи учебно-воспитательного процесса, его целостное содержание, выстроенное с логичной взаимосвязью всех компонентов, т. е. систему);

- процессуальную часть (технология планирования и организации работы, формы и методы деятельности воспитанников и педагога, рефлексия и поэтапная диагностика).

Насколько оптимальна конкретная педагогическая технология, можно определить по критериям: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, социальная значимость, актуальность [4]. В интересующем нас аспекте педагогическая технология представляет собой ряд операций, последовательностью которых определяется развитие творческой одаренности. Считаем, что исследуемое понятие нельзя отождествлять с алгоритмом, так как действия в этом случае не могут быть жестко детерминированы, они всегда вариативны (каждая операция преследует определенные цели и обусловлена логикой становления таланта). Успех считается достигнутым в том случае, если сделан шаг к новому состоянию личности.

Следовательно, педагогическая технология -

это метод планирования и оценивания процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов. Их взаимодействие позволяет найти наиболее эффективные формы работы.

Педагогическая технология в развитии творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано использована нами как инструмент и основа для проведения эксперимента. В этом контексте важно учитывать следующие аспекты: научный (научно разработанное решение определенной проблемы); формально-описательный (модель, характеристика содержания, применяемых методов и средств); процессуально-деятель-ностный (целеполагание, планирование, реализация целей и анализ результата).

Как свидетельствует практика, развитие способностей в классе фортепиано предполагает объединение новых концепций образования, решение проблемы взаимовлияния различных средств и методов обучения, использования системного подхода. Педагогические технологии в данном случае - это набор операций по организации процесса обучения, формированию и контролю знаний, умений, навыков и пр. Комплекс педагогических технологий включает в себя цели обучения, их достижение; характеристику качеств преподавателя и учащихся; средства и принципы обучения.

В разработанной на этой базе программе «Творческая одаренность», рассчитанной на два года обучения в классе фортепиано, осуществлена интеграция различных видов деятельности, определены условия, способствующие успешному проведению педагогической технологии:

- преемственность; активизация творческой деятельности (поощрения, порицания);

- законченность и логичность;

- соревновательность;

- направленность на формирование определенных качеств личности;

- контраст психологических состояний, заложенный в смене деятельности;

- эмоциональная насыщенность проводимых игр-занятий; контроль со стороны учителя.

Развитие творческой одаренности представляет собой оптимально организованную педагогическую деятельность - раскрытие способностей детей в соответствии с обоснованными принципами (интеграция музыкальной деятельности с учетом индивидуального подхода; направленность обучения от творческой деятельности к познанию; дифференцированный подход) и разработанной моделью (уровневая и содержательная характеристики, критерии и показатели динамики

необходимых качеств). На основе проведенного нами эксперимента выявлен ряд условий, обеспечивающих поддержку одаренной личности и ее дальнейший рост:

- взаимодействие педагогов и учащихся;

- творческое пространство, способствующее опережающему развитию;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей темперамента, способностей;

- признание неповторимости творческой деятельности ребенка как основы самореализации и саморазвития;

- межпредметная интеграция блока музыкальных дисциплин;

- создание устойчивой мотивации;

- проблемно-диалогический характер обучения;

- мониторинг.

Важна инновационная методика (творческое «погружение», метод подражания, эвристический метод, метод игровых технологий), создающая особого рода психологическую атмосферу, благоприятным образом сказывающуюся на эмоциональном состоянии, чувствах и мыслях школьников. Творческая одаренность в контексте развивающего обучения рассматривается нами как особое качество личности, проявляющееся в потребностях и умениях к самостоятельному приобретению знаний, нахождению новых способов решения проблемы, расширению кругозора, применению полученной информации в нестандартных ситуациях.

Таким образом, на основе педагогической технологии развития одаренности младших школьников в классе фортепиано предложена организация процесса обучения, интегрирующая пространственные и человеческие ресурсы учреждения. Такой подход позволяет создать психолого-педагогические условия, необходимые для творческого роста и достижения максимально возможного на определенном этапе уровня реализации способностей.

Литература

1. Блонский П. П. Педология. М., 1999.

2. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. С. 3-10.

3. Асташкина Е. Е. Игровые технологии как средство адаптации старшеклассников к социальной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2002.

4. Свиридов Н. А. Социальная адаптация личности в коллективе // Социологические исследования. 1989. № 3. С. 13-18.

n. r. turavets, ye. v. burdina. pedagogic methods of development of children's music endowments at the initial stage of education

The elements of the educational process that help to develop creative abilities of junior schoolchildren who study in the system of supplementary education (class of piano) are characterized in the article. Key words: music endowments, supplementary education, modern pedagogic methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.