Научная статья на тему 'Педагогические технологии обучения: сущность, их характеристики и эффективность'

Педагогические технологии обучения: сущность, их характеристики и эффективность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14416
1444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костромина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии обучения: сущность, их характеристики и эффективность»

РАЗДЕЛ II ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 37

Н. В. Костромина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Возрастание требований к профессиональной подготовке будущих специалистов связано с возрастанием задач и программ социально-экономического развития России на современном этапе, увеличением объема информации и совершенствованием социокультурных и экономических отношений. Вместе с тем обостряется противоречие между возрастающими потребностями и существующей практикой обучения студентов вуза; новыми тенденциями высшего образования, требованиями к процессу обучения согласно стандартам, учебным программам и неопределенностью выбора путей наиболее эффективного обучения. Выходом из сложившейся ситуации становится использование педагогических технологий, разработанных современной педагогической наукой. Данные объективные требования к уровню эффективности учебной деятельности в высшей школе определили выбор и актуальность темы данной статьи: «Педагогические технологии обучения: сущность, их характеристики и эффективность».

Начиная с 60-х годов понятие «педагогическая технология» постепенно завоёвывало своё место в педагогической науке. Определенный вклад внесли В. П. Беспалько [3; 4], М. И. Махмутов [12], Э. В. Бурцева [6], Л. В. Загрекова [8], Н. 3. Талипова [15], М. В. Кларин [10], Т. В. Мошарова [13], Л. М. Никонорова [14], Ю. Г. Фокин [16].

Термин «технология» пришёл в педагогику из производственной сферы и становится всё более правомерным. Определение этого понятия многообразно в зависимости от понимания авторами структуры образовательнотехнологического процесса и его составляющих элементов. Разнообразие подходов в классификации технологий обусловлено их сложностью и многоаспектно стью, поскольку технология - это и логика воспитательного процесса, осуществляемая в разных видах педагогической деятельности; это и мастерство, и совокупность приемов и способов обучения, обеспечивающих высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Общая установка педагогической технологии - решать дидактические проблемы на пути управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению.

В. П. Беспалько определил технологию как «систематичное и последова-

тельное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса», т. е. технология является «проектом определенной педагогической системы, реализуемой на практике» [3, с. 10].

Д. В. Чернилевский даёт такое определение: «технология обучения - это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учётом эмпирических инноваций преподавателей и направленности этого процесса на достижение высоких результатов в развитии личности студентов», выделяя структурные составляющие этой системы: «цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства преподавания, организация учебного процесса, студент, преподаватель, результат деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки)». [8, с. 48-49]. Совместно с О. Н. Филатовым приводит и такое определение технологии обучения: «технология -это системный комплекс психолого-педагогических процедур, включающих специальный подбор и компоновку дидактических форм, методов, способов, приемов и условий, необходимых для реализации процесса обучения» [11,с. 10]

В. А. Якунин пишет, что «педагогическая технология представляет собой единство основных функций, последовательно и циклично сменяющихся при плакировании, организации и проведении процесса обучения. Педагогическая технология включает следующие функции: диагностики, целе-полагания, информации, прогнозирования, проектирования (планирования), принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции при ведущей роли целеполагания» [19, с. 15]

Л. М. Никонорова отмечает, что педагогические технологии применяют, в том числе, и для «использования потенциала различных дисциплин, сотрудничающих с педагогической наукой», «повышения эффективности обучения» и «подведения всех учащихся к единому, заранее запланированному уровню владения знаниями, умениями, навыками» [14, с. 29]

Л. В. Загрекова считает основные направления технологизации учебного процесса на современном этапе развития педагогической науки следующие: «кибернетический аспект (совершенствование управления усвоением знаний, умений, навыков); коммуникативный аспект (совершенствование путей и направлений обмена информацией между субъектами образовательного процесса); информационный аспект (совершенствование и реконструирование содержания образования); деятельностный аспект (активизация и интенсификация деятельности учащихся); личностный аспект (учёт и развитие личностных качеств субъектов учебной деятельности)». [8, с. 45].

Таким образом, педагогическая технология представляет собой единство основных функций, последовательно и циклично сменяющихся при планировании, организации и проведении процесса обучения.

Педагогическая технология включает следующие функции: диагностики, целеполагания, информации, прогнозирования, проектирования (планирования), принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции при ведущей роли целеполагания.

Общими признаками технологий являются «процессуальность, направленность на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов, а также представимость совокупностью методов изменения состояния объекта»; «специфические признаки разнообразны: диагностическое целеобразование, экономичность, алгоритмируемость, результативность, целостность; гарантированность достижения поставленных целей» [10, с. 21]; «проектируемость, корректируемость, управляемость, визуализация» [18, с. 43].

Г. К. Селевко характеризовал педагогические технологии по следующим параметрам: «уровень применения, философская основа, ведущий фактор психического развития, научная концепция усвоения опыта, ориентация на личностные структуры, характер содержания и структуры технологии, тип организации и управления познавательной деятельностью, по организационным факторам, по подходу к ребёнку, по преобладающему (доминирующему) методу, по направлению модернизации существующей традиционной системы, по категории обучающихся», а именно «педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества), на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное, игровое обучение) на основе эффективности управления и организации учебного процесса, частнопедагогические, природносообразные, технологии развивающего обучения». Н. В. Бор-довская и А. А. Реан предлагают следующие характеристики технологий: «структурно-логические, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии» [11, с. 43-44].

Д. В. Чернилевский представляет такие характеристики технологий как проблемное обучение, концентрированное, модульное обучение, развивающее обучение, дифференцированное, активное (контекстное), игровое обучение.

Проблемное обучение имеет цель «развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучаемых; сущность - последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучаемым познавательных задач, решая которые обучаемые активно усваивают знания; механизм - поисковые методы, постановка познавательных задач».

Концентрированное обучение направлено на создание «максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса; глубокое изучение предметов за счёт объединения занятий в блоки; методы обучения, учитывающие динамику работы студентов».

Цель модульного обучения - «обеспечение гибкости обучения, приспо-

собление к индивидуальным потребностям личности, уровню её базовой подготовки; самостоятельная работа обучаемых с индивидуальной учебной программой; проблемный подход, индивидуальный темп обучения».

Предназначение развивающего обучения - «развитие личности и её способностей; ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию; вовлечение обучаемых в различные виды деятельности».

Дифференцированное обучение - это «создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей; усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт); методы индивидуального обучения».

Активное (контекстное) обучение подразумевает «организацию активности обучаемых; моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности; методы активного обучения».

Игровое обучение означает «обеспечение личностно-деятельностного характера, усвоение знаний, умений и навыков; самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации; игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность» [17, с. 128].

Все более широкое применение педагогических технологий преподавателем обусловлено современными тенденциями развития высшей школы: развитие творческих способностей, овладение методами познания, стимулирование к самообразованию и творчеству, повышение профессиональных качеств будущего специалиста, т. е. стремление к повышению эффективности процесса обучения. Эффективность является одной из важнейших характеристик педагогической технологии, т.к. технология обучения включает целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных планов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново, как только становятся известна новая информация об эффективности системы.

Термин «эффективность» вошел в педагогику из других областей знания. Исследования проводились такими учеными как М. И. Махмутов [12], Ю. К. Бабанский [1], А. А. Бердичевский [2], В. П. Беспалько [3], В. М. Блинов [2], А. А. Вербицкий [7], М. С. Кузьмина [11]. Постепенно значение этого понятия трансформировалось от улучшения обучения до понятия, характеризующее особое его качество.

A. А. Бердичевский даёт следующее определение эффективности: «это показатель, характеризующий удовлетворение всех потребностей общества со стороны данной системы», «важнейший критерий оптимальности, качества» [2, с. 25].

B. М. Блинов определяет эффективность как «показатель того, как в про-

цессе учебной деятельности конкретные результаты преобразуются в результаты, имеющие социальную значимость» [2, с. 29].

Существует два основных направления исследования эффективности обучения: а) выяснение средств повышения эффективности педагогического процесса; б) количественное исследование эффективности.

Необходимость повышения качества обучения с помощью использования комплекса эффективных форм, методов и средств подчеркивается в работах М. И. Махмутова [12], Ю. К. Бабанского [1], следовавших первому из направлений исследований.

Анализ научной литературы показал, что второе направление является предметом внимания большего количества исследователей (В. П. Беспалько [3,4], А. А. Бердичевский [2], В. В. Краевский [11]). По теории В. П. Беспалько эффективность определяется измерением качества усвоенных знаний. При этом подчёркивается необходимость в более точном описании и измерении процесса усвоения как внешне контролируемого факта дидактического процесса, как самого содержания дидактического процесса и как познавательную деятельность обучаемого, направленную на усвоение знаний.

Говоря о степени эффективности, конечно же, нельзя недооценивать и минусы, возникающие порой при использовании педагогических технологий. К примеру, это четко заданная ориентация обучения на конечный результат, что в некоторой мере ведет к уменьшению педагогического потенциала обучения. Также немаловажно и то, что происходит смещение центра внимания с конкретного обучаемого на процесс обучения. Не всеми этапами процесса обучения можно управлять, на пример, процесс усвоения знаний на всех стадиях не может быть прописан технологией.

Стремление преподавателя преодолеть указанные недостатки применения педагогических технологий является залогом успешного, эффективного обучения и постепенного развития и совершенствования педагогической науки в целом. При этом важно подчеркнуть необходимость постоянного контроля самим преподавателем по указанным параметрам степени эффективности применяемой им в процессе обучения даже в конкретной группе студентов педагогической технологии. Одним из возможных вариантов помочь преподавателю избежать хотя бы части указанных недостатков в ходе использования педагогических технологий, а также активизировать обучение, научить студентов творчески применять полученные знания в реальной ситуации, является использование педагогических условий, позволяющих повысить эффективность процесса обучения.

Согласно проведенному нами анализу по степени эффективности (количественное исследование эффективности) педагогических технологий, чаще всего применяемых в высшей школе, можно сделать вывод, что наиболее эффективные из используемых технологий - это педагогические технологии на модульной основе, на основе использования компьютера, проектное

обучение, обучение в сотрудничестве; в большинстве своем - личностноориентированные технологии на коммуникативной основе, т. к. они базируются на системе взаимосвязанных принципов, при чем одним из основных принципов является личностный подход, который развивает систему личностных качеств студента, стимулирующих желание самостоятельно учиться, мотивацию (также важны принципы ситуативности и моделирования, ориентации на групповое общение и профессиональную направленность). Мы придерживаемся мнения В. В. Серикова, который основой лич-ностно-ориентированного обучения полагает учебную ситуацию, для конструирования которой необходимо использование ряда технологий:

- технология учебного диалога, предполагающая усвоение содержания в условиях диалога, обеспечивающего субъект-смысловое общение, самореализацию личности;

- технология заданного подхода, представляющая элементы содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач;

-технология имитационных игр, включающая имитацию социально-ролевых и пространственно-временных условий, которые обеспечивают реализацию личностных функций в ситуации внутренней конфликтности, состязательности» [11, с. 48]. Нашей задачей становится разработка педагогических условий, повышающих эффективность обучения с использованием личностно-ориентированных технологий с учетом особенностей обучения иностранному языку в техническом вузе.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические технологии достаточно прочно заняли свое место в педагогической теории и практике, разработаны их характеристики, методические рекомендации, при использовании которых с учетом определенных педагогических условий, существенно повышается эффективность процесса обучения в целом.

Библиографический список

1. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения активности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. - М., 1982. - 454 с.

2. Бердичевский, А. А. Оптимизация системы обучения иностранным языкам в педагогическом вузе / А. А. Бердичевский. - М.: Высшая школа, 1989. -254 с.

3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - М.: Изд-во Института профессионального образования МО России, 1995. - 342 с.

4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1993. - 213 с.

5. Блинов, В. М. Эффективность обучения / В. М. Блинов. - М.: Педагогика, 1976.-291 с.

6. Бурцева, Э. В. Проектная технология как средство мотивации изучения

иностранного языка в неязыковом вузе / Э. В. Бурцева; М-во образования Рос. Федерации, Бурят, гос. ун-т. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2004. - 165 с.

7. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе / А. А. Вербицкий -М.: «Академия», 2003. - 122 с.

8. Загрекова, Л. В. Теория и технология обучения / Л. В. Загрекова. - М.: Высшая школа, 2004. - 156с.

9. Каган, В. И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе /

В. И. Каган. - М., «Академия»,2003. - 279 с.

10. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. - М.: Знание, 2004. - 145 с.

11. Кузьмина, М. С., Капичникова О.Б. Модернизация обучения иностранным языкам в вузе / М. С. Кузьмина - Балашов: Изд-во «Николаев», 2002. - 98 с.

12. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1999. - 189 с.

13. Мошарова, Т. В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение / Т. В. Мошарова. - М.: «Пед-Пресс», 1999. - 98 с.

14. Никонорова, Л. М. Технология проблемно-модульного обучения иностранному языку в высшей профессиональной школе: Монография / Л. М. Никонорова ; М-во образования Рос. Федерации, Казан, гос. энергет. ун-т. - Казань : КГЭУ,

2004.-95 с.

15. Талипова, Н. 3. Развитие речевой деятельности студентов на основе зарубежных технологий обучения / Н. 3. Талипова - Казань, 2004. - 78 с.

16. Фокин, Ю. Г. Технология обучения в высшей школе: от теории к технологическим процедурам / Ю. Г. Фокин. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана,

2005.-328 с.

17. Чернилевский, Д. В. Технология обучения в высшей школе. -2-е изд.,стер.-[текст]: Моногр. / Д. В. Чернилевский. - М.: Экспедитор, 1996. - 288 с.

18. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов. - М.: Народное образование, 2005. - 157 с.

19. Якунин, В. А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. ~ СПб., 1998. -231 с.

УДК 004: 514. 18

М. Г. Тен

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Проблема эффективного использования компьютерных технологий (учет функциональной специализации полушарий головного мозга) при преподавании графических дисциплин в системе высшего профессионального образования является особенно актуальной на современном этапе в связи с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.