Научная статья на тему 'Педагогические технологии обучения географии'

Педагогические технологии обучения географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИ / ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHING METHODOLOGY / LEARNING PROCESSES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максютов А. А., Браславская О. В., Запорожец Л. Н.

Статья посвящаеться актуальной научной проблеме современной педагогической науки связанной с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максютов А. А., Браславская О. В., Запорожец Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article devoted to actual scientific problem of modern pedagogical thoughts are associated with the development and implementation in the educational process of new educational technologies

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии обучения географии»

А.А. Максютов

К.п.н., ст. преподаватель кафедры географии и методики ее обучения, Уманский Государственный педагогический

университет имени Павла Тычины

A.A. Maksytov

teacher department of geography and methods her training Uman state pedagogical university of the name of Pavlo Tychyna

(andrei-maksytov@mail. ru, +380964810341)

О.В. Браславская

Д.п.н., зав. кафедры географии и методики ее обучения, профессор, Уманский Государственный педагогический университет

имени Павла Тычины O. V. Braslavska

head. department of geography and methods her training doctor of pedagogical sciences., professor Uman state pedagogical university of the name of Pavlo Tychyna

(timets07@rambler. ru, +380989198916)

Л.Н. Запорожец

преподаватель кафедры географии и методики ее обучения Уманский Государственный педагогический университет

имени Павла Тычины L.N. Zaporogec

teacher department of geography and methods her training Uman state pedagogical university of the name of Pavlo Tychyna

(lesyaliv@ukr. net, +38985487565)

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

Аннотация. Статья посвящаеться актуальной научной проблеме современной педагогической науки связанной с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Annotation. Article devoted to actual scientific problem of modern pedagogical thoughts are associated with the development and implementation in the educational process of new educational technologies.

Ключевые слова: методика обучения, учебный процесс, педагогические технологи, образование.

Key words: teaching methodology, learning processes, pedagogical technology, education.

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период реформ. Изменились цели образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отображению содержания образования средствами не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образо-

вания, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные направления деятельности.

Все эти обстоятельства создают основу для новых теоретических исследований в области методики изучения географии, требуют иных подходов в организации учебного процесса. В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований.

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использование системного, деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения [4].

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление принципов образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику преподавания. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.

Термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают два понятия: а) технология обучения, что означает разработку оптимальных методик обучения; б) технология в обучении.

Под технологиями в обучении понимают использование технических средств обучения (компьютерных программ, в том числе новых мультимедийных учебников географии и др.). Однако и в том и в другом случае предполагается, что применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие преподавателя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность преподавателя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.

Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности преподава-

теля и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, занятия). При этом обязательная часть любой технологии обучения - диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.

Однако как составная часть методики технология имеет полное право на существование. Ведь педагогическая технология - это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий - такая организация взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся (т.е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.

К главным признакам технологии обучения относят:

1. четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию учебной деятельности;

2. построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности;

3. обучение по образцам (практикумам, учебникам, методическим рекомендациям);

4. выполнение указаний преподавателя (в форме приемов учебной работы, алгоритмов) организацию самостоятельной работы учащихся, направленную

на решение проблемных учебных задач;

5. широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным характеристикам. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

1. технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как обще-учебных (учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;

2. технология личностно ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

3. технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития [2].

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения.

Так, группа личностно-ориентированных технологий обучения включает технологию разноуровненного (дифференцированного) обучения, кол-

лективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и др. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия преподавателя и учащихся.

Внедрение в практику работы преподавателя личностно оиентирован-ных технологий предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической; особое внимание к саморазвитию и самовоспитанию учащихся.

В процессе реализации технологий личностно ориентированного обучения целесообразно соблюдение следующих условий:

1. структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных учебных задач (иногда проблемного характера), создающих у учащихся познавательную потребность;

2. создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для учащихся не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету;

3. постановка познавательных учебных задач, которые своим содержанием направлены на программирование направленности деятельности учащихся на учебные открытия, на фиксацию и усвоение нового способа деятельности;

4. реализация учебной задачи посредством создания проблемной ситуации, создания условий интеллектуального затруднения [3].

Современные педагогические технологии классифицируют по таким показателями:

1. По уровню применения: общепедагогические, частно-предметные,

отраслевые, локальные, модульные, узко-методические.

2. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные идеалистические, психогенные.

3. По ориентации на личностную структуру: информационные, операционные, саморазвития, эвристические.

4. По характеру содержания и структуре обучающие, воспитывающие светские, религиозные общеобразовательные, профильные, гуманистические, технократические, монотехнологические, политехнологические, проникающие [1].

В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Ниже приведены примеры наиболее известных технологий используемых в обучении географии.

«Технология формирования приемов учебной работы» - изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников географии, в методических пособиях и достаточно хорошо освоена в практике работы многих препода-

вателей географии [6].

Достаточно полно разработана «Технология формирования учебной деятельности обучающихся». Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Если традиционная методика описывает, что должен делать преподаватель, то технология формирования учебной деятельности предписывает, как учащийся должен решать учебную задачу [9].

Технология формирования учебной деятельности предполагает, что преподаватель создает систему учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности учащихся, подготавливает тестовые задания.

Хорошо известна в методике преподавания географии «Технология дифференцированного обучения». При ее применении учащиеся группы делятся на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп учитываются личностное отношение учащихся к учебе, уровень знаний, интерес к изучению предмета, к личности преподавателя. Создаются разноуровненные программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

В практике работы преподавателя географии широко распространена «Технология учебно-игровой деятельности». Однако ее реализация чаше всего эпизодична, не выстраивается в четкую систему организации познавательной деятельности.

Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

«Технология коммуникативно-диалоговой деятельности» требует от преподавателя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между учащимися.

«Модульная технология» также применима в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором преподаватель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Преподаватель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы учащихся, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов) [7].

«Технология проектной деятельности» - это создание ситуации

творчества, где учащийся получает шанс познакомиться на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное. Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы. Цель такой работы - формирование у учащихся адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры.

«Новые компьютерные технологии» - использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую обучаемого. Компьютер становится посредником между преподавателем и обучаемым, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе.

«Технология развития критического мышления» - одна из основных целей технологии критического мышления - научить самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя [8].

В профессиональной деятельности преподавателя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности преподавателя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся. Список источников:

1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. / Н.Н. Баранский - М., 1990 - 256 с.

2. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. / Опорные конспекты в обучении географии. 7 -класс. - М., 1995 - 158 с.

3. Библиотека «География в школе» вып. 5 ч. - 203 с.

4. Душина И.В., Понурова Г.А. / Методика преподавания географии. - М., 1996 - 282 с.

5. Кларин М.В. / Технологии обучения: идеал и реальность. - Рига, 1999 - 162 с.

6. Ксензова Г.Ю. / Перспективные школьные технологии. - М., 2000 - 232 с.

7. Кутейников С.Е. / Типы учебных элементов модульной программы // География в школе. 1998 № 2.

8. Чернявская А.П. Учебное пособие. / Технология развития критического мышления: перспективы для образования 21 века. - Н. Новгород, - 2009 253 с.

8. Якиманская И.С. /Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996 - 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.