Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / воспитание / методика / знание / мышление / личность / общество / teaching / education / technique / knowledge / thinking / personality / society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максим Георгиевич Кулешин, Евгения Николаевна Миронова, Олег Юрьевич Удальцов

Утверждается, что в современном мире образование как социальный институт оказывает ключевую роль на формирование общества и развитие личности. Однако их эволюция и развитие не могли обойтись без использования различных технологий. История развития педагогических технологий представляет собой процесс, результат которого предполагает постоянное стремление улучшить процессы обучения и воспитания. Она тесно связана с общественными изменениями, научными открытиями и технологическими инновациями каждой эпохи. Стремление к постоянному совершенствованию образовательного процесса стало движущей силой для развития и применения новых подходов и методов в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максим Георгиевич Кулешин, Евгения Николаевна Миронова, Олег Юрьевич Удальцов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technologies: the historical aspect of development research

The article argues that in the modern world, education, as a social institution, has a key role in the formation of society and the development of the individual. However, their evolution and development could not do without the use of various technologies. The history of the development of pedagogical technologies is a process, the result of which involves a constant desire to improve the processes of education and upbringing. It is closely related to social change, scientific discoveries and technological innovations of each era. The desire for continuous improvement of the educational process has become a driving force for the development and application of new approaches and methods in learning.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-185-191

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ

© Максим Георгиевич Кулешин1, Евгения Николаевна Миронова2, Олег Юрьевич Удальцов3

1Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия; 2Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь, Россия; 3Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь, Россия 1makskul@list.ru 2mironovbor@mail.ru 3ouu@mail.ru

Аннотация. Утверждается, что в современном мире образование как социальный институт оказывает ключевую роль на формирование общества и развитие личности. Однако их эволюция и развитие не могли обойтись без использования различных технологий. История развития педагогических технологий представляет собой процесс, результат которого предполагает постоянное стремление улучшить процессы обучения и воспитания. Она тесно связана с общественными изменениями, научными открытиями и технологическими инновациями каждой эпохи. Стремление к постоянному совершенствованию образовательного процесса стало движущей силой для развития и применения новых подходов и методов в обучении.

Ключевые слова: обучение, воспитание, методика, знание, мышление, личность, общество. Для цитирования: Кулешин М.Г., Миронова Е.Н., Удальцов О.Ю. Педагогические технологии: исторический аспект исследования развития // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 104. № 3. С. 185-191. doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-185-191

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Pedagogical technologies: the historical aspect of development research © Maxim G. Kuleshin1, Evgenia N. Mironova2, Oleg Yu. Udaltsov3

1Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russian Federation; 2Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol, Russian Federation; 3Stavropol State Medical University, Stavropol, Russian Federation 1makskul@list.ru 2mironovbor@mail.ru 3ouu@mail.ru

Abstract. The article argues that in the modern world, education, as a social institution, has a key role in the formation of society and the development of the individual. However, their evolution and development could not do without the use of various technologies. The history of the development of pedagogical technologies is a process, the result of which involves a constant desire to improve the processes of education and upbringing. It is closely related to social change, scientific discoveries and technological innovations of each era. The desire for continuous improvement of the educational process has become a driving force for the development and application of new approaches and methods in learning.

Key words: teaching, education, technique, knowledge, thinking, personality, society

For citation: Kuleshin M.G., Mironova E.N., Udaltsov O.Yu. Pedagogical technologies: the historical aspect of development research. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 104. No 3. P. 1885-191. doi: 10.18522/20701403-2024-104-3-185-191

Введение

Рассмотрим ключевые этапы развития педагогических технологий, начиная с античности и средневековья и заканчивая современными вызовами и перспективами. Основные тенденции и из-

менения, произошедшие в образовании на протяжении времени, оказывают влияние на современные образовательные процессы, определяют поиск новых и инновационных подходов к обучению и воспитанию будущих поколений. История развития педагогических технологий представляет собой многоаспектный и динамичный процесс, который связан с эволюцией образования, научными открытиями, социокультурными изменениями и технологическим прогрессом.

Обсуждение

В процессе развития образования и педагогических технологий можно выделить несколько ключевых направлений и аспектов, которые отражают важные этапы и изменения в данной области.

Во-первых, влияние философии и педагогики древности на педагогическую практику. Влияние философии и ученых древности на педагогическую практику было огромным и оказало значительное влияние на формирование основных принципов образования и методов обучения. Идеи и методы, разработанные античными философами, стали отправной точкой для формирования основных принципов современной педагогики. Их влияние прослеживается в различных методах обучения и подходах к воспитанию, которые используются в современной школьной и высшей педагогике.

Во-вторых, развитие образования в средневековье и период ренессанса - эпохи Возрождения. В период средневековья образование в основном было монастырским, а обучение организовывалось в монастырях и церковных школах. Этот период отличался от античности, где образование чаще всего было доступно лишь узкому кругу общества, и представлял собой практически единственный источник знаний и образования в западной Европе. Развитие образования в монастырях и церковных школах сыграло важную роль в сохранении и передаче знаний в средневековой Европе. Оно не только дало возможность монахам и священникам получить образование, но и обеспечило базовые знания и умения широким массам населения, способствуя развитию культуры и образованности этой эпохи. Эпоха Возрождения принесла новые подходы к образованию, включая восстановление классического образования и развитие гуманистических идей в образовании.

В-третьих, индустриальная революция и появление новых методов обучения, в XIX в.привели к изменениям в обществе и экономике, что отразилось и на системе образования. В этот период возникли новые методики обучения, которые акцентировали внимание на индивидуальном развитии обучающегося и практическом обучении. Эпоха Просвещения, охватывающая примерно период с конца XVII в. до конца XVIII в., была периодом интеллектуального и культурного преобразования в Европе, характеризующимся ростом интереса к науке, разуму и образованию. В этот период были введены новые подходы к образованию, которые оказали глубокое влияние на развитие педагогических технологий.

В контексте дальнейшего изучения развития педагогических технологий необходимо более подробно остановиться на периоде эпохи Просвещения. Здесь можно отметить следующие важные моменты.

Гуманистические идеи и новый подход к образованию. Гуманистические идеи, пропагандирующие ценность личности, ее интеллектуальное развитие и образование, стали основой нового подхода к образованию в период Просвещения. Образование стало рассматриваться как средство формирования разумного и культурного человека, как личности, способного вносить вклад в общество и прогресс.

Развитие научных знаний и образования. Просвещение характеризовалось также интенсивным развитием научных знаний и образования. В это время были основаны многие известные университеты и научные общества, которые стимулировали научные исследования и обмен знаниями. Ученые и педагоги начали активно разрабатывать новые методики обучения, основанные на принципах разума и опыта.

Обновление образовательных систем. В период Просвещения произошло обновление образовательных систем, направленное на создание общедоступного и систематизированного образования. Основной целью стало распространение знаний среди всех сло-

ев общества, а не только элитных кругов, что привело к расширению образовательных возможностей и повышению грамотности населения.

Развитие педагогических методик. В период Просвещения активно развивались и совершенствовались педагогические методики. Обучение стало более систематизированным и ориентированным на развитие критического мышления и самостоятельности учеников. Введение новых методов обучения, таких как система обучения по классам, обучение по учебным планам и стандартам, способствовало повышению эффективности образовательного процесса. Здесь также необходимо обратить внимание на возможность введения более гибких и доступных форм обучения, «применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения» [9, с. 62], обеспечить процесс «...системы непрерывного образования» [7, с. 58], являющейся частью «.профессиональной педагогической деятельности» [5, с. 40].

Эпоха Просвещения сыграла ключевую роль в формировании современной образовательной системы и педагогических технологий. Введение новых подходов к образованию и развитие научных знаний стали отправной точкой для дальнейшего развития педагогических методик и технологий, которые продолжают активно развиваться и совершенствоваться в современном образовании. В формировании качестве обучения «.особая роль принадлежит системе образования» [6, с. 42].

Индустриальная революция, начавшаяся в конце XVIII в. в Великобритании и распространившаяся по всему миру в XIX в., привела к глубоким изменениям в обществе и экономике, что повлекло за собой необходимость адаптации образовательной системы к новым условиям и требованиям. Здесь также наблюдаются характерные для этого времени основные направления, определяющие развитие образования и педагогических технологий его реализации.

Потребность в квалифицированных рабочих. Промышленное развитие привело к росту производства и расширению промышленных отраслей, что создало потребность в квалифицированных рабочих. Образовательная система должна была соответствовать этим потребностям, обеспечивая подготовку рабочих с необходимыми навыками и знаниями.

Возникновение школьного образования. Индустриальная революция стимулировала появление школьного образования, предоставляющего детям базовые знания и навыки, необходимые для работы в промышленных предприятиях. Школьная система начала расширяться и стандартизироваться, чтобы обеспечить широкий доступ к образованию для всех детей.

Техническое образование и профессиональные школы. В ответ на потребности промышленности в квалифицированных технических специалистах и рабочих были созданы профессиональные школы и технические училища. Они предоставляли специализированное обучение по различным ремесленным и техническим профессиям.

Развитие новых методов обучения. Индустриальная революция стимулировала развитие новых методов обучения, ориентированных на практическое применение знаний и развитие профессиональных навыков. Это включало в себя введение практических занятий, лабораторных работ и технических учений в образовательный процесс.

В целом индустриальная революция оказала значительное влияние на систему образования, приводя к возникновению новых форм и методов обучения, которые соответствовали потребностям индустриального общества. Эти изменения в образовательной системе оказали глубокое воздействие на развитие профессиональных навыков и квалификаций, а также на социальную мобильность и экономический прогресс.

В XIX в. произошли значительные изменения в области педагогических методик и технологий, что было вызвано как социокультурными изменениями, так и развитием научно-педагогической мысли. Они оказали значительное влияние на развитие современного образования, сформировали основы прогрессивного образовательного подхода, который акцентируется на индивидуализации обучения, развитии критического мышления и использовании интерактивных методов обучения. Немаловажная роль отводится здесь и воспитанию. Воспитание является неотъемлемой частью образования, которое способствует формированию мировоззрения. Одной из форм мировоззрения является философия. «Философская рефлек-

сия задает образовательной концепции смысл, цель, формы, выполняет интегративную функцию» [3, с. 80-85]. Это оказывает существенное влияние на образование, определяющее и воспитание, и обучение как целостность, которая проявляется в общественной системе, при получении и преобразовании поступающей в нее научной информации [1, с. 30-34], является «сложным взаимодействием различных видов социальной коммуникации» [2, с. 95-100]. Образование становится непременным условием включения личности обучаемого в целостный мир общечеловеческой культуры с целью усвоения им духовных и нравственных ценностей, через «...формирование духовных и культурных традиций» [13, с. 66-72], через формирование личности в социуме, где «исторически проживает множество народов со своими традициями и верованиями» [12, с. 195-201]. «Система духовно-нравственных ценностей способна обеспечить необходимое стабильное существование и развитие.» [4, с. 1566-1569]. Образование является социальным институтом, преемственно продолжающим процесс превращения имеющегося в обществе социально-культурного опыта в достояние всех его членов, и через это обеспечивающим пожизненное обогащение творческого потенциала личности, учитывающего как ее межличностные отношения [11, с. 73-78], так и ее огромное влияние на «.формирование гражданской позиции в обществе» [10, с. 33-36]. «Особое внимание отводится анализу чувственной сферы человека» [8, с. 127-133].

В XX в. с развитием научно-педагогической мысли и прогрессом в области психологии начали появляться новые педагогические технологии, основанные на научных исследованиях в области обучения и развития человека. Некоторые из них приведены ниже.

Методика активного обучения. В рамках этой методики учебный процесс структурирован таким образом, чтобы ученики активно взаимодействовали с учебным материалом, стимулируя процесс учения через самостоятельные и исследовательские задания. Методика активного обучения включает в себя использование различных интерактивных методов, таких как дискуссии, проектная деятельность, групповые задания.

Индивидуализированное обучение. Этот подход к образованию предполагает адаптацию обучения к индивидуальным потребностям и способностям каждого обучающегося. Он базируется на идеях о различиях в обучении и развитии каждого ребенка, и предлагает персонализированный подход к обучению, включая использование различных методов, материалов и технологий для индивидуализированного обучения.

Использование информационных и коммуникационных технологий. В XX в. значительное внимание уделялось интеграции информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс. Это включало использование компьютеров, интернета, интерактивных досок, программного обеспечения и других технологий для обогащения учебного материала, стимулирования интерактивности и обеспечения доступа к разнообразным образовательным ресурсам.

Психологически ориентированные методики обучения. В XX в. были разработаны и распространены различные методики обучения, основанные на психологических исследованиях, такие как методика конструктивизма, социокультурного подхода, теория личностного развития, и другие. Эти методики обращали внимание на важность психологических аспектов обучения, таких, как мотивация, самооценка, эмоциональная поддержка и социальная среда.

В целом появление педагогических технологий на основе психологических и педагогических исследований в XX в. открыло новые возможности для современного образования. Эти технологии акцентировали внимание на индивидуализации обучения, использовании современных технологий, а также научно обоснованных методах исследования и преподавания.

Отдельно следует сказать о роли компьютерных технологий и цифровых средств в современном образовании. Они привносят значительные изменения в образовательный процесс, обогащают учебный материал, стимулируют интерактивность и улучшают доступ к образовательным ресурсам. Среди них можно выделить следующие.

Обогащение учебного материала. Компьютерные технологии и цифровые средства позволяют создавать интерактивные учебные материалы. Это обогащает образовательный процесс, делая учебный материал более доступным и увлекательным для обучающихся.

Индивидуализация обучения. С помощью компьютерных технологий и цифровых средств можно создавать персонализированные образовательные программы, адаптированные к индивидуальным потребностям и уровню знаний каждого ученика. Это позволяет преподавателям более эффективно работать с каждым обучающимся, учитывая его уникальные особенности.

Развитие информационной грамотности. Использование компьютерных технологий и цифровых средств в образовании способствует развитию информационной грамотности обучающихся. Они учатся эффективно работать с информацией, анализировать и оценивать ее, критически мыслить и принимать информированные решения.

Доступ к образовательным ресурсам. С помощью интернета и цифровых образовательных платформ обучающиеся получают доступ к огромному количеству образовательных ресурсов, включая электронные книги, статьи, видеоуроки, онлайн-курсы. Это расширяет возможности обучения за пределами школьной программы и позволяет обучающимся изучать интересующие их темы самостоятельно.

В целом в настоящее время компьютерные технологии и цифровые средства играют ключевую роль в современном образовании, обогащая учебный процесс, стимулируя индивидуализацию обучения, развивая информационную грамотность и подготавливая обучающихся к будущему в цифровом мире.

Выводы

История развития педагогических технологий тесно связана с общественными изменениями, научными открытиями и технологическими инновациями каждой эпохи. Стремление к постоянному совершенствованию образовательного процесса стало движущей силой для развития и применения новых подходов и методов в обучении. Всесторонний анализ педагогических технологий в контексте развития образования позволяет выявить ключевые этапы и изменения в данной области, их влияние на современные образовательные процессы, обозначить современные вызовы и перспективы дальнейшего развития.

Список источников

1. Арутюнян В.В., Лукьянов Г.И., Тронина Л.А. Социально-философские аспекты научной информации в обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 3(106). С. 30-34.

2. Бакланова О.А., Бакланов И.С., Ерохин А.М. Методологические конструкты исследования социальности современного общества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3-1. С. 95-100.

3. Болховской А.Л., Говердовская Е.В., Ивченко А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 5. С. 80-85.

4. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1566-1569.

5. Гончаров В.Н., Колосова О.Ю., Немашкалов П.Г. Культурно-исторические факторы в становлении модели российского образования в XIX веке // Научный альманах стран Причерноморья. 2023. № 1(33). С. 38-44.

6. Дрофа Е.А., Приходченко О.В. Педагогический аспект исследования профессиональной подготовки преподавателя в классическом университете // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2023. № 1. С. 42-46.

7. Калантарян Л.А., Макеенко И.П. Формирование педагога в контексте теоретической модели этнокультурного образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2023. № 1. С. 58-62.

8. Камалова О.Н. Становление и развитие неклассических подходов понимания интуиции в первой половине XX века // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013.№ 4. С. 127-133.

9. Корчак К.И., Иванова К.Р. Педагогические технологии в контексте современного научного развития // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2023. № 1. С. 62-66.

10. Кулешин М.Г. Социально-политическое самообразование студентов вузов: педагогический аспект организации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 3. С. 33-36.

11. Лобейко Ю.А. Социально-психологические проблемы общения в контексте межличностных общественных отношений // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 73-78.

12. Миронова Е.Н., Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Деструктивные религиозные объединения: философско-правовой анализ // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2016. № 3(19). С. 195-201.

13. Несмеянов Е.Е., Харламова Г.С. Духовность как концепт и мировоззренческая универсалия (рецепция идей Плотина) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018. № 6(103). С. 66-72.

References

1. Harutyunyan V.V., Lukyanov G.I., Tronina L.A. Socio-philosophical aspects of scientific information in society // Humanities and socio-economic sciences. 2019. No. 3(106). P. 30-34.

2. Baklanova O.A., Baklanov I.S., Erokhin A.M. Methodological constructs of the study of sociality of modern society // Historical and socio-educational thought. 2016. Vol. 8. No. 3-1. P. 95-100.

3. Bolkhovskoi A.L., Goverdovskaya E. V., Ivchenko A. V. Education in a globalizing world: a philosophical view // Economic and humanitarian studies of the regions. 2013. No. 5. P. 80-85.

4. Goncharov V.N., Popova N.A. Spiritual and moral values in the system of public relations // Fundamental research. 2015. No. 2-7. P. 1566-1569.

5. Goncharov V.N., Kolosova O.Yu., Nemashkalov P.G. Cultural and historical factors in the formation of the model of Russian education in the XIX century // Scientific Almanac of the Black Sea region countries. 2023. No. 1(33). P. 38-44.

6. Drofa E.A., Prikhodchenko O. V. Pedagogical aspect of the study of teacher training at a classical university // Economic and humanitarian studies of the regions. 2023. No. 1. P. 42-46.

7. Kalantaryan L.A., Makeenko I.P. Formation of a teacher in the context of a theoretical model of ethnocultural education // Economic and humanitarian studies of the regions. 2023. No. 1. P. 58-62.

8. Kamalova O.N. Formation and development of non-classical approaches to understanding intuition in the first half of the XX century // Economic and humanitarian studies of the regions. 2013. No. 4. P. 127-133.

9. Korchak K.I., Ivanova K.R. Pedagogical technologies in the context of modern scientific development // Economic and humanitarian studies of the regions. 2023. No. 1. P. 62-66.

10. Kuleshin M.G. Socio-political self-education of university students: pedagogical aspect of the organization // Economic and humanitarian studies of the regions. 2018. No. 3. P. 33-36.

11. Lobeyko Yu.A. Socio-psychological problems of communication in the context of interpersonal social relations // Economic and humanitarian studies of regions. 2015. No. 4. P. 73-78.

12. Mironova E.N., Kolosova O.Yu., Goncharov V.N. Destructive religious associations: philosophical and legal analysis // Bulletin of the North Caucasian Humanitarian Institute. 2016. No. 3(19). P. 195-201.

13. Nesmeyanov E.E., Kharlamova G.S. Spirituality as a concept and worldview theory (reception of Plotin's ideas) // Humanities and socio-economic sciences. 2018. No. 6(103). P. 66-72.

Статья поступила в редакцию 29.04.2024; одобрена после рецензирования 18.05.2024; принята к публикации 18.05.2024.

The article was submitted 29.04.2024; approved after reviewing 18.05.2024; accepted for publication 18.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.