Научная статья на тему 'Педагогические стратегии организации межличностного взаимодействия'

Педагогические стратегии организации межличностного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1380
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорихина Светлана Юрьевна

Статья посвящена проблеме организации межличностного взаимодействия в современной школе. Рассматриваются стратегии организации межличностного взаимодействия: "Арена", "Фасад", "Слепая зона", "Мертвая зона".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические стратегии организации межличностного взаимодействия»

УДК 316.472.4

Егорихина Светлана Юрьевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Статья посвящена проблеме организации межличностного взаимодействия в современной школе. Рассматриваются стратегии организации межличностного взаимодействия: «Арена», «Фасад», «Слепая зона», «Мертвая зона».

На протяжении жизни каждому человеку приходится взаимодействовать с другими людьми в различных ситуациях. От того, насколько успешно складывается это взаимодействие, зависит осуществление тех или иных задач, эффективность деятельности в целом. Естественно, что при этом человек должен занимать активную позицию.

В настоящее время общество перешло на тот уровень развития, когда единственным способом движения вперед, развития становится сотрудничество: только совместная деятельность позволяет достигать максимальных результатов. Данная проблема является актуальной и на уровне образовательной системы, субъектами которой выступают ученики, учителя, родители, администрация школы.

В психологической литературе взаимодействие понимается как процесс непосредственного или опосредованного воздействия, влияния участников этого процесса друг на друга [5].

В целом взаимодействие в структурном отношении - это процесс, который складывается, с одной стороны, из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия и, с другой стороны, из духовного вербального и невербального информационного контакта.

Взаимодействие выступает как интерактивная сторона общения, обозначающая характеристику тех его компонентов, которые связаны с взаимовлиянием людей друг на друга, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой особый вклад. На ее основе рождается коммуникативный процесс или межличностное общение. Обмен знаниями и идеями по поводу совместной деятельности неизбежно предполагает также достижение взаимопонимания между участниками, которое реализуется в новых совместных попытках организовать и развить далее деятельность. При этом для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их.

Взаимодействие характеризуется общественными отношениями, которые даны через ту социальную деятель-

ность, частью которой оно является, и межличностными, определяющими тип взаимодействия при данных конкретных условия и степень его выраженности.

А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев отмечали, что межличностное взаимодействие - это система избирательных связей человека с другими людьми. ЯЛ. Коломинский, A.B. Петровский рассматривали межличностные отношения как взаимоот-ражение.

Таким образом, в широком смысле межличностное взаимодействие - это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В узком смысле - система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных [5].

К социально-образовательной среде обычно относят администрацию учебного заведения, учителей, учащихся, родителей, воспитателей, руководителей кружков и других лиц, тесно связанных с учебно-воспитательной деятельностью. Школа по сравнению со многими другими учреждениями отличается обилием всевозможных межличностных, групповых, ролевых взаимосвязей и взаимодействий, порой запутанных, тесно переплетенных и неоднозначных.

Образовательная среда есть психо-лого-педагогическая реальность, содержащая социально организованные условия для развития личности, включенные в социальное и пространственно-

предметное окружение, при этом ее психологическую сущность составляет совокупность деятельно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. В эти взаимоотношения входит обмен информацией, оказание воспитательных воздействий, создание наилучших условий для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности.

Проблема межличностного взаимодействия в современной школе приобретает все большее значение. Организация процесса взаимодействия педагога и школьников в учебной деятельности оказывает непосредственное влияние на развитие субъектов образовательного процесса. Исследования показывают, что педагогическая деятельность осуществляется через межличностное взаимодействие. При неэффективном взаимодействии происходит нерезультативная передача знаний, возникают конфликты, затруднения в общении, что не способствует полноценному развитию личности ребенка.

Особое значение приобретает необходимость индивидуализации педагогической технологии, применяемой учителем к состояниям и свойствам школьника. Это требует особой стратегии взаимодействия в диаде «учитель -ученик», предполагающей наличие у педагога открытости, чувствительности к внешним влияниям, в данном случае к индивидуальным особенностям ребенка, его эмоциональным состояниям и мотивационным тенденциям. Под «стратегией взаимодействия» понимается осознаваемый выбор стилевых и содержате льных характеристик организации и построения общения, определяемый не только содержанием ситуации, но и личностными предпочтениями субъекта [1].

90

С. Ю. Егорихина

По нашему мнению, такой стратегией взаимодействия может быть организация педагогического общения, схематически изображенная в виде «Окна Джогари» (рисунок) [4].

Обратная связь

^ «Арена» «Фасад»

К

^ «Слепая зона» «Мертвая зона»

«Окно Джогари»

В основу анализа данной стратегии положено представление о том, что результат и характер межличностного взаимодействия определяется степенью выраженности двух процессов: контакта и обратной связи. Контакт выступает как показатель степени открытости субъекта, его способности принимать самому и демонстрировать другим свою индивидуальность, не ожидая непонимания, осуждения или использования этой открытости в ущерб себе. Обратная связь характеризуется способностью фиксировать информацию о другом человеке и перестраивать содержательные характеристики взаимодействия с этим человеком в соответствии с его позициями, состояниями и мотивами.

Сочетание степени выраженности описанных выше процессов позволяет выделить следующие четыре стратегии взаимодействия: «Арена», «Фасад», «Слепая зона», «Мертвая зона».

Исследование, проведенное среди студентов - будущих учителей начальных классов, показало, что стратегия межличностного взаимодействия «Арена» характерна для 38% респондентов (во взаимодействии которых с учащимися в высокой степени представлены и процесс обратной связи, и процесс контакта), стратегия «Фасад» - для 31%

опрошенных (хорошо выражен процесс обратной связи, но не явно, т. е. минимизирован, процесс контакта), стратегия «Слепая зона» - для 24% (процесс контакта преобладает над обратной связью), стратегия «Мертвая зона» - для 7% (процесс контакта и обратной связи минимизированы).

По мнению исследователей [2,3,4], занимающихся проблемами организации межличностного взаимодействия, наиболее оптимальна стратегия взаимодействия «Арена», особыми чертами которой являются открытость, прямота, понимание желаний и позиций других участников взаимодействия. Изучение особенностей проявления этой стратегии в школе показало, что таким учителям свойственна озабоченность созданием у учащихся положительной мотивации к деятельности. Они более снисходительны к их ошибкам, к импровизации в ответах, более склонны поощрять, чем наказывать. В то же время педагоги данной группы менее деловиты, допуская на уроках «лирические отступления», демонстрируя не ролевое, а личностное отношение к происходящему, они склонны информировать детей о возникших здесь и теперь переживаниях. Конечно, стратегия «Арена» на первых порах выступает как фактор, существенно дестабилизирующий отношения в диаде «учитель - ученик».

Это происходит потому, что чаще всего взаимодействие в школе между педагогом и ребенком является формализованным общением, во многом ритуальным и, таким образом, предполагающим закрытость сторон. Привыкание к стратегии «Арена» придает педагогическому общению качественное своеобразие, и новые, «человеческие», отношения между учителем и ребенком изменяют мотивационную

ситуацию взаимодействия. Дело в том, что ребенок начинает обучаться и совершенствоваться не для деятельности, а для учителя, пытаясь сохранить открытость и доверительность отношений, имея возможность удовлетворить свою потребность в самопринятии и защищенности.

В современной школе чаще всего распространена стратегия педагогического взаимодействия, которая называется «Фасад». Она характеризуется тем, что у педагога отсутствует желание быть максимально открытым, доброжелательным, контактным. В то же время здесь доминирует процесс обратной связи, когда учитель всемерно стремится к получению информации об учениках, о том, какой они видят ситуацию взаимодействия, каким они видят его самого и насколько благополучно это видение. Такая позиция постепенно превращается в ситуацию стремления быть «идеальным учителем», сводится к поиску одобрения и успешности своей профессиональной деятельности. Педагог скрывается за «фасадом» формально правильного учительского поведения. Мотивация учения детей строится на основе предписаний, принуждения; реакции на изменения ситуации определяются не личностными отношениями, а формальными профессиональными требованиями. В отношениях с детьми присутствует некоторая отстраненность, официальность.

Заметим, что существует стратегия «Слепая зона», когда один из партнеров чрезмерно увлекается процессом контакта и перестает реагировать на обратную связь. Это может быть обусловлено внутренним напряжением, слишком интенсивными эмоциональными переживаниями. Человек с такой стратегией общения не имеет

представления о последствиях собственного поведения, не может прогнозировать их. Его поведение становится не очень предсказуемым и вызывает напряженность. Для партнера по общению характерно чувство враждебности, беззащитности и ненужности. Обычно учащиеся начинают чувствовать себя лишенными каких-либо прав и у них возникает ощущение несправедливости оценки их работы. Поскольку поведение учителя со стратегией «Слепая зона» ориентировано на импульсивные характеристики общения, то, в сочетании с отсутствием прогноза в такой ситуации, ребенок часто ощущает непонимание собственных позиций, состояний учителя и его стремлений.

Особой стратегией взаимодействия является «Мертвая зона», которая характеризуется игнорированием и процесса контакта, и процесса обратной связи. Каждый из партнеров действует, исходя из собственных интересов, не учитывая состояний и интересов другого. Чаще всего в этой ситуации наблюдается полное отсутствие взаимодействия. Исследования показали, что такой стиль взаимодействия встречается достаточно редко.

Таким образом, представленность процессов контакта и обратной связи существенно сказывается на характере организации педагогического взаимодействия. Следует заметить, что для большинства студентов свойственны неэффективные стратегии межличностного взаимодействия, что может приводить к различного рода негативным последствиям. В связи с этим актуальна проблема подготовки педагогов, способных реализовать соответствующие характеристики общения в диаде «учитель - ученик», с целью оптимизации учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

I Ал ьбуханова-Сл авская, К.А. Стратегия жиз-/ К. А- Альбуханова-Славская. - М.: Наука, 1991. -

?34 с.

2. Герасимов, В.П. Индивидуальность в системной парадигме / В.П. Герасимов. - Бийск, 2003. -

367 с.

3 Герасимов, В.П. Стратегии педагогического взаимодействия и дезадаптированность школьни-

С. Ю. Егорихина

ков/В.П. Герасимов, ЕЮ. Подохша, Ю.А. Ковалев// Актуальные вопросы подготовки психолога к работе в различных сферах профессиональной деятельности: материалы межвузовской конф. - М., 2001. -С. 67-78.

4. Мелибруда, Е.Я. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения / Е.Я. Мелибруда. - М.: Прогресс, 1986.

5. Рогов, Е.И. Психология общения/ Е.И. Рогов. -М.: Владос, 2005.

УДК 378.147

Дмитриев Евгений Иванович

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ СТУДЕНТА: К МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

3 статье предпринимается попытка операционального определения и эмпирической интерпретации понятия «информационное поле студента». Анализируются методологические принципы исследования информационного поля студента-журналиста и роль в его формировании учебно-производственной практики.

Сегодня в Беларуси, как и в большинстве постсоветских стран, наблюдаются тенденции стремительного расширения высшего образования: от элитарного к массовому, от массово-г0 _ ^ всеобщему. В настоящее время в республике действуют 53 учреждения, обеспечивающие получение высшего образования. Численность студентов в белорусских вузах после небольшого спада в середине 1990-х гг. непрерывно возрастает. На начало 2005/2006 учебного года численность студентов вузов госуДаРственн°й и негосударственной форм собственности всех форм обучения по сравнению с 1994/1995 учебным годом возросла более чем вдвое - со 187^,6 тыс. до 383,4 тыс. человек. В 2006 г. в Вузы Беларуси было принято 79,1 тыс. Чедовек, в том числе 8,9 тыс. - в вузы негосударственной формы собственности. В итоге количество студентов на Ю тыс. населения достигло среднеевро-

пейского уровня [2]. Аналогичные процессы идут и в других постсоветских государствах. Например, между 1998 и 2001 годами количество студентов на Украине возросло с 1 млн. 583 тыс. до 2 млн. 135 тыс. человек, в Казахстане -с 324 тыс. до 515 тыс. [3].

Таким образом, есть основание утверждать, что трансформация высшей школы и формирование новых образовательных парадигм в постсоветских странах приобретают такие общие характеристики, как массификация, интернационализация, виртуализация, изменение отношений с обществом и изменение отношения к знанию. При этом массификация связана как с резким ростом спроса на услуги учреждений высшего образования, так и со стремительным увеличением числа негосударственных вузов. Причем первое обусловлено прежде всего изменением основных мотивационных устано-

* Дмитриев Е.И. - к.с.н., доцент кафедры социологии журналистики Белорусского государственного ^иБерситета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.