Научная статья на тему 'Педагогические средства проявления ризомности в образовательных практиках города'

Педагогические средства проявления ризомности в образовательных практиках города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / ризомность / ризоматическая городская среда / образовательное пространство города / творчество / креативные компетенции / дивергентное мышление / креативные пространства / метод проблемного обучения. / creativity / rhizomaticity / rhizomatic urban environment / educational space of the city / creativity / creative competences / divergent thinking / creative spaces / problem-based learning method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суховская Дарья Николаевна

В статье анализируется запрос современного общества на наличие у населения творческого мышления и креативных способностей. Перед профессиональным образованием сегодня стоит задача – сформировать необходимые педагогические и социальные условия, которые бы оказали позитивное влияние на развитие у учащихся креативного подхода и расширили рамки креативного фундамента личности. Специальная ризоматическая городская среда, всеми составляющими и самой атмосферой стимулирует индивида на проявление творчества, генерирование креативных идей. Ризоматическая среда, сформированная с соблюдением определенных условий педагогического и организационного характера, способствует формированию у учащихся мышления дивергентного типа как инструмента профессионального и личностного самосовершенствования. Авторами данного исследования, была предложена функционально-структурная модель, ориентированная на проявление ризомности в рамках городского образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MEANS OF MANIFESTING RHIZOMANCY IN URBAN EDUCATIONAL PRACTICES

The article analyses the demand of modern society for the population to have creative thinking and creative abilities. Professional education today faces the task to form the necessary pedagogical and social conditions that would have a positive impact on the development of students’ creativity and expand the scope of the creative foundation of personality. A special rhizomatic urban environment, with all its components and the atmosphere itself, stimulates an individual to manifest creativity and generate creative ideas. Rhizomatic environment, formed in compliance with certain conditions of pedagogical and organisational nature, promotes the formation of students’ divergent-type thinking as an instrument of professional and personal self-improvement. The authors of this study proposed a functional-structural model focused on the manifestation of rhizomaticity within the urban educational space

Текст научной работы на тему «Педагогические средства проявления ризомности в образовательных практиках города»

Педагогические средства проявления ризомности в образовательных практиках города

Суховская Дарья Николаевна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии, старший научный сотрудник научно-образовательно-инновационного центра «Ключевые тенденции развития социально-философской мысли: теория и практика», ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»

E-mail: daria.sukhovskaya@yahoo.com

В статье анализируется запрос современного общества на наличие у населения творческого мышления и креативных способностей. Перед профессиональным образованием сегодня стоит задача - сформировать необходимые педагогические и социальные условия, которые бы оказали позитивное влияние на развитие у учащихся креативного подхода и расширили рамки креативного фундамента личности. Специальная ризоматическая городская среда, всеми составляющими и самой атмосферой стимулирует индивида на проявление творчества, генерирование креативных идей. Ризоматическая среда, сформированная с соблюдением определенных условий педагогического и организационного характера, способствует формированию у учащихся мышления дивергентного типа как инструмента профессионального и личностного самосовершенствования. Авторами данного исследования, была предложена функционально-структурная модель, ориентированная на проявление ризомности в рамках городского образовательного пространства.

Ключевые слова: креативность, ризомность, ризоматическая городская среда, образовательное пространство города, творчество, креативные компетенции, дивергентное мышление, креативные пространства, метод проблемного обучения.

о с

CJ

см см

Исследование выполнено в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук, научный проект № МК-88.2022.2.

Креативность на сегодняшний день относится к категории качеств универсального характера, которыми должны владеть специалисты, стремящиеся обладать конкурентоспособностью на современных рынках труда. Вне сомнений, чем насыщеннее оригинальными идеями, креативными изделиями и инновационными технологиями будет окружающее нас пространство, тем шире будет спектр разнообразия социальной среды, тем чаще можно будет встретить не просто профессионалов, владеющих креативным типом мышления, но и обычных людей, способных продемонстрировать неординарные идеи и подходы и продуцировать креативные объекты.

В современном мире становится все больше профессий, где наличие творческого мышления и креативные способности становится обязательным условием успешного карьерного роста. Например, в тексте государственной программы, посвященной развитию цифровой экономики в России, указывается на то, что наличие сформированных способностей к критическому и креативному мышлению является обязательной компетенцией для специалистов, которые работают с большими массивами информации.

Развитие такого качества, как креативность, происходит на основе уже сформированных знаний и качеств, путем творческого преобразования уже накопленных компетенций и опыта. Исследователи едины во мнении, что развитие креативных качеств представляет собой процесс, носящий системный характер; креативные способности не возникают «ниоткуда», для их формирования должны быть созданы педагогические и социальные условия, а само это качество, основанное на навыках и умениях, которые трансформировались в профессиональные компетенции, которые, в свою очередь, развиваются у индивида, пребывающего в условиях ризоматической среды, наполненной субъектами и объектами, обладающими креативными свойствами, становится личностной креативной характеристикой. Этот процесс предполагает необходимость определения условий, компонентов ризоматической городской среды, подходов и факторов, которые воздействуют на формирование креативных качеств, а также оценки уровня эффективности процесса развития креативности, а также критериев, лежащих в основе этой оценки.

К сожалению, вынуждены констатировать, что сложившийся к настоящему времени традиционный подход к образовательному процессу не позволяет обеспечить необходимые условия для

развития креативных качеств индивида, поскольку сама классическая система, основанная на традиционных формах ретрансляции совокупности навыков, умений и знаний, где ключевую роль играет запоминание информации, не способствует, мягко выражаясь, формированию и развитию креативности у учащихся [5, а 236].

В свете вышесказанного становится понятной необходимость формирования специальной ризо-матической городской среды, которая всеми своими составляющими и самой атмосферой стимулирует индивида на проявление творчества, генерирование креативных идей и создание креативных продуктов, без каких-либо ограничений и сдерживающих факторов.

Как личностное качество, креативность может быть рассмотрена в контексте нашего исследования как перманентный процесс демонстрации индивидом тех умений, способностей и навыков, которыми не обладают окружающие его люди. С подобной позиции под креативностью можно понимать способность индивида, выраженную в концентрированном виде, нестандартно, творчески самовыражаться. Таким образом, не вызывает сомнения, что креативность являются интегрирующим, комплексным феноменом.

Имеющаяся на сегодняшний день креативная городская среда во многом была сформирована еще в годы коммунистического правления. Уже в то время исследователи стали проявлять интерес к вопросам, связанным с ризоматической городской средой. Например, Н.Н. Ярошенко в качестве основной задачи ризоматической городской среды рассматривал обеспечение прав жителей города на участие в его культурной жизни и свободу творческих проявлений людей [9, а 236]. ^временный исследователь П.П. Терехов убежден, что ризоматическая городская среда в современных условиях призвана, в первую очередь, решать проблемы социального характера, содействовать личностному развитию горожан и всего городского сообщества, предлагать жителям города новый образ жизни [7, ^ 39].

Некоторые исследователи под ризоматической городской средой понимают один из аспектов жизнедеятельности, который формирует условия для обогащения внутреннего мира индивида, его самосовершенствования и культурного развития.

Важную роль в развитии креативных качеств играют также особенности профессиональной деятельности индивида. В качестве примера остановимся на дизайнерской и проектной деятельности и ее роли в формировании креативного городского пространства. Продукты дизайнерской деятельности мы встречаем во всех областях жизнедеятельности общества, а значит подготовка таких специалистов носит многоцелевой и многоплановый характер. Среди основных видов деятельности, позволяющих проявить в рамках образовательных городских практик примеры ризомности, следует назвать проектную деятельность, занятие которой непосредственно связано с формированием раз-

личных составляющих креативности на разных ее этапах.

По мнению О.И. Генисаретского, проектная деятельность представляет собой самостоятельную и универсальную в социокультурном и интеллектуальном контексте деятельность, которая направлена на создание тех или иных конкретных объектов, которые обладают заранее заданными качествами потребительского, экологического, экономического, технического или функционального характера [3, а 1].

В основе проектной деятельности лежит творческое начало в комплексе с деятельностью исследовательского характера, а также взаимодействие и обучение. Разработка проектов в коллективе способствует формированию навыков эффективного взаимодействия, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, ценить и проявлять свою индивидуальность, способности к саморефлексии и самоанализу, а также оценки себя с точки зрения окружающих. Мы считаем, что перед деятельностью проектного характера в контексте проявления ризомности у учащихся в городских образовательных практиках не должна в обязательном порядке стоять задача реализовать тот или иной конечный продукт, так как любой результат, будь то идея или нечто материальное, уже само по себе являются продуктом креативных процессов. При этом бесспорным является тот факт, что креативность, творческие способности развиваются исключительно в процессе той или иной деятельности.

Многофункциональный характер городской ризоматической среды является основным аспектом, оказывающим влияние на уровень ризомно-сти у учащихся в рамках городских образовательных практик.

В современных условиях молодежь не только озабочена потреблением продуктов научной и технической деятельности, которые привнес в нашу жизнь нынешний экономический уклад, но и проявляют готовность самим активно участвовать в новых открытиях и выходить за рамки обыденности. Очень важно, чтобы профессорско-преподавательский состав учебных заведений максимально способствовал развитию у учащихся этих качеств с тем, чтобы они впоследствии оказали позитивное влияние на их профессиональную деятельность.

Бесспорно, сама образовательная система, построенная на современных принципах, предполагает необходимость проявления креативных качеств учащимися с первых же дней их обучения в ВУЗе, а также стимулирует поиск новых неординарных подходов к обучению классическим дисциплинам. В целом это оказывает позитивное влияние на придание образовательному процессу продуктивно-творческого характера, на развитие у будущих специалистов таких социальных «инстинктов» и стремлений, которые бы позволяли им воспринимать окружающую действительность критично, эмоционально, творчески с желани-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см см

ем привнести в нее улучшения для всех горожан. Таким образом, студент, который прошел подобную подготовку, будет демонстрировать психологическую готовность к созидательной активности в рамках креативной среды, что станет еще одним импульсом к поиску неординарных решений типовых задач, что позволит сделать образовательный процесс максимально увлекательным.

Резюмируя, можно отметить, что перед современным профессиональным образованием в настоящий период стоит задача формирования необходимых педагогических и социальных условий, которые бы оказывали позитивное влияние на развитие у учащихся креативного подхода к современным общественным реалиям, а также создавали новые компетенции, которые расширяют рамки креативного фундамента личности. Направленность образовательного процесса на становление креативных компетенций представляет собой до некоторой степени управляемый процесс, например на этапе обретения соответствующих умений, навыков и знаний и совершенствования творческого потенциала.

Многие люди при решении своих проблем используют мышление конвергентного типа, которое предполагает, что более детальное изучение той или иной проблемы обуславливает нахождение более схожих ответов. Конвергентное мышление лежит в основе традиционной модели образования. В связи с этим для проявления учащимися ризомности в рамках городских образовательных практик было решено прибегнуть к методу «разрыва шаблона», когда активизируются дивергентное мышление вследствие попытки сочетать несочетаемое.

Дивергентный тип мышления предполагает способность к самостоятельному мышлению, пониманию наличия различных трактовок одних и тех же явлений или предметов, активизацию способности к оценке, анализу, сравнению, классификации информации, а также способности выдвигать собственные гипотезы.

Опираюсь на эти теоретические предпосылки, мы попытались определить следующие направления развития ризомности в границах образовательного городского пространства у учащихся:

- умение определить проблему;

- способность к генерированию многочисленных идей, основанных на незначительном объеме посылов;

- способность к решению типовых задач неординарными способами;

- способность к личностному совершенствованию, инновационному мышлению;

- развитие интеллектуально-культурного понимания социальной реальности. Взаимозависимость этих направлений, их интеграция позволяют сделать образовательный процесс оригинальным и гибким, развивать у учащихся восприимчивость к новым идеям и технологическим инновациям. Перед преподавателем в данном случае стоит задача максимально со-

действовать учащимся в их преодолении противоречий между недостаточными знаниями, которые они успели освоить в ходе подготовки, и возрастающими образовательными потребностями. Ризоматическая среда, сформированная с соблюдением определенных условий педагогического и организационного характера, состоит из воздействий, позволяющих сформировать совокупность специальных, универсальных и профессиональных компетенций.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что городское пространство, содействующие развитию креативных качеств у учащихся, реализует всю совокупность педагогических и социальных функций образовательного процесса, которые состоят из мотивационной, культурной, самообразовательной, коммуникационной, интеллектуальной, социальной и других составляющих. К этому следует добавить, что городское пространство, оказывающая позитивное влияние на процесс развития у учащихся креативных качеств, одновременно является благоприятной средой для развития мышления дивергентного типа, как фундамента для формирования ризомности в условиях образовательной городской среды, специальных компетенций и профессиональных качеств.

Необходимо также отметить, что исследований, в рамках которых анализировалась бы проблематика, связанная с взаимным влиянием ри-зоматической городской среды и формированием у учащихся креативных качеств, в специальной литературе найти практически невозможно, что позволяет нам прийти к выводу о не разработанности теоретического аспекта этой тематики. Помимо этого, отсутствуют и работы, направленные на практический аспект вопроса. Безусловно, существуют множество тренингов, курсов и обучающих программ, посвященных развитию креативного мышления, между тем они в значительной степени являются узкоспециализированными и опираются на методологию Э. де Боно. Таким образом, очевидна необходимость разработки новых подходов и средств, способствующих проявлению ризомности в рамках городских образовательных практик на территории креативных пространств.

Авторский опыт педагогической деятельности, а также результаты глубокого анализа научных работ по теме исследования позволили предложить следующие факторы, оказывающие позитивное влияние проявление ризомности у учащихся в условиях городской ризоматической среды:

- формирование в городе ризоматической среды;

- включение задач творческого характера в содержательную составляющую учебного процесса;

- меры по активизации личностных структур мо-тивационного, волевого, эмоционального и интеллектуального характера;

- взаимодействие между преподавателем и учащимся, основанное на совместном творчестве.

Эдвард де Боно, который во всем мире признан как эксперт в сфере проявление ризомности в условиях городских образовательных пространств, считает, что каждый человек обладает творческим потенциалом, который необходимо развивать. Он убежден, что для любого человека по силам овладеть творческой методикой проявления ризомности в условиях городских образовательных практик, а между понятиями «талант» и «тренировка» нет фундаментальных противоречий. Другими словами, креативные качества с успехом могут развиваться в результате сознательных действий, например, при использовании методики Э. де Боно [2, а 392].

Анализ работ научно-практического и теоретического характера, которые посвящены проблемам, связанным с проявлением ризомности в границах креативных городских пространств, свидетельствует о том, что значительная часть авторов не видит прямой зависимости между отсутствием такой характеристики как креативность, и профессиональными предпочтениями, личностными особенностями, тендерными или возрастными характеристиками. Между тем часть исследователей, которые видят связь между этой характеристикой и детской возрастной категорией, связывают наличие креативности у детей с их врожденным талантом и одаренностью.

Все исследователи, посвятившие свои работы вопросам проявления ризомности в рамках городских образовательных практик как личностной характеристики, могут быть разделены на следующие условные шесть категорий, где критерием выбрана целевая направленность.

1. Независимо от вида профессиональной деятельности. Это, прежде всего, касается тренингов, курсов или программ по проявлению ри-зомности общего характера в рамках городских образовательных практик, которые для участников никак не ограничиваются и дают им базовые знания о методиках этого проявления в городских образовательных практиках. Речь идет об ознакомительных материалах.

2. Для представителей профессий творческого характера. Образовательные программы направлены на представителей таких творческих профессий, как актеры, писатели, фотографы, ко-пирайтеры, другие представители сферы искусства и науки, специалисты рекламных профессий и т.д.

3. Для представителей руководящего звена коммерческих компаний и организаций, крупных бизнесменов, а также средних и мелких предпринимателей. В учебных материалах для этих категорий специалистов отражается проблематика формирования креативных способностей у представителей бизнеса, развития бизнес-мышления у представителей руководящего звена с целью формирования у них способности к принятию нестандартных решений, осуществлению стратегического планирования через активизацию мотивационного компонента, интуицию и творческий подход.

4. Для специалистов по работе с молодежью и детьми, школьных преподавателей, а также профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Названная целевая аудитория в ходе подготовки знакомиться не только с базовыми понятиями о творческом мышлении, спецификой проявления ризомности в рамках городских образовательных практик и потенциалом их применения в учебном процессе, но также с педагогическими технологиями и методиками проявления ризомности в городском образовательном пространстве применительно к детской и подростковой возрастной категории, а также молодежи.

5. Детская целевая аудитория. Предлагаются информация об общих понятиях и этапах развития творческих способностей ребенка, раннего выявления его креативного потенциала, той роли, которую играют фантазия и воображение в деле становления и совершенствования креативности, а также вовлечения в этот процесс родителей.

6. Для студенческой аудитории. Здесь предлагается информация об активных методиках образовательного процесса, о влиянии ризоматиче-ской городской среды на степень проявления ризомности в рамках городских образовательных практик, а также влияние педагогических и психологических аспектов на процесс формирования творческого потенциала личности учащегося ВУЗа.

Содержательная составляющая учебных материалов, относящихся ко всем шести категориям, подвернута анализу и выявлению тех условий, которые необходимы для успешного формирования названных качеств с использованием всего спектра методов и средств, наиболее эффективных в этом плане. Далее мы предлагаем остановиться на кратком анализе обучающих программ до-суговой направленности, которые активно используются в российском и зарубежном образовании.

Образовательные программы, направленные на формирование креативных качеств, реализуются в следующих форматах: дистанционного обучения, смешанного очно-заочного, очного, и онлайн-обучения. Отметим среди них творческий курс Кристена Беккера, который посвящен разработке концепций. Он состоит из ряда блоков, осваивая которые будущий дизайнер получает базовые знания о всех стадиях процесса разработки продукта, в том числе стратегию коммуникации между дизайнером и клиентом. Досуговый модуль образовательной направленности «Роль креативного мышления в решении задач» предлагает участникам ознакомиться с основными инструментами и методиками креативного мышления для управления рисками, решения многочисленных проблем повседневного и профессионального характера.

Для педагогов, обучающих будущих дизайнеров, большой интерес представляет учебный курс Карла Легго и Роберта Келли, где они предлагают материалы о развитии способностей у людей с их ранних лет до обучения в системе высшего обра-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

о с

U

см см

зования. Эти и многие другие образовательные программы отличаются комплексным характером и могут быть использованы для обучения всем видам дизайнерского творчества. Как свидетельствует анализ учебных программ по проявлению ризомности в рамках городских образовательных практик, широко распространенных за рубежом, они характеризуются огромным разнообразием и особую популярность приобрели в Соединенных Штатах Америки, Австралии и странах Западной Европы. Наметилась тенденция расширения интереса к таким учебным программам также в некоторых развивающихся странах.

В контексте нашего исследования для нас наиболее интересны образовательные программы, актуальные для условий нашей страны. К сожалению, на этот момент их разнообразие достаточно невелико по сравнению с развитыми западными странами. Это легко объяснимо новизной этого направления, при этом следует отметить высокую динамику их развития и повышение спроса на этот образовательный продукт. Рассматривая наиболее популярные онлайн курсы, посвященные развитию ризомности в рамках городских образовательных практик, следует, по нашему мнению, начать с авторского курса В. М Савчука, созданного в Центре дистанционного образования г. Санкт-Петербург, который называется «Элитариум». Этот курс направлен на развитие аналитических и творческих способностей, его содержательная составляющая включает в себя обучение основам маркетинга, разработки новых продуктов, исследованиям в сфере финансов, производственных процессов, человеческих ресурсов и т.д. [4, с. 98]. Участники курсов осваивают навыки генерирования новых идей, стимулятор креативной деятельности, изучают специально разработанные приемы, которые способствуют развитию творческих способностей и практико-ориентированного интеллекта.

В рамках учебного курса «Эврика» (г. Москва) его слушатели приобретают способность к самостоятельному поиску оригинальных решений и генерированию нестандартных идей, преодолению трудностей при решении задач творческого характера. Основной целевой аудиторию этого курса являются представители руководящего звена предприятий и компаний, стремящихся овладеть способностями к генерированию нестандартных и оригинальных решений.

МГТУ им. Н.Э. Баумана разработал досуговый обучающий модуль, в рамках которого на протяжении 16 часов слушатели проходят тренинги, практико-ориентированные занятия по организации индивидуального творческого процесса и управлению им. Авторский досуговый проект Соломона Шлосмана и Даниила Филина обучает слушателей методам совершенствования творческого мышления, в основе которых лежит личный опыт авторов проекта, теоретические разработки различных направлений по исследованию креативного типа мышления, а также концептуальные

положения Э. де Боно, Э.П. Торранса и Дж. Пол Гилфорда. Разработчики этого проекта стремились реализовать метод активной «прокачки» творческого мышления, который без малейшей передышки интенсивно погружает слушателей в процесс креативного мышления.

Активное использование интерактивных методик образовательного процесса, позволяющих существенно повысить его продуктивность, позволило Елене Лазаревой создать очень успешный модуль по совершенствованию креативных качеств участников обучения. Образовательная программа «Развитие креативных качеств» направлена на подготовку представителей творческих профессий, среди которых скульпторы, дизайнеры, иллюстраторы, стилисты и другие творческие люди, стремящееся совершенствовать свои способности к генерированию неординарных идей и решению творческих задач в рамках своей профессиональной деятельности.

Для нас особый интерес представляет комплекс курсов, разработанных школой творческого мышления «Икра», который рассчитан на самый широкий спектр слушателей, и состоит из 124 образовательных программ, среди которых программы по созданию брендов, разработке маркетплей-сов, многочисленные лекции образовательного характера, а также тренинги по развитию креативных способностей, различных методик по продуцированию нестандартных идей.

Функционально-структурная модель, предложенная авторами данного исследования, ориентирована на проявление ризомности в рамках городского образовательного пространства.

Значимой предпосылкой этого процесса у учащихся в условиях ризоматической городской среды является применение ресурсов смыслообразу-ющего, культурного и духовно-нравственного характера. В данном случае моделирование было выбрано в качестве метода научного познания, поскольку оно интегрирует в себе знание теоретического и эмпирического характера и позволяет делать прогноз промежуточных и завершающих итогов образовательного процесса. В рассматриваемом нами случае под моделью мы понимаем образовательный процесс по совершенствованию у учащихся качеств с выполнением комплекса педагогических и организационных условий, а также в рамках ризоматической среды города.

Предложенная авторами модель по проявлению ризомности в городских образовательных практиках учащихся в рамках ризоматической среды в нашем исследовании трактуется как деятельностно-организационная система целостного характера, которая основана на методологии и теории проявления ризомности в рамках городских образовательных практик учащихся и деятельности дизайнерской характера, которая реализуется в городской ризоматической среде.

Модель, предложенная авторами, структурно состоит из шести блоков, тесно взаимосвязанных между собой:

- блок постановки задач и целей;

- методологический блок, определяющий принципы и подходы к рассмотрению проблемы;

- содержательный блок;

- блок диагностики;

- результативный блок.

Цель, стоящая перед моделью, заключается в том, чтобы выявить эффективные педагогические и организационные условия, которые должны быть сформированы в рамках ризоматической городской среды, и которые оказывают влияние на уровень проявления ризомности в городских образовательных практиках учащихся. Стоящие перед моделью задачи:

1. формировать совокупность условий, которые необходимы для проявления ризомности в городской образовательной практике учащихся, опираясь на общенаучные принципы, комплексные подходы, которые отражены в рамках методологического блока;

2. выявить взаимосвязанные факторы и закономерности феномена ризомности в городских образовательных практиках;

3. проанализировать методические принципы формирования образовательного процесса учащихся в рамках городских образовательных практик в границах ризоматической городской среды.

В процессе создания модели были использованы интегративный, системный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

В основе интегративного подхода к построению модели проявлений резонности учащихся в городских образовательных практиках в границах ризоматической городской среды лежит современное представление о мире как о едином целом. Этот подход реализуется через взаимосвязь между смысловым, личностным, рациональным, знаковым и гуманитарным миропониманием и он является приоритетным при постановке задач и целей и содержательной составляющей ризома-тической городской среды.

Под системным подходом понимают методику социальной практики и научного познания, согласно которой объект рассматривается как система [1, с. 84]. В контексте нашего исследования системный подход рассматривается как методологический и теоретический фундамент проявление ризомности в городских образовательных практиках учащихся, который позволяет анализировать эти процессы с точки зрения педагогической системы, и который позволяет определить стоящие перед моделью цели, выявить элементы проявления ризомности в городских образовательных практиках [8, с. 216].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для реализации системного подхода необходимо соблюдать определенные принципы. Ключевыми из них можно назвать принципы последовательности, преемственности и системности [6, с. 202].

В основе понятия ризомности в городских образовательных практиках, согласно рассмотренной выше трактовке, лежат ряд основных положений:

1. для обеспечения эффективности процесса развития креативных качеств у учащихся в условиях ризоматической городской среды необходимо последовательное прохождение образовательных практик в рамках городской среды, где соблюдается оптимальное чередование времени, отведенного на изучение теоретических основ, отдых, физические упражнения и т.д.;

2. Наибольшей эффективности проявлению ризомности в городских образовательных практиках удается достичь при последовательном выполнении всех этапов образовательного процесса, что обусловлено образовательным потенциалом учащегося и его познавательными потребностями, особенностями организации педагогического процесса, соблюдением принцип подачи материала от простого к сложному;

3. поэтапное построение деятельности проектного характера также оказывает позитивное влияние на уровень ее эффективности: после ознакомления с поставленными задачами и целями деятельности, а также определения проблемы, происходит анализ информации, определяются реальные цели, генерируются идеи, вырабатываются концептуальные подходы к реализации проекта, затем происходит этап непосредственной реализации и рефлексия полученного опыта;

4. поддержание высокого уровня креативных качеств требует систематических тренировочных упражнений, без которых эти способности могут постепенно снижаться.

Одним из основных подходов в педагогике является деятельностный подход.

В контексте нашего исследования этот подход проявляется в следующих моментах:

- при формировании условий, необходимых для проявления ризомности в городских образовательных практиках через накопление опыта учащихся и взаимодействие между всеми субъектами процесса в ходе их совместной деятельности;

- проявляется в форме чередования различных форм деятельности, которые позволяют развивать креативные качества учащихся;

- позволяет создать условия для проведения методологического и теоретического анализа.

В рамках деятельностного подхода предусматривается особое внимание к факту взаимодействия между всеми субъектами культурно-общественного процесса а также между ними и преподавателем. В данном случае преподаватель не только и не столько предлагает уже отработанные действия, сколько мотивирует своих подопечных на совместные для создания новых.

Метод проблемного обучения представляют собой один из способов организации работы субъектов, в основе которого лежит получение данных посредством поиска решений практического и теоретического характера, которые связаны со специально созданными для этого проблемны-

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ми ситуациями. С позиции проблемного обучения общепризнанными являются три уровня формирования процесса социокультурного характера, в рамках которых проявляется ризомность городских образовательных практик:

1. проблемный тип изложения, который преподаватель использует как один из методов передачи учебной информации, позволяющий учащимся более качественно усвоить методы проявления ризомности в городских образовательных практиках;

2. уровень так называемого частичного поиска, который применяется чаще всего при начальном освоении методик проявления ризомности;

3. в рамках исследовательского уровня преподаватель формулирует суть проблемы и предлагает учащимся приблизительный алгоритм работы над ее решением, что они и проделывают самостоятельно. К таким уровням относятся метод «мыслительных карт» и некоторые другие.

Литература

1. Блауберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука. -1973. - 271 с.

2. Боно Э. Серьёзное творческое мышление / пер. с англ. Д.Я. Онацкая. - Мн.: ООО «Попурри», 2005. - 416 с.

3. Генисаретский О.И. Деятельность проектирования и проектная культура: Предисловие к неизданной книге о проектной культуре 1994 г. URL: http://ckp.ru/biblio/g/gen/gen_project_cul-ture.htm (дата обращения: 15.10.2016).

4. Коробий Е.Б. Педагогические условия формирования проектной культуры студентов-дизайнеров: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация кандидата педагогических наук. -2015. - 161 с.

5. Лебедев О.Е. Конец системы обязательного образования? // Вопросы образования. -2017. - № 1. - C. 45-54.

6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-пресс. - 1997. - 512 с.

7. Терехов П.П. О квалиметрии качества социокультурного образования // Квалиметрия качества образования в вузах культуры и искусств: материалы VIII Всероссийской научно-методической конференции. Барнаул. - 2011. -С. 34-41.

8. Шамшурина А.А. Модель формирования информационно-коммуникационной компе-

тентности будущего учителя // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 112. - С. 214222.

9. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в системе государственной культурной политики России: четверть века специальности высшего образования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 4. - С. 114-120.

PEDAGOGICAL MEANS OF MANIFESTING RHIZOMANCY IN URBAN EDUCATIONAL PRACTICES

Sukhovskaya D.N.

Pyatigorsk State University

The article analyses the demand of modern society for the population to have creative thinking and creative abilities. Professional education today faces the task to form the necessary pedagogical and social conditions that would have a positive impact on the development of students' creativity and expand the scope of the creative foundation of personality.

A special rhizomatic urban environment, with all its components and the atmosphere itself, stimulates an individual to manifest creativity and generate creative ideas. Rhizomatic environment, formed in compliance with certain conditions of pedagogical and organisational nature, promotes the formation of students' divergent-type thinking as an instrument of professional and personal self-improvement. The authors of this study proposed a functional-structural model focused on the manifestation of rhizomaticity within the urban educational space

Keywords: creativity, rhizomaticity, rhizomatic urban environment, educational space of the city, creativity, creative competences, divergent thinking, creative spaces, problem-based learning method.

References

1. Blauberg I.V., E.G. Yudin. Formation and Essence of the System Approach. - M.: Science. - 1973. - 271 p.

2. Bono E. Serious creative thinking / per. from Eng. D. Ya. Onat-skaya. - Mn.: LLC "Popurri", 2005. - 416 p.

3. Genisaretsky O.I. Design Activity and Design Culture: Preface to the unpublished book on design culture 1994 URL: http:// ckp.ru/biblio/g/gen/gen_project_culture.htm (date of access: 15.10.2022)

4. Korobii E.B. Pedagogical conditions of formation of project culture of design students: speciality 13.00.08 "Theory and methodology of professional education": dissertation of candidate of pedagogical sciences. - 2015. - 161 p.

5. Lebedev O.E. The end of the system of compulsory education? // Questions of Education. - 2017. - № 1. - PP. 230-259.

6. Slastenin V.A. Pedagogy: textbook for students of pedagogical educational institutions. - Moscow: Schooll-press. - 1997. - 512 p.

7. Terekhov P.P. About qualimetry of the quality of sociocultural education // Qualimetry of the quality of education in universities of culture and arts: materials of the VIII All-Russian scientific and methodological conference. Barnaul. - 2011. - PP. 34-41.

8. Shamshurina A.A. Model of formation of information and communication competence of the future teacher // News RGPU named after A.I. Herzen. - 2009. - № 112. - PP. 214-222.

9. Yaroshenko N.N. Socio-cultural activity in the system of state cultural policyof Russia: a quarter of a century of higher education speciality // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. - 2019 - № 4 - PP. 114-120.

о с

u

см

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.