Научная статья на тему 'Педагогические риски в профессионально-личностном росте учителя'

Педагогические риски в профессионально-личностном росте учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2830
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самопроектирование / самовыражение / самореализация / самопознание / творческий потенциал педагога / педагогические риски личностного роста / self-formation / self-expression / self-realization / self-knowledge / creative potential of the teacher / pedagogical risks of personal growth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. П. Зернова

В статье рассматривается профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования через самоопределение, самовыражение, самореализацию, дается классификация этапов профессионального личностного роста педагога, педагогические риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г. П. Зернова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL RISKS IN PROFESSIONAL AND PERSONAL TEACHER’S GROWTH

The article discusses professional development as a continuous process of self-formation through self-determination, self-expression, self-realization, classification is given of the stages of professional and personal growth of the teacher, pedagogical risks.

Текст научной работы на тему «Педагогические риски в профессионально-личностном росте учителя»

УДК 371

Педагогические риски в профессионально-личностном росте учителя

Г.П. ЗЕРНОВА, к.п.н., доцент, в.н.с. Научно-методический центр педагогической рискологии.

ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (АСОУ) (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: zernova_gp@asou-mo.ru

В статье рассматривается профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования через самоопределение, самовыражение, самореализацию, дается классификация этапов профессионального личностного роста педагога, педагогические риски.

Ключевые слова: самопроектирование, самовыражение, самореализация, самопознание, творческий потенциал педагога, педагогические риски личностного роста.

«Школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить» (из выступления В.В. Путина в Кремле на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации 23 декабря 2015 года).

«Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реали-зовывать». В.В. Путин.

Слова президента РФ может реализовать в своей инновационной профессиональной деятельности только тот педагог, который понимает, что именно от него как личности, от его индивидуальности зависит интеллектуально-нравственное развитие ребенка, следовательно - будущее России.

Сегодня сломать стереотип традиционных форм профессионализации возможно, если учитель осознает свое профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования себя как личности и на протяжении своей профессиональной деятельности проходит как минимум через три стадии: самоопределение, самовыражение, самореализацию.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим

собственным воспитанием и образованием».

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его жизненного пути. Она невозможна без понимания педагога как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности, так как субъектность педагога становится перспективой развития обучающегося.

Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога не осуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность, развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие способностей и индивидуальности, которая осуществляется добровольно, управляется самим человеком и необходима для совершенствования каких-либо качеств. Самообразование характеризуется прежде всего самостоятельностью и непрерывностью и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного педагогического образования.

Необходимо определить условия, при которых процесс самообразования будет проходить более эффективно:

- когда реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

- когда педагог владеет способами самоанализа педагогического опыта;

- когда педагог обладает способностью к рефлексии.

Общество предъявляет и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен учиться еще и потому, что в глазах его учеников каждый год меняются временные этапы представлений об окружающем мире.

В чем заключается суть процесса самообразования? Каковы его источники? Все источники знаний делятся на а) способствующие личностному росту и б) определяющие профессиональный рост педагога. Личностный рост - это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей и индивидуальности работника. Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности. В целом это динамичный и непрерывный процесс самопроектирования деятельности педагога.

Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста педагога:

1-я стадия - выживание (первый год работы); 2-я стадия - адаптация (2-5 лет работы); 3-я стадия - зрелость (б-8 лет - стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования); 4-я стадия - спад (в зависимости от индивидуальности педагога).

Каждый из этих этапов отражает специфические черты профессии педагога. Так, первый этап отмечен личными профессиональными затруднениями. Когда формируется представление о себе как о педагоге, обычно возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется особым вниманием педагога

2■2017

История и педагогика естествознания

щ

к своей профессиональной деятельности, а третий - возрастанием творческой потребности и активности. Это требует обобщения и анализа. Именно на этой стадии возможна организация исследовательской работы учителя по интересующим его проблемам. В качестве механизма развития и саморазвития выступает самопознание и самоанализ деятельности. В первую очередь это осознание педагогом своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем. Одновременно это скрытый от непосредственного наблюдения самоанализ, когда явления педагогической деятельности соотносятся учителем со своими действиями, что может привести и к творческому застою.

Если учитель понимает как позитивные, так и негативные стороны своей профессиональной деятельности, то он признает в определенной степени свое несовершенство и, следовательно, является открытым для изменения ситуации.

Владея рефлексивными способностями, учитель готов, на наш взгляд, к педагогическому творчеству, он осознает взаимосвязь личностного и профессионального.

Профессионально личностный рост учителя невозможен без способности «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Профессиональное саморазвитие педагога включает в себя довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т. п.). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную

ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.

Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки: первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, второй - сопоставить их с мнениями окружающих.

Если притязания невысоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставит перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеет высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем сознании идеальный образ педагога.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Неслучайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и т. д.

Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.

В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:

1) культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, использования полученных знаний и приемов умственной деятельности в новых условиях;

2) устойчивый познавательный процесс, умение и навыки творческого решения познавательных задач, умения

сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;

3) рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;

4) гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Саморазвитие имеет двойной педагогический результат. С одной стороны, это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием.

Несомненно, педагогическая деятельность является по своей природе творческой. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль.

Творческую индивидуальность учителя характеризует прежде всего потребность в самореализации, то есть стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.

С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, то есть его характеризует не только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сферой возможного развития.

Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная культура, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразует окружающую действительность, а потому он более интересен учащимся, обладает большими возможностями влияния на развитие их личности.

Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов:

- педагогического профессионального опыта;

- социального опыта.

Федеральная стратегия развития

образования до 2020 года определяет новые прорывы и принципиально новый круг целей и задач, стоящих сегодня перед образованием в России. Потребности современного общества, дина-

п.2

История и педагогика естествознания

2■2017

мика развития экономики определяют ориентир современного образования на новый культурный тип личности - человека инициативного, самостоятельного, гибкого, мобильного, умеющего работать с информационными потоками, способного к созидательной деятельности в новой культуре и самореализации в обществе. Основным направлением не только творческой, но всей педагогической деятельности в настоящее время должно стать удовлетворение потребностей личности в современных образовательных компетенциях, позволяющих адаптироваться в современном мире, то есть ориентация на развитие учащихся, а это значит, что современный педагог должен владеть соответствующими технологиями эффективного обучения. Следует учитывать при этом, что процесс перехода на новую образовательную стратегию развития влечет за собой серьезные отрицательные профессиональные и социальные риски, свойственные нынешнему этапу модернизации системы образования в России. Подобный переход обусловлен широким спектром разноплановых изменений: социально-демографических, гендерных, антропологических, образовательных и др.

Важным фактором профессиональной деятельности становится умение ее перестраивать с учетом кардинальных преобразований в социально-экономическом плане, особенностей процесса построения демократических институтов в социуме, изменения ори-ентаций в ценностях как целого ряда поколений, так и своих собственных.

В подобной ситуации педагог уже не имеет возможности выступать просто в виде проводника знаний по предмету, он должен совмещать в себе педагогическое мастерство, то есть являться психотерапевтом, психологом, социологом и философом, так как именно он не только учит, но и воспитывает. Для всего этого педагогу нужно легко ориентироваться в ценностях, потребностях, интересах и исканиях в области нравственной сферы обучающихся, осуществляя при этом воспитание обучающихся в плане социальном. Не вызывает сомнения, что совершенно особым образом должна строиться работа учителя, например, истории, классного руководителя, когда он узнает, что больше всего россияне гордятся победой в Великой Отечественной войне, присоединением Крыма и освоением космоса (из сообщения социологов Левада-Центра 1 марта 2017 года). Они также выяснили, что чувство стыда и огорчения у соотечественников связано с тем, что «мы великий народ, богатая страна, а живем в вечной бедности и неустроен-

ности». Об этом заявили более половины опрошенных. Примерно треть участников опроса переживает из-за распада Советского Союза. Что следует из этого соцопроса? Воспитание патриотизма учащихся, мировоззренческих, нравственных, социальных ценностей, как на микро- так и на макроуровне. Выявление причинно-следственных связей и объяснения сложившейся ситуации мировыми тектоническими сдвигами как в политической, так и в экономической сфере общества, геополитическими вызовами и рисками. Все это обязан уметь делать современный учитель-профессионал вне зависимости от преподаваемого предмета, ибо личность учителя, его субъектность, мировоззрение формирует личную позицию каждого ученика как гражданина России.

Из вышесказанного можно выделить педагогические риски, свойственные в том числе и профессионально-личностному росту учителя. Каковы же они?

1. Геополитические вызовы к РФ и, как следствие, модернизация системы образования, а значит, системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, связаны с особыми требованиями к профессионально личностному росту учителя (учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности, предъявляя к себе особые осознанные повышенные требования в виде непрерывного процесса самопроектирования себя как личности, самообразования и саморазвития, творчества, профессиональной готовности к экспериментальной, инновационной деятельности) и коррелируются с риском традиционной, классической педагогической деятельности.

2. На фоне острых противоречий современной действительности в условиях разнообразия новых возможностей, неопределенности будущего, нестабильности в социально-экономическом плане у представителей тех или иных групп населения, в том числе профессиональных педагогических сообществ, наблюдается тенденция роста социальных рисков.

3. Несовершенство социальной политики, прежде всего в отношении людей, вовлеченных в общественно значимые виды деятельности, приводит к снижению качества жизни данных групп, порождает чувство социальной несправедливости, способствует нарастанию конфликтов в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в педагогической среде.

Кроме того, существуют риски, связанные со здоровьем не только учителя, но и ученика, риски формального прохождения, например, диспансеризации.

4. Среди рисков, влияющих на здоровье педагогов, называют: высокое психоэмоциональное напряжение; необходимость переключать внимание на самые разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти; постоянную нагрузку на речевой аппарат; гиподинамию; орто-статические нагрузки; неудовлетворенность своей трудовой деятельностью; продолжительное пребывание в аудитории; низкий уровень психологической культуры; недостаточное развитие коммуникативных способностей и навыков самоорганизации у некоторых педагогов; индивидуальные психофизиологические свойства (например, слабая нервная система); слабую профессиональную подготовленность.

5. Работа в режиме непрестанной ответственности за учащихся, неограниченной продолжительности рабочего времени, высокой плотности межличностных контактов, постоянного возникновения непредсказуемых ситуаций с детьми отрицательно сказывается на здоровье учителя, приводит к появлению ряда профессиональных заболеваний. Профессия педагога связана с риском возникновения таких заболеваний, как различные нарушения голо-сообразования, нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний), заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертонические проявления, вегето-сосудистая дисто-ния, стенокардия и др.), заболевания верхних дыхательных путей, нарушения зрения, остеохондроз, варикозное расширение вен нижних конечностей и др. Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию дисфонии и афонии. По сравнению с другими профессиональными группами у педагогов достаточно высок риск возникновения невротических расстройств, накопления тяжелых форм неврозов, психосоматических проблем.

6. Для педагогов как профессиональной группы свойствен так называемый синдром эмоционального выгорания, под которым понимается состояние выраженного эмоционального и умственного истощения. Эмоциональное выгорание приводит к развитию различного вида негативных психологических проявлений, разрушительно сказывающихся на выполнении профессиональных обязанностей. Такие проявления выгорания, как апатия, ригидность поведения, обесценивание собственных достижений, даже развиваясь у отдельных учителей, способны негативно влиять на деятельность всего педагогического коллектива.

7. Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом

2■2017

История и педагогика естествознания

13

факторов, исследование причин и профилактика которых необходимы для сохранения здоровья не только педагогов, но и учащихся, так как это состояние неизбежно сказывается на взаимоотношениях со школьниками и студентами. Эмоциональное выгорание является специфическим состоянием психики педагога, возникающим в результате ежедневного напряженного взаимодействия учителя с учениками и проявляющимся в ограничении эмоционального реагирования на необходимые в работе контакты. Симптомами

этого относительно устойчивого состояния являются малообоснованная конфликтность, снижение мотивации к работе, ощущение недовольства своим трудом, чувство постоянной усталости и раздражительности.

8. Риск невысокого уровня психологической грамотности современных педагогов не позволяет сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни, свести к минимуму дидактогенные воздействия на учащихся и работы в школе без разрушения своего и детско-

го здоровья. В идеале профессионалу, работающему с детьми, необходимо проходить в процессе подготовки в вузе не просто образовательную программу по психологии, но и личную психотерапию.

Таким образом, исключение из педагогической деятельности лишь некоторых рисков, на наш взгляд, будет способствовать личностному росту учителя, преподавателя вуза, создаст полноценное профессиональное сообщество, готовое к динамике современной жизни.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Азаматов Д.М., Валеева А.С., Храмова К.В., Хасанова Г.М. Внутриличностные конфликты в профессионально-педагогической деятельности // Международный академический вестник. 2015. № 4 (10). С. 36—40.

2. Азаматов Д.М., Валеева А.С., Храмова К.В., Хасанова Г.М. Внутриличностные конфликты и адаптационные ресурсы личности в современном российском обществе // Вестник Башкирского университета, 2015. № 3. С. 1105-1108.

3. Ахмерова С.Г. Здоровье педагогов: профессиональные факторы риска // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001. № 4. С. 28-30.

4. Багнетова Е.А., Шарифуллина Е.Р. Профессиональные риски педагогической среды // Фундаментальные исследования. 2013. № 1. С. 27-31.

5. Бардахчьян А.В. Гигиеническая оценка состояния здоровья учителей и его влияние на здоровье учащихся средних общеобразовательных учреждений: дис. ... канд. мед. наук: Ростов н/Д, 2007. 174 с.

6. Бондаревская Е.В. Философско-концептуальные основы системной модернизации педагогического образования // Изв. Волгоградского государственного педагогического университета, 2014. № 9 (94). С.19-26.

7. Гончарова Н.В. Формирование культуры профессионального здоровья будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2005. 202 с.

8. Казак А.Ю. Слепухина Ю.Э. Риски, связанные с реформированием национальной системы образования: проблемы оценки и управления // Фундаментальные исследования, 2013. № 6 (1). С. 159-163.

9. Каутский K. Этика и материалистическое понимание истории. Опыт исследования. М.: Едиториал УРСС, 2003. 136 с.

10. Крылова О.Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования. СПб.: ЛЕМА, 2010. 355 с.

11. Кузнецова М.Ф. Философия образовательных реформ в условиях современной глобализации // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2012. № 4 (22). С. 361-366.

12. Митина Л.М., Асмаковец Е.А. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Флинта, 2001. 192 с.

13. Михайлова Е.Н. Рискологические факторы и качество исследовательской деятельности педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009. № 10(88). С. 59-63.

14. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/ (дата обращения 19.04.2017).

15. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей: опыт социологического исследования. Краснодар: Парабеллум, 2013. 107 с.

PEDAGOGICAL RISKS IN PROFESSIONAL AND PERSONAL TEACHER'S GROWTH

ZERNOVA G.P., Cand. Sci. (Ped.), Associate Prof., Leading Researcher

Academy of public administration (APA) (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia). E-mail: zernova_gp@asou-mo.ru ABSTRACT

The article discusses professional development as a continuous process of self-formation through self-determination, self-expression, self-realization,

classification is given of the stages of professional and personal growth of the teacher, pedagogical risks.

Keywords: self-formation, self-expression, self-realization, self-knowledge, creative potential of the teacher, pedagogical risks of personal growth.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Azamatov D.M., Valeyeva A.S., Khramova K.V., Khasanova G.M. Intrapersonal conflicts in professional and pedagogical activity. Mezhdunarodnyy akademicheskiy vestnik, 2015, no. 4 (10), pp. 36-40 (In Russian).

2. Azamatov D.M., Valeyeva A.S., Khramova K.V., Khasanova G.M. Intrapersonal conflicts and adaptive resources of the individual in modern Russian society. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2015, no. 3, pp.1105-1108 (In Russian).

3. Akhmerova S.G. Health of teachers: professional risk factors. Profilaktikazabolevaniy i ukrepleniye zdorov'ya, 2001, no. 4, pp. 28-30 (In Russian).

4. Bagnetova Ye.A., Sharifullina Ye.R. Professional risks of the pedagogical environment. Fundamental'nyye issledovaniya, 2013, no. 1, pp. 27-31 (In Russian).

5. Bardakhch'yan A.V. Gigiyenicheskaya otsenka sostoyaniya zdorov'ya uchiteley iyego vliyaniye na zdorov'ye uchashchikhsya srednikh obshcheobra-zovatel'nykh uchrezhdeniy Diss. cand. med. nauk [Hygienic assessment of the health state of teachers and its impact on the health of students in secondary schools. Cand. med. sci. diss.]. Rostov-on-Don, 2007. 174 p.

6. Bondarevskaya Ye.V. Philosophical and conceptual bases of system modernization of pedagogical education. Izv. Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2014, no. 9 (94), pp.19-26 (In Russian).

7. Goncharova N.V. Formirovaniye kul'tury professional'nogo zdorov'ya budushchego uchitelya. Diss. kand. ped. nauk [Formation of the culture of professional health of the future teacher. Cand. ped. sci. diss.]. Volgograd, 2005. 202 p.

8. Kazak A.YU. Slepukhina YU.E. Risks associated with the reform of the national education system: problems of evaluation and management. Fundamental'nyye issledovaniya, 2013, no. 6(1), pp. 159-163 (In Russian).

9. Kautskiy K. Etika i materialisticheskoye ponimaniye istorii. Opyt issledovaniya [Ethics and materialistic understanding of history. Experience of research]. Moscow, Yeditorial URSS Publ., 2003. 136 p.

10. Krylova O.N. Razvitiye znaniyevoy traditsii vsovremennom soderzhanii otechestvennogo shkol'nogo obrazovaniya [Development of a knowledgeable tradition in the modern content of Russian school education]. Saint Petersburg, LEMA Publ., 2010. 355 p.

11. Kuznetsova M.F. Philosophy of educational reforms in the conditions of modern globalization. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'yeva, 2012, no. 4(22), pp. 361-366 (In Russian).

12. Mitina L.M., Asmakovets Ye.A. Emotsional'naya gibkost' uchitelya: psikhologicheskoye soderzhaniye, diagnostika, korrektsiya [Emotional flexibility of the teacher: psychological content, diagnosis, correction]. Moscow, Flinta Publ., 2001. 192 p.

13. Mikhaylova Ye.N. Risk factors and quality of research activity of the teacher. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2009, no. 10(88), pp. 59-63 (In Russian).

14. O Kontseptsii Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody: Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 29.12.2014 № 2765-r. (On the Concept of the Federal Targeted Program for the Development of Education for 2016-2020: Decree of the Government of the Russian Federation No. 2765-r of December 29, 2014) Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/ (accessed 19 April 2017).

15. Khagurov T.A., Ostapenko A.A. Reforma obrazovaniya glazami uchiteley iprepodavateley: opyt sotsiologicheskogo issledovaniya [Reform of education through the eyes of teachers: the experience of sociological research]. Krasnodar, Parabellum Publ., 2013. 107 p.

14

История и педагогика естествознания

2■2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.