Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПО)'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ АНИМАЦИЯ / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасцева Мария Васильевна, Школьников Анатолий Васильевич, Тарасова Светлана Ивановна, Любая Светлана Ивановна

Рассмотрены вопросы активизации познавательной деятельности студентов первых курсов на примере Благодарненского агротехнического техникума. Показана роль информационно-коммуникационных технологий в системе среднего профессионального образования, использование разных приёмов обучения с применением компьютерных технологий.This article describes how to enhance the cognitive activity of first-year students as an example Blagodarnensky Agro-technical College. It shows the role of information and communication technologies in the system of vocational education, the use of different methods of learning using computer technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзамасцева Мария Васильевна, Школьников Анатолий Васильевич, Тарасова Светлана Ивановна, Любая Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПО)»

148

,,„ „„„„, Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

УДК 377.6

М. В. Арзамасцева, А. В. Школьников, С. И. Тарасова, С. И. Любая Arzamastseva M. V., Shkolnikov A. V., Tarasova S. I., Lubaya S. I.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПО)

TEACHING METHODS OF USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION TRAINING (SVE)

Рассмотрены вопросы активизации познавательной This article describes how to enhance the cognitive activity

деятельности студентов первых курсов на примере Благо- of first-year students as an example Blagodarnensky Agro-tech-

дарненского агротехнического техникума. Показана роль nical College. It shows the role of information and communica-

информационно-коммуникационных технологий в системе tion technologies in the system of vocational education, the use

среднего профессионального образования, использование of different methods of learning using computer technology. разных приёмов обучения с применением компьютерных технологий.

Ключевые слова: информационные и компьютерные Key words: information and computer technology, mo-

технологии, модернизация образования, компьютерная dernization of education, computer graphics, computer anima-

графика, компьютерная анимация, тестовые задания, са- tion, test tasks, independent work of students. мостоятельная работа студентов.

Арзамасцева Мария Васильевна -

преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

ГБПОУ «Благодарненский агротехнический техникум»

г. Благодарный

Тел.: 8(86549)5-22-74

E-mail: mashuta220389@yandex.ru

Школьников Анатолий Васильевич -

кандидат физико-математических наук, методист ГБПОУ «Благодарненский агротехнический техникум» г. Благодарный Тел.: 8-918-886-43-21 E-mail: agroliceybl.ru@list.ru

Тарасова Светлана Ивановна -

доктор педагогических наук, профессор, заведующая

кафедрой педагогики, психологии и социологии

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652)71-72-50

E-mail: stgau@stgau.ru

Любая Светлана Ивановна -

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры физики

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652)35-44-64

E-mail: unil-sgau@yandex.ru

Arzamastseva Maria Vasilievna -

Teacher of General subjects and vocational modules SBVEI «Blagodarnensky Agro-technical College» Blagodarny

Tel.: 8(86549)5-22-74

E-mail: mashuta220389@yandex.ru

ShkolnikovAnatoliyVasilievich -

Ph.D of Physical and Mathematical Sciences, methodologist

SBVEI «Blagodarnensky Agro-technical College» Blagodarny

Tel.: 8-918-886-43-21 E-mail: agroliceybl.ru@list.ru

Tarasova Svetlana Ivanovna -

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Head of the Department of pedagogy,

psychology and sociology

FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University»

Stavropol

Tel.: (8652)71-72-50 E-mail: stgau@stgau.ru

Lubaya Svetlana Ivanovna -

Ph.D of Agricultural Sciences, Assistant professor Department of Physics

FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University» Stavropol

Tel.: 8(8652)35-44-64 E-mail: unil-sgau@yandex.ru

Требования к современному специалисту подразумевают освоение им информационных и компьютерных технологий. Комплексное включение современных компьютерных технологий в образовательный процесс помогает создать надёжную базу для повышения качества образования.

Обучение в Благодарненском агротехническом техникуме ведётся с учетом потребности в специалистах для работы на различных предприятиях края и района. Изучение информационных технологий, применяемых на этих предприятиях, даёт возможность осуществлять обучение, позволяющее готовить востребованных специалистов.

в

: № 2(26), 2017

Проблемы аграрного образования

149

ИКТ и современные педагогические технологии базируются на роли информации в образовательном процессе. Интеграция ИКТ в современные педагогические технологии способна стимулировать познавательный и исследовательский интерес к изучаемому предмету [1]. Для студентов первых курсов Благодарнен-ского агротехникума ИКТ является базой, на которой изучаемые предметы становятся более доступными для понимания [2] и закрепления нового материала. Лекции, электронные учебники, лабораторные работы, решение тестовых заданий - всё это способствует качественному освоению специальных дисциплин.

Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий проводят для студентов первых курсов Благодарнен-ского агротехникума, для создания фундамента, на котором будет строиться дальнейшее восприятие специальных дисциплин учебного плана, таких как «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Основы автоматизации производства» и другие.

Возможности ИКТ позволяют сочетать как коллективную, так и индивидуальную работу, самостоятельную деятельность студентов. Применение мультимедийных технологий помогает студентам более детально вникнуть в те процессы и явления, которые самостоятельно не могут быть изучены без использования интерактивных моделей [3]. Всё это должно способствовать достижению главной цели - повышению заинтересованности студентов в получении востребованного образования [4].

Одним из главных элементов инновации в образовательном процессе является компьютерная графика и анимация.

Компьютерная анимация это получаемая мультипликация с помощью компьютерных технологий. Являясь продолжением компьютерной графики, анимация создала различные виды компьютерной графики, которые открывают огромные возможности в получении визу-

ального ряда: создание графических примитивов, моделирование, видеоэффекты и другое. Поэтому сегодня компьютерная графика и анимация - неотъемлемая часть образовательного процесса в техникуме, где в дисциплине «Инженерная графика» целый раздел отведен компьютерной графике.

В сети Интернет существует огромное количество видео уроков, которые можно было бы рекомендовать для изучения программ по компьютерной графике. Но для лучшего усвоения и приобретения практических навыков работы в графических программных продуктах целесообразно разрабатывать видеоуроки или ани-мированные мультимедийные презентации по курсу лабораторных (графических) работ. Данная разработка полезна для студентов, так как достаточно много материала выносится на самостоятельное изучение.

Для выполнения лабораторных (графических) работ предлагается интерактивный курс обучения работе с программой Autodesk AutoCAD 2010. Внешний вид меню представлен на рисунке 1.

При выборе темы занятия запускается видеофайл, в котором с помощью видео и звукового сопровождения описывается процесс построения чертежа детали. По окончании сеанса студенту предлагается повторить описанные события самостоятельно. При положительном выполнении предложенного задания ему предлагается закрепить полученные знания, пройдя тест (рис. 2) по данной теме.

Проверочные тестовые задания представлены в тестирующий программе MyTest 2.0. Программа проста в навигации, защищена от несанкционированного доступа студентов к результатам тестирования, позволяет изменять порядок или добавлять новые тестовые задания преподавателям. Данная форма контроля знаний выявляет результаты освоения конкретной темы лабораторной (графической) работы при изучении курса инженерной графики.

Рисунок 1 - Меню интерактивного курса

Рисунок 2 - Внешний вид тестирующей программы

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

Использование технологий мультимедийных презентаций в учебном процессе и самостоятельной работе повышает интерес у студентов к изучению данной дисциплины.

Изучение и применение компьютерной графики, умение использовать мультимедийные технологии повышают вероятность, что по окончании образовательного учреждения специалист может быть востребованным на современном рынке труда. Задача преподавателя по компьютерной (инженерной) графике научить студентов пользоваться инновационными мультимедийными технологиями, которые в образовательном процессе должны способствовать усвоению знаний, приобретению практических навыков работы в графических редакторах [5].

Идея активизации обучения имеет большую историю, и разработка данной педагогической проблемы нашла всестороннее освещение в теории педагогики и психологии [6, 7].

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие вопросы и творчески подходить к своей работе.

В Благодарненском агротехническом техникуме основной целью при изучении предметов «Основы автоматизации производства» и «Основы технического черчения» студентами, обучающимися по профессии «Сварщик (Электросварочные и газосварочные работы)», является формирование интереса к специальным предметам за счёт предварительного ознакомления с новыми технологиями. Поэтому на вводной части этих занятий студенты выполняют индивидуальные задания с использованием ИКТ по выбранной ими специальности, например сварка (несколько основных положений приведено ниже), в них рассматриваются новые технологии.

Известно, что слабым местом сварных соединений является корень шва. Причиной этого являются неоднородности, крупнокристаллическая структура, воздушные пузырьки в межкри-сталлитном пространстве. При нагрузке на шов это является источником его разрушения.

Для упрочнения сварного соединения в современных технологиях в зону сварки вводят ультразвук или процесс сварки производят на вибростоле. В процессе вибрации и действия ультразвука кристаллизующийся металл приобретает мелкозернистую структуру за счёт диспергирования образующихся кристаллов и вытеснения пузырьков воздуха.

Проведённые исследования открыли возможности по свариванию материалов с разными физико-химическими свойствами, например между керамикой и металлами [8, 9].

Студенты (бригадами по 3-5 человек), познакомившись с приведённой информацией, проявляют инициативу и ищут другие технологии, позволяющие получать качественные швы. Полученные результаты докладываются на круглых столах и студенческих конференциях. Далее студенты работают по учебному плану, отвечая на вопросы классической сварки (чертежи, технологии, способы). Организованные таким образом занятия активизируют познавательную активность студентов, способствуют творческому решению ими учебных задач.

Проведенная работа по развитию познавательной активности отражается на качестве знаний студентов. Сравнительный анализ результативности обучения по дисциплине «Основы автоматизации производства» в процессе ознакомления с новыми технологиями, как части изучаемого предмета, приведён на рисунке 3.

В процессе работы с информационно-коммуникационными технологиями возросла обученность и качество знаний, заинтересованность студентов, и они, как «состоявшиеся специалисты» в данной области, в процессе общения расхваливают каждый свой метод.

Таким образом, уже на первом курсе формируется интерес к учебным дисциплинам, однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с формированием познавательной активности студентов в процессе обучения, развитием самостоятельности, креативности познавательного мышления, что соответствует современным требованиям модернизации образования [8].

Рисунок 3 - Сравнительный анализ результативности обучения

в

;№ 2(26), 2017

Проблемы аграрного образования

151

Литература

1. Арзамасцева М. В. Эффективность образовательного процесса при условии применения информационных технологий в деятельности современного педагога // Наука и образование в 21 веке : сб. науч.тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (г. Тамбов, 30 сентября 2013 г.). Тамбов : Бизнес-наука-общество, 2013. Ч. 6. 165 с.

2. Арзамасцева М. В. Особенности использования информационных технологий в преподавании дисциплины «Информатика и ИКТ» для специальностей СПО // Информационные системы и технологии как фактор развития экономики региона : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (г. Ставрополь, 11-12 марта 2013 г.) / СтГАУ. Ставрополь, 2013. 296 с.

3. Арзамасцева М. В. Информационно-коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования // Современные образовательные технологии в модульно-компетентностном обучении : сб. материалов регион. научн.-практ. конф. (г. Ставрополь, 29 мая 2015 г.) / СтГАУ. Ставрополь, 2015. С. 45-48.

4. Арзамасцева М. В. Использование информационных технологий будущими специалистами // Электронный журнал «Профессионал». 2013. № 1. URL: http://soprof. ru / (дата обращения: 11.10.2016).

5. Арзамасцева М. В., Кравченко И. Применение мультимедийных технологий в организации и проведении лабораторных работ по инженерной графике // ВЕСТНИК инновационных и исследовательских работ в образовании : сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. конф. / СтГАУ. Ставрополь, 2014. 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Смолкин А. М. Активные методы обучения : учеб. пособие. М. : Профиздат, 1991. 176 с.

7. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М. : Педагогика, 1982. 209 с.

8. Методика сварщика // Сварка и сварочное оборудование. URL: http://nanolife. info / raznye-vidy-svarki / 115-tehnologiya-ultrazvukovaya-svarka-metallov.html (дата обращения: 11.10.2016).

9. Арзамасцева М. В., Школьников А. В. Особенности изучения специальных дисциплин // Наука сегодня: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., (г. Вологда, 23 сентября 2015 г.). Вологда : Маркер, 2015. Ч. 1. 104 с.

References

1. Arzamastseva M. V. Effectiveness of the educational process, subject to the application of information technologies in activity of the modern teacher // Science and education in the 21st century : collection of scientific works. Materials of intern. scientific.-pract. conf. (Tambov, September 30, 2013). Tambov : Business-science-society, 2013. Part 6. 165 p.

2. Arzamastseva M. V. Peculiarities of using information technologies in teaching the discipline «Informatics and 1ST» for specialties of SVE // Information systems and technology as a development factor of the regional economy : materials of intern. scientific.-pract. conf. (Moscow, 11-12 March 2013) / SSAU. Stavropol, 2013. 296 p.

3. Arzamastseva M. V. Information and communication technologies in the system of secondary professional education // Modern educational technologies in a modular competency-based training : region. scientific.-pract. conf. (city of Stavropol, may 29, 2015) / SSAU. Stavropol, 2015. P. 45-48.

4. Arzamastseva M. V. Use of information technologies of future specialists // Electronic journal «Professional». 2013. № 1. Available at: http://soprof.ru/ (date of access: 11.10.2016).

5. Arzamastseva M. V., Kravchenko I. Application of multimedia technologies in the organization and conduct of laboratory work in engineering graphics // Journal of innovative research in education : collection of scientific works. Materials of scientific.-pract. conf. / SSAU. Stavropol, 2014. 144 p.

6. Smolkin A. M. Active learning methods. Moscow : Profpublishing, 1991. 176 p.

7. Shchukina G. I. Activation of cognitive activity of students in the learning process. Moscow : Pedagogic, 1982. 209 р.

8. The technique of the welder // Welding and welding equipment. Available at: http:// nanolife.info / raznye-vidy-svarki / 115-teh-nologiya-ultrazvukovaya-svarka-metallov. html (date of access: 11.10.2016).

9. Arzamastseva M. V., Shkolnikov A. V. Рeculiarities of studying of special subjects // Science today: collection of scientific works. Materials of Intern. scientific.-pract. conf. (Vologda, 23 September 2015.). Vologda : Marker, 2015. Part 1. 104 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.