Научная статья на тему 'Педагогические принципы применения деловых игр в процессе преподавания социологии в высшей школе'

Педагогические принципы применения деловых игр в процессе преподавания социологии в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИМИТАЦИОННАЯ ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ / УЧЕБНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE SYSTEM OF TEACHING SOCIOLOGY IN HIGHER EDUCATION / SOCIOLOGICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL PRINCIPLES / DIDACTIC PRINCIPLES / DIDACTIC GAMES / BUSINESS GAMES / TEACHING METHODS / SIMULATION GAME MODEL / EDUCATIONAL GAME ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

В статье изучается проблема реализации учебной игровой деятельности в контексте преподавания социологических дисциплин в высшей школе. В исследовании проанализирована сущность и специфика дидактических игр, в частности особенности деловых игр. В работе обосновано мнение о значимости учета дидактических принципов при разработке и применении деловых игр в образовательном процессе. В статье указаны основные принципы разработки игр и реализации имитационных игровых моделей на занятиях по социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF THE USE OF BUSINESS GAMES IN TEACHING SOCIOLOGY IN HIGH SCHOOL

The article studies the problem of realization of educational game activity in the context of teaching sociological disciplines in higher school. The study analyzes the nature and specificity of didactic games, in particular especially business games. The paper substantiates the opinion about the importance of taking into account didactic principles in the development and application of business games in the educational process. The article describes the basic principles of game development and implementation of simulation game models in the classroom in sociology.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы применения деловых игр в процессе преподавания социологии в высшей школе»

Таким образом, синтагматический характер слова является основой для развития словообразовательной морфемы. Явным примером комбинирующей формы в английском языке может служить элемент -oid.

Литература:

1. Амосова Н.Н. Этимологические основы словарного состава современного английского языка. - М.: ИЛ, 1996. - 218 с.

2. Андреева Н.Н. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкования, этимология. - М.: Цитадель, 1997. - 320 с.

3. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (на английском языке The English Word) / 2-е, перераб. - М.: Высшая школа, 1973. - 303 с.

4. Бартков Б.И. Количественная семантика английских деривационных типов / Форма и содержание единиц языка и речи. - Владивосток: Дальнаука, 1998. - С. 3-12.

5. Беликов С.В. Некоторые особенности образования и функционирования окказиональных слов в англоязычной научной фантастике / Проблемы лексической и словообразовательной семантики в современном английском языке. - Пятигорск, 1986. - С. 89-94.

6. Городецкий Б.Ю. Проблемы и методы современной лексикографии / Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XIV. - М.: Прогресс, 1983. - С. 9.

7. Каращук П.М. Словообразование английского языка. - М.: Высшая школа. 2007. - 314 с.

8. Block Gertrude. Effective Legal Writing. - Florida: University of Florida College of Law, 1999. - 370 p.

9. Hansen K. Wortbildung / Englische Lexikologie. - Leipzig: VEB Verlag Enzyklopaedie, 1982. - 246 s.

Педагогика

УДК 371

кандидат политических наук, доцент кафедры

философии и социальных наук Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье изучается проблема реализации учебной игровой деятельности в контексте преподавания социологических дисциплин в высшей школе. В исследовании проанализирована сущность и специфика дидактических игр, в частности - особенности деловых игр. В работе обосновано мнение о значимости учета дидактических принципов при разработке и применении деловых игр в образовательном процессе. В статье указаны основные принципы разработки игр и реализации имитационных игровых моделей на занятиях по социологии.

Ключевые слова: система преподавания социологии в высшей школе, социологическое образование, педагогические принципы, дидактические принципы, дидактические игры, деловые игры, методы обучения, имитационная игровая модель, учебная игровая деятельность.

Annotation. The article studies the problem of realization of educational game activity in the context of teaching sociological disciplines in higher school. The study analyzes the nature and specificity of didactic games, in particular - especially business games. The paper substantiates the opinion about the importance of taking into account didactic principles in the development and application of business games in the educational process. The article describes the basic principles of game development and implementation of simulation game models in the classroom in sociology.

Keywords: the system of teaching sociology in higher education, sociological education, pedagogical principles, didactic principles, didactic games, business games, teaching methods, simulation game model, educational game activity.

Введение. На современном этапе развития высшего профессионального образования происходят изменения в преподавании социально-политических наук. Данные изменения отражаются на содержании, структуре, форме и методах преподавания дисциплин социологического цикла в высшей школе.

Сегодня отмечается поиск оптимальных путей и методов формирования социального сознания, профессионального и социального статуса будущего специалиста, социологической культуры студентов. На основе анализа современных публикаций, посвященных совершенствованию форм и методов преподавания социологии в высшей школе, можем заключить, что методы обучения, используемые при преподавании социологии, должны отвечать образовательной и воспитательной цели, содержанию образования, воспитывать всесторонне развитых личностей, которые должны сознательно реализовывать свои знания и способности с пользой для государства и общества.

Ученые-методисты в контексте современных педагогических исследований обосновывают потребность обращения преподавателей социологии к использованию форм и методов обучения, требующих от студентов сознательного подхода, активности, самостоятельности и творчества в учебно-познавательной деятельности. Основной тенденций относительно предпочтения методологического содержания системы преподавания социологии является подбор методов, форм и средств обучения, активизирующих познавательную позицию обучающихся.

Проблема активизации обучения нашла свое отражение в трудах отечественных психологов, педагогов, философов и социологов, в частности в работах С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, Т.И. Шамовой и др.

Активное обучение позволяет формировать у будущих специалистов способность самостоятельно приобретать знания, творческую активность, раскрывать профессионально-познавательные потребности и интересы, производить способность решать поставленные задачи, воспитывать умение реализации коллективной деятельности. Одной из форм обучения, направленных на повышения уровня познавательной активности студентов является деловая игра.

Понимание игры в значении одного из компонентов процесса обучения, обосновывает потребность уточнения того факта, что процесс обучения определяется системой дидактических принципов, вытекающих из его закономерностей. Дидактические принципы должны учитываться и при выборе методов и форм обучения.

Эффективность применения деловой игры как метода обучения может в контексте преподавания быть достигнута при условии знания и учета педагогом дидактических принципов разработки и организации игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Изложение основного материала статьи. Игровая деятельность представляет собой сложное и многоплановое образование, имеющее большое значение для жизни и развития личности. Игра выступает естественной формой активности человека.

По мнению ученых-психологов, игра - это уникальный механизм аккумуляции и передачи человеком приобретенного опыта, именно в контексте игровой деятельности в развернутом виде свободно могут быть реализованы некоторые психологические особенности личности. Кроме того, в игровой деятельностной модели актуализируется и находит свое поведенческое обнаружение активная позиция ее участников [1].

Особую актуальность игра как метод обучения приобретает в процессе изучения социологии. В данном ключе этот метод воспринимается как специально созданная захватывающая деятельность, которая имеет большое влияние на усвоение студентами знаний, приобретения умений и навыков. В контексте преподавания социологии дидактическая игра обеспечивает эмоциональную обстановку воспроизводства знаний, облегчает усвоение учебного материала, создает благоприятное для усвоения знаний настроение, способствует повышению уровня познавательной деятельности студентов, снимает усталость, повышает учебную мотивацию [2].

Говоря о преимуществах дидактической игры как эффективного метода обучения, стоит подчеркнуть, что ее назначение не развлекательное, а обучающее и развивающее. В этой связи в контексте преподавания социологических дисциплин в высшей школе должны применяться игры именно дидактического характера.

К признакам дидактической игры исследователи относят:

- имитацию учебными средствами производственных или общественных условий, прямо связанных с одной из тем курса;

- наличие различных моделей общения, которые составляют систему профессионального общения будущего специалиста, такой моделью в деловой игре выступает игровой комплекс;

- проблемное конструирование этапов игры и ситуаций;

- коллективное решение задач ее участниками;

- соревновательное движение к цели;

- ролевое взаимодействие студентов;

- различие целевых установок участников игры, которые выполняют различные роли;

- соблюдение принятых в игре правил;

- наличие общей цели у всей группы студентов, которые принимают участие в деловой игре;

- альтернативность решений и возможность действовать в соответствии с условий конкретной ситуации;

- наличие системы группового и индивидуального анализа результатов деятельности участников группы во время деловой игры;

- возможность управлять эмоциональным напряжением, которое возникает время деловой игры, побуждая тем самым студентов к выбору адекватной коммуникативной стратегии;

- общественную значимость достигнутого в игре результата.

Говоря о специфике и признаках дидактических игр, стоит уточнить, что они не могут быть очень длительными по времени проведения, так как ограничены объемом занятия.

В системе дидактических игр выделяют два основных типа:

- познавательные (развивающие);

- деловые [8].

Деловая игра представляет собой форму «воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста. Она моделирует поведение и отношения, которые характерны для будущей деятельности, способствуя решению профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, характерных в типичных профессиональных проблемных ситуациях» [7, с. 120].

Применение деловых игр позволяет максимально приблизить процесс обучения к реальной практической деятельности будущего специалиста. Участники игровой имитационной деятельности выступают в какой-либо роли и принимают управленческие решения, защищая в коллективе собственные мнения [1].

Применение деловых игр в системе преподавания социологии в высшей школе предусматривает учет ряда дидактических принципов реализации игровой деятельности в образовательном процессе.

Сущность термина «принцип» в педагогической науке изучается в контексте дидактики. Дидактика использует как общепедагогические, так и психологические категории. К ключевым категориям дидактики относится категория «принципы обучения».

В переводе с латинского языка термин «принцип» означает «начало», «первооснова», «правило». В словаре С.И. Ожегова, принцип - это основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы [5].

С точки зрения философии понятие «принцип» рассматривается в значении первоосновы, того, что лежит в основе определенной совокупности фактов, теорий, науки; внутренних убеждений человека, тех практических, нравственных и теоретических основ, которыми он руководствуется в жизни, в различных сферах деятельности [4]. В педагогической науке принцип рассматривается в значении основы, системы требований для создания и реализации образовательной деятельности.

Принципы обучения (дидактические принципы) трактуются в рамках педагогической науки как положения, которые лежат в основе формирования содержания и выбора методов обучения, в основе разработки и конструирования форм организации обучения. Принципы представляют собой своеобразные требования, выполнение которых позволяет не только теоретически, но и практически создать и реализовать систему обучение [6].

Принципы как основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы образовательных учреждений, распространяются на изучение всех дисциплин.

Профессиональные методики приспосабливают их к своим потребностям, а порой выводят из них и свои принципы прикладного уровня. По мнению И.П. Подласого, принципы выражают нормативные основы обучения, взятого в конкретно-историческом виде [6].

Принципы педагогического процесса в целом можно понимать в значении системы основных требований к обучению и воспитанию, соблюдение которых дает возможность эффективно решать проблемы всестороннего развития личности.

Рассмотрев сущность понятий «принцип» и «дидактические принципы», обратимся к изучению проблемы определения принципов реализации игровой деятельности в образовательном процессе.

В системе преподавания социологии в высшей школе интерес к игровым методам обучения обусловлен изменением подходов к обучению в целом, и осознанием необходимости обучать студентов с учетом принципа коммуникативности. Основой привлечения студентов к совместной игровой познавательной деятельности и одновременно способом создания и решения проблемных ситуаций в игре является общение, в процессе которого принимаются индивидуальные и групповые решения и достигаются цели имитационной деловой игры.

На основе анализа исследований, посвященных проблемам реализации деловых игр в системе высшего профессионального образования, заключим, что большинство авторов подчеркивают важность учета психолого-педагогических принципов именно на стадии разработки имитационной игровой модели.

По мнению Л.В. Покушаловой, на этапе разработки имитационной модели деловой игры необходимо реализовать следующие психолого-педагогические принципы:

- имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства;

- воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у обучающихся состояние затруднения;

- совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов;

- диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений;

- двуплановости игровой учебной деятельности [7, с. 121].

Подобные принципы (имитационного моделирования ситуации; проблемности содержания; ролевого взаимодействия в совместной деятельности; диалогического общения; многоплановости игровой деятельности) выделяет и Л.Ф. Низаева, подчеркивая, что «эти взаимообусловленные принципы составляют определенную концепцию деловой игры и должны соблюдаться как на этапе разработки, так и на этапе реализации» [3, с. 1014].

Учет дидактических принципов на стадиях разработки и реализации игровой имитационной модели позволит преобразовать игру на занятиях по социологии из развлечения в эффективную познавательную деятельность, направленную на повышение познавательной активности обучающихся, позволяющую строить субъект-субъектное педагогическое взаимодействие и достигать высоких образовательных результатов.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что на современном этапе развития высшего профессионального образования отмечается тенденция, характеризующаяся поиском эффективных методов и форм реализации образовательной деятельности с целью повышения уровня сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов.

По мнению ученых, сегодня в образовательном процессе вуза преподавателям стоит отдавать предпочтение тем методам обучения, которые направлены на повышение уровня познавательной активности студента. Не составляет исключения и система преподавания социологических дисциплин в высшей школе.

По нашему мнению, основанному на позициях современных ученых-педагогов, одной из эффективных форм повышения познавательной активности студентов на занятиях по социологии в высшей школе является деловая игра как один из видов дидактических игр. Эффективность применения деловой игры и возможность не превратить занятие в развлекательную деятельность с низким уровнем образовательных результатов может быть достигнута путем учета дидактических принципов реализации игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе на этапах разработки и внедрения имитационной модели деловой игры. Основные принципы, учет которых необходим на указанных стадиях реализации игровой деятельности в системе преподавания социологии, указаны в данном исследовании.

Литература:

1. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. - М., 1994. 368 с.

2. Кравченко А. Социология. Учебник для вузов. - М., 2001. - 508 с.

3. Низаева Л.Ф. Использование деловых игр в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 1012-1015. - URL https://moluch.ru/archive/88/17399/ (дата обращения: 07.04.2019).

4. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1997.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

7. Покушалова Л.В. Деловая игра - перевод профессионально-теоретических знаний в действие // Молодой ученый. - 2011. - №4. Т. 2. - С. 120-122. - URL https://moluch.ru/archive/27/2931/ (дата обращения: 07.04.2019).

8. Силласте Г.Г. Интерактивные методы преподавания курса социологии. - М., 2002. - 118 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМОРАЗВИТИЯ

Аннотация. Целью данной статьи является обоснование роли самостоятельности работы студентов в контексте преподавания истории в вузе как средства формирования личностного и профессионального саморазвития будущих специалистов. В работе изучены теоретические аспекты самостоятельной работы студентов как одной из форм учебно-познавательной деятельности. В исследовании рассмотрены основные традиционные и современные формы и методы организации самостоятельной работы студентов, которые могут применяться на занятиях по истории с целью повышения эффективности образовательных результатов.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, самообразование, саморазвитие, преподавание истории в высшей школе, формы, методы, контроль, методическое обеспечение, высшее профессиональное образование.

Annotation. The purpose of this article is to substantiate the role of independence of students in the context of teaching history at the University as a means of formation of personal and professional self-development of future specialists. The paper studies the theoretical aspects of students ' independent work as a form of educational and cognitive activity. The study considers the main traditional and modern forms and methods of organization of independent work of students, which can be used in history classes to improve the effectiveness of educational results.

Keywords: independent work of students, self-education, self-development, teaching history in high school, forms, methods, control, methodological support, higher professional education.

Введение. Анализ требований современного общества к личности будущего специалиста позволяет говорить о том, что сегодня государство нуждается в конкурентоспособных профессионалах высокого уровня, активных, умеющих мыслить нестандартно, способных в течение жизни к самостоятельному и непрерывному образованию путем получения знаний и профессиональной информации из различных источников.

Динамичное развитие социума, внедрение инновационных технологий во многие сферы человеческой жизни требует от современных профессионалов постоянного усвоения и совершенствования знаний, должного интеллектуального развития, коммуникативных способностей, самостоятельного и творческого подхода к принятию решений. В этой связи задачами современного высшего профессионального образования являются ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу студентов, создание условий для их саморазвития, обеспечение соответствующей образовательной среды для формирования их личностной активности.

Учет того факта, что современная система высшего образования ориентирована на переход от парадигмы обучения к парадигме образования и самообразования, обосновывает значимость самостоятельной работы студентов, которая является не только важной формой учебного процесса, но и составляет его основу.

Обеспечение необходимой доли самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов обосновывает изучение методических аспектов данной педагогической проблемы. В частности, в данном исследовании интерес представляет изучение сущности и форм самостоятельной работы студентов, реализуемой в контексте изучения исторических дисциплин в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Процесс обучения студентов в высших учебных заведениях истории, безусловно, предполагает сочетание различных форм его организации. В основном ведущими формами организации учебной деятельности студентов остаются следующие: лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия, спецкурсы, спецсеминары, практика, консультации, коллоквиумы, контрольные, курсовые и квалификационные работы.

Бесспорно, несмотря на появление инновационных эффективных форм и методов работы со студентами в высшей школе, в частности в контексте преподавания цикла исторических дисциплин, ведущей академической формой, направленной на формирование системы исторических знаний студентов, была и остается лекция во всем ее видовом разнообразии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению Р.А. Гакаева, «Вузовская лекция является ведущим компонентом системы образования. Лекции не только знакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями той или иной отрасли научных знаний, ее прикладной стороной и прогнозируемыми путями развития, но и формируют научные взгляды и убеждения студентов, организуют и стимулируют их творческую мысль, способствуют осознанию своего места и назначения в науке» [1, с. 62].

Разделяя мнение Р.А. Гакаева о широком дидактическом потенциале лекции, в данном ключе все же стоит уточнить, что лекция занимает важную роль в организации учебно-воспитательного процесса отечественного вуза. Однако значение лекции познается только в тесном единстве со всеми другими формами организации учебно-воспитательной работы, прежде всего, во взаимодействии ее с семинарскими занятиями и самостоятельной работой.

Так, одним из основных условий обеспечения эффективности процесса профессиональной подготовки будущих специалистов и качества их образования является организация необходимой доли самостоятельной работы студентов.

Усиление роли самостоятельной работы студентов предполагает реализацию принципиально нового подхода к учебно-воспитательному процессу, так как результаты образовательной деятельности будущих специалистов непосредственно связаны с уровнем организации самостоятельной работы студентов. Важность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.