Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОБЩИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОБЩИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МУЛЬТИЭТНИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Александр Валентинович, Матарас Артём Александрович

На данный момент в области педагогики представлено множество исследований посвященных межнациональным вопросам. Причина всем известна: обострение межнациональных взаимоотношений в современном полипарадигмальном пространстве. Поэтому цель создания модели формирования культуры межнационального общения состоит в том, чтобы в процессе обучения и воспитания молодого поколения, спроектировать условия, необходимые для приобретения качеств обучающимися, позволяющие решать задачи межэтнического взаимодействия на основе педагогических принципов. Для качественного понимания и эффективности функционирования данной модели необходимо рассмотреть вопросы воспитания мультикультурализма, определить вектор развития процесса поликультурного воспитания; разработать общие цели, задачи и педагогические условия, которые необходимы для её создания в многонациональном образовательном пространстве учебного заведения. В данной статье, наряду с решением вышеперечисленных вопросов, выделено и место личности в межнациональных процессах. В практическом плане данный аспект позволяет направить вектор воспитания и обучения в социально значимом направлении для всесторонне развивающегося полинационального современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Александр Валентинович, Матарас Артём Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PURPOSES, OBJECTIVES AND CONDITIONS NECESSARY FOR CREATING A MODEL OFFORMATION OF A CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION

At the moment, in the field of pedagogy, there are many studies on interethnic issues. The reason is known to all: the aggravation of interethnic relations in the modern polyparadigmal space. Therefore, the goal of creating the model for the formation of the culture of interethnic communication is to design the conditions necessary for the acquisition of qualities by students in the process of teaching and educating the younger generation, allowing them to solve the problems of interethnic interaction based on pedagogical principles. For qualitative understanding and effectiveness of the functioning of this model, it is necessary to consider the issues of education of multiculturalism, to determine the vector of development of the process of multicultural education; to develop common goals, objectives and pedagogical conditions that are necessary for its creation in the multinational educational space of an educational institution. In this article, along with the solution of the above issues, the place of the individual in interethnic processes is also highlighted. In practical terms, this aspect allows you to direct the vector of education and training in a socially significant direction for a comprehensively developing multinational modern society.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОБЩИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ»

2. Панов Е.Е. Физическая культура в воспитании конкурентоспособного специалиста / Е.Е. Панов, С.А. Марчук // Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: опыт и инновационные технологии физического воспитания. Всероссийская научно-практическая конференция. - Екатеринбург, 2015. - С. 177-181.

3. Соломин И.Л. Тест «Ориентация» Методика оценки профессиональных интересов и способностей. - URL: https://psycabi.net/testy/372-anketa-orientatsiya-i-l-solomin-oprosnik-proforientatsii-metodika-professionalnykh-interesov-i-sposobnostej-test-solomina-i-l (дата обращения 2.02.2022).

REFERENCES

1. Mishneva, S.D., and Abutkina, V.R. (2018), "Preparing USURT students for the social and professional activities of future railway workers", Perspective directions in the field of physical culture, sports and tourism. Materials of the VIII All-Russian scientific-practical conference with international participation, Nizhnevartovsk, pp. 358-360.

2. Panov, E.E. and Marchuk, S.A. (2015), "Physical culture in the education of a competitive specialist", Physical culture and sport in the system of vocational education: experience and innovative technologies of physical education. All-Russian Scientific and Practical Conference, Yekaterinburg, pp. 177-181.

3. Solomin, I.L. (2022), Test "Orientation", Methodology for assessing professional interests and abilities, available at: https://psycabi.net/testy/372-anketa-orientatsiya-il-solomin-oprosnik-proforientatsii-metodika- professionalnykh-interesov-i-sposobnostej-test-solomina-il (accessed: 2 February 2022).

Контактная информация: Mishneva72@bk.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2022

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОБЩИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО

ОБЩЕНИЯ

Александр Валентинович Морозов, старший преподаватель. Артём Александрович Матарас, заместитель начальника кафедры, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь

Аннотация

На данный момент в области педагогики представлено множество исследований посвященных межнациональным вопросам. Причина всем известна: обострение межнациональных взаимоотношений в современном полипарадигмальном пространстве. Поэтому цель создания модели формирования культуры межнационального общения состоит в том, чтобы в процессе обучения и воспитания молодого поколения, спроектировать условия, необходимые для приобретения качеств обучающимися, позволяющие решать задачи межэтнического взаимодействия на основе педагогических принципов. Для качественного понимания и эффективности функционирования данной модели необходимо рассмотреть вопросы воспитания мультикультурализма, определить вектор развития процесса поликультурного воспитания; разработать общие цели, задачи и педагогические условия, которые необходимы для её создания в многонациональном образовательном пространстве учебного заведения. В данной статье, наряду с решением вышеперечисленных вопросов, выделено и место личности в межнациональных процессах. В практическом плане данный аспект позволяет направить вектор воспитания и обучения в социально значимом направлении для всесторонне развивающегося полинационального современного общества.

Ключевые слова: культура межнационального общения, мультикультурализм, поликультурное воспитание, педагогические принципы, мультиэтническая педагогика, педагогические основы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p266-271

PURPOSES, OBJECTIVES AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR CREATING A MODEL OF FORMATION OF CULTURE OF INTERNATIONAL

COMMUNICATION

Alexander Valentinovich Morozov, the senior teacher, Artem Alexandrovich Mataras, the

deputy head of department. The Perm Military Institute of the National Guard's Forces of the

Russian Federation, Perm

Abstract

At the moment, in the field of pedagogy, there are many studies on interethnic issues. The reason is known to all: the aggravation of interethnic relations in the modern polyparadigmal space. Therefore, the goal of creating the model for the formation of the culture of interethnic communication is to design the conditions necessary for the acquisition of qualities by students in the process of teaching and educating the younger generation, allowing them to solve the problems of interethnic interaction based on pedagogical principles. For qualitative understanding and effectiveness of the functioning of this model, it is necessary to consider the issues of education of multiculturalism, to determine the vector of development of the process of multicultural education; to develop common goals, objectives and pedagogical conditions that are necessary for its creation in the multinational educational space of an educational institution. In this article, along with the solution of the above issues, the place of the individual in interethnic processes is also highlighted. In practical terms, this aspect allows you to direct the vector of education and training in a socially significant direction for a comprehensively developing multinational modern society.

Keywords: culture of interethnic communication, multiculturalism, multicultural education, pedagogical principles, multi-ethnic pedagogy, pedagogical foundations.

Понятие «культура межнационального общения» появилось сравнительно недавно, примерно в середине 80-х годов прошлого столетия. До этого времени наиболее широко использовалась концепция полиэтнического воспитания. По оценкам многих исследователей, один из авторов данного направления является американский ученый в области педагогики Джон Бэнкс [4].

Были и сторонники мнения, что продуктом этноцентризма и расизма является полиэтническое воспитание. В результате, в конце 90-х вышеупомянутая концепция была пересмотрена в виде идей либерального мультикультурализма связанного с основами проявления положительного социально-педагогического опыта. На основе этого произошло зарождение отдельного направления в педагогической теории - поликультурное воспитание [3].

Замысел создания мультикультурализма явился основополагающей идеей концепции зарождения поликультурного воспитания в окружающем полиэтническом социуме, дальнейшая цель которого - это образование национальной общности.

Вектор развития процесса поликультурного воспитания должен быть направлен на формирование общих педагогических принципов, таких как:

• способность к формированию высоких нравственных качеств;

• способность к гармоничному сосуществованию в окружающей социальной полиэтнической среде;

• способность к конструктивному диалогу при отличительных мнениях;

• способность к формированию общечеловеческого достоинства;

• способность к межнациональному общению и др.

Одна из ключевых позиций поликультурного воспитания является аккумулирование и дальнейшее распространение в социокультурной среде положительного опыта межэтнического взаимодействия.

Многогранность поликультур российского общества неизбежно накладывает на процесс воспитания и обучения сложности, связанные с тем, что в процессе своего становления личность необходимо погрузить в атмосферу многонационального социума, но

в силу удаленности друг от друга и изоляции отдельных народов это в большинстве случаев невозможно [2]. Необходимо учитывать и тот факт, что в традиционных устоях отдельных культур имеются жесткие рамки в процессе воспитания.

Категорически нельзя допустить при обучении и воспитании формирования в сознании личности доминирования одной нации над другой. Необходим не только отказ от культурного диктата, но и чтобы данный отказ стал стратегическим приоритетом во взаимной адаптации субъектов воспитания.

Следующей целью мультикультурной и мультиэтнической педагогики достижения гармонического развития личности, способной к межнациональному общению, является формирование мировоззренческих взглядов на взаимосвязанную поликультурную социальную среду. К ней относится формирование осознанного отношения личности к многообразию культур для самоидентичности; формирование в процессе воспитания положительного отношения к культурным различиям; формирование качеств личности способной к взаимодействию с поликультурными носителями.

В процессе мультикультурного воспитания личности необходимо достижение такого уровня в её развитии, когда появляется самоосознанность необходимости во взаимном уважении, ответственность в соблюдении личностных обязанностей в выстраивании конструктивного межкультурного диалога [1]. Тогда становление человека, как личности, будет проходить в контексте отсутствия негативных стереотипов к мультикультурному многообразию социальной среды. Будут преодолены отрицательные предубеждения и предрассудки, станет поощряться стремление к достижению терпимости в полинациональной среде, где демократические идеалы и достижение плюрализма станут важнейшей составляющей процесса воспитания.

Все вышеперечисленные цели в процессе поликультурного воспитания можно объединить в основные три, которые связаны понятиями объединения, равенства и плюрализма:

1. Понятие объединения подразумевает под собой формирование суперэтноса, где опорой являются общие ценности мультикультур такие, как общенациональные, экономические, духовные, политические.

2. Понятие равенства характеризуется соблюдением одинаковых прав во всех сферах жизнедеятельности и развития этноса.

3. В понятие плюрализма заложены принципы взаимоуважения представителей всех национальностей, при этом необходимо сохранить их культурное своеобразие.

Для российского мультинационального социума наиболее важная педагогическая цель по воспитанию личности способной к гармоничному сотрудничеству в поликультурной среде - это формирование осознанного отношения людей к представителям других национальностей в рамках взаимного уважения, понимания их культурных особенностей, готовых к сотрудничеству, сопереживанию, обладающих обостренным чувством понимания и уважения иных конфессий и рас. В контексте нашего исследования данный процесс охарактеризуем, как формирование культуры межнационального общения.

Исходя из вышеперечисленных целей, перед нами открывается спектр задач, которые необходимо решить в процессе формирования культуры межнационального общения в процессе воспитания и обучения личности:

• воспитание собственной общей культуры поведения;

• изучение культуры собственного народа;

• уважительное отношение ко всем участникам полинациональной социальной

среды;

• воспитание положительного отношения при взаимодействии с представителями разных народностей в зависимости от культурного своеобразия как собственной, так и иных наций;

• формирование устойчивых знаний о порядке выстраивания конструктивного диалога между представителями разных национальностей;

• применение накопленных знаний межнационального общения в практическом межэтническом взаимодействии;

• накопление положительного опыта межнационального общения;

• формирование качеств личности, способной к выстраиванию конструктивного диалога со всеми представителями многонационального общества в различных социальных ситуациях;

• передача знаний, умений и навыков взаимодействия в многонациональном обществе и др.

С целью повышения результативности формирования культуры межнационального общения необходимо при построении модели определить наиболее эффективные педагогические условия, которые будут способствовать реализации данного процесса.

Необходимо уточнить, что понимается под педагогическими условиями. В рамках педагогики - это внешние обстоятельства, которые оказывают влияние на процессы, протекающие в обучении и воспитании личности. Данные обстоятельства создает тот, кто обучает и воспитывает, как правило, это преподаватель, который преследует поставленную цель или решает определенную задачу на пути достижения цели.

Для нашего исследования выбор таких условий очевиден и основывается на педагогических основах в процессе формирования культуры межнационального общения:

• создание гуманной воспитательной и образовательной среды учебного заведения;

• осознанность обучающихся во взаимном уважении при межэтническом взаимодействии;

• изучение и разбирательство всего спектра практических межнациональных взаимоотношений в процессе изучения учебных дисциплин для приобретения и накопления опыта культуры межнационального общения;

• формирование качеств личности, необходимых социуму, в процессе воспитания культуры межнационального общения;

• учёт этноконфессиональных ценностей обучающихся;

• применение индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей;

• учёт интересов и потребностей обучающихся для активизации заинтересованности в познавательной деятельности к процессу формирования культуры межнационального общения;

• выбор форм, способов, методов, путей, средств и т. д. для всестороннего развития обучающихся в процессе формирования у них культуры межнационального общения;

• вовлечение обучающихся в социальную деятельность коллектива поликультурной среды образовательного учреждения;

• взаимосвязь между обучающимся и преподавателем - доверительное, открытое двухстороннее взаимодействие в процессе обучения и воспитания и др.

Все участники процесса формирования культуры межнационального общения в равной степени должны иметь одинаковые права доступа к ресурсам образования и воспитания. Следует учитывать и различия в возможностях обучающихся, исходя из их принадлежности к культурам народов и знания языка, на котором осуществляется процесс обучения и воспитания. Необходимо создание универсальных программ, которые дадут возможность получать полноценное образование на одинаковом уровне.

Для понятности достижения вышеперечисленных целей, решения задач с учетом применения педагогических условий процесса формирования культуры межнационального общения в образовательной полинациональной среде необходимо создать наглядную

модель. Целью: проектирование процесса формирования культуры межнационального общения обучающихся с использованием педагогических основ. Предлагаемая модель обусловлена социальным заказом общества, заключающимся в знании и понимании базовых оснований национального менталитета в постоянно меняющемся поликультурном обществе.

В процессе проектирования следует также учесть следующие подцели поликультурного воспитания, которые должны быть достигнуты на каждом определенном этапе формирования культуры межнационального общения:

• воспитание осознанного отношения обучающихся к культурному многообразию окружающего социума в контексте положительного их восприятия;

• согласие на признание уникальность других культур;

• созидательность к поликультурности общества;

• благожелательное отношение к представителям многонационального социума;

• воспитание личной заинтересованности обучающихся к изучению культур других народов;

• формирование постоянного интереса к культурам других наций;

• воспитание личной заинтересованности обучающихся к межнациональному общению;

• воспитание интереса по расширению знаний о культурном многообразии окружающего общества и мира в целом и др.

ВЫВОДЫ

Поликультурное воспитание является продуктом процесса формирования культуры межнационального общения, получения информации, опыта и устойчивых знаний о культурном многообразии социума, в том числе и в образовательном пространстве, независимо от национальной принадлежности всех вовлеченных в этот процесс участников.

Процесс воспитания по формированию культуры межнационального общения современной личности не должен быть спонтанным и хаотичным. Должны быть определены, чётко намечены и поставлены цели каждого этапа этого сложного и многогранного процесса, при достижении которых должны решаться многоуровневые задачи, что в свою очередь решает система обучения и воспитания. Для этого необходимо создание определенных педагогических условий, под воздействием которых будет формироваться личность способная к гармоничному взаимодействию со всеми участниками полинационального окружающего социума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закирова В.Г. Теории и технологии мультикультурного образования: монография. В 2 частях / Часть 1 // В.Г. Закирова, Л.А. Камалова. - Казань : Отечество, 2016. - 132 с.

2. Воспитание как стратегический национальный приоритет : международный научно-образовательный форум. Часть 2 / Уральский государственный педагогический университет ; главный редактор Б. М. Игошев. - Екатеринбург : [б. и.], 2021. - 430 с.

3. Хакимов, Э.Р. Появление и развитие понятия «Поликультурное образование» в российской педагогике / Э.Р. Хакимов // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. - 2011 - № 3 (6). -С. 317-320.

4. Banks, J. A. Multiethnic Education: Theory and Practice / J. A. Banks. - Boston : Allyn and Bacon, 1981. - 304 p.

REFERENCES

1. Zakirova V.G. Kamalova L.A. (2016), Theories and technologies of multicultural education: monograph. Fatherland, Kazan.

2. Igoshev B.M. (2021), Education as a strategic national priority: an international scientific and educational forum. Part 2, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg.

3. Khakimov, E.R. (2011), "The emergence and development of the concept of "multicultural education" in Russian pedagogy", Vector of Science. Series: Pedagogy, psychology, No. 3 (6), pp. 317-320.

4. Banks, J. A. (1981), Multiethnic Education: Theory and Practice, Allyn and Bacon, Boston.

Контактная информация: morozoff43@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.03.2022

УДК 796/799

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

Светлана Вячеславовна Нагейкина, доцент, Государственный университет по землеустройству, Москва; Ольга Анатольевна Борисова, доцент, Александр Иванович Бойко, доцент, Александр Игоревич Колдашов, старший преподаватель, Московский государственный областной университет, Москва

Аннотация

Ведение - деятельность всегда выступает постоянным субстратом развития человека, как личности. Перед преподавателем стоит задача научить студентов мыслить творчески и мотивировать их к занятиям физической культурой. Методика - для повышения эффективности усвоения учебного материала необходимо формировать у студентов умения наблюдать, предъявлять им оптимальный объем информации, учитывать особенности их восприятия. В наблюдении содержится элементы исследования, изучения, которые позволяют проследить явления в динамике. Полученные результаты - задача преподавателя физического воспитания в вузе должна быть направлена на исследовательскую деятельность. Необходимо добиться того, чтобы студенты были заинтересованы приобретением необходимых знаний и умений. Выводы - одним из важных условий решения поставленных в обучении задач является умение преподавателя и студентов анализировать конкретную педагогическую ситуацию и выбирать наиболее рациональные способы своей деятельности путем сравнительной оценки различных ее вариантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: студент, физическая культура, преподаватель.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p271-274

ON THE ISSUE OF IMPROVING KNOWLEDGE OF PHYSICAL CULTURE AT THE

UNIVERSITY

Svetlana Vyacheslavovna Nageikina, the docent, State University of Land Management, Moscow; Olga Anatolievna Borisova, the docent, Alexander Ivanovich Boyko, the docent, Alexander Igorevich Koldashov, the senior teacher, Moscow State Regional University

Abstract

Introduction - activity always acts as a constant substrate for the development of a man as a person. The teacher is faced with the task of teaching students to think creatively and motivating them to engage in physical education. Methodology - in order to increase the efficiency of assimilation of educational material, it is necessary to form among the students the ability to observe, to present them with the optimal amount of information, to take into account the peculiarities of their perception. Observation contains elements of research, study, which allow us to trace phenomena in dynamics. The results obtained -the task of a physical education teacher in a university should be directed to research activities. It is necessary to ensure that students are interested in acquiring the necessary knowledge and skills. Conclusions -one of the important conditions for solving the tasks set in teaching is the ability of the teacher and students to analyze a specific pedagogical situation and choose the most rational ways of their activity by comparatively evaluating its various options.

Keywords: student, physical education, teacher.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс совершенствования физического воспитания в ВУЗе должен систематизирован с учетом следующих целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.