Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРА НАЧИНАЮЩЕГО ПЕВЦА В КЛАССЕ НАРОДНОГО ВОКАЛА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРА НАЧИНАЮЩЕГО ПЕВЦА В КЛАССЕ НАРОДНОГО ВОКАЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛ / НАРОДНАЯ ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ / ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / НАРОДНОЕ ПЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ушницкая Виктория Вильямовна, Юровская Ольга Леонидовна, Каталымова Мария Викторовна

Данная статья посвящена проблеме освоения народной певческой традиции. В этой связи актуальным становится выбор репертуара. Автор последовательно выявляет важные принципы формирования исполнительского репертуара начинающего певца при обучении народному вокалу, акцентируя свое внимание на характеристике физиологических особенностей голосового аппарата ученика, его половозрастном статусе и индивидуальных способностях. Также автор подчеркивает важность таких принципов в работе, как постепенное усложнение материала и включение в программу обучения регионального компонента. Соблюдение вышеназванных принципов должно способствовать качественному и успешному развитию не только вокальных навыков начинающего певца, но и формированию гармонично развитой личности воспитанника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNIQUES FOR THE FORMATION OF THE REPERTOIRE OF A NOVICE SINGER IN THE CLASS OF FOLK VOCALS

This article is devoted to the problem of mastering the folk singing tradition. In this regard, the choice of repertoire becomes relevant. The author consistently reveals the important principles of the formation of the performing repertoire of a beginner singer when teaching folk vocals, focusing on the characteristics of the physiological characteristics of the student’s vocal apparatus, his gender and age status and individual abilities. The author also emphasizes the importance of such principles in the work as the gradual complication of the material and the inclusion of a regional component in the curriculum. Compliance with the above principles should contribute to the qualitative and successful development of not only the vocal skills of a novice singer, but also the formation of a harmoniously developed personality of the pupil.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРА НАЧИНАЮЩЕГО ПЕВЦА В КЛАССЕ НАРОДНОГО ВОКАЛА»

Педагогические приемы формирования репертуара начинающего певца в классе народного вокала

Ушницкая Виктория Вильямовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Иностранные языки по гуманитарным специальностям», Институт зарубежной филологии и регионоведения, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: vushniz@mail.ru

Юровская Ольга Леонидовна,

Кандидат искусствоведения, доцент, кафедра народного пения, Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского E-mail: oyurovskaya@mail.ru

Каталымова Мария Викторовна,

студент, кафедра фольклора и культуры, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: gaga.1000@mail.ru

Данная статья посвящена проблеме освоения народной певческой традиции. В этой связи актуальным становится выбор репертуара. Автор последовательно выявляет важные принципы формирования исполнительского репертуара начинающего певца при обучении народному вокалу, акцентируя свое внимание на характеристике физиологических особенностей голосового аппарата ученика, его половозрастном статусе и индивидуальных способностях. Также автор подчеркивает важность таких принципов в работе, как постепенное усложнение материала и включение в программу обучения регионального компонента. Соблюдение вышеназванных принципов должно способствовать качественному и успешному развитию не только вокальных навыков начинающего певца, но и формированию гармонично развитой личности воспитанника.

Ключевые слова: вокал, народная песенная традиция, песенный репертуар, принципы обучения, народное пение.

подбор репертуара является неотъемлемой частью этого пути. Очень важно подобрать правильный певческий репертуар для начинающего певца так, чтобы ему помочь, а не навредить. Исследованием доказано, что при занятиях певческой деятельностью, у детей в раннем возрасте формируется более эмоциональные, отзывчивые, восприимчивые и общительные качества. Немало трудов посвящено проблеме воспитания начинающего певца, развитию его вокальных данных. Тем не менее, зачастую, именно в подборе репертуара кроется успех работы преподавателя и ученика, в которой необходимо учитывать особенности ребенка, область, в которой он проживает, и многое другое. Этими обстоятельствами и обусловлена актуальность данной работы.

Целью нашей работы является определение принципов формирования репертуара начинающего певца, что предполагает предварительную характеристику физиологических вокальных данных ученика и учет его половозрастного статуса, освещение применяемого в учебной певческой практике метода постепенного технического усложнения исполняемого материала и, наконец, включение в репертуар регионального компонента.

Физиологические данные. Первостепенной задачей педагога-вокалиста на первом этапе работы с начинающим певцом является определение исходных врожденных голосовых данных воспитанника. От певческой частоты и интервала начинающего певца зависят его технические возможности, и стартовый репертуар. Например, для реализации осуществлением голосам птиц интервал голоса должен быть видным - в октаву и более того. При отсутствии знаний фонологических и певческих особенностей детского голоса трудно обнаружить исправные тоны детских голосов.

Для точного нахождения рабочего спектра и регистра воспитанника следует проконтролировать его звуковысотные характеристики, проявляющиеся при интонировании. Обнаружено, то что, выполняя песню в детском обиходе, в игровой обстановке, ребёнок никак не превосходит данный ему от природы спектр звучания.

Как отмечает Г.М. Науменко: «У детского голоса имеется три регистровых участка: низкий, высокий и промежуточный, в рамках которых интонируются мелодические произведения. Основной участок нижнего регистра находится в промежутке ля - ми1 - квинта с примарным устоем до в центре. Основной участок высокого регистра размещен в промежутке ре1 - ля1 - квинта с примарным

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

устоем фа1 в центре. Промежуточный регистр находится между низким и высоким регистрами, в интервале си-бемоль - фа-диез1 - квинта с при-марным устоем ре1 в центре данного регистра» [8, 30]. (Рис. 1).

Рис. 1

В большинстве случаев, в начале учебного процесса для молодого исполнителя выбираются произведения с небольшим диапазоном. В этом отношении неисчерпаемым источником является детский и материнский фольклор. У ребят меньшего возраста определяется довольно достаточный резерв считалок, дразнилок, закличек, приговорок, прибауток, календарных песен, игр с песенными игровыми припевками и т.д. Механизм распевания фольклорного текста для детей - естественный, непринужденный, они поют очень легко, «как говорят». Создание детской песенности характеризуется повиновением выразительных средств мелодического слога практике речевых интонаций. В некоторых моментах детская речь находится ближе к пению, чем речь взрослых. Это характеризуется тем, что их речевая структура отличается от структуры взрослого человека. У детей разговорная речь чувствительна, и мелодична, более похоже на пение.

Метод «от простого к сложному». Начальная работа должна быть умеренной. В работе с начинающими певцами необходим принцип последовательности и постепенности с систематическим усложнением как вокально-технических заданий, так и исполнительских требований. Способ от «простого к сложному» является общепедагогическим. Зачастую причина безуспешного развития голоса содержится в несоблюдении этого принципа.

При обучении детей сольному пению преподавателю необходимо использовать на своих занятиях игровую подачу материала, способствующую развитию у детей творческого мышления. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо выработать у учащихся самостоятельность в работе над исполнительским планом музыкального произведения.

Мелодичность в речи, иногда слова не проговариваются, а будто поются, весьма очевидно чув-

ствуется при записи в детском исполнении таковых жанров, как загадки и скороговорки. Записанные в Челябинской области образцы показывают, что детям проще правильно и быстро повторить скороговорку, напевая ее, нежели проговаривая, -это и содействует их мелодическому интонированию. В детской среде можно часто встретить подобное явление: ребята, никогда прежде не встречавшиеся, соединялись в группу и организовывали забаву. В забаве они исполняли игровой песенный рефрен, интонируя его с первоначального раза достаточно ловко, просто, в отсутствии всякой подготовки, а так же распевания.

Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать умозаключение о том, как важно при обучении ребят сольному народному пению внедрять запас детский фольклор. В особенности его осуществление подготавливает ребенка к верному фольклорному интонированию. Вид интонирования, каким исполняется выполнение детского музыкального фольклора, сформировывает голос, тренирует и усиливает вокальный аппарат, вырабатывает замечательное дыхание, независимое, а также простое получение звука, сформировывает музыкальную память и слух, реализовывает вокал непринуждённым и, а также естественным.

Половозрастной статус певца. Разумеется, при выборе репертуара нужно учитывать половозрастной статус ученика. В народной обрядовой практике в течение календарного года имелось отчетливое половозрастное группирование. Направление детских обычаев с исполнением детского песенного репертуара приводилась на начало года, в период от Коляды до закликания весны. Дети предельно проявляли себя в этот период времени. Дальше, с расцветом природы и прибавлением солнечной энергии наступало время молодежи... Таким образом, целесообразно подбирать для исполнения такой учебный материал, который был бы близок детской психологии, соответствовал бы возрастным интересам воспитанника. Сюда впору еще отнести и сферу материнского фольклора - колыбельные песни, потешки, прибаутки, бытовавшие в детской среде. Как известно, девчонки 5-7 лет в деревенском быту уже реализовывали функцию няни, присматривая за младенцами.

На первом этапе вокальной работы предпочтительнее всего направить внимание на изучение одноголосных песен с тесным спектром и явным ладовым развитием. Обязательно, дабы произведения были в спокойном темпе, поскольку в быстрых и медленных темпах появляются дополнительные препятствия для качественного звукообразования. Основное на данном шаге - это приобретение напевного звука и верности интонации. Наставник на исходном этапе учения вынужден исполнять своим голосом песню, а также в сложных зонах попевать сообща с учащимися. С целью эффективной деятельности, возможно, прибегнуть и к художественно-изобразительным способам, обусловленным вхождением игровых песен таких, как «Бояре», «А мы просо сеяли» и др.

Важным принципом при определении песенного репертуара является учёт исполнительских способностей ученика. Основным источником формирования репертуара является, безусловно, творческая выдумка педагога. Его педагогическая цель - развитие индивидуальности воспитанников, их творческий рост и самобытность. С одной стороны, формирование репертуара должно соотноситься с общим направлением, целями и задачами учебного процесса, с другой стороны - с индивидуальными особенностями и способностями учеников.

Региональный компонент. Как известно, на многих исполнительских вокальных конкурсах одним из условий является исполнение фольклорного материала своей малой родины. Данное обстоятельство представляется очень важным, поскольку формирует у подрастающего поколения ценностное, бережное отношение к народной песенной традиции, способствует ее сохранению и развитию. Изучение музыкального материала своего региона, в частности, Челябинской области, действительно, необходимо, так как погружение в народную культуру и историю своего края формирует патриотические чувства воспитанников. На начальном этапе работы с начинающими певцами полезно посветить время знакомству с обычаями и обрядами своего региона, опираясь как на опубликованные материалы, так и на свой личный экспедиционный, собирательский опыт. В Челябинской области есть немало детских и юношеских фольклорных коллективов, руководители которых регулярно выезжают в экспедиции в близлежащие районы, записывая там местный песенный материал, а затем внедряя его в исполнительскую концертную практику своего коллектива.

Краткий анализ уже опубликованных песенных материалов по Челябинской области позволяет выделить такие жанры, как духовные стихи, календарные, свадебные, протяжные песни, народные романсы, военные, плясовые и шуточные песни. Каждый изданный сборник представляет собой определенную изученную область, традицию какого-либо села или района, отражая локальный песенный репертуар, манеру исполнения, говор, традиции, жанровые стилевые особенности. Также эти сборники оснащены этнографическими материалами, включающими беседы с народными исполнителями о традиционных праздниках и обрядах, описания и изображения предметов народного быта, народного костюма.

Музыкальное обучение в контексте национальных традиций, является еще одним непременным условием и принципом. Это способствует формированию эмоционально-чувственной сферы психики и в особенности существенно - продолжительной способности самореализации, создания духовных ценностей, пусть еще на детском уровне. Данный превосходный творческий процесс, который приводит к развитию самосознания чувства собственного достоинства, ощущения своей значимости и взаимопонимания с людьми. В отсут-

ствии данных качеств невозможно себе представить подлинную личность.

Таким образом, мы выявили важные принципы формирования исполнительского репертуара начинающего певца при обучении народному вокалу. Это - учет физиологических особенностей голосового аппарата ученика (природные данные), его половозрастного статуса; метод постепенного усложнения материала «от простого к сложному»; включение регионального компонента (местного фольклорного материала). Соблюдение этих принципов, на наш взгляд, будет способствовать качественному и успешному развитию не только вокальных навыков начинающего певца, но и формированию гармонично развитой личности воспитанника.

Литература

1. Аникеева 3.П. Как развить певческий голос [Текст] / З.П. Аникеева, Ф.М. Аникеев. - Кишинев: Штиинца, 1981. - 124 с.

2. Асафьев Б.В. О народной музыке: Сб. статей [Текст] / Сост. И.И. Земцовский и А.Б. Кунан-баева. - Ленинград: Музыка, 1987. - 248 с.

3. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). [Текст] / Н.Н. Гилярова. - Москва: Изд-во «Родникъ»; Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996,- 60 с., нот.

4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев. - Изд. 2-е. - Москва: Музыка, 1996. - 367 с.

5. Кошелева Т.А. Методические принципы народно-певческой школы: учебное пособие [Текст] / Т.А. Кошелева; Нижегородская гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. -Нижний Новгород: Изд-во ННГК им. М.И. Глинки, 2014. - 24 с.

6. Мешко Н.К. Искусство народного пения: учебное пособие для педагогов и студентов средних и высших заведений, руководителей и артистов народных хоров и ансамблей [Текст] / Н.К. Мешко. - Часть 1. - Москва, 1996. - 43 с.

7. Мешко Н.К. Искусство народного пения: учебное пособие для педагогов и студентов средних и высших заведений, руководителей и артистов народных хоров и ансамблей [Текст] / Н.К. Мешко. - Часть 2. - Москва, 2000. - 80с.

8. Науменко Г.М. Фольклорная азбука [Текст] / Г.М. Науменко. - Москва: Академия, 1996. -136 с.

PEDAGOGICAL TECHNIQUES FOR THE FORMATION OF THE REPERTOIRE OF A NOVICE SINGER IN THE CLASS OF FOLK VOCALS

Ushnitskaya V.W, Yurovskaya O.L., Katalymova M.V.

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky

This article is devoted to the problem of mastering the folk singing tradition. In this regard, the choice of repertoire becomes relevant. The author consistently reveals the important principles of the formation of the performing repertoire of a beginner singer when teach-

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

ing folk vocals, focusing on the characteristics of the physiological characteristics of the student's vocal apparatus, his gender and age status and individual abilities. The author also emphasizes the importance of such principles in the work as the gradual complication of the material and the inclusion of a regional component in the curriculum. Compliance with the above principles should contribute to the qualitative and successful development of not only the vocal skills of a novice singer, but also the formation of a harmoniously developed personality of the pupil.

Keywords: vocal, folk song tradition, song repertoire, teaching principles, folk singing.

References

1. Anikeeva Z. P. How to develop a singing voice [Text] / Z.P. Ani-keeva, F.M. Anikeev. - Chisinau: Stiinza, 1981. - 124 p.

2. Asafyev B.V. About folk music: Collection of articles [Text] / Comp. I.I. Zemtsovsky and A.B. Kunanbayeva. - Leningrad: Music, 1987. - 248 p.

3. Gilyarova N.N. Anthology on Russian folk art (1-2 years of study). [Text] / N.N. Gilyarova. - Moscow: Publishing house "Rodnik"; Russian Union of Amateur Folklore ensembles, 1996,- 60 p., notes.

4. Dmitriev L.B. Fundamentals of vocal technique [Text] / L.B. Dmi-triev. - 2nd Ed. - Moscow: Music, 1996. - 367 p.

5. Kosheleva T.A. Methodological principles of folk singing school: textbook [Text] / T.A. Kosheleva; Nizhny Novgorod State Conservatory (Academy) named after M.I. Glinka. - Nizhny Novgorod: Publishing House of the M.I. Glinka National Research Institute, 2014. - 24 p.

6. Meshko N.K. The art of folk singing: a textbook for teachers and students of secondary and higher institutions, leaders and artists of folk choirs and ensembles [Text] / N.K. Meshko. -Part 1. - Moscow, 1996. - 43 p.

7. Meshko N.K. The art of folk singing: a textbook for teachers and students of secondary and higher institutions, leaders and artists of folk choirs and ensembles [Text] / N.K. Meshko. -Part 2. - Moscow, 2000. - 80s.

8. Naumenko G.M. Folklore alphabet [Text] / G.M. Naumenko. -Moscow: Academy, 1996. - 136 p.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.