Научная статья на тему 'Педагогические приемы флорентийского двора в эпоху Просвещения'

Педагогические приемы флорентийского двора в эпоху Просвещения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / МОДЕРАТОР / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреев М.Н., Коренева Е.Н., Киреева Н.В.

В настоящей статье представлен обобщенный материал о становлении в XVII-XIX веках во Флоренции педагогических взглядов, которые оказали влияние на развитие педагогической мысли в последующие периоды и многие из которых остаются актуальными и сегодня. В эпоху Просвещения теоретическое и практическое изучение содержания и методов воспитания и образования являлось одним из основных аспектов общественно-политического мышления того времени. Именно в этот период происходит сдвиг педагогической парадигмы. Образовательный, воспитательный и культурный идеал становится краеугольным камнем просвещенного общества. Полностью пересматривается образование и воспитание при дворе, особую роль приобретает книга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUCTIONAL TECHNIQUES OF THE FLORENTIA PALACE IN THE AGE OF ENLIGHTENMENT

This article presents a generalized material about the formation in the XVII-XIX centuries in Florence of pedagogical views that influenced the development of pedagogical thought in subsequent periods and many of which remain relevant today. In the era of the Enlightenment, a theoretical and practical study of the upbringing and education content and methods was one of the main aspects of the socio-political thinking of the time. It was during this period that the pedagogical paradigm shifted. The educational, instructional and cultural ideal becomes the cornerstone of an enlightened society. The education and upbringing at the court is completely revised, the book acquires a special role.

Текст научной работы на тему «Педагогические приемы флорентийского двора в эпоху Просвещения»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

УДК 37.013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФЛОРЕНТИЙСКОГО ДВОРА

В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

М.Н. Киреев1), Е.Н. Коренева2), Н.В. Киреева3)

^'■^Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: kireymn@mail.ru 2'3)e-mail: korenevaen@yandex.ru

В настоящей статье представлен обобщенный материал о становлении в XVII-XIX веках во Флоренции педагогических взглядов, которые оказали влияние на развитие педагогической мысли в последующие периоды и многие из которых остаются актуальными и сегодня. В эпоху Просвещения теоретическое и практическое изучение содержания и методов воспитания и образования являлось одним из основных аспектов общественно-политического мышления того времени. Именно в этот период происходит сдвиг педагогической парадигмы. Образовательный, воспитательный и культурный идеал становится краеугольным камнем просвещенного общества. Полностью пересматривается образование и воспитание при дворе, особую роль приобретает книга.

Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, дифференциация, модератор, педагогика.

Для каждого исторического периода характерны те или иные тенденции в развитии педагогической мысли, педагогических приемов воспитания и обучения детей. Период Эпохи Просвещения, безусловно, внес свой вклад в развитие педагогики. Проблемы педагогического воздействия на личность во Флоренции этого периода нашли свое отражение во многих трактатах, дошедших до наших дней.

Так, некоторые мысли были опубликованы Локком еще в 1693 году в книге «Мысли о воспитании»1 и «Управление разумом»2. Методы образования склонялись к индивидуальному образованию, в отличие от спроса профессионального или гражданского образования.

1 Джон Локк. Мысли о воспитании: В трех томах. 1691 г. Т.3. М.: Мысль, 1988. 668 с.

2 Джон Локк. Управление разумом. URL: http://profile-edu.ru/obrazovanie-v-yepoxu-prosveshhemya-page-5.html. Дата обращения 04.09. 2017.

Гетерогенное содержание образования также может быть прочитано со ссылкой на нормативные источники эрцгерцога во Флоренции. Образовательные программы и учебные планы при дворе привели к изысканному аристократическому воспитанию с новым идеалом правителя, как высшего слуги государства. Обучение в различных областях знания шли рука об руку с придворной традицией, в которую входили танцы или уроки верховой езды и уроки игры на фортепиано.

Особое значение во Флоренции придавалось воспитанию и обучению наследников престола Габсбургов.

Для образования князей во многих немецких дворах была разработана модель многоуровневого воспитания и образования с самого раннего периода. Уже в течение первых лет жизни они находились под наблюдением аджи. Примерно в возрасте шести лет имели место образования и частные уроки учителя под руководством ахо, Заключительный этап подготовки начинался с обязанностей, которые будут выполняться обучаемыми позже.

Дифференциация образования на образовательные концепции особенно заметна уже в ходе XVIII века. При флорентийском дворе об этом свидетельствует внедрение общей программы обучения и воспитания для детей, разработанной Пьетро Леопольдо в 1774-м году. Образование будущего правителя характеризуется четко определенными структурами и сокращением частных уроков. Это сказалось как на этапах образования и его программах, так и на составе профессорско-преподавательского состава.

Для тех современных королевских дворов в пределах немецкой культурной области, аристократическое происхождение и высокое положение было необходимым условием для позиции айоса, поскольку он осуществлял роль модератора в придворной и аристократической иерархии в процессе социализации учащихся.

Существующий слой учителей среднего класса был подчинен ему. Стоит отметить, что факультеты Флоренции, а позже и Вены, состояли, как и ожидалось, из дворян. Людвиг Фертиг утверждает в своей монографии о немецких придворных, что преподавательский состав состоял из ректоров, судебных капелланов, личных врачей и администраторов. Для образования наследника во Флоренции, военная карьера или воинское звание кандидата на должность учителя часто являлись важным критерием отбора.

Так, первые шесть лет жизни эрцгерцог провел под руководством аджи. Выбор Пьетро Леопольдо пал на несколько учителей, которые должны были взять на себя образование с шестилетнего возраста. Франц Граф фон Коллоредо был вызван к флорентийскому двору в 1774 году и был назначен ответственным за образование эрцгерцога Франца Фердинанда.

Преподавателя эрцгерцога можно охарактеризовать как политически разделенного, поскольку он придерживался просвещенных и консервативных идеалов образования. В 1776 году Коллоредо по просьбе Иосифа II приехал ко двору. Почти одновременно к воспитанию наследника был привлечен и Маркиз Федерико Фердинандо Манфредини. Он никогда не был учителем, но имел опыт службы в австрийской армии и носил звание майора. Стиль воспитания Манфредини отличался от стиля Коллореда, который много руководствовался идеями Просвещения. Для Манфредини работы таких авторов, как Локк, Монтескье, Руссо и Вольтера были на переднем плане, которые Коллоредо считал не подходящими для обучения детей великого князя.

Основное внимание в образовании эрцгерцога Франца рассмотрено с точки зрения важности книги в качестве учебного материала. Первое понимание

использования просвещенной литературы, которая была использована для образования детей великого князя, пришло вместе с путевыми заметками из Дюпати. Во время поездки в Италию, он также получил аудиенцию эрцгерцога Франца во время его пребывания во Флоренции.

Пьетро Леопольдо, несмотря на квалификационные требования учителей Марии Терезии и Иосифа II, оказал сильное влияние на образование своих детей, сосредоточив внимание на содержании уроков. Предметы для воспитания были очень тщательно структурированы Пьетро Леопольдо3. Жизнь эрцгерцога была так плотно организована, что оставляла мало места для развлечений. Уроки и мероприятия для каждого дня недели были четко определены. Тем самым с раннего возраста детей приучали к дисциплине, чтобы они учились придерживаться расписания. Это подтверждается образовательными программами Коллореда для текущего «учебного года». Обучение не прерывалось даже в течение различных поездок.

Что касается выбора чтения молодого эрцгерцога, то Пьетро Леопольдо определил четкие ориентиры источников. Это подчеркивает важность производства книги для приобретения знаний, в отличие от устного представления учителей. Значение чтения опосредуется в повседневной жизни эрцгерцога в качестве составной части обучения. Технологические разработки и спецификации Пьетро Леопольдо, в частности, для образования наследника престола, способствовали установке порядка в образовании подготовку к будущей роли монарха. В возрасте трех лет они начинали изучение орфографии и чтения.

После Колоредо, преобразовавшего в 1774 году образование, чтение стало неотъемлемой частью обучения в соответствии с программой, составленной Пьетро Леопольдо. На уроках изучалось не только самостоятельное чтение и разработка выписок и эссе, но и чтение с учителем. Полученные знания затем повторялись и проверялись в устной или письменной работе. Постепенно чтение становится неотъемлемой частью образования князей и в других королевских дворах. Дети герцога Брауншвейг-Вольфенбюттель были начитаны научными работами итальянского Телемака, из газет и очерков.

Уже во время обучения важной областью исследования становится язык. В содержание языковой подготовки при флорентийском дворе входили письменный перевод латинских классиков и перевод произведений еще трех других языках.

Несмотря на широкое образование, эрцгерцог Франц лучшие знания приобрел в немецком языке. Во время пребывания великого князя Пьетро Леопольдо в Вене, его сын Франц писал из Флоренции: «Ваше Величество должно меня простить за то, что я начну писать на немецком языке, просто потому, что это язык, где я могу лучше всего выразить себя».

С интенсивным изучением книг в образование князей последовали идеи Просвещения. Предпочтение стало отдаваться печатным работам. Их рассматривали как сборники науки и истин разговорного языка, возрождающегося шрифта и как отражение культуры, как «более качественные и постоянные формы социальной коммуникации».

В 1759 опубликованы работы наставника Луи-Антуан де Караччиоли о том, что создание небольшой библиотеки является необходимым условием для образования дворян и ведения молодого дворянина к канону знаний,

3 Образование в эпоху Просвещения. URL: http://proffle-edu.ru/obrazovanie-v-yepoxu-prosveshhemya-page-1.html. Дата обращения 04.09.2017.

Караччиоли предлагает педагогические шаги, которые он видит как часть придворной и аристократической социализации. На первый план выходят не только книги, но и все формы современных средств массовой информации. На самом деле, в рамках профессионального образования, интенсивного чтения сложной литературы и развития многоязычия с самого раннего возраста, существовали различия по сравнению с другими социальными классами. В аристократическом обществе выделяется понятие «ранней зрелости», которое было приобретено из-за кратких сроков приобретения знаний этикета, красноречия и риторики.

Образовательная программа Пьетро Леопольдо предусматривала фиксированные книги. Интерес предоставляет информация из его письма, посылаемого в ноябре 1782 года к сестре Марии Каролины в Неаполь - письма с рекомендациями по воспитанию своих детей, в том числе с указанием 70 наименований работ для обучения. Книги были разделены на десять категорий: богословие, латинские классики, итальянский для изучения языка, математика, юриспруденция, физика, история, изящная словесность, конституционное право и военный шрифт. Пьетро Леопольдо категории государственного права и военных сочинений приводит в концепции профессиональной образовательной подготовки.

Произведения были на четырех языках, которые изучались в процессе обучения, куда входили родной язык и три иностранных языка.

Для обучения эрцгерцога, с одной стороны, были использованы присутствующие в частной библиотеке произведения, с другой стороны, имело место приобретение книг специально для его обучения. Об этом свидетельствуют не только покупки в Париже, но и книга доходов и расходов за 1774-1784 годы, которая находится в государственном архиве.

После начала частных уроков для эрцгерцога Франца в 1774 году, через несколько месяцев к обучению присоединился второй сын Фердинанд. В 1776 брат Карл и Леопольд стали брать уроки сначала вместе с двумя старшими герцогами (в течение года), позже отделились от них.

В книге редко книготорговцы указываются по имени. Практически единственным называется книготорговец Джузеппе Молини, который предоставлял регулярно два раза в месяц книги для эрцгерцога. Ренато Паста называют Молини одним из самых важных книжных магазинов во Флоренции во второй половине 18-го века. Его широкий диапазон простирается от импорта современной литературы из Франции и Англии до торговли антикварными работами.

Для обучения привлекались и учителя из других стран. К ним относятся граф Сигизмунд фон Hohenwart, как учитель истории, Андреас Зак в качестве преподавателя латинского и Андреас Ридели, как учитель математики. В 1777 году была приобретена «история астрономии» от Байи, «история Медичи» для латинского класса.

Наконец, можно сказать, что молодым эрцгерцогам был открыт более разнообразный доступ к книгам в качестве источника знаний. Книги были использованы в качестве основы для обучения, что способствовало и ознакомлению с культурой других народов и для распространения своей собственной. Произведения, которые были доступны для наследника трона в частной библиотеке, были дополнены теми, которые были куплены специально для обучения. В их состав вошли и произведения из Палаццо Питти, которые были специально заказаны для молодого эрцгерцога. Этот способ повышения значимости книги и разнообразного чтения способствовал интенсивному повышению престижа чтения в придворном обществе Просвещения с самого младенческого возраста.

Изменения в дальнейшее образование внес Эрцгерцог Франц. В феврале императору Иосифу II его брат великий князь Пьетро Леопольдо во время поездки в Италию предложил переезд Франциска в Вену, чтобы завершить свое образование в военных, государственных юридических и социальных проблемах. Он призывает полностью совместить с образовательными идеалами Просвещения изучение страны, людей, обычаев монархии Габсбургов. Весомым аргументом для императора становится отсутствие военного образования у эрцгерцога. Иосиф придерживается своих собственных взглядов по этому вопросу в отличие от осуждения Пьетро Леопольдо.

Несмотря на то, что он поддерживает фактические знания эрцгерцога и его знания о науках, он критикует отсутствие опыта использования полученных знаний на личном опыте. В конце июня 1784 года эрцгерцог в сопровождении своего отца и учителя обосновался в королевской резиденции Флоренции в Хофбурге для того, чтобы завершить свое гражданское образование.

Очевидная связь личного интереса при подборе произведений существует в книге приобретений великого князя Пьетро Леопольдо и в основных его реформах. На его примере можно увидеть, что и со стороны правителя было желание, с одной стороны, вынести знания на общественный дискурс и чтобы они приносили пользу, с другой стороны, - библиотека выступала в качестве всегда присутствующей коллекции в жизни знати. Посредством прочтения книг, учету в библиотечных коллекциях подлежали и рукописные выдержки Пьетро Leopoldos из ряда современных произведений. Учетом выделены не только книги, но и газеты и журналы, как важный краеугольный камень идей Просвещения4.

Наконец, этот правитель внес свой вклад в передачу истории, где акцент он сделал на коллекции идей просвещения из Франции, а также стран священной Римской империи, в частности герцога Тосканского и его правительства. Из каталога 1771 года явствует, что основой богатой личной библиотеки произведений стали произведения просвещенных писателей Франции и Нидерландов. Важность энциклопедий была зарегистрирована в первом парижском издании 1757 году и подчеркнута в «Каталоге».

Пьетро Леопольдо проделал большую работу по проблемам обучения и воспитания и в системе государственных школ. Он ведет запись свои мысли по содержанию учебного процесса и рекомендует в рамках канона познания «Энциклопедию» в качестве учебного материала.

В эпоху Просвещения научное издание в области педагогики второй половины 18 века представляло собой еще одну предпочтительную область знаний великого князя. Накопленный опыт в процессе обучения впоследствии он использовал как в воспитании своих детей, так и в планах по реформированию системы государственных школ. В 1775 и 1776 годах Пьетро Леопольдо интенсивно занимался системой государственных школ, придавая особое значение содержанию преподавания и обучения, а также неоспоримой роли чтения в программах обучения.

В 1787-1789 годы произошли конкретные изменения в реформировании системы государственной школы под руководством воспитателей Песталоцци и профессора Эберхарда Августа Вильгельма Циммермана. Однако, реформа не смогла быть реализована до конца. Тем не менее, в 1770-1780-е годы происходит развитие

4

Knieling Nina Die Privatbibliothek Kaiser Franz' I.von Osterreich 1784-1835 Bibliotheks- und Kulturgeschichte einer fürstlichen Sammlung zwischen Aufklärung und Vormärz. Böhlau, German 2015. S. 243.

образовательных концепций для эрцгерцога и адаптации к соответствующим требованиям разных возрастов. И наконец, на книги по естественным наукам обращает внимание не только Пьетро Леопольдо, но и его отец, император Франц I, и его сын Стефан, будущий Франциск II, что вполне соответствует требованиям времени. Коллекционирование книг при дворе является давней традицией.

Таким образом, открытие имперских или королевских коллекций в этот период, произошло в первую очередь для научной аудитории. Представления о концепции библиотеки нашли отражение не только в новом здании библиотеки, но и в пространственном срезе всего того, что было редким и драгоценным.

Однако образ просвещенного правителя и его дух просвещенного абсолютизма пронизывают не только реформы труда, но и реформы в политической, экономической и социальной истории Тосканы второй половины 18 века. Это проявляется также и в его отношениях с культурными и научными учреждениями, особенно во Флоренции.

Археолог и дипломат Луи Дутенс следующим образом описывает свое впечатление о разносторонних реформах Леопольда во время своего визита во Флоренцию в 1780-е годы: «Ни один правитель не обучен лучше, чем он сам, рассуждать на тему, что ему только доступно».

Список литературы

1.Джон Локк. Мысли о воспитании: В трех томах. 1691 г. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988. - 668 с.

2. Джон Локк. Управление разумом. - URL: http://profile-edu.ru/obrazovanie-v-yepoxu-prosveshheniya-page-5.html (Дата обращения 04.09. 2017).

3..Образование в эпоху Просвещения. - URL: http://profile-edu.ru/obrazovame-v-yepoxu-prosveshheniya-page-1.html (Дата обращения 04.09.2017).

4. Knieling Nina Die Privatbibliothek Kaiser Franz' I.von Österreich 1784-1835 Bibliotheks - und Kulturgeschichte einer fürstlichen Sammlung zwischen Aufklärung und Vormärz. Böhlau, German, 2015. 642 S.

INSTRUCTIONAL TECHNIQUES OF THE FLORENTIA PALACE IN THE AGE OF ENLIGHTENMENT

M.N. Kireev1), E.N. Koreneva2), N.V. Kireeva3)

1 2 3)

, , ) Belgorod State Institute of art and culture 1)e-mail: kireymn@mail.ru 2,3)e-mail: korenevaen@yandex.ru

This article presents a generalized material about the formation in the XVII-XIX centuries in Florence of pedagogical views that influenced the development of pedagogical thought in subsequent periods and many of which remain relevant today. In the era of the Enlightenment, a theoretical and practical study of the upbringing and education content and methods was one of the main aspects of the socio-political thinking of the time. It was during this period that the pedagogical paradigm shifted. The educational, instructional and cultural ideal becomes the cornerstone of an enlightened society. The education and upbringing at the court is completely revised, the book acquires a special role.

Keywords: education, upbringing, training, differentiation, moderator, pedagogics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.