ПРОДОЛЖАЯ ТЕМУ: МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ «ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...» 28 НОЯБРЯ 2013 г.
УДК 37.02
И.А. Тагунова
Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания
В статье рассматриваются ведущие направления в теориях образования, обучения и воспитания. Особое внимание уделяется определению основных понятий этих теорий, их характеристике и описанию.
Ключевые слова: направления, понятия, теории.
К ведущим современным парадигмам в западной педагогике сегодня следует отнести бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм, гуманизм и дизайн-ориентацию.
Современные теории образования, обучения и воспитания за рубежом выстраиваются сегодня на результатах исследований других наук — как естественно-научных, так и социальных. Построение теорий в большинстве стран жестко иерархическое: от социальных теорий к теориям образования, и от них к теориям обучения и воспитания.
В современной педагогике нет единого понимания дефиниции «теория образования» ни на межгосударственном, ни на национальных уровнях. В некоторых странах этот термин вообще отсутствует, например, в Финляндии вместо него употребляется термин «теория воспитания». Тем не менее анализ многочисленных определений этого понятия в большинстве стран показал, что под ним в самом общем виде подразумевается документ о ведущей цели и основных направлениях развития образования в определенный период.
В большинстве западных стран принято различать теорию образования и философию образования. Между тем граница между этими областями не всегда соблюдается в работах педагогов-исследователей. В американской научно-педагогической литературе существуют прямо противоположные точки зрения на то, что относить к науке, а что к философии, часто эти два направления объединены в одной теории; но в целом предполагается, что научная теория
© Тагунова И.А., 2014
56
Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания
имеет в основе результаты серьезных эмпирических исследований, а философия образования выстраивается на рассуждениях, не подкрепленных эмпирикой. В Германии теорию образования и философию образования не разделяют. Философско-концептуальная педагогика Германии опирается исключительно на достижения прикладной философии. В Великобритании продолжается дискуссия о том, что в принципе относить к понятию «теория образования»: «прикладную область теоретических знаний о человеке» или «философию образования». В Финляндии «философия образования» — это одна из областей «теории воспитания».
Сегодня развитие теорий образования ведется на междисциплинарном уровне. В США развитие теории образования осуществляется в основном в дискурсе социологов и педагогов. Союзы экономистов и педагогов, а также политологов и педагогов в разработке американских теорий образования остались пока в прошлом. Для Германии сегодня, напротив, свойственно разнообразие подходов к развитию педагогических теорий образования, оно объясняется многополярностью гносеологии и методологии современной науки в этой стране в целом. В Великобритании развитие современных теорий образования отличается не столько новыми междисциплинарными подходами (они практически не меняются), сколько особым вниманием к вопросам практической реализации теоретических постулатов. В финской педагогической науке термин «теория образования» рассматривается в рамках «Касватустиеде», науки о воспитании. Поэтому финская теория образования прежде всего направлена на процессы воспитания, и их цели определяют все развитие финского образования.
Развитие теорий образования в разных странах мира осуществляется в контексте разных теоретических и методологических направлений. В США оно ведется в контексте таких направлений, как функционализм, теория конфликта и символический интеракционизм. В Германии ведущими современными теоретическими ориентациями в педагогике выступают антропологизм и технократизм.
В самом широком смысле под образованием в западных странах мира понимается любое действие или опыт, который имеет формирующее воздействие на ум, характер или физические способности человека. В практико-ориентированном смысле образование — это процесс, посредством которого общество сознательно передает накопленные поколениями ценности, знания и умения от одного поколения к другому в специально организованных в этих целях учреждениях. Такая трактовка термина «образование» свидетельствует о том, что это понятие рассматривается и как деятельность, и как процесс, оно подразумевает и воспитание, и обучение [13].
Сравнительный анализ и обобщение источников, посвященных рассмотрению понятия «теория образования», показал, что этот термин в целом сегодня определяется как документ о ведущей цели и основных направлениях развития образования вкупе с приложенной к нему концепцией
57
Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания
воспитания и обучения учащихся в разные возрастные периоды их развития. По мнению большинства ученых-педагогов, в теории образования обязательно должна присутствовать характеристика образовательных идеалов и ценностей. Особое внимание в ней, по их мнению, должно быть сосредоточено на описании оригинальных идей по объяснению различных педагогических феноменов. Анализ разных современных теорий образования показывает, что важное место в них отводится представлению новых подходов к развитию когнитивных способностей учащихся. В теории образования определяются не только главные, но и конкретные задачи образования, которые направлены как на подготовку учащихся к активному участию в социальной и политической жизни, так и на достижение ими финансового благополучия благодаря получению соответствующего образования. Современные теории образования обязательно фокусируются на таких задачах обучения, как саморазвитие и самоопределение личности учащегося; особая роль в них отводится способам воспитания характера учащегося. Цели практически всех теорий образования сегодня направлены на воспитание размышляющего, заботливого, ответственного и надежного члена общества [5].
Как уже сказано, в западной научно-педагогической литературе принято различать теорию образования и философию образования.
Философия образования — область знаний, имеющая очень длинную историю, а теория образования, напротив, появилась сравнительно недавно, всего несколько сот лет назад. Несмотря на тот факт, что и философия образования, и теория образования опираются на общее научное наследие, они отличаются и по содержанию, и по форме выражения.
Некоторые американские ученые считают, что между философией образования и теорией образования существуют огромные различия. К их отличиям, в частности, педагог-исследователь А. Баттон относит использование этими двумя областями знаний различных методов исследования, а также их фокусирование на различных аспектах образования. Философы образования, уточняет он, свои идеи черпают в процессе размышления (философствования) и мозгового штурма, а теоретики образования делают выводы на основе результатов, полученных в процессе научного исследования и тестирования. Ученый утверждает, что большинство теоретиков образования выросли не столько на идеях философии образования, сколько на результатах крупнейших исследований в других научных областях; на тех работах, в которых в процессе осуществления лабораторных экспериментов были сделаны умозаключения о том, как люди запоминают и хранят информацию. Так, например, отмечает он, педагогическая психология появилась благодаря экспериментальной работе А. Маслоу, направленной на выявление способов стимуляции обучения [3].
Теоретики философии образования и теории образования сосредоточивают свое внимание, по мнению ряда ученых, на разных аспектах образования. Философы занимаются абстракциями, такими как «ум» и «созна-
58
Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания
ние», задаются вопросами о том, как их можно охарактеризовать и описать. Теоретики образования размышляют об образовании как о социально обусловленном явлении. Следовательно, пишет А. Баттон, философия образования — это область абстрактного мышления, а теория образования — область научного поиска [3]. Эти обе области знаний, по его мнению, играют разные роли в образовании. Философия образования сосредоточена на размышлениях о роли образования в обществе, а теория образования — на выявлении закономерностей и принципов обучения учащихся, а также на том, как повысить эффективность педагогического процесса. Соответственно, считает А. Баттон, философия образования более теоретико-направленная, а теория образования — более практико-ориентированная [3].
Такое разведение терминов «теория образования» и «философия образования» не случайно. Оно опирается на естественно-научное понимание термина «теория» в американских источниках. В науке (в США педагогика не относится к разряду «наука», она трактуется как «гуманитарная область») понятие «теория» используется для исчерпывающего объяснения какой-то важной особенности феномена, подтвержденной серьезными фактами, собранными в течение длительного времени. Научные теории, согласно данным им определениям в американских источниках, должны быть экспериментально обоснованы и подтверждены многочисленными фактами.
Между тем в социальной и гуманитарной областях знаний в США и других западных странах мира сегодня все активнее поддерживается идея о том, что исследования естественно-научные, социальные и гуманитарные должны осуществляться на основе совершенно разных подходов, с применением абсолютно разных методов. Считается, что область социальных и гуманитарных знаний обладает своеобразной спецификой, отличной во многом от особенностей понимания, познания и осмысления материального мира естественниками. Именно поэтому многие ученые-педагоги точку зрения А. Баттона на понятие «теория образования» не поддерживают. Неприятие этой позиции отражено как в самих трактовках термина «теория образования», так и в содержании разных теорий образования. Анализ научной литературы показывает, что согласиться с постулатами А. Баттона можно лишь тогда, когда речь идет о теориях обучения; тому есть методологическое подтверждение. Эти теории, как правило, строятся на основе результатов экспериментальных исследований, многократно подтверждающих выдвинутые идеи и гипотезы. А когда говорится о теориях образования и воспитания, то в основном предполагается, что это некая идеология, на основании которой следует развивать теории.
В частности, на одном из крупнейших сайтов, посвященных исследованиям в области образования, говорится, что теория образования — это теория или философия цели, внедрения и интерпретации образования и обучения. В ХХ веке, согласно сайту, теория также стала «зонтиком» для описания педагогических подходов, оценки знаний, законов образования,
59
Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания
многие из которых информируют о различных идеях философии образования [13]. Очевидно, что в этой формулировке не различаются понятия «теория» и «философия» образования.
Теперь посмотрим, как еще ученые трактуют понятие «философия образования»; возможно, их определения дадут ключ к пониманию истинных отличий «теории образования» от «философии образования». Под «философией образования» во многих научных источниках понимается следующее: осмысление ведущей цели, процесса, природы и идеалов образования с позиции философии, с помощью ее методов осмысления феноменов. Философия образования, согласно этим источникам, — это отрасль и философии, и образования. Прикладная отрасль: философия образования, опираясь на традиционные области философии (онтологию, этику, гносеологию и др.) и ее подходы (спекулятивный, предписывающий, аналитический), предлагает свои решения вопросов образования, особенно тех аспектов, которые относятся к политике в области образования, особенностям развития человеческого потенциала, методологии исследования и теории учебного плана [13]. При такой формулировке философии образования различия теории и философии образования более очевидны, но в целом тоже тесно пересекаются.
В научной литературе существует еще один принцип разграничения понятий «теория образования» и «философия образования». Предлагается их разделять на «философию образования» и «науку об образовании». Философия образования при этом трактуется как область, связанная с идеалами и целями образования, а также методами осмысления проблем образования. А наука об образовании рассматривается как область, изучающая образование как объективно существующий, наблюдаемый феномен. Наука об образовании отличается от философии образования тем, что исследует и разрабатывает школьные программы, типы и виды оценок учащихся, методологию тестирования, методы обучения, вопросы управления образованием и так далее [12].
Такое разночтение в понимании термина «теория образования» связано также с трактовкой самого термина «теория». Так, в научных источниках термин «теория» имеет много различных значений в зависимости от направленности и контекста обсуждения. В самом общем смысле теория понимается в научной литературе как объединяющий принцип, который объясняет факты и закономерности описываемого феномена. В некоторых трактовках теория — это объяснение, обобщение и осмысление множества наблюдений, а ее важнейшая характерная черта — наличие в ней таких научных процедур, как проверка и доказательство / фальсификация гипотез. В ряде определений указывается на то, что теория — это прежде всего прогноз на будущее. Согласно другим источникам, отличительной чертой теории является то, что она состоит из взаимосвязанных и согласованных идей и моделей. При этом модель трактуется либо как презентация с целью описания конкретных аспектов феномена, либо как способ взаимо-
60
Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания
действия между множеством явлений. Изложение теории в социальной науке, как правило, осуществляется гипотетически.
Определение термина «теория образования» через понятия «философия» и «идеология» связано, как правило, с тем, что многие современные теории образования носят междисциплинарный теоретико-методологический характер и характеризуются прежде всего рассуждениями по поводу потребностей государства, и / или общества, и / или человека и возможных способов удовлетворения этих потребностей. В таких теориях редко речь идет о развитии учебных способностей или формировании человеческих качеств личности (хотя, безусловно, среди теорий образования есть и такие, которые сосредоточены именно на последнем).
Так, в США исторически, как уже отмечалось выше, теория образования разрабатывается, по большей части, как механизм решения политических и экономических проблем страны, то и в обсуждении направлений развития современной теории образования на первое место ставятся социальные функции современного американского образования [4].
Главное, что обращает на себя внимание в развитии зарубежных современных теорий обучения и воспитания, — это то, что они сегодня прежде всего сосредоточены на развитии детей младшего школьного возраста и дошкольников. Особенно активно в этом русле работают в США и Великобритании. Это связано с тем, что в педагогике сегодня активно развивается новая область — нейронаука обучения. Первостепенное значение в этой области придается сегодня изучению мозга в процессе обучения и воспитания. Нейронаука свидетельствует о том, что процессы, происходящие в мозге при обучении, крайне сложные и комплексные; исходя из этого факта, предполагается, что современные теории обучения и воспитания должны быть многогранными, сложными и учитывающими многие факторы, так как мозг функционирует сложно, избыточно и многослойно. Поскольку изучение мозга говорит в пользу раннего обучения, то в западной педагогике наибольшее число теорий обучения сегодня посвящено именно этим стадиям развития ребенка. В них сосредоточено внимание ученых-педагогов на таких когнитивных процессах, как развитие внимания и памяти. При этом особое внимание уделяется разработке разных подходов в обучении, направленных на развитие разных типов памяти: декларативной и процедурной.
Второе, на что следует обратить внимание в развитии западных современных теорий обучения и воспитания, — это то, что в развитии современных теорий обучения сегодня большое значение придается разнообразию использования цифровых технологий. Эта тенденция в образовании также тесно связана с исследованиями нейронауки, так как она доказала, что именно эти технологии значительно повышают степень запоминания учебного материала, а также способствуют лучшему усвоению и пониманию изучаемого предмета.
61
Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания
Третье, что обращает на себя внимание в развитии западных современных теорий обучения и воспитания, — это то, что особое место в них сегодня отводится представлению новых подходов к развитию когнитивных способностей учащихся. Важную роль в этих теориях играют такие вопросы, как саморазвитие учащегося, самоопределение личности учащегося, воспитания его характера. Когнитивное направление наиболее детально разрабатывается в США, Италии и Скандинавских странах.
Четвертая отличительная черта современных западных теорий обучения и воспитания — это особое внимание исследователей к роли и месту учителя в современных условиях процесса обучения, в условиях развития новых технологий. Особенно много места учителю отводится в теориях обучения и воспитания Скандинавских стран.
Одной из ведущих тенденций в развитии теорий обучения и воспитания является появление нового направления в теоретической педагогике в мире: теорий, направленных на поиск наиболее эффективного соединения теории и практики в педагогике, рациональной и эффективной их взаимосвязи. В США такое направление в теории носит название «дизайн-ориентация». Эти теоретико-методологические построения и одновременно технологии, направленные на сбалансирование позитивистских и интерпретистских парадигм в обучении. В Великобритании в контексте развития теорий также большое внимание уделяется методологии тесного соединения теории и практики в образовании. Так, в Великобритании появились так называемые «живые теории». Любая теория, по мнению многих современных британских ученых-педагогов, должна проявить себя в повседневной работе.
В педагогической терминологии в мире нет единства даже на уровне самых общих понятий педагогики. Так, важная отличительная черта современного американского образования связана с тем, что в ней не используется сегодня термин «дидактика»; вместо него применяется термин «теория обучения», нет также термина «теория воспитания». Оба последние понятия (несмотря на отсутствие термина последнего) постоянно переосмысливаются. В Германии, напротив, активно используется термин «дидактика». Он имеет много трактовок и в ряде из них вбирает в себя оба понятия: как «обучение», так и «воспитание». К наиболее типичным немецким трактовкам понятия «дидактика» следует отнести такие: «наука об обучении», «теория содержания образования», «наука об изменении поведения», «наука об учебной программе». В финской педагогической науке есть все три термина: «дидактика», «теория обучения» и «теория воспитания». Такое разнообразие в базовых понятиях педагогики объясняется прежде всего национальным пониманием того, что первично в педагогике: воспитание или обучение. В финской педагогической науке под термином «теория обучения» понимается теоретическая модель, раскрывающая то, как человек обучается, «теория обучения» нередко обозначается в фин-
62
Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания
ской педагогике термином «концепция обучения». Акцент в большинстве финских теорий обучения ставится не на том, что кого-то как-то следует обучать, а на том, как, каким образом кто-то обучается, т.е. на самостоятельном учении, а не на обучении.
Термин «теория воспитания» используется далеко не во всех национальных теориях педагогики, но присутствует как понятие обязательно. Так, среди американских научных источников вместо термина «теория воспитания» можно найти теории морального, гражданского, религиозного, этического, мультикультурного образования, теории наказания и другие, а также разные модели образования, в частности, модель развития характера. Кроме того, в американской научной литературе к источникам, имеющим прямое отношение к теориям воспитания, можно отнести теории ценностей, которые развиваются и описываются в таких областях знаний, как философия, экономические науки, психология и социология. Именно они оказывают огромное влияние на развитие теорий воспитания. В Германии все чаще вместо термина «воспитание» используются термины «культурализация», «персонализация» и «социализация», которые уточняют и расширяют понимание процесса воспитания. Кроме того, в немецкой педагогической литературе к теориям воспитания сегодня тоже часто относят теории других социальных наук, таких как политические, художественные и этические. В Финляндии понятие «теория воспитания» шире всех других педагогических понятий, более того, оно первично по отношению к ним. Соответственно, все остальные отраслевые теории в Финляндии, в частности теории обучения, опираются прежде всего на задачи воспитания.
Современные теории воспитания в разных странах мира сегодня сосредоточены на формировании разных ценностей. Американские теории воспитания больше всего сосредоточены на определении социальных ценностей. В дискурсе американских исследователей относительно отбора социальных ценностей обсуждаются работы философа Дж. Роулза (разработчика «теории справедливости»), психолога Л. Кольберга (одного из основателей «теории когнитивизма» и «теории развития нравственности»), психолога М. Рокича (разработчика «концепции ценностных ориентаций личности»), философа в образовании Н. Бурбулиса (идеолога «концепции коммуникативной педагогики»), ученого-политолога А. Вилдавски (теоретика культурологической теории «выбор предпочтений путем построения институтов»). Эти ученые представляют образованию четыре основные ценностные концепции (рациональную, развивающую, интуитивную и социальную). Современные немецкие теории воспитания особое внимание уделяют вопросам экологии, т.е. экологическому воспитанию, что привело к появлению нового понятия в немецкой научной литературе — это «педагогика в области окружающей среды и природы». Финны большое внимание уделяют развитию экономического сознания.
63
Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания
Для теорий воспитания в мире в целом характерно наличие жестких методологических и теоретических ориентиров — базовых направлений, в рамках которых они развиваются и расходятся. Например, для гражданского воспитания такими теоретическими ориентирами выступают «Стадиальная теория» психолога Э. Эриксона, «Критика классической психологии» психолога Дж. Юнисса, «Теория поколений» философа и социолога К. Маннгейма, совместные труды политолога Дж. Вестхеймера и педагога Дж. Кахна. Среди базовых теорий воспитания нравственности следует выделить три ведущие теории морали: «результативную теорию», «деонтологическую теорию» и «теорию добродетельной этики».
Вместе с тем направленность содержания воспитания в западных странах меняется. Изменения происходят в зависимости от главной доктрины ведущей теории образования в конкретной стране на конкретный период. Так, например, воспитать гражданина в США — значит «получить доброго хорошего гражданина» в конкретный возрастной период. Для того чтобы этого добиться, в американских образовательных учреждениях введен курс гражданского образования. Единственное, что никогда не меняется в этом курсе, это принцип воспитания такого гражданина, т.е. развитие гражданственности осуществляется на протяжении всего жизненного цикла человека.
Несмотря на разнообразие теорий гражданского воспитания в западных странах, все они сконцентрированы на трех основных аспектах: во-первых, историческом эффекте (следствии, оставшемся от перенесенных человеком переживаний, связанных с неким событием, имевшим место какое-то время назад; при этом возраст потерпевшего не имеет значения); во-вторых, возрастном эффекте (охватывается весь жизненный цикл человека); в-третьих, эффекте генерации (следствии того, через что пришлось пройти человеку в молодости — например, через войну).
Теории морали в западных странах представляют собой набор нравственных принципов, объединенных в общую установку. Они обеспечивают платформу для реализации стандартов этического поведения и поэтому тесно переплетены с этическими теориями.
Теории морали выполняют три функции: в них представляется полемика относительно сохранения / изменения моральных стандартов; дается классификация моральных принципов; они должны быть направлены на развитие у учащихся моральных суждений и соответствующих поступков [10]. Разные теории морали опираются на различные предположения об этике и поведении человека. Некоторые теории, так называемой деонтологической этики, акцентируют свое внимание на правилах поведения и обязанностях человека и предлагают их в качестве стандарта морали. Другие используют теологический подход, в котором подчеркиваются результаты нравственного поведения. Этика добродетели провозглашает необходимость признания целесообразности давления со стороны общества
64
Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания
при выработке моральных норм. Среди всех теорий морали следует выделить четыре базовые, являющиеся основными ориентирами при разработке моделей нравственного воспитания. Это «результативная теория» (Consequentialist), «деонтологическая теория», а также «теория добродетельной этики» и «теория прав».
Самое серьезное значение воспитанию в теории педагогики сегодня уделяют в Финляндии. В финской педагогической науке в такой области, как воспитание, исследуется, в частности, как развитие и эффективность обучения людей, происходящие на протяжении всей их жизни, зависят от разных качеств воспитанной личности, а также как различные способы воспитания способствуют улучшению этих процессов. Финская наука о воспитании включает андрагогику, специальную педагогику, филантропизм, педагогическую антропологию, историю воспитания, педагогическую философию, педагогическую психологию, педагогическую социологию, теорию воспитания, критическое воспитание, сексуальное воспитание, сравнительную педагогику и другие области знаний. Совершенно очевидно, что в Финляндии воспитание первично обучению, его цели стоят на первом месте в любой отрасли финской педагогики и определяют ценность любой теории.
В США, Италии, Финляндии и Швеции ведущими научными идеологиями, оформляющими направления развития современных теорий обучения, выступают когнитивизм и конструктивизм. В США все еще можно встретить теории, опирающиеся также и на бихевиоризм. В этой стране также характерно использование таких теорий, как «природное обучение», «социальное сознание», «эмоциональный интеллект» и «социальное обучение». Помимо этих направлений сегодня в США развиваются: «теория стилей обучения», «теория множества интеллектов» и «теория сообщества практик». Ведущие идеи, на которые по-прежнему опираются немецкие ученые-педагоги, — это гербартианство и гештальтпедагогика. К основным научным знаниям, на которые сегодня опираются в процессе развития дидактики немецкие ученые-педагоги, следует отнести разные теории информатизации и коммуникации, кибернетику и такое философское направление, как структурализм. В Великобритании в развитии теорий образования, обучения и воспитания по-прежнему ведущую роль играет «теория либерализма». Она основана на гуманистической идеальной концепции человека и направлена на персональное и одновременно социальное развитие учащегося. Ведущими теоретическими направлениями, определяющими развитие современных финских педагогических теорий, являются механистическое и гуманистическое направления. Основными теориями обучения в Финляндии выступают «гуманистическое или опытное обучение», «когнитивистская концепция обучения и процесса обучения» и «конструктивистская концепция обучения».
65
Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания
Большинство современных теорий обучения в западных странах сегодня направлено на решение поднятых нейронаукой задач: какими способами развивать синаптические связи в мозге учащегося в периоды, когда они изменяют его структуру и функциональную организацию; какими должны быть условия обучения, чтобы развивать мозг; как избежать стресса в процессе обучения, чтобы не погибали нейроны мозга; как организовать обучение так, чтобы накопленные до пяти лет синапсы не были потеряны к 18 годам; какой выбрать подход, чтобы развивать одновременно и левое и правое полушарие, которые влияют на развитие языка и чтения; как влиять на мотивацию, чтобы умножить синаптические связи в мозге учащегося; как компенсировать в процессе обучения предыдущий культурный опыт детей.
Ведущими в западных странах научными идеологиями, оформляющими направления развития современных теорий обучения, выступают по-прежнему когнитивизм, конструктивизм, бихевиоризм, природное обучение, «теория социального сознания», «теория эмоционального интеллекта» и «теория социального обучения». Помимо этих направлений, сегодня развиваются «теория стилей обучения», «теория множества интеллектов» и «теория сообщества практик» [6].
Появление новых информационных технологий и современная тенденция к акцентированию когнитивных аспектов процесса обучения способствовали появлению большого числа новых теорий обучения. Среди них в США наиболее активно развиваются: «коннективизм», «обучение, основанное на мультимедиа», «демократическое обучение», «совместное обучение» и «компетентностное обучение». В Германии это «теория управления процессами школьного обучения», «дидактика как теория учения и обучения», «образовательно-теоретическая дидактика» и «куррикулярная дидактика» (теории учебных программ).
Коннективизм — это обучение путем непрерывного подключения относящейся к предмету обучения информации, которая взаимодействует с другими источниками информации. Так, в процессе обучения, согласно «теории коннективизма», педагогам следует постоянно вводить одновременно концепции, идеи и другую информацию (знания), которые, с первого взгляда, кажутся разнородными и никак не перекликающимися и не согласующимися. Но на самом деле это не так, так как все эти знания подбираются осмысленно и целенаправленно таким образом, чтобы учащиеся на основе их прочтения и анализа научились продуцировать новые ассоциации. Коннективизм в обучении направлен на развитие у учащихся критического мышления в оценке информации. Основная идея этой теории состоит в следующем: точность информации (знаний) не может не подвергаться сомнениям в современном обществе; поэтому информация (знания), дающаяся в процессе обучения, должна адаптироваться к новой информации (знаниям) разными способами. Наука движется вперед, часто
66
Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания
отвергая кажущиеся непоколебимыми предыдущие гипотезы, так как все изменяется. Соответственно учащийся должен понимать, что знание, которое ему предлагается в образовательном учреждении, возможно, будет пересмотрено как правомерное в ближайшем будущем. Следовательно, учащегося следует обучать так, чтобы любое знание, которое он получает, он научился подвергать сомнению и анализу; чтобы он умел постоянно обновлять знания, привлекая большие противоречащие друг другу массивы информации. Коннективизм, считает С. Бакер, особенно хорошо работает в информационно-технологической среде, где информация заархивирована и постоянно обновляется. В такой учебной ситуации поиск учащегося становится с каждым днем все более глубоким и продуманным [1].
Теория «обучение, основанное на мультимедиа» базируется на развитии одновременно слухового и зрительного опыта учащихся и тем самым способствует облегчению процесса усвоения. Согласно этой теории, тот, кто обладает развитыми пространственными способностями, а также может удержать визуально-слуховую информацию в рабочей памяти, одновременно выигрывает от совместного учебного эффекта: презентации визуальной информации и аудиоповествовательного изложения содержания материала. Так, в частности, оказать серьезную помощь учащемуся в процессе обучения могут представленные вместе документальное видео и Power Point презентация, которые оба являются мультимедийными средствами [9].
Теория «демократическое обучение» предлагает расширение прав и возможностей учащихся в выборе способов и методов их обучения по любому школьному предмету. Основная идея теории — это необходимость разработки большого количества разнообразных стратегий обучения (демократических моделей). Ведущий принцип этой теории состоит в том, что демократическая модель обучения должна «подбираться конкретно под личность каждого учащегося» с учетом его индивидуальных личностных особенностей и предпочтительного для него стиля и типа обучения. Идеологи этого направления считают, что осуществление подлинно демократической модели обучения способствует не только повышению качества обучения отдельного учащегося, но также увеличивает эффективность группового обучения. В такой учебной ситуации даже самый слабый учащийся проявляет себя активно, так как он работает в комфортной для себя учебной ситуации [8].
Теория «совместное обучение» построена на идее активного динамического взаимодействия учащихся (двух групп или более) в процессе коллективной работы над решением какой-то проблемы или при достижении какой-то учебной цели. Ведущий принцип теории гласит: процесс обучения становится значительно более эффективным только в том случае, если обучение является интересным и комфортным для каждого учащегося. Вызвать интерес у учащихся в процессе обучения и сделать учебную ситуацию комфортной, с точки зрения идеологов этой теории, может помочь
67
Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания
такая форма организации обучения, которая проходит в условиях постоянного доброжелательного обсуждения противоположных точек зрения на решение поставленной задачи; когда в процессе совместного обучения учащиеся учатся активизировать свои способности и умения и использовать таланты и возможности своих товарищей в поиске общего (совместного) решения поставленной задачи [2].
Теория «компетентностное обучение» основана на идее развития компетенций в процессе обучения, в противовес подходу, основанному на механическом запоминании содержания. Основной принцип теории состоит в том, что формирование компетенций достигается путем активного вовлечения учащихся в решение задач и посредством организации проблемно-ориентированной учебной деятельности. И тогда, утверждают идеологи этого направления, процесс решения проблем начинает работать как средство, значительно облегчающее процесс усвоения материала. В результате энергичные усилия и концентрация на решении проблем активно содействуют развитию уровня компетенции учащихся [14].
Интересное направление развития теорий обучения наблюдается в Скандинавских странах. В них — в ситуации глобального падения роли педагога — современные теории обучения направлены, напротив, прежде всего на создание основы для собственного педагогического мышления учителя. Более того, особое значение в этих странах сегодня отдается прикладной разработке всех применяемых теорий обучения в ракурсе работы педагога с учащимися. Сегодня в этих целях используется даже специальный термин «практическая теория» — это комплексная, касающаяся систематического обучения учащихся, личностная теория учителя, которая создает рамки для планирования и воплощения им / ей собственной педагогической деятельности [7].
К ведущим теоретическим направлениям, определяющим современное развитие теорий обучения в Скандинавских странах, относятся механистическое и гуманистическое направления. Механистическое (бихевиористское в своей основе) направление в теориях обучения в Скандинавских странах представлено следующим образом: обучающийся рассматривается пассивным субъектом, который воспринимает готовое знание и как-то на него реагирует. Такое представление о человеке является следствием позитивистского представления о знании, которое, в свою очередь, предполагает то, что наблюдатель и наблюдаемое явление являются отдельными друг от друга феноменами. Знание, таким образом, оказывается вне обучаемого, оно приобретается с помощью органов чувств человека и ими измеряется. Процесс обучения, согласно этому теоретическому направлению, заключается в установлении определенных связей между стимулами и реакциями, а также в упрочении этих связей. Предпосылкой является то, что реакция, которая является целью обучения, закрепляется в качестве постоянного поведения. В качестве основных законов обучения и закреп-
68
Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания
ления связи между стимулом и реакцией указывается закон эффекта, законы повторяемости и готовности. Задачей обучения при таком процессе обучения является руководство внешней деятельностью обучаемого таким образом, чтобы результат можно было бы назвать положительным, а цели обучения достигнутыми. Скандинавские теории обучения, выстроенные в русле гуманистического или опытного обучения, рассматривают обучение как опыт, внутреннюю дискуссию учащегося и как анализ произведенной им деятельности им самим. В рамках опытного обучения, которое базируется на положениях гуманистической психологии, обучение осуществляется в процессе рефлексии учащегося (т. е. его оценки своего собственного опыта и своего типа обучения), что и становится впоследствии основой для нового подхода к процессу обучения, ведущей целью которого выступает самореализация учащегося и его личностный рост. Рефлексия, согласно этим теориям обучения, — это способность размышлять и подвергать сомнению базовые предположения, это деятельность, в которой человек исследует приобретаемый им опыт, думает и оценивает то, что он делает с целью приобретения нового уровня понимания [7, с. 24]. В этом случае обучение становится мотивированным и ответственным. Центральным моментом при таком типе обучения становится поддержка личностного и социального роста учащегося, обучение самому процессу обучения. Обучение становится «углубляющимся построением знаниевого багажа» конкретного учащегося. Согласно опытной теории обучения, процесс обучения должен способствовать изменению и расширению опыта человека [7, с. 16]. В опытном обучении отталкиваются от мотивации и целей обучения самого учащегося. Цели и содержание обучения планируются в контакте с учащимся. Исходной точкой обучения является предыдущий опыт и знания учащегося. При таком типе обучения осуществляется поддержка роста и самоуправления учащегося. Преподаватель в этом процессе осуществляет лишь поддержку такого процесса обучения. Но такое самоуправление процессом обучения работает только в том случае, если учащийся заинтересован в обучении.
В целом все западные страны, включая Скандинавию, сосредоточены сегодня прежде всего на развитии когнитивистского и конструктивистского направлений в теориях обучения.
Литература
1. Baker Th. Connectivism and Connected Knowledge: a Personal Journey. N.Y.: Create Space Independence Publishing Platform, 2012. 64 p.
2. Bruffee K. Collaborative Learning: Higher education, Interdependence, and the Authority of knowledge. B.: John Hopkins Univ. Press, 1999. 319 p.
3. Button A. Differences between Philosophy and Theory in Education [Электронный ресурс]. URL: http://www.ehow.com/info_8414810_differences-between-philoso-phy-theory-education.html (дата обращения: 16.03.2013).
69
Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания
4. Cliffsnotes [Электронный ресурс]. URL: http://www.cliffsnotes.com/ (дата обращения: 11.03.2013).
5. Excite [Электронный ресурс]. URL: http://www.excite.com/education/ (дата обращения: 1.05.2013).
6. Funderstanding [Электронный ресурс]. URL: http://www.funderstanding.com/ category/theory/other-learning-theories (дата обращения: 1.05.2013).
7. Leppilampi A. & Piekkari U. Nappaa nipusta — aikuisopiskelua yhteistoiminnal-lisesti. Lahti: Aike, 1998. P. 5—9.
16. Mager R.F. Opetustavoitteiden mддrittдminen. Helsinki: Otava, 2003. P. 40—65.
8. MacBeath J. Democratic Learning: the Challenge to School Effectiveness. L: MacBeath Routledge, 2003. 200 p.
9. Mayer R. Multimedia Learning. C.: Cambridge university Press, 2001. 210 p.
10. Moral-theories [Электронный ресурс]. URL: http://www.ehow.com/info_
8202370_moral-theories.html от 22 марта 2013.
11. Peterlevine [Электронный ресурс]. URL: http://peterlevine.ws/; http://www. democraticdialogue.com/DDpdfs/WestheimerKahnePS.pdf (дата обращения: 17.05.2013).
12. Unification-thought [Электронный ресурс]. URL: http://www.unification-
thought.org/eut/eut05.html#top (дата обращения: 11.04.2013).
13. WIKIA com [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.wikia.com (дата обращения: 12.03.2013).
14. Western W. Competence Learning in a Virtual Company: a Paradigm Shift in Education [Электронный ресурс]. URL: http://www.open.ou.nl/wim/publica-tionspdf/Competence_learning_2.pdf; http://www.ehow.com/about_5278299_new-learning-theories.html (дата обращения: 16.03.2013).