Научная статья на тему 'Педагогические подходы к вопросу преподавания экономических дисциплин при подготовке специалистов АПК'

Педагогические подходы к вопросу преподавания экономических дисциплин при подготовке специалистов АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика преподавания / планирование / алгоритмы / графические модели. / teaching methods / planning / algorithms / graphic models.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. П. Клименко

В статье рассматриваются дидактические подходы к преподаванию фундаментальных экономических дисциплин. Структурирование учебного материала, по мнению авторов, составляет основу методики обучения студентов. Представлен анализ логической структуры учебного материала и применение глобального структурирования для применения ее на локальном уровне при изучении экономических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О. П. Клименко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE QUESTION OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES IN THE PREPARATION OF SPECIALISTS APC

The article deals with didactic approaches to teaching fundamental economic disciplines. Structuring of educational material, according to the authors, is the basis of teaching methods of students. The analysis of the logical structure of educational material and the use of global structuring for its application at the local level in the study of economic disciplines.

Текст научной работы на тему «Педагогические подходы к вопросу преподавания экономических дисциплин при подготовке специалистов АПК»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК

О.П. Клименко, канд. экон. наук, доцент

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Россия, г. Симферополь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10549

Аннотация. В статье рассматриваются дидактические подходы к преподаванию фундаментальных экономических дисциплин. Структурирование учебного материала, по мнению авторов, составляет основу методики обучения студентов. Представлен анализ логической структуры учебного материала и применение глобального структурирования для применения ее на локальном уровне при изучении экономических дисциплин.

Ключевые слова: методика преподавания, планирование, алгоритмы, графические модели.

Попытки подготовить специалиста, который отвечал бы требованиям времени заставляет преподавателей включать в учебные планы и программы новейшие достижения науки. Однако возможности студентов в усвоении и трансформации новой информации в короткий срок обучения очень ограничены. Разрешить это противоречие можно путем внедрения в учебный процесс новых методических подходов к подготовке специалиста.

Фундаментальные экономические дисциплины, в частности макроэкономика, в большой степени имеют прикладной характер, и поэтому качественное усвоение основных и базовых понятий будет способствовать конкурентоспособности и качественной профессионально-ориентированной подготовке будущего специалиста. Сохор А.М. [1] рассматривает глобальное и локальное структурирование учебного материала. Во время глобального структурирования важно обеспечить выделение целостных, относительно автономных и самостоятельных систем знаний, то есть весь учебный материал цельно разделить на модули, в основе каждого из которых лежит теоретическая информация.

Локальное структурирование заключается в разделении модуля на относительно автономные части материала, в которые входят новые, либо уже усвоенные в предыдущих модулях взаимозависимые учебные элементы. По нашему мнению, чем

сложнее и информационно-насыщенный материал, тем более актуальным становится процесс выделения структурных элементов (единиц) теории. Особенно это касается дисциплин, в которых определяющим является функциональный подход. Мы считаем, что чем глубже изучается материал, тем больше усиливается логическая связь между структурными элементами теории.

Анализ логической структуры учебного материала и применение глобального структурирования дает основания говорить о необходимости структурирования на локальном уровне при изучении экономических дисциплин. Важным этапом такой работы является взаимосвязь структуры учебного материала и методики организации его усвоения, то есть выбор рациональных методов обучения. В современной педагогической науке исследуется комплекс системных методологических подходов к обучению, которые направлены на активизацию познавательной деятельности студентов. Эти подходы реализуют психологическую, дидактическую и методологическую составляющие учебного процесса. На основе опыта изучения макро - и микроэкономики, в высших учебных заведениях при подготовке бакалавров можно сделать вывод, что студентам не всегда просто дается восприятие учебного материала, а это требует концентрации внимания на методах структуриро-

вания учебного материала на локальном уровне.

Часто локальная структура может быть построена в виде доказательства. В структуру любого доведения входят: тезис, аргументы (доведение) и заключение. Сохор А.М считает, что основную сложность объяснения представляет использование методов обоснования, которые связывают аргументы с тезисом. Именно форма связи аргумента и тезисы определяет логическую структуру объяснения. Именно на этой взаимосвязи должно быть сосредоточено внимание преподавателей и студентов. По нашему мнению, во время изучения фундаментальных экономических дисциплин, эффективным средством локального структурирования учебного материала является использование алгоритмов как последовательности точно определенных действий, ведущих от вариаций начальных данных к искомому результату. На основе изучения вопроса использования алгоритмов можно выделить следующие его характерные свойства:

- финитность - алгоритм является конечным объектом, что является необходимым условием его механической реализо-ванности;

- массовость - это означает, что алгоритм предназначен не для одной конкретной задачи, а для класса однотипных задач;

- дискретность - расчлененность процесса выполнения алгоритма на отдельные шаги; это означает, что алгоритмический процесс осуществляется в дискретном времени;

- элементарность - каждый шаг алгоритма должен быть простым, элементарным, возможность выполнения которого человеком или машиной не вызывает сомнений;

- детерминированность - однозначность процесса выполнения алгоритма; это означает, что при заданных начальных данных каждое данное, полученное на определенном (начальном) шаге, однозначно определяется данными, полученными на предыдущих шагах;

- результативность - алгоритм должен средства, которые позволяют отбирать из

данных, полученных на некотором шаге исполнения, результативные данные, после чего алгоритм остановится.

Алгоритмы, используемые в процессе структурирования макро-микроэкономики, можно разделить на следующие виды:

- алгоритм представлен в виде математической формулы (математическая модель);

- алгоритм представлен в виде графика (графическая модель);

- вербальный алгоритм.

Важную роль графических моделей при изучении экономических дисциплин отмечают ряд авторов современных учебников и пособий по экономическим дисциплинам [2].

Такой способ представления экономических явлений и процессов позволяет обеспечить доступность и, соответственно, повысить уровень восприятия теоретического материала, поскольку наглядность является наиболее известным и интуитивно понятным принципом обучения. Значительная роль наглядности как важной составляющей методики обучения обусловлена, прежде всего, тем, что она является средством познания общественно-политической жизни, экономических явлений и процессов, и субъекты учения являются их непосредственными наблюдателями. Наглядность повышает интерес к знаниям, развивает логическое мышление, поэтому процесс обучения становится более легким и понятным.

В условиях больших потоков информации именно наглядность способствует быстрому знанию и пониманию всех процессов, проходящих в экономической жизни нашего общества. Большой спрос на экономические знания в современных условиях обусловливает интенсификацию учебного процесса, то есть использует такие средства, которые помогли бы желающим научиться за короткое время усвоить азы экономической науки.

Опыт авторов показывает, что активизация учебного процесса предполагает использование следующих принципов наглядности, которые способствуют росту заинтересованности молодежи в изучении основ экономических наук, а практика

учебного процесса сформировала определенное количество правил, которые способствуют эффективной реализации принципа наглядности:

- любые понятия и абстрактные положения усваиваются быстрее, если они подтверждаются конкретными фактами и примерами из экономической жизни;

- наглядные пособия выступают в учебном процессе как источник новых знаний и средства формирования практических умений и навыков;

- использование наглядности как самостоятельного источника информации для создания проблемных ситуаций, проведения деловых игр, то есть активизации мыслительной деятельности.

Наш опыт показывает, что графические модели являются одним из эффективных методов локального структурирования в макро - и микроэкономике. Без графических моделей трудно представить себе процесс изучения современных экономических дисциплин. Графические модели используются, чтобы помочь студентам более четко представить себе и понять важные экономические связи. Можно привести много примеров использования графических моделей в макро - или микроэкономике. Например, студентам 1 -го курса, которые только начинают изучать азы рыночной экономики, тяжело определить, как изменение определенных факторов может влиять на состояние рынка. При использовании вербальных методов, студенту необходимо запомнить, что увеличение спроса приводит к увеличению цены на товар, а увеличение предложения при прочих неизменных условиях, приводит к уменьшению цены. Это простой пример, однако бывают случаи, когда изменяются не только факторы прямого действия (спрос или предложение), но могут меняться и факторы, которые косвенно влияют на цену: доход, вкусы, предпочтения, налоги на потребителя (факторы спроса), изменение цен на сырье и материалы, издержки производства, налоги на производителя (факторы предложения). Изменения каждого из этих факторов по-разному влияют на состояние рынка и меняют рыночную цену. Поэтому, чтобы ос-

вободить студента от необходимости запоминать большое количество материала мы предлагаем применять графические модели. В процессе изучения материала, студенты сами отмечают, необходимость и полезность применения графических моделей, поскольку они являются наглядными и облегчают восприятие материала. Наш опыт подтверждает, что графические модели играют положительную роль в усвоении материала лишь тогда, когда они будут применяться не вместо объяснения, а для подтверждения объяснения учебного материала, то есть в сочетании графического и вербального методов.

Графические модели мы применяем и для выполнения интерпретационной и предусмотрительной функции, поскольку без графических моделей трудно показать и смоделировать ситуацию, показать последствия, которые могут произойти в экономике при изменении одного из факторов. Особенно это касается макроэкономики, когда существует тесная связь между различными рынками в экономической системе, и изменение одного из факторов влияет на изменение ситуации на других рынках. Например, студентам трудно проследить, как изменения, происходящие на денежном рынке, влияют на изменения, происходящие на товарном рынке. Для этого необходимо выяснить логическую связь между предложением денег, процентной ставкой, и как это изменение отражается на инвестиционном и товарном рынках. Используя алгоритмический подход с применением графических построений, студенту не нужно запоминать этих связей. Зная, что увеличение предложения денег отражается смещением кривой предложения денег вправо, студент может графически показать эту зависимость, и в результате, «читая» график, сделает соответствующие выводы. По нашему мнению графические модели, которые имеют чрезвычайно большие перспективы с точки зрения объяснения учебного материала, не достаточно используются в дисциплинах, которые изучаются после них. Структурирование учебного материала с помощью использования алгоритмов, то есть с помощью построения четкой логической

структуры объяснения дает свои положительные результаты, а именно:

- четкое воображение целостного объекта анализа;

- выделение основных критериев анализа;

- понимание основных понятий и терминов, используемых в объяснении и их взаимосвязей;

- повторное синтезирование целостной картины исследуемого объекта и формирование соответствующих выводов.

Выводы. Следовательно, определение методов, с помощью которых можно выделить отдельные структурные элементы учебного материала и определить в массиве научных знаний главные элементы учебного материала (терминов, понятий, свойств, законов, суждений, закономерностей, фактов, событий и тому подобное) относится к фундаментальным умениям учебной деятельности, на формирование которых направлены усилия преподавателей при подготовке специалистов АПК.

Библиографический список

1. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. - М.: «Педагогика», 1984. -186 с.

2. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий. - М.: «Просвещение», 1989. - 159 с.

PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE QUESTION OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES IN THE PREPARATION OF SPECIALISTS APC

O.P. Klimenko, candidate of economic sciences, associate professor Vernadsky Crimean federal university (Russia, Simferopol)

Abstract. The article deals with didactic approaches to teaching fundamental economic disciplines. Structuring of educational material, according to the authors, is the basis of teaching methods of students. The analysis of the logical structure of educational material and the use of global structuring for its application at the local level in the study of economic disciplines. Keywords: teaching methods, planning, algorithms, graphic models.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.