Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СПЕЦИАЛИСТ / ОБУЧЕНИЕ / СТРУКТУРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анзорова Светлана Петровна, Торбик Елена Михайловна

В статье рассматриваются педагогические подходы и в, частности, дидактические, к преподаванию экономических дисциплин при формировании конкурентоспособного высококомпетентного экономиста. В ней отмечается оптимальное структурирование учебно-методического материала выступает базой для разработки методики обучения обучающихся. В статье анализируется структура учебно-методического материала экономических дисциплин, а также использование глобального структурирования с его применением на локальном уровне образовательной организации и ее структурных подразделений. В ней рассматриваются применяемые в процессе структурирования образовательной деятельности при преподавании экономической теории, микро-макроэкономики такие алгоритмы, как математическая модель, графическая модель, вербальный алгоритм. В ней рассматривается процесс формирования компетентного и конкурентного будущего экономиста по средством применения активных методов преподавания экономических дисциплин, применения алгоритма структурирования процесса обучения посредством фронтальной, групповой и индивидуальной работы в группах. В статье рассматриваются эффективные активные приемы обучения будущих экономистов в условиях трансформационных процессов в экономической среде и образовании. В ней подтверждается тенденция сближения учебного процесса с реалиями экономического развития, что свидетельствует о необходимости обеспечения обучающихся будущих экономистов такими знаниями, которые пригодятся в их будущей практической деятельности в бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анзорова Светлана Петровна, Торбик Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE ISSUE OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES

The article discusses pedagogical approaches and, in particular, didactic approaches to the teaching of economic disciplines in the formation of a competitive, highly competent economist. It notes the optimal structuring of educational and methodological material acts as a basis for the development of teaching methods for students. The article analyzes the structure of educational and methodological material of economic disciplines, as well as the use of global structuring with its application at the local level of an educational organization and its structural divisions. It examines algorithms such as mathematical model, graphical model, verbal algorithm used in the process of structuring educational activities when teaching economic theory, micro-macroeconomics. It examines the process of forming a competent and competitive future economist through the use of active methods of teaching economic disciplines, the use of an algorithm for structuring the learning process through frontal, group and individual work in groups. The article discusses effective active methods of teaching future economists in the conditions of transformational processes in the economic environment and education. It confirms the tendency of the educational process to converge with the realities of economic development, which indicates the need to provide future economists with such knowledge that will be useful in their future practical activities in business.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

Научная статья УДК 378.14

doi: 10.47576/2782-4586_2023_2_34

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕПОДХОДЫКВОПРОСУПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Анзорова Светлана Петровна

Институт специальной педагогики и психологии Торбик Елена Михайловна

Финансовый университет при Правительстве РФ

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические подходы и в, частности, дидактические, к преподаванию экономических дисциплин при формировании конкурентоспособного высококомпетентного экономиста. В ней отмечается оптимальное структурирование учебно-методического материала выступает базой для разработки методики обучения обучающихся. В статье анализируется структура учебно-методического материала экономических дисциплин, а также использование глобального структурирования с его применением на локальном уровне образовательной организации и ее структурных подразделений. В ней рассматриваются применяемые в процессе структурирования образовательной деятельности при преподавании экономической теории, микро-макроэкономики такие алгоритмы, как математическая модель, графическая модель, вербальный алгоритм. В ней рассматривается процесс формирования компетентного и конкурентного будущего экономиста по средством применения активных методов преподавания экономических дисциплин, применения алгоритма структурирования процесса обучения посредством фронтальной, групповой и индивидуальной работы в группах. В статье рассматриваются эффективные активные приемы обучения будущих экономистов в условиях трансформационных процессов в экономической среде и образовании. В ней подтверждается тенденция сближения учебного процесса с реалиями экономического развития, что свидетельствует о необходимости обеспечения обучающихся будущих экономистов такими знаниями, которые пригодятся в их будущей практической деятельности в бизнесе.

Ключевые слова: педагогические подходы, методика преподавания, экономические дисциплины, специалист, обучение, структурирование.

PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE ISSUE OF TEACHING

ECONOMIC DISCIPLINES

Anzorova Svetlana Petrovna

Institute of Special Pedagogy and Psychology Torbik Elena Mikhailovna

Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract. The article discusses pedagogical approaches and, in particular, didactic approaches to the teaching of economic disciplines in the formation of a competitive, highly competent economist. It notes the optimal structuring of educational and methodological material acts as a basis for the development of teaching methods for students. The article analyzes the structure of educational and methodological material of economic disciplines, as well as the use of global structuring with its application at the local level of an educational organization and its structural divisions. It examines algorithms such as mathematical model, graphical model, verbal algorithm used in the process of structuring educational activities when teaching economic theory, micro-macroeconomics. It examines the process of forming a competent and competitive future economist through the use of active methods of teaching economic disciplines, the use of an algorithm for structuring the learning process through frontal, group and individual work in groups. The article discusses effective active methods of teaching future economists in the conditions of transformational processes in the economic environment and education. It confirms the tendency of the educational process to converge with the realities of economic development, which indicates the need to provide future economists with such knowledge that will be useful in their future practical activities in business.

Keywords: pedagogical approaches, teaching methods, economic disciplines, specialist, training, structuring.

Введение. В современных условиях модернизации образования необходимо активизировать применения всего спектра педагогических подходов при формировании конкурентоспособного специалиста в сфере экономики, соответствующий всем вызовам экономического развития, что предъявляет к преподавателям требования включать в учебные планы и рабочие программы дисциплин инновационные научные разработки. К сожалению, в таких условиях трансформации наблюдается ограниченность в возможностях обучающихся при освоении новых знаний и информации за непродолжительный срок, отводящийся учебе. Сложившиеся противоречие можно разрешить посредством внедрения в образовательный процесс инновационных дидактических и методических подходов при обучении будущего экономиста.

Вопросы теории и практики, изучаемые в применения педагогических подходов в преподавании экономических дисциплин для формирования компетентных будущих экономистов в контексте анализа их деятельности: Алышев Н.В., Бейбалаева Д.К., Егоров А.С., Казакаева А.М., Кибанов А.Я., Коротяев Б.И., Рамендик Д.М., Реброва Н.П. Сохор А.М. и др.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность темы данного исследования, посвященного проблемам.

Цель исследования. Изучение особенно-

стей применения педагогических подходов при преподавании экономических дисциплин.

Материал и методы исследования. В ходе исследования нами были использован весь комплекс теоретических и практических подходов, которые связаны с применением педагогических подходов в контексте их структурирования и алгоритмизации.

Результаты исследования и их обсуждение. Необходимо отметить, что преподавание таких базовых таких экономических дисциплин, как микро- и макроэкономика, которые несут в себе фундаментальный характер, что требует качественного и углубленного изучения базовых теоретических понятий, формирующих профессионально компетентного и конкурентоспособного будущего экономиста. Структурирование учебно-методического материала рассматривается рядом исследователей, например, Сохор А.М. [8] исследует их с точки зрения глобальности и локальности. При осуществлении глобального структурирования учебно-методического материала при преподавании экономических дисциплин необходимо создать вычленение из целостного учебного материала цельно модулей, базирующихся на информации теоретического характера.

В свою очередь, локальное структурирование учебно-методического материала состоит в разделении каждого модуля на части изучаемого материала экономических дисци-

плин, состоящих из новых, или ранее усвоенных модулей взаимосвязанных обучающих элементы. Необходимо отметить, что, при усложняющейся и информационно-напол-ненностью учебно-методического материала преподавания экономических дисциплин становится все более значимым процесс выделения структурных составляющих теории изучаемого предмета. В особенности это касается таких экономических дисциплин, как экономическая теория, микро- макроэкономика, которые базируются на функциональном подходе. При углубленном изучении материала обучающимися укрепляется логическая связь между структурными элементами теории базовых экономических предме -тов.

Для структурирования экономических дисциплин на локальном уровне необходимо проанализировать структуру учебно-методического материала с учетом глобального структурирования. Проведение такой работы требует поэтапного решения вопросов взаимосвязи структуры учебно-методического материала и методики его организации для наиболее полного усвоения, посредством подбора и выбора оптимальных инновационных методов обучения. Объектом исследования современной педагогической науки становится целый ряд подходов к обучению таких как, комплексный, системный, методологический и т.д., нацеленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Применение их позволяет реализовать психологическую, дидактическую и методологическую составляющие процесса преподавания экономических дисциплин. Базируясь на опыте преподавания экономической теории, микро- и макроэкономики, в образовательных организациях при обучении будущих экономистов выявлено, что обучающимся достаточно сложно воспринимается учебно-методический материал, что требует усилий к концентрации внимания на локальном уровне на приемах и методах структурирования учебно-методического материала.

Структурирование на локальном уровне может быть составлено в качестве доказательства. При этом, структура этого процесса состоит из тезиса, аргумента и заключения. Основная сложность объяснения материала при преподавании экономических дисциплин

состоит в применении методов аргументирования, связывающие последние с тезисом [8]. Логическая структура объяснения учебного материала при преподавании экономических дисциплин устанавливает форма взаимосвязи аргументов с тезисом, на чем должно быть сфокусировано внимание преподавателей и обучающихся. Применение алгоритмов в виде последовательности четко установленных действий, двигающиеся исходя из различных вариаций первоначальных данных до ожидаемого результата при преподавании экономических дисциплин выступает эффективным средством локального структурирования учебно-методического материала. Этому процессу свойственны:

- финитность, характеризующая, что алгоритм выступает итоговым объектом, при условии его механической реализованности;

- массовость, свидетельствующая о том, что алгоритм предназначается для целого единства однотипных задач;

- дискретность, характеризующая разделение при выполнении алгоритма по этапам в дискретном времени;

- элементарность, говорящая о том, что все этапы алгоритма должен быть упрощенными, которые могут быть выполнены одним человеком или оборудованием;

- детерминированность, характеризующая однозначность при выполнении алгоритма, что говорит о том, что при существующих изначальных данных каждый элемент структуры, полученный на первом шаге, выявляется данными, которые получены на предыдущих этапах;

- результативность, свидетельствующая о том, что алгоритм должен применять средства, позволяющие выделять из данных, которые получены на каком-то этапе исполнения, результативные данные, по окончании этого процесса алгоритм остановится.

Применяемые в процессе структурирования экономической теории, микро-макроэкономики алгоритмы, можно подразделить на виды:

- математической модели;

- графической модели;

- вербального алгоритма.

Некоторыми авторами современных учебников и учебно-методических пособий по экономическим дисциплинам отмечается существенная и наглядная роль графических

моделей [9]. При этом, создаются условия для обеспечения понятности преподаваемого материала, что позволит повысить степень восприятия теоретического учебно-методического материала, в следствие своей наглядности выступает в виде широко распространенного и интуитивно понятного приема преподавания экономических дисциплин. Существенная роль этого приема преподавания как значительной части методики обучения будущих экономистов связана, с тем, что она является средством изучения механизмов действия объективных законов на социально-экономические явления и процессы. При этом субъектами обучения выступают обучающиеся как непосредственные наблюдатели процесса преподавания экономических дисциплин. Важно отметить. что наглядность, конечно же, повышает у обучающихся интерес к новым знаниям по экономическим дисциплинам, которые несут в себе помимо красочности и понятности, развитие логического мышления, что ведет к более легкому и понятному процессу обучения экономическим дисциплинам.

Значительное повышение интенсивности информационных потоков требует активизации применения методов наглядности при преподавании экономических дисциплин позволит ускорить процесс познания и понимания всех социально-экономических процессов, происходящих во всех сферах общественного развития. В современных условиях повышается спрос на экономические знания, что требует интенсификации процесса обучения, посредством применения средств, позволяющим всем желающим обучиться за небольшой промежуток времени освоить все основные понятия экономической науки.

Исследования ученых свидетельствуют о активизации учебного процесса посредством реализации принципов наглядности, способствующая повышению заинтересованности обучающихся при изучении азов экономических дисциплин, в свою очередь практика осуществления учебного процесса сформировала правила, способствующие эффективного применения принципа наглядности:

- при подтверждении теоретических экономических основ конкретными примерами из практики из реального сектора экономики;

- выступает источником новых знаний и средств формирования компетенций практического характера;

- в качестве самостоятельного источника информации для создания и решения проблемных ситуаций из реальных экономических условий, проведения деловых игр, способствующих активизации мыслительной деятельности.

Исследовательский опыт свидетельствует о том, что графические модели выступают в качестве самого эффективного метода локального структурирования в таких экономических дисциплинах, как экономическая теория, микро- и макроэкономика. Поскольку невозможно качественно осуществлять преподавание экономических дисциплин без применения графических моделей, они успешно используются, для оказания помощи обучающимся наглядно и четко получить представление и понимание о всем спектре значимых социально-экономических связей. Посредством использования графических моделей в экономической теории и микро- или макроэкономике для обучающихся начальных курсов, можно дать им представление о структуре или взаимосвязях экономических процессов, а также выявить влияние различных факторов на состояние экономики разноразмреных экономических структур. Посредством применения вербальных методов, обучающимся следует запомнить такие азы действия объективных экономических законов, что увеличение спроса неизбежно приведет к увеличению цены на производимую продукцию, а, в свою очередь, увеличение предложения при других неизменных условиях, приведет к снижению цены на него. На таком простом примере обучающимся достаточно просто воспринять базовые экономические знания, которые в дальнейшем помогут прийти к пониманию более сложных понятий и категорий, показывающие влияние на изменения в экономической среде не только таких факторов прямого действия, как спрос или предложение, но также могут оказывать влияние на изменения также и факторов, косвенно влияющих на цену производимой продукции - доходы, предпочтения потребителя, факторы спроса, изменение цен на сырье и материалы, издержки производства продукции, факторы предложения. При трансформации любого из

вышеуказанных факторов происходит самое разнообразное влияние на состояние экономики и изменение рыночной цены на продукцию. Усвоение обучающимися большого количество теоретического материала существенно облегчится при применении графических моделей, ценность и полезность их применения отмечается ими самими. Исследования подтверждают, что графические модели оказывают положительное влияние на усвоении учебно-методического материала в том случае, если они будут применяться, не заменяя его объяснения, а для его подтверждения с сочетанием графического и вербального методов.

При проведении занятий по экономическим дисциплинам графические модели следует применять также для выполнения интерпретационной и предусмотрительной функции. Это связано с тем, что без примене -ния графических моделей сложно показать и смоделировать конкретную экономическую ситуацию, указать ожидаемые по следствия в экономике при коррекции какого-либо экономического фактора. Это имеет особенное значение при преподавании макроэкономики, поскольку между всем разнообразии структур в экономической системе существует тесная связь, и при изменении какого-либо фактора окажет влияние на трансформацию ситуации на других рыночных структурах. Следует отметить, что обучающимся сложно проследить за зависимостью между изменениями на денежном рынке и его влиянии на изменения на товарном рынке. Это требует выявить логическую связь между предложением денег, процентной ставкой, и влиянием этого изменения на инвестиционном и товарном рынках. Посредством применения алгоритмического подхода с применением графических моделей, обучающемуся нет нужды запоминать весь спектр этих связей. Поскольку, если обучающийся знает, что увеличение предложения денег отражается смещением этой кривой вправо, то он может графически изобразить эту зависимость, и в итоге, исходя из графика он может сделать соответствующие выводы. Необходимо отметить, что, графические построения имеют значительные перспективы с точки зрения объяснения учебно-методического материала. К сожалению, используются при преподавании экономических дисциплинах в боль-

шинстве случаев в не достаточной мере. При этом проведение структурирования учебно-методического материала посредством построения алгоритмов окажет положительное влияние на результаты преподавания экономических дисциплин:

- четкое представление о целостности анализируемого объекта;

- установление базовых критериев анализа;

- понимание базовых экономических понятий и категорий, их взаимосвязей;

- закрепляющее синтезирование представления о экономическом пространстве и формирование выводов.

Важно отметить, что организационные формы преподавания экономических дисциплин различаются дидактическими целями, составом участников, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и обучающихся [8]. При реализуется целостная система взаимодействия процесса обучения и управления учебным процессом, проходящая в соответствии с установленным заранее порядком и графиком исполнения. В свою очередь, организационная форма преподавания экономических дисциплин выступает составляющей частью педагогической технологии [2, 6], которые должны служить для обеспечения активной познавательной деятельности обучающихся экономическим— дисциплинам в образовательных организациях. При этом, все многообразие сочетания педагогической работы в пределах отдельных организационных форм создает много вариативные возможности для формирования конкурентоспособных и компетентных будущих экономистов в образовательных организациях. Выбор организационных форм преподавания экономических дисциплин и их сочетание связано с реализацией их в конкретной образовательной организации в учебной деятельности связан с педагогической технологией [3, 7].

При преподавании экономических дисциплин используют базовые формы организации процесса обучения будущих экономистов: лекция, практическое занятие, семинар, лабораторные занятия, работа над курсовыми и дипломными проектами, все виды практик, консультации, самостоятельные занятия. Они имеют свои особенности

при применении в учебной деятельности. Именно, поэтому следует, уделять серьезное внимание им для использования в рамках применяемой педагогической технологии преподавания в образовательных организациях экономических дисциплин [3-7].

Исследование особенностей реализации педагогических технологий преподавания экономических дисциплин требует решить основную задачу выбора рационального сочетания всего спектра организационных форм обучения, оптимальная корректировка и дополнение их дидактических целей при освоении будущими экономистами содержания экономических дисциплин посредством применения деятельностного и компетент-ностного подходов [3-7].

Весь комплекс организационных форм преподавания экономических дисциплин и контроля, применяемых в образовательных организациях в рамках разрабатываемой и реализуемой технологии преподавания экономических дисциплин, напрямую связан с содержанием основной дисциплины специального цикла обучения «Экономика и управление» - «Микро- и макроэкономика» и тесно связанной с ней дисциплины общепрофессионального цикла обучения «Экономика» - «Экономическая теория» и формирует общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущего экономиста.

Трансформация всего социально-экономического пространства и происходящие в нем инновационные процессы требует реформации процесса преподавания экономических дисциплин. На данном этапе перед образовательными организациями на передний план выходит задача подготовки будущих экономистов, которые будут компетентными профессионалами, способными адаптироваться к происходящим изменениям в экономике и адекватно реагировать на реальные в ней проблемы, требующие срочного и единственно верного решения. Это должно быть отражено в организации учебного процесса будущих экономистов, обеспечивая не только азы теоретических знаний, но и весь спектр практических профессиональных знаний и умений, а также владений. Для реализации этой задачи необходимо решить проблему подготовки компетентных будущих экономистов новой формации, от профессионализма которых зависит эффек-

тивная работа предприятий и организаций и состояние экономики в стране. Решение конкретных экономических задач требует совершенствования процесса преподавания экономических дисциплин базируясь на компетентностном подходе и внедрении в этот процесс инновационных педагогических технологий. При этом основной тенденцией является установление результатов этого процесса через сформированность профессиональной компетентности. Особенности компетентностного подхода оказывают влияние на профессиональный уровень будущих экономистов в образовательных организациях выявляются уровнем овладения ими современными знаниями по экономике, умениями критически мыслить и повышать эффективность финансово-хозяйственного процесса в современных реалиях ограничений ресурсов и санкционного давления [1].

Качество преподавания экономических дисциплин в образовательных организациях зависит от огромного многообразия факторов, особенно важными из которых являются такие, которые связаны с формами и методами обучения, выбор которых во многом зависит развитие самостоятельности и творческой активности учащихся будущих экономистов, формирования их профессиональной компетентности.

Проведя анализ научно-педагогических исследований можно представить, что одним из наиболее перспективных методов активного обучения выступает имитационно-ролевое моделирование, которое способствует тесной взаимосвязи между теорией и практикой экономического развития в условиях, максимально приближенных к реальному функционированию как предприятий, так и экономики и страны, а также обеспечивает процесс развития профессиональной компетентности будущих экономистов формирует субъектную позицию учащихся в учебном процессе образовательных организаций. Эффективные активные приемы обучения будущих экономистов представлены на рис 1. Имитационно-ролевое моделирование способствует обеспечению активной деятельность будущих экономистов, эффективному усвоению учебно-методического материала, формированию навыков самостоятельного принятия решений по проблемным вопросам.

Эффективные активные приемы обучения экономистов

Нетрадиционное начало традиционного занятия

Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций

Организация релаксации и поведения итогов занятия

Презентация учебно-мегодического материала

Использование форм интерактивного обучения экономистов

Элементы обучения экономистов

Нетрадиционные виды занятий экономистов

Игры, игровыве моменты на занятиях по экономическим дисциплинам

Рисунок 1. - Эффективные активные приемы обучения будущих экономистов

Исследования доказывают, что возрастает степень использования методов контекстного обучения (А. Вербицкий), что подтверждает тенденцию сближения учебного процесса с реалиями экономического развития и свидетельствует о необходимости обеспечения обучающихся будущих экономистов такими знаниями, которые пригодятся в их будущей практической деятельности в бизнесе [10].

Анализируя теорию и практику формирования профессиональной компетентности будущих экономистов, можно установить имеющиеся противоречия между:

- социальным заказом экономики на подготовку компетентных экономистов и недостаточным уровнем разработки теоретико-методологических основ формирования профессиональной компетентности будущих экономистов;

- ростом требований экономики к степени профессиональной компетентности экономистов и отстающими от реалий традицион-

ной системы их подготовки в образовательных организациях;

- значительным педагогическим потенциалом активных методов обучения и реальной практикой их использования в учебном процессе подготовки будущих экономистов.

Помимо этого, значительное внимание следует уделить исследованию непосредственно профессиональной компетентности будущих экономистов и ее видов как в педагогике, так и в акмеологии, психологии и социологии. Это даст возможность установить, что многими исследователями делались попытки дать свое понимание профессиональной компетентности будущего экономиста. Каждое из них содержит в себе особенности: • с точки зрения социологии, особое внимание следует сконцентрировать на элементах профессиональной компетентности будущих экономистов, заключающихся в профессиональных ценностях; профессиональных призваниях; глубокой мотивации к

профессиональной деятельности экономистов; их профессиональной подготовки; их профессиональной культуры; их профессиональной специализации; их квалификации;

• с точки зрения психологии и акмеологии, следует уделять внимание престижности экономистов; профессиональному мастерству; успешности их профессиональной деятельности; динамике, этапам, уровням развития их профессиональной компетентности; знаний, умений и навыков их профессиональной деятельности; их индивидуально-психологических особенностей будущего экономиста;

• с точки зрения педагогики, следует уделять особенное внимание на мотивационно-ценностном отношении к профессии; профессионально обусловленным качествам личности будущих экономистов, готовность их к профессиональной деятельности, их развитию и саморазвитию, а также их самопознанию и самопроектированию и самокор-

рекцию.

Выводы. Исходя из всего вышеизложенного можно заключить, что выявление и установление методов, при помощи которых можно установить отдельные структурные элементы учебно-методического материала и определить в массиве научных знаний главные составляющие всего учебно-методического набора: терминов, понятий, свойств, законов, суждений, закономерностей, фактов, событий и тому подобное, что относится к фундаментальным умениям образовательной деятельности, на формирование которых направлены усилия преподавателей при преподавании экономических дисциплин. При этом особенное значение приобретает применение активных методов преподавания экономических дисциплин для формирования конкурентоспособных компетентных экономистов для экономики с учетом современных проблемных точек и реалий.

Список источников

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Учебное пособие / Ананьев Б.Г СПб.: Питер, 2010. 282 с. ISBN 978-5-49807-869-4

2. Балашов А.М. Использование метода проектов при изучении экономических дисциплин/Актуальные вопросы современной экономики.- 2020.- №11.- С.1077-1080

3. Бейбалаева Д.К. Основные виды тренинга будущих экономистов / Д.К. Бейбалаева, Л.М. Алиомаров // Вестник Екатерининского института. 2023. 1(61). С. 11-13.

4. Бейбалаева Д.К. Основные виды тренинга при формировании профессиональных качеств будущих экономистов в контексте анализа деятельности / Д.К. Бейбалаева, А.Х. Ибрагимова // Управленческий учет. Саратов. - 2022. 12-3. С. 860-865.

5. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий / Б.И. Коротяев - М.: «Просвещение», 1989. - 159 с.

6. Лаптев Е.А., Лаптева С.В. Психолого-педагогический аспект в формировании профессиональной культуры будущего экономиста //Актуальные вопросы современной экономики. 2022.- №11. С 461-465

7. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала / А.М. Сохор - М.: «Педагогика», 1984. - 186 с.

Информация об авторах

АНЗОРОВА СВЕТЛАНА ПЕТРОВНА, кандидат педагогических наук, доцент, Ректор ЧОУ ВО «Институт специальной педагогики и психологии» г. Санкт-Петербург, Россия ТОРБИК ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА, к.ф.н., доцент, старший преподаватель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия

Information about the authors

ANZOROVA SVETLANA PETROVNA, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Rector of the Institute of Special Pedagogy and Psychology, Saint Petersburg, Russia TORBIK ELENA MIKHAILOVNA, Ph.D., Associate Professor, Senior Lecturer of the Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.