Научная статья на тему 'Педагогические подходы к медицинской подготовке специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России'

Педагогические подходы к медицинской подготовке специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ / MEDICAL TRAINING / DUAL PROGRAMS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балабанов В. А.

Статья посвящена актуальной проблеме медицинской подготовке специалистов пожарно-спасательного профиля. Статья построена на основании анализа научной литературы, который позволяет предложить определенные подходы к медицинской подготовке специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России (компетентностный подход к образованию, диверсификация систем профессионального образования, дуальные программы обучения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балабанов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL APPROACHES TO MEDICAL TRAINING OF FIRE-SAVING STRUCTURE EXPERTS IN institutes of higher education of EmerCom of Russia

The clause is devoted to an actual problem to medical training of fire-saving structure experts. The clause is based on the analysis of scientific literature which allows to offer the certain approaches to medical training of fire-saving structure experts in institutes of higher education of Emercom of Russia (competency building approach to formation, systems diversification of vocational education, dual programs of training).

Текст научной работы на тему «Педагогические подходы к медицинской подготовке специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ

В.А. Балабанов, кандидат медицинских наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Статья посвящена актуальной проблеме - медицинской подготовке специалистов пожарно-спасательного профиля. Статья построена на основании анализа научной литературы, который позволяет предложить определенные подходы к медицинской подготовке специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России (компетентностный подход к образованию, диверсификация систем профессионального образования, дуальные программы обучения).

Ключевые слова: медицинская подготовка, дуальные программы обучения

THE PEDAGOGICAL APPROACHES TO MEDICAL TRAINING OF FIRE-SAVING STRUCTURE EXPERTS IN INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION OF EMERCOM OF RUSSIA.

V.A. Balabanov. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The clause is devoted to an actual problem - to medical training of fire-saving structure experts. The clause is based on the analysis of scientific literature which allows to offer the certain approaches to medical training of fire-saving structure experts in institutes of higher education of Emercom of Russia (competency building approach to formation, systems diversification of vocational education, dual programs of training).

Key words: medical training, dual programs of training

Подготовка специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России проходит в соответствии с основным направлением деятельности МЧС - ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Первостепенной задачей такой деятельности является борьба за снижение людских потерь. В связи с этим особое значение имеет подготовка специалистов в рамках оказания первой медицинской помощи. Обучение оказанию первой медицинской помощи в профессиональных вузах России определено в качестве конкретной задачи подготовки к защите населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [1, 2]. Однако до настоящего времени остается много нерешенных вопросов проблемы медицинской подготовки в вузах не медицинского профиля, в том числе и в вузах МЧС. К таким вопросам относятся законодательно-правовые аспекты оказания помощи немедицинскими работниками, педагогические проблемы обучения и научные аспекты, относящиеся к ПМП как к науке. Юридические основы прав и обязанностей по оказанию ПМП личным составом пожарно-спасательных подразделений обсуждались ранее [3], что касается специалистов -организаторов и руководителей, которые являются выпускниками вузов МЧС - они должны обучаться оказанию ПМП как учащиеся профессиональных вузов [2]. В то же время

специалисты должны не только уметь оказывать ПМП, но и организовать и руководить такой помощью в ситуационном периоде, когда нет медицинских работников и в условиях чрезвычайных ситуаций, то есть должны уметь организовать защиту личного состава и населения. Для конструктивных действий в таких ситуациях необходима компетенция в области медико-биологической защиты от возможных факторов химической, радиационной, биологической природы и их сочетаний. Поэтому подготовка специалистов должна быть более широкой по сравнению с подготовкой личного состава. Для реализации подготовки необходима единая учебно-методическая база обучения, единые программы обучения с учетом специализации выпускников вуза, которых пока нет. Многолетний зарубежный опыт (более 50 лет) и наш 20-летний опыт однозначно свидетельствуют, что методики обучения, применяемые для подготовки медицинских работников (фельдшера, медсестры и тем более врача) непригодны для обучения немедицинских работников. За короткий срок обучения невозможно сформировать медицинское мышление, в связи с чем, по мнению специалистов, в основе обучения должны быть принципы алгоритмизации, стандартизации и отработки практических навыков до автоматизма [4-8]. Такой подход требует научно-обоснованных алгоритмов и стандартов действий, утвержденных соответствующим министерством для немедицинских работников. Однако в России ПМП рассматривается только как начальный этап лечебно-эвакуационных мероприятий и не имеет экспериментальной, статистической и клинической базы как наука. В зарубежных странах уже более полстолетия ПМП развивается в качестве самостоятельного научно-практического направления [9]. На основе экспериментальных, клинических и статистических наблюдений упрощаются (для большей доступности для не медиков) алгоритмы и приемы первой медицинской помощи, рассматривается и внедряется в жизнь возможность применения одноразовых дефибрилляторов и т.д. [10]. В России сложность такого пути развития ПМП связана с тем, что у нас нет системы парамедицинской помощи, нет стандартов помощи, утвержденных для не медиков, они не имеют права делать внутривенные инъекции и пользоваться дефибрилляторами. Научно-обоснованные алгоритмы и стандарты действий должны быть утверждены Министерством здравоохранения. В основе таких стандартов могут быть уже имеющиеся международные стандарты, разработанные известными учеными и клиницистами и апробированные многолетней зарубежной практикой. Сложность проблемы еще и в том, что в вузах технического профиля, в том числе и в вузах МЧС, медицинская подготовка не предполагает получения документа на право оказания такой помощи. К тому же такую подготовку в вузе следует рассматривать в качестве эквивалента безопасности в экстремальных условиях, поскольку она должна формировать компетенцию в области медико-биологических основ защиты людей от поражающих факторов разной природы, связанных с профессиональным риском - химических, механических, термических, психологических, радиационных, биологических. К этому следует добавить, что медицинская подготовка способствует ликвидации диссиметрии знаний, расширяет познания о законах существования живой материи, повышает уровень культуры безопасности, способствует сохранению профессионального и индивидуального здоровья.

Анализ научной педагогической литературы позволяет предложить определенную концепцию медицинской подготовки специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС. В последние годы широко обсуждаются проблемы компетентностного подхода к образованию, проблемы диверсификации систем профессионального образования и дуальных программ обучения [11-13]. В плане решения проблемы медицинской подготовки в вузах МЧС интересными представляются дуальные программы обучения. Вполне реальным является построение дифференциально-интегральной системы медицинской подготовки на основе дуальных программ обучения и развития связей вузов с медицинскими образовательными учреждениями (колледжами, вузами). Такие программы позволят в течение 5 лет получить две специальности - медбрата или фельдшера после 3-х лет обучения, и специалиста МЧС пожарно-спасательного профиля к концу обучения. Дуальность в таком случае выражена, с одной стороны, в кооперации двух образовательных

учреждений, что позволяет и специалистам немедикам получить диплом медработника. С другой стороны, дуальность в том, что выпускник вуза будет иметь две специальности -инженер и медбрат, или фельдшер. Таким образом, несмотря на отсутствие системы парамедицинской помощи можно решить правовые вопросы оказания ПМП специалистами МЧС. Следует учесть при этом, что программа подготовки специалистов в вузах МЧС должна быть шире программы медицинской подготовки рядового состава пожарно-спасательных подразделений и включать разделы медико-биологических основ радиационной и токсикологической безопасности. Реализация предложенной концепции требует дополнительных финансовых вложений и времени, однако цель оправдает вложенные средства, поскольку ориентирована на конструктивные действия руководящего состава в ЧС и снижение людских потерь, как среди населения, так и среди личного состава аварийно-спасательных подразделений. Компетенция специалистов МЧС в области медико-биологических знаний и умений можно рассматривать как эквивалент безопасности аварийно-спасательных работ.

Литература

1. ФЗ РФ от 21.12.1994 № 68-АР «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Постановление Правительства РФ от 4.09.2003 № 547«О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Коннова Л. А. Юридические основы прав и обязанностей сотрудников ГПС МЧС России по оказанию первой медицинской помощи // Проблемы управления рисками в техносфере.2007.№ 2. С.119-123.

4. Артамонов В.С., Коннова Л.А. Медицинские аспекты полифункциональной деятельности государственной противопожарной службы // Вестник СПб института ГПС МЧС России. 2004.№ 4. С.101-106.

5. Артамонов В.С., Коннова Л.А. Проблемы медицинской подготовки пожарных в аспекте расширения функций ГПС МЧС России // Гражданская защита. 2004. № 4. С.28-30.

6. Сахно И.И., Жуков В.А., Воропаев А.В. Пути совершенствования подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях // Военно-медицинский журнал. 2003. № 6. С.24-49.

7. Авдеева В.Г. О системе подготовки и технологиях интенсивного обучения спасателей Государственной противопожарной службы МЧС России оказанию первой медицинской помощи по поддержанию жизни пострадавших при чрезвычайных ситуациях // Пожаровзрывобезопасность. 2003. № 2. С.44-46.

8. Аветисов А.П., Золотухин А.В., Гайфуллина О.В. Организация медицинской подготовки слушателей, курсантов и студентов Академии гражданской защиты МЧС России // Медицина катастроф. 2005. С.48-49.

9. Сафар П., Бичер Н. Дж. Сердечно-легочная и церебральная реанимация. М.: «Медицина» 1997. 533с.

10. Weisfeldt M.L., Kerber R.E., Mc Goldrick R.P. et.al. Pablic access defibrillation: a statement for healthcare professionals from the Fmerican Heart Association task Force on Automatic External Diflbrillation//Circulation 1995. 92-2763.

11. Гитман Н.Б., Гитман Е.К., Матушкин М.Н. Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ // Высшее образование в России. 2006. № 2. С.39-46.

12. Гитман М., Столбов В., Гитман Е. Дуальная образовательная программа: зарубежный опыт и российские перспективы // Высшее образование в России. 2006. № 10. С.16-21.

13. Шестак Н.В., Шестак В.Н. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовнии // Высшее образование в России. 2009. № 1. С.33-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.