ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ
В.А. Балабанов, кандидат медицинских наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Статья посвящена актуальной проблеме - медицинской подготовке специалистов пожарно-спасательного профиля. Статья построена на основании анализа научной литературы, который позволяет предложить определенные подходы к медицинской подготовке специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России (компетентностный подход к образованию, диверсификация систем профессионального образования, дуальные программы обучения).
Ключевые слова: медицинская подготовка, дуальные программы обучения
THE PEDAGOGICAL APPROACHES TO MEDICAL TRAINING OF FIRE-SAVING STRUCTURE EXPERTS IN INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION OF EMERCOM OF RUSSIA.
V.A. Balabanov. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
The clause is devoted to an actual problem - to medical training of fire-saving structure experts. The clause is based on the analysis of scientific literature which allows to offer the certain approaches to medical training of fire-saving structure experts in institutes of higher education of Emercom of Russia (competency building approach to formation, systems diversification of vocational education, dual programs of training).
Key words: medical training, dual programs of training
Подготовка специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России проходит в соответствии с основным направлением деятельности МЧС - ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Первостепенной задачей такой деятельности является борьба за снижение людских потерь. В связи с этим особое значение имеет подготовка специалистов в рамках оказания первой медицинской помощи. Обучение оказанию первой медицинской помощи в профессиональных вузах России определено в качестве конкретной задачи подготовки к защите населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [1, 2]. Однако до настоящего времени остается много нерешенных вопросов проблемы медицинской подготовки в вузах не медицинского профиля, в том числе и в вузах МЧС. К таким вопросам относятся законодательно-правовые аспекты оказания помощи немедицинскими работниками, педагогические проблемы обучения и научные аспекты, относящиеся к ПМП как к науке. Юридические основы прав и обязанностей по оказанию ПМП личным составом пожарно-спасательных подразделений обсуждались ранее [3], что касается специалистов -организаторов и руководителей, которые являются выпускниками вузов МЧС - они должны обучаться оказанию ПМП как учащиеся профессиональных вузов [2]. В то же время
специалисты должны не только уметь оказывать ПМП, но и организовать и руководить такой помощью в ситуационном периоде, когда нет медицинских работников и в условиях чрезвычайных ситуаций, то есть должны уметь организовать защиту личного состава и населения. Для конструктивных действий в таких ситуациях необходима компетенция в области медико-биологической защиты от возможных факторов химической, радиационной, биологической природы и их сочетаний. Поэтому подготовка специалистов должна быть более широкой по сравнению с подготовкой личного состава. Для реализации подготовки необходима единая учебно-методическая база обучения, единые программы обучения с учетом специализации выпускников вуза, которых пока нет. Многолетний зарубежный опыт (более 50 лет) и наш 20-летний опыт однозначно свидетельствуют, что методики обучения, применяемые для подготовки медицинских работников (фельдшера, медсестры и тем более врача) непригодны для обучения немедицинских работников. За короткий срок обучения невозможно сформировать медицинское мышление, в связи с чем, по мнению специалистов, в основе обучения должны быть принципы алгоритмизации, стандартизации и отработки практических навыков до автоматизма [4-8]. Такой подход требует научно-обоснованных алгоритмов и стандартов действий, утвержденных соответствующим министерством для немедицинских работников. Однако в России ПМП рассматривается только как начальный этап лечебно-эвакуационных мероприятий и не имеет экспериментальной, статистической и клинической базы как наука. В зарубежных странах уже более полстолетия ПМП развивается в качестве самостоятельного научно-практического направления [9]. На основе экспериментальных, клинических и статистических наблюдений упрощаются (для большей доступности для не медиков) алгоритмы и приемы первой медицинской помощи, рассматривается и внедряется в жизнь возможность применения одноразовых дефибрилляторов и т.д. [10]. В России сложность такого пути развития ПМП связана с тем, что у нас нет системы парамедицинской помощи, нет стандартов помощи, утвержденных для не медиков, они не имеют права делать внутривенные инъекции и пользоваться дефибрилляторами. Научно-обоснованные алгоритмы и стандарты действий должны быть утверждены Министерством здравоохранения. В основе таких стандартов могут быть уже имеющиеся международные стандарты, разработанные известными учеными и клиницистами и апробированные многолетней зарубежной практикой. Сложность проблемы еще и в том, что в вузах технического профиля, в том числе и в вузах МЧС, медицинская подготовка не предполагает получения документа на право оказания такой помощи. К тому же такую подготовку в вузе следует рассматривать в качестве эквивалента безопасности в экстремальных условиях, поскольку она должна формировать компетенцию в области медико-биологических основ защиты людей от поражающих факторов разной природы, связанных с профессиональным риском - химических, механических, термических, психологических, радиационных, биологических. К этому следует добавить, что медицинская подготовка способствует ликвидации диссиметрии знаний, расширяет познания о законах существования живой материи, повышает уровень культуры безопасности, способствует сохранению профессионального и индивидуального здоровья.
Анализ научной педагогической литературы позволяет предложить определенную концепцию медицинской подготовки специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС. В последние годы широко обсуждаются проблемы компетентностного подхода к образованию, проблемы диверсификации систем профессионального образования и дуальных программ обучения [11-13]. В плане решения проблемы медицинской подготовки в вузах МЧС интересными представляются дуальные программы обучения. Вполне реальным является построение дифференциально-интегральной системы медицинской подготовки на основе дуальных программ обучения и развития связей вузов с медицинскими образовательными учреждениями (колледжами, вузами). Такие программы позволят в течение 5 лет получить две специальности - медбрата или фельдшера после 3-х лет обучения, и специалиста МЧС пожарно-спасательного профиля к концу обучения. Дуальность в таком случае выражена, с одной стороны, в кооперации двух образовательных
учреждений, что позволяет и специалистам немедикам получить диплом медработника. С другой стороны, дуальность в том, что выпускник вуза будет иметь две специальности -инженер и медбрат, или фельдшер. Таким образом, несмотря на отсутствие системы парамедицинской помощи можно решить правовые вопросы оказания ПМП специалистами МЧС. Следует учесть при этом, что программа подготовки специалистов в вузах МЧС должна быть шире программы медицинской подготовки рядового состава пожарно-спасательных подразделений и включать разделы медико-биологических основ радиационной и токсикологической безопасности. Реализация предложенной концепции требует дополнительных финансовых вложений и времени, однако цель оправдает вложенные средства, поскольку ориентирована на конструктивные действия руководящего состава в ЧС и снижение людских потерь, как среди населения, так и среди личного состава аварийно-спасательных подразделений. Компетенция специалистов МЧС в области медико-биологических знаний и умений можно рассматривать как эквивалент безопасности аварийно-спасательных работ.
Литература
1. ФЗ РФ от 21.12.1994 № 68-АР «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Постановление Правительства РФ от 4.09.2003 № 547«О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. Коннова Л. А. Юридические основы прав и обязанностей сотрудников ГПС МЧС России по оказанию первой медицинской помощи // Проблемы управления рисками в техносфере.2007.№ 2. С.119-123.
4. Артамонов В.С., Коннова Л.А. Медицинские аспекты полифункциональной деятельности государственной противопожарной службы // Вестник СПб института ГПС МЧС России. 2004.№ 4. С.101-106.
5. Артамонов В.С., Коннова Л.А. Проблемы медицинской подготовки пожарных в аспекте расширения функций ГПС МЧС России // Гражданская защита. 2004. № 4. С.28-30.
6. Сахно И.И., Жуков В.А., Воропаев А.В. Пути совершенствования подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях // Военно-медицинский журнал. 2003. № 6. С.24-49.
7. Авдеева В.Г. О системе подготовки и технологиях интенсивного обучения спасателей Государственной противопожарной службы МЧС России оказанию первой медицинской помощи по поддержанию жизни пострадавших при чрезвычайных ситуациях // Пожаровзрывобезопасность. 2003. № 2. С.44-46.
8. Аветисов А.П., Золотухин А.В., Гайфуллина О.В. Организация медицинской подготовки слушателей, курсантов и студентов Академии гражданской защиты МЧС России // Медицина катастроф. 2005. С.48-49.
9. Сафар П., Бичер Н. Дж. Сердечно-легочная и церебральная реанимация. М.: «Медицина» 1997. 533с.
10. Weisfeldt M.L., Kerber R.E., Mc Goldrick R.P. et.al. Pablic access defibrillation: a statement for healthcare professionals from the Fmerican Heart Association task Force on Automatic External Diflbrillation//Circulation 1995. 92-2763.
11. Гитман Н.Б., Гитман Е.К., Матушкин М.Н. Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ // Высшее образование в России. 2006. № 2. С.39-46.
12. Гитман М., Столбов В., Гитман Е. Дуальная образовательная программа: зарубежный опыт и российские перспективы // Высшее образование в России. 2006. № 10. С.16-21.
13. Шестак Н.В., Шестак В.Н. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовнии // Высшее образование в России. 2009. № 1. С.33-41.