Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лобанов О.Д.

Статья посвящена инновационному подходу к выработке гуманистических ценностей у сотрудников силовых ведомств, прежде всего у студентов юридических специальностей. В статье анализируются вопросы, связанные с формированием профессиональных качеств, мировоззрения сотрудника в процессе осуществления профессиональной деятельности. Установление соответствия качеств личности, прежде всего духовности, должно быть главной задачей при приёме в правоохранительные органы. Именно правоохранительная деятельность обладает огромной значимостью, поскольку направлена на охрану законности и уважение прав личности. Автор приходит к выводу, что современный подход к формированию кадрового состава органов МВД и других силовых структур, комплектование высококвалифицированными специалистами пригодными к правоохранительной деятельности по своим нравственным и психологическим качествам, подразумевают проведение научно-обоснованного исследования в области педагогики, которое должно сформировать систему гражданских и духовных ценностей у будущих сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FEATURES OF THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS AMONG LAW ENFORCEMENT OFFICERS

The article is devoted to an innovative approach to the development of humanistic values among law enforcement officers, primarily law students. The article analyzes the issues related to the formation of professional qualities, the outlook of an employee in the process of professional activity. Establishing the conformity of personality qualities, first of all spirituality, should be the main task when applying to law enforcement agencies. It is law enforcement that is of great importance, since it is aimed at protecting the rule of law and respecting individual rights. The author comes to the conclusion that the modern approach to the formation of the personnel of the Ministry of Internal Affairs and other law enforcement agencies, the recruitment of highly qualified specialists suitable for law enforcement activities according to their moral and psychological qualities, implies conducting a scientifically based research in the field of pedagogy, which should form a system of civil and spiritual values for future law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

О.Д. Лобанов, магистрант

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Смоленский филиал (Россия, г. Смоленск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-7-1-131-133

Аннотация. Статья посвящена инновационному подходу к выработке гуманистических ценностей у сотрудников силовых ведомств, прежде всего у студентов юридических специальностей. В статье анализируются вопросы, связанные с формированием профессиональных качеств, мировоззрения сотрудника в процессе осуществления профессиональной деятельности. Установление соответствия качеств личности, прежде всего духовности, должно быть главной задачей при приёме в правоохранительные органы. Именно правоохранительная деятельность обладает огромной значимостью, поскольку направлена на охрану законности и уважение прав личности. Автор приходит к выводу, что современный подход к формированию кадрового состава органов МВД и других силовых структур, комплектование высококвалифицированными специалистами пригодными к правоохранительной деятельности по своим нравственным и психологическим качествам, подразумевают проведение научно-обоснованного исследования в области педагогики, которое должно сформировать систему гражданских и духовных ценностей у будущих сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова: профессиональная педагогика, правоохранительные органы, формирование духовных ценностей, образовательные технологии.

Основными принципами организации и деятельности сотрудников правоохранительных органов в РФ являются соблюдение и уважение прав и свобод личности. Вопросы предметной компетентности, профессионализма, общественного доверия к сотруднику полиции по-прежнему актуальны. Федеральные органы власти, исполнительные органы субъектов регулярно проводят мониторинг деятельности правоохранительных органов за определённый промежуток времени. Аналитические данные находятся в открытом доступе, публикуются в сети «Интернет» в соответствии с п.5 ст.9 ФЗ «О полиции». Общественное мнение, это не только лакмусовая бумажка оценки работы правоохранительных органов вообще, но и показатель ценностно-ориентированной личности сотрудника прежде всего. Насколько сотруднику свойственны гуманистические и гражданские ценности, определено уровнем воспитанности, образованности и окружающей действительностью, в которой происходит развитие общества. Чело-

век усвоивший духовные ценности, гуманное отношение к личности сохранит их в сложной ситуации [1, с. 1491]. Необходимыми предпосылками формирования критически мыслящей личности сотрудника правоохранительных органов выступают культурные и духовные запросы граждан, совершенствование законодательства, социально-ориентированного по своей сути, усиление борьбы с антиобщественными явлениями, повышение статуса правоохранительных органов в общественном сознании и многие другие общезначимые факторы и явления социальной жизни. Главным ориентиром является восстановление авторитета сотрудника правоохранительных органов, что требует глубокой и детальной проработки на всех этапах формирования уважительного отношения со стороны общества.

Ценностное отношение человека к своей деятельности, к работе в правоохранительных органах это не только вид духовной деятельности, но и выполнение опре-

делённых функций и задач в общественной жизни.

Связующим звеном между психологическим и мировоззренческим уровнями сознания сотрудника правоохранительных органов должна выступать прежде всего нравственность. Если обратиться к истокам формирования нравственного, гуманного отношения к общественным явлениям, то данная позиция, прежде всего ценностно-ориентированная основывается на гражданско-патриотическом чувстве, которое должно воспитываться ещё на стадии формирования будущего сотрудника, в стенах юридического учебного заведения. В современных условиях «учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование самостоятельной, инициативной, творческой и ответственной личности, обладающей высоким уровнем правосознания и гражданственности» [4, с. 4-5].

Важно подчеркнуть, что формирование ценностей, это прежде всего длительный и трудный процесс. Очень важно, чтобы процесс усвоения духовных ценностей проистекал из субъективной реальности сотрудника правоохранительных органов, чтобы он принимал данное как аксиому необходимую ему лично, осмысленно, но не навязывался извне в приказном порядке. К. Рутманис, советский философ, социолог, подчёркивая приоритет осмысления при характеристике духовности, указывает на справедливость принципа тождества бытия и мышления: «Возможно, в мысли есть все, что может быть; мысль, быть может, и есть все» [3, с. 36]. Фактически можно констатировать тот факт, что ценности, сформированные в сознании, будут основополагающим принципом жизнедеятельности субъекта. Духовность человека стоит выше его повседневных потребностей, являясь «необходимой основой» и смыслом человеческого суще-

ствования, что неоднократно подчёркивала в своих работах О.Н. Куликова [2, с. 53]. При подготовке сотрудников, необходимо правильно выбрать образовательную технологию, которая позволит достичь заранее спланированного результата по формированию компетентного и профессионального облика специалиста, сотрудника правоохранительных органов.

Изучение гуманистических и гражданских ценностей несёт в себе определённые сложности, т.к. феномен духовности содержит в своём содержании определённые трудности для строгой научной экспликации, что связано с личностью самого человека.

Поэтому содержание духовных феноменов никогда не может быть полностью, адекватно воспринято, «оно может лишь приоткрыться, обнаружиться в процессе интуитивного схватывания, угадывания и, следовательно, предполагает применение особых методов познания, в которых решающая роль принадлежит воспринимающему субъекту» [5, с. 89].

Критическое мышление сотрудника, как наиболее соответствующее специфике правоохранительной деятельности должно быть гносеологической основой формирования гражданских и духовных ценностей в быстро меняющемся современном мире, где необходимо постоянное развитие и самосовершенствование на базе сформировавшихся общечеловеческих ценностей. Именно на формирование данных навыков должно быть направлено обучение в специализированных юридических вузах. Реализация программ формирования гражданских и духовных ценностей должна вестись в рамках образовательного процесса и в других вузах, где происходит подготовка будущих юристов. Формирование системы ценностей возможно в рамках существующих учебных программ общегуманитарного цикла и в рамках факультативных спецкурсов.

Библиографический список

1. Иванов, А.М. Финансовая и налоговая политика оккупационных властей в годы Великой Отечественной войны (на материалах Смоленского региона) / А.М. Иванов, К.В. Купченко // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2020. - Т. 10. -№6 (63). - С. 1490-1499. - DOI 10.35775/PSI.2020.63.6.008. - EDN YXXUDA.

2. Куликова, О.Н. Межотраслевые принципы уголовно-исполнительного права в уголовном судопроизводстве / О.Н. Куликова, Н.Н. Федоскин // Юридическая наука. - 2020. -№ 1. - С. 52-54. - EDN NHOGAT.

3. Рутманис, К. Разорванность человеческого существования // Человек и духовность. -1990. - №3. - С. 36.

4. Федоскин, Н.Н. Формирование системы гуманистических ценностей у сотрудников правоохранительных органов: специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2005. - 26 с. - EDN NJVBHX.

5. Федоскин, Н.Н. Формирование системы гуманистических и гражданских ценностей сотрудника правоохранительных органов как педагогическая проблема // Актуальные проблемы формирования и совершенствования норм общественных отношений, Смоленск, 01 января - 31 декабря 2014 года. - Смоленск: Смоленская городская типография, 2015. - С. 84-89. - EDN XWIMVD.

PEDAGOGICAL FEATURES OF THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS AMONG LAW ENFORCEMENT OFFICERS

O.D. Lobanov, Graduate Student

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Smolensk branch (Russia, Smolensk)

Abstract. The article is devoted to an innovative approach to the development of humanistic values among law enforcement officers, primarily law students. The article analyzes the issues related to the formation of professional qualities, the outlook of an employee in the process of professional activity. Establishing the conformity ofpersonality qualities, first of all spirituality, should be the main task when applying to law enforcement agencies. It is law enforcement that is of great importance, since it is aimed at protecting the rule of law and respecting individual rights. The author comes to the conclusion that the modern approach to the formation of the personnel of the Ministry of Internal Affairs and other law enforcement agencies, the recruitment of highly qualified specialists suitable for law enforcement activities according to their moral and psychological qualities, implies conducting a scientifically based research in the field of pedagogy, which should form a system of civil and spiritual values for future law enforcement officers.

Keywords: professional pedagogy, law enforcement agencies, formation of spiritual values, educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.