Научная статья на тему 'Педагогические основы технико-тактической подготовки спортсменов, занимающихся борьбой самбо'

Педагогические основы технико-тактической подготовки спортсменов, занимающихся борьбой самбо Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
255
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / САМБО / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Магомедов А.М., Алибеков О.А., Абдулкадыров А.А.

Данная статья это публикация результатов исследования по проведению анализа отдельных сторон подготовленности спортсменов и, в частности физической, специальной физической и технико-тактической подготовленности единоборцев, занимающихся борьбой самбо, исходя из ее современных требований и состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Магомедов А.М., Алибеков О.А., Абдулкадыров А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы технико-тактической подготовки спортсменов, занимающихся борьбой самбо»

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Психологические парадоксы образования // Педагогика. - 2000. - № 5. - С. 13-20.

2. Бондарь В., Желтобрюх С. Прогрессом движет интерес // Армейский сборник. - 2000. - № 7. - С. 73-76.

3. Лымарев В.Н., Андруник А.П. К вопросу о структуре процесса интенсификации обучения // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Сб. материалов международной научно-практической конференции. - М., 2011. - С. 394-397.

4. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ САМБО

© Магомедов А.М.*, Алибеков О.А.*, Абдулкадыров А.А.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Данная статья - это публикация результатов исследования по проведению анализа отдельных сторон подготовленности спортсменов и, в частности физической, специальной физической и технико-тактической подготовленности единоборцев, занимающихся борьбой самбо, исходя из ее современных требований и состояния.

Ключевые слова структура, модельные характеристики, самбо, технико-тактическая подготовка.

Известно, что в процессе спортивной подготовки роль управляемой системы выполняет спортсмен [Матвеев Л.П., 1977, 1991; Платонов В.Н., 1986; Озомин Н.Г., 1970]. Это положение обуславливает необходимость проведения анализа отдельных сторон подготовленности спортсменов и, в частности, физической, специальной физической и технико-тактической подготовленности единоборцев, занимающихся борьбой самбо, исходя из ее современного состояния.

Задачи современной спортивной тренировки требуют преимущественного рассмотрения структуры подготовленности их на том уровне и на материале тех исследований, которые дают возможность представить спортивную тренировку в виде целостного объекта с установленными и развер-

* Доцент кафедры «Спортивно-педагогических дисциплин» ИФКиС «ДГПУ», к.п.н., доцент.

* Доцент кафедры «Спортивно-педагогических дисциплин» ИФКиС «ДГПУ», к.п.н., доцент. " Доцент кафедры «Физического фопитания» «ДГПУ», к.п.н., доцент.

нутыми связями как структурного, так и функционального порядка. Потому важным является определение основных факторов (сторон) физической подготовленности и функциональных возможностей организма единоборцев и раскрытия наиболее устойчивых связей и существенных отношений между ними и эффективностью соревновательной деятельностью, а также внутри отдельных факторов (компонентов), обеспечивающих эту эффективность.

Нами было проведено исследование по определению структуры физической, специально физической и технико-тактической подготовленности единоборцев, занимающихся борьбой самбо на основе учета физических данных и результатов исследования.

При этом согласно результатам следований Ю.В. Верхошнского [1985; 1988] мы дифференцировали понятие состава и структуры физической подготовленности спортсмена. Под составом подразумевается комплекс качественно специфических форм работоспособности, объективно присущих человеку и определяющих успех его спортивной деятельности, а под структурой - целесообразный и системообразующий принцип взаимосвязи в комплексе двигательных способностей, обеспечивающих их функциональное единство и рабочие возможности человека.

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе анализа и обобщения литературных источников и результатов экспериментальных исследований по данной проблеме [Верхошанского Ю.В., 1988; Григорьев С.А., 1986; Исаев А.П. с соавт., 1989] нами была поставлена следующая задача: методами факторного анализа выявить структуру спортивно-технической подготовленности единоборцев, занимающихся борьбой самбо.

Исследование проводилось в ходе учебно-тренировочного процесса подготовки и участия спортсменов, занимающихся борьбой самбо к чемпионату ВУЗов Дагестана (2011-2012), чемпионату России (2011-2012). В эксперименте приняли участие члены мужской и женской сборной команды Дагестана и ДГПУ по борьбе самбо в количестве 24 человек. Средний возраст спортсменов составлял 20,5 лет; рост 168,6 см; вес тела - 75,6 кг; стаж занятий борьбой самбо 6,2 года. Уровень спортивной подготовленности исследуемого контингента составлял: 7 человек имели спортивное звание - мастера спорта России, 15 человек звание - кандидата в мастера спорта и 3 человека имели 1 спортивный разряд.

Материалом для анализа результатов исследования являлись результаты тестирования спортсменов в конце соревновательного периода подготовки и накануне соревнований.

Тестирование и оценка подготовленности спортивно-боевых самбистов осуществлялось по общепринятым методикам [Ашмарин Б.А., 1978; Заци-орский В.И., 1979; Годик И.А., 1988; Антонов С.Г., 1997; Путин В.В., Шес-

таков В.Б., Левицкий А.Г., 2000, 2002]. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке. Факторный анализ проводился с использованием пакета программы Statistica, версия 5.1.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе определения структуры спортивно-технической подготовленности борцов самбистов по результатам прямого, обратного и коррекци-онного анализов было выбрано 38 показателей (из 62), имеющих наиболее высокую информативность, которые подверглись факторному анализу.

Результаты факторного анализа позволили выделить шесть факторов, на долю которых приходится 90,4 % общей дисперсии выборки.

Первый фактор. На его долю приходится 23,6 % общей дисперсии выборки. Высокие факторные нагрузки имеют интегральные показатели технико-тактической подготовленности борца самбиста, арсенала применяющихся в соревновательном поединке технико-тактических действий, разнообразия технических действий.

Этот фактор условно назван нами фактором «технико-тактической подготовленности».

Второй фактор - 20,7 % общей дисперсии выборки. Наиболее значимые имеют показатели, характеризующие специальную физическую подготовленность борцов самбистов. Этот фактор может быть так и обозначен.

Третий фактор - 18,5 % общей дисперсии выборки. Он объединяет все показатели, характеризующие общую физическую подготовленность борцов самбистов. Этот фактор назван нами фактором «общей физической подготовленности».

Четвертый фактор - 11,9 % общей дисперсии выборки. Наибольшие факторные нагрузки имеют здесь показатели функционального состояния организма борцов самбистов: показатели жизненной емкости легких, функциональных систем организма и эффективность реализации потенциальных возможностей (содержание молочной кислоты в крови, максимальной легочной вентиляции). Данный фактор можно интерпретировать как фактор «функционального состояния систем энергообеспечения мышечной деятельности».

Пятый фактор - 9,2 % общей дисперсии выборки. Здесь наблюдаются высокие связи показателей, характеризующих эффективность соревновательной деятельности борцов самбистов. Фактор определен нами как фактор «соревновательной подготовленности».

В целом результаты исследования подтвердили, что успешность соревновательной деятельности борцов самбистов обусловлена взаимодействием многих факторов. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру соревновательной деятельности, выступая как единое целое. О ведущей роли в ней технико-тактической подготовленности свидетельствует

тот факт, что из пяти обобщенных факторов первые четыре характеризуют различные аспекты подготовленности борцов.

На основании результатов проведенных исследований нами была разработана программа подготовки борцов самбистов, членов сборной команды Дагестана для участия в ответственных соревнованиях. Ее реализация позволила значительно улучшить показатели соревновательной деятельности членов команды Дагестана по спортивно-боевому самбо.

Таким образом, результаты факторного анализа представляют собой статистическую модель структуры спортивно-технической подготовленности борца самбиста. В своем индивидуальном выражении такая структура может иметь различные формы, которые определяются как качественными особенностями моторных свойств, присущих индивиду, так и организацией тренировочного процесса. Поэтому при планировании тренировочной нагрузки необходимо учитывать общие тенденции в изменении структуры спортивно-технической подготовленности с ростом мастерства спортсмена, а также индивидуальные особенности конкретного спортсмена и те изменения уровне и соотношении функциональных характеристик, которые ему объективно необходимы.

Список литературы:

1. Антонов С.Г. Критерии спортивной пригодности в единоборстве и методы ее диагностики: учебное пособие / С.Г. Антонов. - СПб.: СПбГАсБК, 1997. - 76 с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 233 с.

3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

4. Годик М.А. Спортивная метрология: учебное пособие для институтов физической культуры / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

5. Григорьев С.А. Техническая подготовка юных борцов-самбистов на основе совершенствования функций равновесия: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / С.А. Григорьев; Государственный институт физической культуры и спорта им. Пр. Леогафта. - Л., 1986. - 22 с.

6. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. -М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.

7. Индивидуальные и обобщенные характеристики технического мастерства, подготовленности и состояния самбистов высшей квалификации / А.П. Исаев, И.В. Шашурин, В.Н. Матвиенко и др. // Становление и совершенствование технико-тактического мастерства в спортивной борьбе: ст. науч. тр. / Омский государственный институт физической культуры и спорта. - Омск, 1989. - С. 68-79.

8. Путин В.В., Шестаков В.Б., Левицкий А.Г. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным: учебно-практическое пособие / В.В. Путин, В.Б. Шестаков, А.Г. Левицкий. - М.: ОЛМА-Пресс, 2002. - 159 с.

О ДВУХГОДИЧНОЙ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОГРАММЕ А.Д. БОТВИННИКОВА И ДР. ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.А. ГЕРВЕРА

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье представлена традиционная программа по школьному курсу «Черчение» для графической подготовки учащихся в течение двух лет с общей нагрузкой 68 часов на два года обучения, разработанная А.Д. Бот-винниковым, И.С. Вышнепольским, В.А. Гервером, М.М. Селиверстовым под редакцией В.А. Гервера. Количество используемых часов на первом году обучения составляет 34 ч., 1 ч. в неделю и 34 ч. на втором году обучения, 1 ч. в неделю. Учителя черчения общеобразовательных учреждений ее используют в процессе обучения школьников черчению в течение двух лет за счет часов регионального и школьного компонентов учебного плана.

В начальной части и сносках статьи автор приводит свои суждения и методические рекомендации к использованию программы, говорит о внесении им незначительных корректировок (сквозной нумерации тем, обязательных графических и практических работ) в программу для удобства ее использования на занятиях со студентами.

Ключевые слова: программа, черчение, обучение в течение двух лет, общеобразовательные учреждения, уроки, графическая подготовка, методические рекомендации.

В настоящее время учащихся в школах обучают черчению в течение одного года (34 ч. в год, по 1 ч. в неделю). На основе изучения и анализа сборника нормативных документов [1] и различной учебно-методической литературы [3-5; 9; 12] мы в своих двух публикациях [2; 6] представили извлеченные две традиционные программы разных авторов из анализируемой литературы в качестве методической помощи для учителей, и дали краткие методические рекомендации к этим программам.

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.