УДК 37.036
ББК 74.268.53+74.202
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ НАРОДОВ МИРА
PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF GIFTEDNESS DEVELOPMENT BY MEANS OF TRADITIONAL MUSIC OF PEOPLES OF THE WORLD
Овчинникова Юлия Сергеевна
Доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат культурологии
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена осмыслению авторской педагогической технологии, направленной на развитие творческой одаренности обучающихся средствами традиционной музыки народов мира, и анализу изменений внутреннего мира личности, связанных с раскрытием творческих способностей в процессе занятий. Теоретическим фундаментом исследования послужили труды А. А. Мелик-Пашаева, который рассматривает одаренность не как свойство избранных людей, а как характеристику каждого человека, проявляющего способность к творчеству. В статье последовательно рассматриваются теоретические основания гипотезы, педагогические задачи, условия и принципы и методы организации музыкальных занятий. Качественный анализ данных, полученных в результате
Ovchinnikova Julia S.
Assistant Professor at the Department of Comparative Literature and Culture of Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University, PhD in Cultural Studies
E-mail: [email protected]
Abstract. The article is focused on the authorial pedagogical technology of giftedness development by means of traditional music of peoples of the world and to analysis of personal changes of inner world, connected with actualization of students' creativity during the process of education. Theoretical foundation of the actual research is based on works of Dr. A. A. Melik-Pashayev, where giftedness is regarded not as quality of special people, but as characteristics of each person that manifests capacity for creativity. In the article theoretical foundations of hypothesis, pedagogical objectives, conditions, principals and methods of organization of musical workshops are regarded. The analysis of data of pedagogical experiment allows to conclude about the development in students of their
педагогического эксперимента, позволяет сделать вывод о развитии у студентов общей музыкальной одаренности. Все участники овладели навыками совместной игры на простейших этноинструментах, обнаружили эмоциональную отзывчивость на музыку, обрели опыт деятельностного переживания музыки как процесса смыслопорождения. Результаты рефлексивного самоотчета студентов показали, что раскрытие «внутренней энергии души», творческого начала в человеке выходит за рамки одной сферы деятельности - в данном случае музыкальной - и ведет к системным изменениям, затрагивающим различные стороны внутреннего мира личности, ее самосознания и самоощущения.
general musical giftedness. All participants of the experiment mastered their skills in solo and joint play on simple ethnic instruments, developed their emotional sensitivity to music, gained active co-experience of music as the process of sensemaking. The results of the reflexive self-report of students showed that actualization of the "inner energy of soul", of the personal creative element, goes beyond one kind of activity - in this context, musical - and leads to system changes embracing different aspects of the personal inner word, of the self-consciousness and self-sentiment.
Ключевые слова: педагогическая технология, традиционная музыка народов мира, развитие одаренности, развитие со-интонирования, развитие творческих способностей.
Keywords: pedagogical technology, traditional music of peoples of the world, giftedness development, development of co-intoning, development of creativity.
Проблема развития одаренности в условиях музыкального образования традиционно рассматривается в ракурсе развития музыкальных способностей и связывается непосредственно с различными видами музыкального творчества. Между тем еще С. Л. Рубинштейн рассматривал понятие одаренности как определяющее «более синтетические, комплексные свойства личности» [1, с. 480], которые выходят за пределы какой-либо одной сферы деятельности. Б. М. Теплов также подчеркивал, что одаренность личности любого крупного музыканта «не исчерпывается только "музыкальными" в собственном смысле свойствами. Она всегда оказывается несравненно более широкой...» [2, с. 25], имеющей большое духовное (интеллектуальное и эмоциональное) содержание.
В Рабочей концепции одаренности, разработанной коллективом ученых под руководством Д. Б. Богоявленской, одаренность раскрывается как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими» [3, с. 5]. В этой связи особый интерес представляет осмысление авторской педагогической технологии, направленной на развитие творческой одаренности обучающихся средствами традиционной музыки народов мира, и анализ изменений внутреннего мира личности, связанных с раскрытием дара творчества.
За 10 лет преподавания курса «Традиционная музыка в культуре народов мира» на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова и
проведения авторских лекций и мастер-классов в МПГУ, ЕГУ имени И. А. Бунина, на ежегодной Международной исследовательской школе был накоплен практический материал, который дает основания для формулирования следующей гипотезы: традиционная музыка народов мира при определенных педагогических условиях может служить средством развития одаренности. Теоретическим фундаментом нашей работы послужили труды А. А. Мелик-Пашаева, который рассматривает одаренность не как свойство избранных людей, а как характеристику каждого человека, проявляющего способность к творчеству [4, с. 16]. Особую важность для постановки педагогических задач авторского курса по традиционной музыке народов мира представляют следующие позиции ученого.
1. Понимая одаренность как норму, А. А. Мелик-Пашаев придает слову «норма» не статистическое, а аксиологическое значение. Опираясь на христианскую антропологию (в рамках которой богоподобие человека связывается с его творческим даром), ученый сино-нимизирует «творческое Я» с «высшим Я» (выраженном в понятии Образа Божия) и выявляет в качестве единой основы всех творческих проявлений человека духовное сотворение себя [5, с. 10-11]. Свидетельством творческой природы человека выступает «внутренняя энергия души» (В. В. Зеньковский), первородный источник одаренности в ее наиболее общей, нерасчлененной форме, в которой заключено начало всех видов одаренности и всех проявлений творчества. То есть творческая одаренность (она же одаренность как таковая) понимается не как отдельный вид одаренности, а как «некий общий стержень, который делает творческими все виды деятельности» [6, с. 82]. Отсюда ученый выводит педагогическую норму: «презумпцию одаренности по отношению к каждому ребенку», которая «уже присутствует в... нерасчлененном, не явленном ему самому виде, как его еще не раскрывшаяся, но чающая раскрытия сущность» [4, с. 17].
Исходя из этого, первой задачей курса «Традиционная музыка в культуре народов мира» выступает раскрытие (или актуализация) первоначальной «внутренней энергии души» обучающихся - их общей творческой одаренности средствами музыки. Иными словами - выявление и активизация дара творчества как такового, который может развиваться через музыкальное творчество, а впоследствии реализовываться и в других видах деятельности. При этом под творчеством, вслед за А. А. Мелик-Пашаевым, мы понимаем свободное порождение и воплощение собственных замыслов, в основе которых лежит потребность представить в художественных образах свои ценностно значимые переживания [7, с. 45].
2. В качестве необходимого условия развития одаренности А. А. Мелик-Пашаев выделяет постепенное «узрение» человеком в самом себе потенциала авторства, осознание и деятельное овладение им [4, с. 17]. В процессе педагогической работы со школьниками и студентами мы неоднократно наблюдали ситуацию «перекрытия» «внутренней энергии души» обучающихся в результате различных внутренних помех, страхов, запретов, личностных установок, детских психологических травм. Между тем возвращение веры в собственные возможности творить может осуществляться не только во время специализированной психотерапевтической помощи, но и в условиях развивающей образовательной среды. Организация успешного творческого опыта обучающихся в пространстве музыкальных занятий выступает не только важным условием пробуждения «высшего/творческого Я» в человеке, но и необходимым условием его полноценного общения с окружающим Миром. Творческое общение с
явлениями художественной культуры и глубокое, опытное переживание Встречи с другими культурными мирами в свою очередь обогащает «творческое Я» и расширяет его границы.
Соответственно, следующими задачами курса выступают: раскрытие в самом себе (как в педагоге, так и в обучающихся) музыканта, способного творить собственный мир в музыке и в жизни (вне зависимости от наличия и степени музыкальной подготовки); творческое изучение и освоение традиционных музыкальных культур народов мира.
3. Художественная одаренность, согласно исследованиям А. А. Мелик-Пашаева, может проявляться в двух аспектах: в общечеловеческом (родовом) и в индивидуальном. В первом случае ее как норму развития должен и может раскрыть в себе каждый нормально развивающийся человек. Во втором аспекте она является характеристикой немногих людей, призванных реализовать присущую каждому человеку внутреннюю энергию души в области художественного творчества. В таком случае, если общей направленностью музыкальных занятий становится не столько развитие специфических музыкальных способностей, а раскрытие общей творческой одаренности как таковой, то появляется возможность дальнейшей реализации этой пробудившейся «внутренней энергии души» - для кого-то в музыке, для кого-то - в других областях деятельности.
Необходимым условием «чувствования» этой «внутренней энергии души» в процессе музыкального опыта, а также его последующего осмысления и применения в других жизненных обстоятельствах является направленность занятий на самопознание и рефлексию как на неотъемлемые составляющие процесса становления субъектной позиции, которая, как подчеркивает А. С. Обухов, позволяет наиболее полно и продуктивно реализовать свои задатки и способности в творческих видах деятельности и может выступать ориентиром развития одаренности [8]. Таким образом, важной задачей данного курса становится создание педагогических условий для организации опыта самопознания и рефлексии у обучающихся в процессе музыкального творчества.
4. Согласно исследованиям А. А. Мелик-Пашаева, художественное творчество основано на целостном отношении человека к миру и к себе, которое сильно развито у художников, но потенциально свойственно каждому. В опытном переживании этой целостности «исчезает невидимый барьер, изолирующий самозамкнутое "Я" от остального мира, и человек непосредственно и осознанно переживает свое бытийное единство с предметом эстетического отношения и... с миром в целом» [9, с84]. Одним из характерных проявлений целостного отношения к миру и к себе в традиционной музыкальной культуре является творчество в со-интонировании с Миром.
В контексте мифологемы Мирового Древа - символа единой и взаимосвязанной Вселенной - это со-интонирование с этнокультурной и этноисторической памятью (корни, Нижний мир, Прошлое), со-интонирование с семьей, родом, общиной, природой (ствол, Средний мир, Настоящее) и со-интонирование с Высшим Принципом бытия (имеющим различные наименования у разных народов - Бог, Дао, Парабраман, Кудай, Вакан Танка и др.) и традиционными ценностями (крона, Высший мир, Будущее) [10]. Под понятием «со-интонирование», которое мы разрабатываем на основе исследований А. В. Тороповой, мы понимаем интонационно-звуковое, тактильно-двигательное, эмоционально-чувственное, образно-смысловое выражение процесса со-переживания Другого (людей, образов, идей и др.).
Таким образом, для пробуждения целостного отношения человека к миру и к себе в процессе музыкального творчества нами ставится следующая задача курса - раскрытие и развитие в самом себе (как в педагоге, так и в обучающихся) способности к со-интонированию с Другим. В качестве Другого в рамках занятий могут выступать: разные культуры и традиции; другие люди (одногруппники, гости), природа (различные звуковые ландшафты, природные материалы, из которых изготовлены этноинструменты); этнокультурные ценности; этнокультурная память и др. Так как феномен интонирования выступает каналом идентификации и закрепления идентичности [11, с. 93], личность после переживания творческого музыкального опыта со-интонирования обретает новое качество, которое может быть осмыслено и применено в других жизненных ситуациях.
Обобщая вышеизложенные позиции, мы приходим следующему перечню педагогических задач курса «Традиционная музыка в культуре народов мира»:
• актуализация первоначальной «внутренней энергии души» обучающихся, их общей одаренности через музыкальное творчество;
• раскрытие в самом себе (как в педагоге, так и в обучающихся) музыканта, способного творить собственный мир в музыке и в жизни;
• творческое изучение и освоение традиционных музыкальных культур народов мира;
• создание педагогических условий для организации опыта самопознания и рефлексии у обучающихся в процессе музыкального творчества;
• раскрытие и развитие у обучающихся способности к со-интонированию с Миром.
В качестве необходимых условий организации занятий в рамках данного курса
выступают:
• наличие научной литературы, материалов полевых исследований, а также видео-, аудио- и интернет-источников по тематике курса;
• включение в занятия примеров живого исполнительства традиционной музыки;
• использование в качестве реквизита этноинструментов, имитирующих различные звуки природы, созвучных в совместной игре и не требующих для освоения специальных музыкальных навыков. К ним относятся: зимбабвийская калимба, испанский барабан ветра, вьетнамские деревянные жабы, мексиканские дерево дождя и барабан тепонацтли, свистульки, этнические погремушки и барабаны;
• следующие требования к преподавателю данного курса: владение игрой на одном или нескольких музыкальных инструментах, знания в области традиционной культуры народов мира, межкультурная компетентность, творческая одаренность и музыкальность, навыки ансамблевой работы, опыт самопознания и познания мира через музыкальное творчество, знание одного или нескольких иностранных языков, опыт исследовательской деятельности.
Среди главных принципов организации музыкальных занятий следует выделить:
• принцип метапредметности (музыка рассматривается не в узко музыковедческом ключе, а в ракурсе самопознания и познания мира, ее взаимосвязи с психологией, традиционными ценностями, образом жизни, менталитетом, этноисторией, фольклором, мифологией, обрядами, праздниками и др.);
• принцип создания пространства «защищенного мира» на основе любви, неосуждения, свободы выбора, обращения к душе и сердцу обучающихся для их личностного и творческого раскрытия;
• принцип организации музыкального опыта как «переживания-деятельности по перестройке внутреннего мира», который ведет к повышению осмысленности жизни (музыкальный опыт на основе понимающей психотерапии Ф. Е. Василюка можно рассматривать двояко: как переживание-созерцание и как переживание-деятельность по перестройке внутреннего мира - как деятельность, направленную на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием и целью которой является повышение осмысленности жизни [12, с. 30]. Встречу различных человеческих и культурных миров можно целенаправленно создавать в пространстве музыкальных занятий, стимулируя, организовывая, направляя процесс переживания и осмысления этого опыта, «стремясь к тому, чтобы этот процесс в идеале вел к росту и совершенствованию личности» [12, с. 11]);
• принцип «через самопознание к познанию мира», предполагающий создание условий для выявления смысложизненных ценностей и индивидуального целеустроения;
• принцип деятельностного подхода к обучению «от действия к наблюдению и осмыслению действия, применению нового опыта в других жизненных контекстах» (в таком случае главной задачей музыкального опыта (в качестве которого могут выступать совместная музыкальная импровизация на этноинструментах, совместное пение, слушание музыки и др.) становится не результат овладения тем или иным музыкальным навыком, а сам процесс продуктивного переживания этого опыта с последующей рефлексией и обсуждением полученных знаний о себе и о Мире относительно применения в других жизненных ситуациях).
Педагогическими методами развития одаренности выступают следующие составляющие:
• обучение игре на традиционных инструментах без носителя интонирования (представителя этнокультуры) через опытное, творческое, самостоятельное исследование и освоение инструмента;
• использование методики совместной игры-импровизации на этноинструментах как деятельностной составляющей педагогики, в которой, отображаясь, преображается действительность (С. Л. Рубинштейн);
• изучение и творческое освоение песен и музыкальных традиций народов мира;
• игровые методики «Раскрытие в себе музыканта», «Диалог с помощью музыкальных инструментов», «Совместное творение мира в звуках» и другие (материал опубликован автором в отдельной статье [13]);
• организация исследовательской деятельности в пространстве занятий;
• включение творческих заданий в разных областях деятельности (рисование, музицирование, сочинение мелодий, написание эссе, изготовление простейших музыкальных инструментов и др.).
Программа курса состоит из четырех тематических разделов, по каждому из которых приведем в качестве примера несколько тем.
Раздел 1. Музыкальное мироведение в контексте сравнительного изучения традиционных культур. Музыка и миф: аспекты взаимодействия. Звуковой ландшафт в традиционной культуре и цивилизации. Время и пространство в традиционной музыке народов мира. Творчество в со-интонировании с Миром как специфическая закономерность традиционной музыки разных народов. Музыкант у Мирового Древа: о гармонизирующей роли музыкального творчества в традиционной культуре. Музыка, религия, медицина: проблема музыкотерапии в традиционных культурах народов мира. От музыкального творчества к самопознанию: музыкальные категории как метафоры жизненных ситуаций.
Раздел 2. Музыкальные картины мира: единство в многообразии. Сердце в ритме с природой: музыкальный космос коренных американцев. Музыка как духовный путь: культурологические аспекты музыкального творчества в индийской традиции. Влияние суфизма на традиционную музыку Ирана, Турции, Индии. Истоки и эволюция музыкальной культуры Греции. Клановые традиции музыкального творчества в гэльской Шотландии. Роль музыкального творчества цыган в мировой культуре. Музыкальные традиции стран Центральной и Южной Африки: родовая и этноисторическая память как актуализация живой связи с предками. Жизнь и смерть в традиционной музыкальной культуре Мексики. Музыка, песня и танец в контексте музыкоцентризма кубинской культуры. Смысловая гамма аргентинского танго: дух портеньо и Буэнос-Айреса. Встреча культур: место музыки кантри в национальной культуре США. Музыкальный космос России: духовные основы народного музыкального творчества.
Раздел 3. Традиционная музыкальная культура в современном мире. Феномен «фольклорного возрождения» в мировой музыкальной культуре второй половины ХХ в. Социальные, исторические и культурологические предпосылки музыкального миротворчества во второй половине ХХ в. Аксиология миротворчества в этномузыке второй половины ХХ -начала XXI вв. Музыка как средство этнокультурной идентификации в современном мире.
Раздел 4. Прикладные аспекты культурологического изучения традиционной музыки народов мира. Традиционные музыкальные инструменты народов мира как средство развития межкультурной сензитивности. Совместная музыкальная игра на этноинстру-ментах как средство самопознания и познания мира. Традиционные песни народов мира как деятельностное средство понимающего сопереживания другой культуры. Музыкальное сказительство в культурной практике. Психотерапевтическая работа с переживанием средствами традиционных этноинструментов.
Более подробно с содержательным наполнением курса можно ознакомиться в учебно-методическом пособии [14].
Каждое занятие по теме курса предполагает: лекционный материал с использованием презентации и видеопримеров, демонстрацию живого звучания этноинструментов, проблемное обсуждение ключевых позиций лекции, организацию совместной музыкальной игры на этноинструментах с последующей рефлексией, выполнение творческих и исследовательских работ в качестве домашнего задания. Более подробно познакомиться с методиками использования этноинструментов в рамках курса можно в следующей статье [13].
Рассмотренные теоретические положения были апробированы автором в рамках педагогического эксперимента, который включал три этапа: констатирующий (2011-2014), поисковый (2011-2015) и формирующий (2014-2015). Опытно-экспериментальной базой
исследования служили три высших учебных заведения: факультет иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова, Институт истории и культуры ЕГУ имени И. А. Бунина, Институт детства МПГУ (всего 500 человек - студентов учреждений).
Качественный анализ данных, полученных в результате педагогического эксперимента, включенного структурированного наблюдения с видеофиксацией совместной музыкальной игры, последующей рефлексии и обсуждения полученного опыта, а также анкетирования в начале и в конце эксперимента, позволяет сделать вывод о развитии у студентов общей творческой одаренности в музыкальной сфере. Все участники эксперимента в большей или меньшей степени овладели навыками совместной игры на простейших этноинструментах, обнаружили эмоциональную отзывчивость на совместно порождаемую музыку и на изучаемую музыку других традиций, показали намерение создать эмоционально выразительный образ в процессе игры, обрели опыт деятельностного переживания музыки как процесса смыслопорождения.
Для выявления у студентов субъективных переживаний собственных изменений, произошедших в результате прохождения данного курса, им было предложено письменно ответить на следующий корпус вопросов (приводим сокращенно): «На занятиях по курсу. я узнал(а)...; я почувствовал(а)...; меня поразило больше всего.; я впервые задумался(лась) над такими вопросами, как.; я научился(лась)...; я никогда не предполагал(а), что музыка.; я понял(а)... Изменилось ли: Ваше отношение к музыке и ее понимание в течение данного курса? .Ваше отношение к другим культурам? .что-то в Вас в течение курса?... .Ваше отношение друг к другу в группе? Если да, то что и как? (поясните ответы) Чем, на Ваш взгляд, отличается способ проведения данных занятий по сравнению с другими? Что полезного, на Ваш взгляд, дает такой способ проведения занятий? Какие знания, умения, навыки, полученные на курсе, представляются Вам значимыми: для Вашей жизни? для Вашей профессиональной деятельности?»
Ответы на поставленные вопросы обрабатывались путем типологизации ответов: выявление ключевых тем, характеризующих различные стороны субъективных переживаний внутренних изменений обучающихся; составление общего тематического списка ответов; группировка ответов студентов в соответствии с составленным списком; выбор наиболее часто встречаемых тем; анализ ответов студентов в рамках каждой выделенной темы; обобщение полученных данных.
Результаты рефлексивного самоотчета студентов показали, что раскрытие «внутренней энергии души» у человека, его творческого начала выходит за рамки какой-либо одной сферы деятельности, как мы уже отмечали в начале статьи. Подлинное пробуждение творца в самом себе ведет к системным изменениям, затрагивающим различные стороны внутреннего мира личности, ее самосознания и самоощущения. Наиболее яркие и показательные ответы обучающихся мы постарались сгруппировать по блокам, раскрывающим ту или иную грань внутренних изменений, связанных с раскрытием творческого дара. Приведем по каждой позиции несколько примеров.
1. Обретение веры в себя и в возможность собственной творческой реализации.
П. А. (девушка, 18 лет): «В результате курса я поняла, что стоит возобновить игру на гитаре, что музыка - важный элемент влияния, ментального и физического.».
Н. К. (девушка, 23 года): «Я поняла, что не стоит бояться и всегда пробовать себя. Например, я начала рисовать, и уже есть какие-то результаты».
П. Ю. (девушка, 22 года): «Во время занятий я почувствовала интерес к игре на музыкальных инструментах, меня поразило, что я могу играть».
A. Я. (девушка, 21 год): «Во время занятий я поняла, что снова хочу заниматься музыкой, мне этого очень не хватало. Я научилась общаться с помощью музыки. Я впервые задумалась над важностью принципа "со-" в нашей жизни. Я думаю о том, как же его можно достичь».
М. М. (девушка, 18 лет): «У меня появилось желание освоить азы музыкального образования, развить у себя музыкальный слух и даже научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте».
В ответах, объединенных настоящим блоком, можно выделить следующие общие черты: возвращение веры в собственные творческие возможности в музыке, которые в силу различных причин были перекрыты и обретены заново во время прохождения данного курса; появление намерения для дальнейших занятий творчеством как в музыке, так и в других областях деятельности (обретение успешного творческого опыта в музыкальной сфере пробудил интерес к реализации собственных художественных замыслов в рисовании); целостное отношение к миру и к себе, которое было пережито через музыкальный опыт, было осмыслено, породив намерение применить этот опыт к другим жизненным ситуациям.
2. Расширение знаний о мировой музыкальной культуре.
С. О. (юноша, 23 года): «Во время занятий я научился воспринимать правильно музыку других народов. Я никогда не предполагал, что музыка может настолько выражать национальность и образ жизни народов. Я глубже стал понимать музыку, понял, что музыка - это то, что так непохоже и так едино».
у. Н. (юноша, 18 лет): «В результате курса я понял, что музыка - это основа жизни, что это не только сфера развлечения, но и средство гармонизации».
B. М. (девушка, 21 год): «Во время занятий я научилась анализировать музыку как носительницу культуры, преданий, религиозных убеждений. В результате я стала больше интересоваться народной музыкой и начала собирать музыкальные инструменты».
А. Б. (девушка, 20 лет): «В результате курса я поняла, что музыка имеет огромную силу и влияние. Я начала больше ее любить, искать ее незнакомые витки, стили, музыку других культур».
Я. Д. (юноша, 18 лет): «Я понял, что музыка может быть не "квадратированной", то есть мелодия может развиваться на протяжении всей композиции».
Л. Е. (девушка, 22 года): «В результате занятий я поняла роль музыки в сохранении традиционной культуры, узнала историю, происхождение, эволюцию, символику и взаимосвязь музыкальных инструментов разных стран и народов. Изменилось мое отношение к музыке: музыка звуками, как словами, рассказывает обо всем. Я захотела научиться играть на каком-то инструменте».
Таким образом, расширение знаний о мировой музыкальной культуре в рамках рассматриваемой технологии способствует более глубокому восприятию и пониманию
музыкальных произведений, помогает увидеть единые духовные основания творчества в разных традициях, позволяет переключить потребительское отношение к музыке как к сфере развлечения на отношение более глубинное, связанное с обретением эстетического опыта и жизненно важных смыслов. Отдельного комментария заслуживает ответ об обнаружении не «квадратированного» начала музыки: одним из увлечений студента было создание электронных композиций по принципу компоновки сэмплов. Обнаружение живого начала музыки в процессе совместного музыкального творчества можно интерпретировать как определенный шаг от сознания «компоновщика» (работа с готовыми электронными формами) к сознанию творца (характеризующемуся живым со-творением как произведения).
3. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и обретение понимания смыслов и роли музыки в собственной жизни.
Л. В. (девушка, 20 лет): «Я поняла, что музыка - это не просто набор нот, в каждой мелодии есть душа, каждая мелодия должна донести до человека что-то. Я поняла, как важна музыка для меня. Меня поразило больше всего, как музыка помогает установить связь с Богом. Я никогда не предполагала, что музыка играет настолько большую роль в жизни человека. Я поняла, что каждый человек должен впустить музыку в свое сердце, чтобы достичь гармонии с собой и с целым миром».
Г. А. (девушка, 19 лет): «Я научилась ярче переживать, внимательнее вслушиваться, искать скрытые мотивы и образы в музыке».
В. Х. (девушка, 22 года): «Во время занятий я почувствовала, что музыка очистила мое сердце и помогла мне лучше понимать жизнь. Изменилось мое отношение к музыке. Раньше я слушала только современную музыку, о традиционной ничего не знала, теперь стала очень нравится традиционная музыка разных народов».
Д. Е. (девушка, 18 лет): «Я впервые задумалась над такими вопросами, как достижение гармонии с собой, ощущение ритма, который задан миру, над вопросом места музыки в жизни каждого человека, даже не занимающегося музыкальным творчеством. Я никогда не предполагала, что музыка во всем, действительно во всем вокруг нас. Мое представление о музыке стало более полным, объемным».
Г. Е. (девушка, 22 года): «Во время занятий я почувствовала. что музыка имеет большую силу менять человека».
Данные примеры дают основания говорить о том, что музыка стала восприниматься обучающимися более ярко, внимательно и осмысленно, чем прежде, а также на глубоко личностном уровне - как средство гармонизации собственного внутреннего мира и мира окружающего, как способ «духовного делания», внутренней работы над собой, как путь, позволяющий опытно переживать высшие ценностные устремления и помогающий лучше понимать собственную жизнь.
4. Развитие межкультурной сензитивности и обретение понимания разных культурных традиций.
К. А. (девушка, 22 года): «Во время занятий я почувствовала единение своей культуры с культурами других народов. Почувствовала содружество, сотворчество. Меня поразило, как богат, красив и многогранен наш мир. Мы так мало знаем об окружающих нас культура, странах, людях. Я научилась понимать культуры других народов».
Д. Е. (девушка, 18 лет): «Изменилось отношение к другим культурам в процессе знакомства с традиционной музыкой. Оказалось, что с точки зрения музыкальных традиций многие культуры оставляют совершенно иное впечатление, чем с обыденной точки зрения... Появилось умение более тонко чувствовать окружающих, быть менее категоричной и уважать их особенности. Появилось представление о гармонии внутри и вне собственного внутреннего мира».
П. П. (девушка, 18 лет): «Во время занятий я научилась чувствовать и относиться с доброжелательностью к различным религиям и культурам, например, к исламу».
Л. Ц. Ц. (юноша, 27 лет): «Я стал лучше понимать внутренний мир изучаемого языка».
В. М. (девушка, 21 год): «Во время занятий я почувствовала душу других народов, проникла в их традиции и верования».
Ш. А. (девушка, 21 год): «Я поняла, что мир очень ярок, красочен, богат и разнообразен. Отношение к другим культурам изменилось очень сильно, я осознала, что, несмотря на свои знания о той или иной культуре, я совсем ее не знала, не чувствовала. Музыка позволила мне погрузиться в мир другой культуры, прожить ее внутри себя. Я стала более наблюдательной, внимательной по отношению к другим вещам, более вдохновленной после изучения музыки Индии, Шотландии, Мексики, Греции. Захотелось более детально погрузиться в их культуру».
П. А. (девушка, 19 лет): «Я начала относиться терпимее к тому, что мне не нравится. Развила умение слушать и менять свое мнение, быть гибкой».
К. Л. (девушка, 18 лет): «Во время занятий я почувствовала неразрывную связь между традиционной музыкой народов мира и их мировоззрением, с их философией жизни. Я почувствовала, что необходимо всегда помнить о принципе "со-" и о том, что ритм и лад - необходимая часть жизни любого человека».
В развитии межкультурной сензитивности обучающихся следует выделить следующие аспекты: практически все респонденты отмечают переживание единства своей культуры с культурами других народов, себя и других участников курса. Через музыкальный опыт межкультурная сензитивность пробуждается не столько через некие внешние установки, сколько собственным продуктивным переживанием, ведущим к обретению новых жизненных смыслов. Кроме того, музыкальный опыт рождает вдохновение, о котором пишут респонденты, в результате настоящей творческой Встречи с Другими. Работа переживания через музыкальный опыт делает его участников более гибкими и чуткими в межличностных отношениях.
5. Обретение опыта самопознания, осмысление его ценности в собственной жизни.
Т. Е. (девушка, 20 лет): «Во время занятий я научилась слушать и слышать, проникаться, внимать, выражать свои мысли. В результате я поняла свое предназначение (отчасти)».
Ш. А. (девушка, 21 год): «Я впервые задумалась над тем, что есть смысл жизни, счастье. Я научилась прислушиваться к самой себе и замечать удивительное в простых вещах. Музыка стала для меня не только гармонией звуков, способом расслабиться и хорошо провести время, но и способом познания себя, способом познания других культур, способом восстановления внутренней гармонии».
Д. Е. (девушка, 18 лет): «Я поняла, что путь к самопознанию и гармонии с собой и окружающим миром лежит через музыку, ее изучение и ощущение. Изменилось мое отношение к музыке и отчасти поменялось мое отношение к себе и к другим людям в процессе совместного музыкального творчества».
С. О. (юноша, 23 года): «В течение курса во мне изменилось самосознание».
С. Л. (девушка, 20 лет): «Данные занятия учат пониманию себя - это главное отличие. Я научилась отделять главное от второстепенного, понимать окружающих».
Г. А. (девушка, 19 лет): «В результате курса я поняла, что мне хотелось бы изменить в своей жизни».
Осознание собственного предназначения (даже отчасти), а также обретение смысла и счастья в жизни для некоторых участников курса представляется нам одним из главных результатов развития одаренности. Прислушиваться к себе, замечать удивительное в простых вещах, отделять главное от второстепенного, понимать себя и других, намерение менять собственную жизнь - все это формирует важные ступени становления авторства собственной жизни.
6. Изменение отношений в группе, участники группы стали лучше понимать и чувствовать друг друга.
П. А. (девушка, 18 лет): «Отношения в группе изменились. В процессе занятий мы сдружились со многими из ребят, раскрывшись».
Д. Е. (девушка, 18 лет): «Мне кажется, мы стали лучше понимать друг друга».
А. Я. (девушка, 21 год): «Во время занятий я почувствовала единение с малознакомыми людьми, это очень приятно».
Ш. А. (девушка, 21 год): «У нас появилось больше общего».
П. А. (девушка, 19 лет): «Мы стали сплоченнее».
К. Е. (девушка, 18 лет): «Мне открылись мои одногруппники с другой стороны, через музыку каждый из нас выражал свое "я", а совместная игра сплотила нас».
Л. А. (девушка, 18 лет): «Изменилось отношение друг к другу в группе, я узнала много нового о своих одногруппниках, во многом их характеры, образ мыслей открылся мне».
С. Л. (девушка, 20 лет): «В результате курса, мне кажется, мы стали более открытыми, больше внимания стали уделять интересам друг друга».
Следует отметить, что степень изменения отношений в группах зависела от различных факторов: в группах первого курса, а также группах, сформировавшихся из представителей разных курсов и специальностей, - тех, которые еще находились в процессе выстраивания внутренних отношений, степень сплоченности и понимания друг друга, обретенная в результате занятий, была очень высокой. В уже сложившихся группах старших курсов динамика изменений межличностных отношений была меньше, но появилось новое качество - более глубокое чувствование мира Другого.
7. Обретение более внимательного, открытого и бережного отношения к другим и к окружающему миру в целом.
М. Н. (девушка, 20 лет): «В течение курса я научилась лучше слышать и понимать собеседника, другие культуры».
П. А. (девушка, 18 лет): «Я стала подмечать то, что не подмечала ранее в людях и в природе, стараться не строить свое мнение о чем-либо по первому суждению. Научилась быть терпимее к взглядам другого человека., отличным от моих. Появилось внимательное и доброе обращение к окружающим».
К. К. (девушка, 20 лет): «Я поняла, что нужно учиться создавать близкие отношения с людьми, более открытые. У меня появилось более открытое отношение к людям».
Г. А. (девушка, 19 лет): «Во время занятий я почувствовала, насколько гармонично устроен мир, как музыка позволяет понять это. Я впервые задумалась над такими вопросами, как причины непонимания между людьми в современном мире; каким образом музыка может влиять на нашу жизнь. Я научилась внимательнее слушать других, лучше чувствовать партнера».
П. А. (девушка, 19 лет): «Во время занятий я почувствовала, как много я упускала по жизни. Впервые задумалась над такими вопросами, как сочувствие, соучастие».
Г. Н. (девушка, 20 лет): «В результате курса я стала более терпимой к опозданиям других - они лишь сбились с ритма».
Ответы этого блока показывают перенесение музыкального опыта (поиска со-зву-чия, со-слушивания, со-настраивания во время игры; осмысление причин диссонанса или рассогласованности) на другие жизненные ситуации: в частности, появление более открытого отношения к людям, обретение в общении с другими умения более внимательно слушать и понимать собеседника.
8. Появление навыков использования музыки для гармонизации собственной жизни и жизни общества.
Г. М. (девушка, 18 лет): «Я поняла, что музыку можно настроить, как и человека. Главное настроить свою жизнь на со-участие».
Г. А. (девушка, 19 лет): «Для моей жизни я получила умение прислушиваться к себе и окружающим, гармонизировать пространства вокруг себя с помощью музыки».
З. А. (девушка, 19 лет): «Во время занятий я научилась различать и использовать музыку в повседневной жизни, чувствовать и слышать музыку природы. Я поняла, что музыка имеет огромное влияние на мой внутренний мир, может налаживать отношения в семье. Я научилась слушать ритмы своего организма, вписывать музыку в свой мир, гармонизировать отношения в семье, с друзьями с помощью музыки».
Г. Ю. (девушка, 18 лет): «Для своей педагогической работы я поняла, что детей можно приобщить к жизни через музыку, с помощью методики совместной игры на музыкальных инструментах. Благодаря такой игре ребенок не только творчески развивается, но и учится сопереживать, слушать себя и других, различать чувства и эмоции других, овладевает способами выражения своего душевного состояния в музыке. С помощью этого можно перестроить внутренний мир ребенка и настроить его на позитивные эмоции».
Т. О. (девушка, 18 лет): «В будущем я постараюсь, чтобы в моей профессиональной деятельности все начиналось именно с "со-", потому что это начало начал, на мой взгляд. Я постараюсь научить детей сопереживать друг другу, сочувствовать, соболезновать, сотрудничать друг с другом, соучаствовать, согласовывать между собой какие-либо моменты, тем самым соединиться в дружный коллектив».
Данные ответы иллюстрируют не просто развитие эстетического чувства, но дея-тельностное овладение полученным опытом и намерение практически применять его в жизни: гармонизировать собственное внутреннее состояние и окружающее пространство с помощью музыки, налаживать отношения в семье и с друзьями, использовать полученный опыт в педагогической работе с детьми.
9. Осмысление миротворческой роли музыки.
К. Е. (девушка, 18 лет): «Во время занятий я впервые задумалась над такими вопросами: как может ли музыка изменить наш мир? Что могут сделать люди, чтобы создать гармонию и мир во всем мире? Как ритм влияет на нашу жизнь? Каким образом человек познает себя через музыку? Я никогда не предполагала, что музыка может принимать такие разные формы и помогать человеку найти связь с Богом. В результате курса я поняла, что предназначение людей на Земле - созидание гармонии и единства в мире, некоторые -с помощью музыки, другие - просто своим отношением к другим людям. Я поняла, что музыка может не только успокаивать или пробуждать, но и является средством. молитвы и обладает целительной силой».
Л. А. (девушка, 18 лет): «Я впервые задумалась над тем. что музыка является инструментом миротворчества, способом единения людей, что наполнена сакральным, духовным, глубинным смыслом... Я никогда не предполагала, что музыка - это источник любви и гармонии в самом глубоком смысле, что музыка способна перевернуть человеческую жизнь... Я стала. глубже чувствовать музыку, других людей».
З. Е. (девушка, 18 лет): «Мне понравилась идея демонстрации музыкальных инструментов непосредственно на занятиях. Музыкальные инструменты являются неотделимой частью методики совместной игры, которая учит детей работать в команде, слушать и слышать друг друга, развивает умение договариваться и находить компромисс».
Чувство радости соприсутствия и единения, которое переживалось участниками курса во время совместного музыкального опыта (пения, игры, слушания музыки), с одной стороны, относится непосредственно к моменту переживания и остается как бы в нем; но с другой стороны, раз пережитое, оно оставляет свой отпечаток во внутреннем мире личности как то возможное для воплощения в жизнь пространство света и тепла, которое хочется творить и воссоздавать в других жизненных ситуациях. Из этого момента рождается не внешняя установка на толерантность и терпимость к другим, но внутренний опыт преодоления отчужденности к обретению духовного родства.
10. Рефлексия по поводу методологии проведения занятий.
С. О. (юноша, 23 года): «Во время занятий я почувствовал теплоту общения, непринужденность, свободу высказывания своего мнения, своих мыслей. В преподавании поразило больше всего отсутствие шаблонности. Такой способ проведения занятий дает раскрытие человека как личности».
П. Ю. (девушка, 22 года): «Занятия дают больше уверенности в себе, заинтересованности в учебном процессе».
П. А. (девушка, 18 лет): «Такой способ занятий направлен, в первую очередь, на познание себя и только потом - на познание других; наглядно, благодаря прекрасной музыкальной игре преподавателя, иллюстрируют менталитет народа».
К. К. (девушка, 20 лет): «Такой способ проведения занятий помогает понять себя».
А. М. (девушка, 21 год): «Такой способ преподавания содержит много практического аспекта, возможность творить самостоятельно на занятии. Если поеду на Восток, буду совершать меньше культурных ошибок».
Д. Е. (девушка, 18 лет): «Отличительные черты данных занятий - вовлеченность в процесс, причастность, психологичность, духовность, практическая полезность полученных знаний в жизни - уже сейчас. Такой способ ведения занятий позволяет понять окружающих и себя, получить духовные знания, обогащаться».
A. Я. (девушка, 21 год): «Способ проведения занятий помогает погрузиться в тему, пробуждает личный интерес к теме, отличается открытым общением и творческим подходом. Я лучше всего усваиваю материал, если он меня вдохновляет, это и произошло на ваших занятиях».
B. Х. (девушка, 22 года): «Такой способ проведения занятий дает возможность совершенствовать себя, увеличить ощущение счастья».
К. Е. (девушка, 18 лет): «Явное отличие курса - это наличие практики, реального участия студентов в учебном процессе. Это дает. реальную заинтересованность в учении, включенность в учебный процесс. То, что мы все говорим и высказываем свое мнение. помогает нам самим лучше понять себя и других».
Таким образом, нами было рассмотрено два локуса отслеживания изменений в развитии общей творческой одаренности студентов - внешний (педагога-наблюдателя) и внутренний (непосредственно обучающихся, участников музыкальных занятий). Первый, полученный в результате включенного структурированного наблюдения с видеофиксацией, - это различные аспекты музыкального творчества, связанного с овладением сольной и совместной игрой-импровизацией на простейших этноинструментах, с изучением и совместным исполнением песен разных народов с последующей рефлексией обучающихся и обсуждением полученного опыта. Второй - это субъективные переживания собственных изменений, произошедших у студентов в процессе курса. Обобщая результаты проведенного эксперимента, можно сделать следующие выводы.
1. Создание на занятиях ситуации успешного творческого музыкального опыта способствует субъективному переживанию пробуждения собственных творческих сил, обретению веры в себя и в возможность собственной творческой реализации не только в музыке, но и в других областях деятельности; служит основой для понимания плодов творчества других людей, культур, традиций.
2. Творческий подход к преподаванию курса по традиционной музыке, основанный на вдохновении и опыте преподавателя (как в области музыкального творчества, так и в сфере полевых и теоретических исследований) и предполагающий создание ситуации опытного переживания миров различных культур средствами совместного исполнения музыки, помогает студентам не только естественным образом расширять знания о мировой музыкальной культуре, но и развивать их межкультурную сензитивность, понимание разных культурных традиций.
3. Использование авторских методик обучения игре на простейших этноинстру-ментах без носителя интонирования (на основе индивидуального живого исследования звуковых возможностей инструмента для выражения собственных переживаний и для
совместной игры) способствует субъективным переживаниям сплочения группы, более глубокому пониманию и чувствованию друг друга.
4. Общая направленность курса по традиционной музыке на самопознание и познание мира, изучение музыкальных категорий как метафор жизненных ситуаций, создание в пространстве занятий условий для переживания музыкального опыта как деятельности по перестройке внутреннего мира и повышения осмысленности жизни ведет к развитию самосознания, к лучшему пониманию себя, собственных переживаний и поведения, к обретению более внимательного, открытого и бережного отношения к другим и к миру в целом, способствует осмыслению миротворческой роли музыки, дает навыки использования музыки для гармонизации собственной жизни и жизни общества.
Рассмотренные грани субъективных переживаний внутренних изменений студентов вследствие пробуждения «внутренней энергии души» через музыкальное творчество показывают, что музыка в рассматриваемой педагогической технологии предстает метафорой макро- и микрокосма - собственного внутреннего мира и Мира в целом, живой сутью самой жизни. Неотъемлемой составляющей занятий курса «Традиционная музыка в культуре народов мира» стало открытие и порождение новых жизненных смыслов в процессе творческого музыкального общения - не только для студентов, но и для преподавателя. А так как каждое «продуктивное переживание есть таинство творчества» [14, с 111], оно приближает человека к исполнению его Высшего призвания - осознания и ощущения себя автором собственной жизни, творящим и созидающим свое прошлое, настоящее и будущее.
Список литературы
1. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. - М.: Учпедгиз, 1935. - 496 с.
2. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 335 с.
3. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова и др. - 2-е изд. - М.: М-во образования РФ, 2003. - 95 с.
4. Мелик-Пашаев А. А. Проявление одаренности как норма развития // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19, № 4. - С. 15-21.
5. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: автореф. д-ра психол. наук. - М., 1994. - 42 с.
6. Мелик-Пашаев А. А. О художественной одаренности и одаренности как таковой // Всероссийская конф. «Одаренность: методы выявления и пути развития»: сб. ст., докл. и материалов. 28 сент. 2017 г., г. Москва / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. -М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. - 186 с.
7. Мелик-Пашаев А. А. Диагностика намерений // Вестн. каф. ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2011. - № 3. - С. 44-53.
8. Обухов А. С. Одаренность как ориентир развития: овладение даров в исследовательской деятельности // Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога: науч.-метод. сб. в 2 т. / под общ. ред. проф. А. С. Обухова. - Т. 1: Теория и методика. - М.: Общероссийская общественная организация творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2012. - С. 338-343.
9. Мелик-Пашаев А. А. Искусство и здоровье // В единстве с миром. Искусство и художественное развитие ребенка. - М.: ВЦХТ, 2013.- С. 79-89. - («Я вхожу в мир искусства»).
10. Овчинникова Ю. С. Миротворчество как категория традиционно ориентированного музыкального образования // Вестн. каф. ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2016. - № 2. - С. 13-26.
11. Торопова А. В. Феномен интонирования в контексте исследования музыкально-языкового сознания // Развитие личности. - 2013. - № 3. - С. 86-101.
12. Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М.: МГУ, 1984. - 240 с.
13. Овчинникова Ю.С. Традиционные музыкальные инструменты народов мира как деятельностное средство педагогики синтеза // Вестн. каф. ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2015. - № 1. - С. 11-24.
14. Баркова Ю.С. Традиционная музыка в культуре народов мира: учеб.-метод. пособие. - М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2011. - 180 с.
15. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). - М.: Смысл, 2005. - 191 с.
References
1. Rubinstein S. L. Osnovy psikhologii. Moscow: Uchpedgiz, 1935. 496 p.
2. Teplov B. M. Psikhologiya muzykalnykh sposobnostey. Moscow - Leningrad: Izd-vo APN RSFSR, 1947. 335 p.
3. Bogoyavlenskaya D. B., Shadrikov V. D. et al. (Eds.) Rabochaya kontseptsiya odarennosti. Moscow: M-vo obrazovaniya RF, 2003. 95 p.
4. Melik-Pashaev A. A. Proyavlenie odarennosti kak norma razvitiya. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014, Vol. 19, No. 4, pp. 15-21.
5. Melik-Pashaev A. A. Psikhologicheskie osnovy sposobnostey k khudozhestvennomu tvorchestvu. ScD dissertation (Psychology). Moscow, 1994. 42 p.
6. Melik-Pashaev A. A. O khudozhestvennoy odarennosti i odarennosti kak takovoy. In: Odarennost: metody vyyavleniya i puti razvitiya. Proceedings of International Conference. 28 Sept. 2017, Moscow. Moscow: MGTU im. N. E. Bauman, 2017. 186 p.
7. Melik-Pashaev A. A. Diagnostika namereniy. Vestn. kaf. YUNESKO "Muzykalnoe is-kusstvo i obrazovanie". 2011, No. 3, pp. 44-53.
8. Obukhov A. S. Odarennost kak orientir razvitiya: ovladenie darov v issledova-telskoy deyatelnosti. In: Obukhov A. S. (Ed.) Issledovatelskiy podkhod v obrazovanii: problema podgotovki pedagoga. Vol. 1: Teoriya i metodika. Moscow: Obshcherossiyskaya obshchestvennaya organizatsiya tvorcheskikh pedagogov "Issledovatel": MPGU, 2012. Pp. 338-343.
9. Melik-Pashaev A. A. Iskusstvo i zdorovye. In: V edinstve s mirom. Iskusstvo i khu-dozhestvennoe razvitie rebenka. Moscow.: VTsKhT, 2013. Pp. 79-89. ("Ya vkhozhu v mir iskusstva").
10. Ovchinnikova Yu. S. Mirotvorchestvo kak kategoriya traditsionno orientirovannogo muzykalnogo obrazovaniya. Vestn. kaf. YUNESKO "Muzykalnoe iskusstvo i obrazovanie". 2016, No. 2, pp. 13-26.
11. Toropova A. V. Fenomen intonirovaniya v kontekste issledovaniya muzykalno-yazy-kovogo soznaniya. Razvitie lichnosti. 2013, No. 3, pp. 86-101.
12. Vasilyuk F. E. Psikhologiya perezhivaniya. Moscow: MGU, 1984. 240 p.
13. Ovchinnikova Yu.S. Traditsionnye muzykalnye instrumenty narodov mira kak dey-atelnostnoe sredstvo pedagogiki sinteza. Vestn. kaf. YUNESKO "Muzykalnoe iskusstvo i obrazovanie". 2015, No. 1, pp. 11-24.
14. Barkova Yu.S. Traditsionnaya muzyka v kulture narodov mira: ucheb.-metod. posobie. Moscow: Tsentr po izucheniyu vzaimodeystviya kultur, 2011. 180 p.
15. Vasilyuk F. E. Perezhivanie i molitva (opyt obshchepsikhologicheskogo issledovaniya). Moscow: Smysl, 2005. 191 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 4