THE PEDAGOGICAL BASIS FOR THE USE OF VARIOUS FOLK CULTURES IN THE EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN Azimova M.U. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Azimova Musharraf Utkirovna — Master, SPECIALTY: PRESCHOOL EDUCATION, NAVOI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the pedagogical basis for the use of various folk cultures in the education of preschool children. The pedagogical approaches to the moral education of older preschoolers are analyzed, the influence of folk culture on the moral education of older preschoolers in the conditions of preschool education is considered. The possibility of using a culturological approach in working with children is considered, so that education is carried out as a cultural process based on the values of national and universal cultures.
Keywords: moral education, traditional folk culture, preschool education, moral education programs, culturological approach, folk tale, folk games.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАРОДНЫХ КУЛЬТУР В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Азимова М.У. (Республика Узбекистан)
Азимова Мушарраф Уткировна — магистр, специальность: дошкольное образование, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются педагогические основы использования различных народных культур в воспитании дошкольников. Анализируются педагогические подходы к нравственному воспитанию старших дошкольников, рассматривается влияние народной культуры на нравственное воспитание старших дошкольников в условиях ДОУ. Рассмотрена возможность использования в работе с детьми культурологического подхода, чтобы воспитание осуществлялось как культурный процесс, основанный на ценностях национальной и общечеловеческой культур.
Ключевые слова: нравственное воспитание, традиционная народная культура, дошкольное воспитание, программы по нравственному воспитанию, культурологический подход, народная сказка, народные игры.
Дошкольный возраст является важным периодом в жизни - это отправная точка для дальнейшего развития, «фундамент» для «строительства жизни» ребенка.
Д.Б. Эльконин подчеркнул, что поведение человека, степень его духовной и культурной идентичности, личностные смыслы и нравственно-патриотические ценности во многом определяются тем, что он впитал в детстве [2].
Одной из главных задач дошкольного образования является воспитание самостоятельного, инициативного, активного гражданина с четко выраженной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. В качестве одной из составляющих данного процесса принято считать нравственное воспитание дошкольников.
Традиционная народная культура - это духовные и материальные ценности, созданные народом, т. е. передаваемые от поколения к поколению этнопедагогические, семейно-бытовые и обрядовые традиции. Это источник великой народной мудрости и накопленного многовекового опыта. Воспитывать детей в национальных традициях - значит донести до их сознания, что они являются носителями и хранителями народной культуры. Достичь этого можно при условии, что народная культура станет неотъемлемой частью их жизни. Нужно воспользоваться тем богатейшим опытом и материалом, который есть в арсенале отечественной педагогики.
Это использование народной педагогики, воспитательный потенциал которой высоко оценивал К.Д.Ушинский. Он писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...» [ 1].
91 ■ European science № 2 (51). Part II
Малые фольклорные формы: сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки - это кладезь, несущий познавательный и воспитательный потенциал. Они сохраняют для нас особенные черты, присущие только русскому характеру, нравственные ценности, представления о красоте, доброте, храбрости, трудолюбии, правде, верности. Поговорки и пословицы - это сжатые, краткие изречения, которые сложились на основе векового жизненного опыта. В них очень точно и кратко оценивают жизненные ситуации и позиции, восхваляют положительные качества, подвергают высмеиванию человеческие недостатки. Они являются незаменимым, богатейшим источником как нравственного, так и познавательного развития детей.
В работе с детьми незаменима такая форма народного творчества, как загадки. Взрослому необходимо грамотно подобрать их так, чтобы смысл загадок был понятен и близок опыту детей. Ведь использование загадок состоит не в том, чтобы как можно быстрее ее разгадать, а в том, чтобы ум ребенка искал ответ; сравнивая и сопоставляя, развивая мышление детей, приучая их анализировать явления и предметы окружающей действительности. Это также средства, осуществляющие нравственное и умственное воспитание, воздействующие на сознание и тем самым способствующие формированию личности ребенка.
Душа народа в народных песнях - это целый философский мир, выраженный поэтическими формами. Их главная цель - выработать эстетические вкусы и взгляды, привить любовь ко всему прекрасному. Все события жизни народа сопровождались песней, поэтому в ней собрано все: радость, горе, переживания, гордость. В этом и есть педагогическая ценность народной песни.
Важнейшее воспитательное средство - народные сказки. Узбекские педагоги всегда высоко оценивали воспитательный и образовательный потенциал народных сказок и рекомендовали широко использовать их в педагогической работе.
Сказка -это творение народа, и потому она является источником воспитания любви к родной природе, родной земле, к Родине. Она эмоционально воздействует на душу ребенка, затрагивая сердце и разум, учит быть справедливыми и добрыми, ненавидеть и презирать злодеев, хитрецов и лжецов, противостоять злу. Сказка-ложь, на деле оказывается самой, что ни на есть, правдой. Она учит быть сильным и мужественным, великодушным и добрым, милосердным и заботливым, предлагает образы женского и мужского поведения. Она моделирует различные очень важные жизненные ситуации и показывает последствие неверных необдуманных решений. Рассказывание сказок - это искусство, которым должны овладеть взрослые, чтобы раскрыть весь их потенциал для детей.
Народные праздники, традиции должны использоваться в работе с детьми. Это клад, накопленный и сохраненный для потомков, вобравший в себя ценные наблюдения за тем, что нас окружает: погодные изменения, поведение животных и птиц, особенности времен года и связанные с этим труд, жизненный уклад, различные стороны жизни человека. Это история народа, народная мудрость. Народные праздники с песнями, хороводами, обрядами и, конечно же, играми - это источник внутренней энергии понимания и познания жизни нашего народа.
Список литературы / References
1. Ушинский К.Д. и современная школа. Ч. 1 / Тезисы докладов Всерос. науч.-практ. конф. (2325 февраля 1994 г.). Курск. Изд-во: Гос. пед. ин-та, 1994.
2. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. М., 1986.
European science № 2 (51). Part II ■ 92