Научная статья на тему 'Педагогические направления обеспечения информационно-коммуникативной безопасности в современной образовательной среде'

Педагогические направления обеспечения информационно-коммуникативной безопасности в современной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / PEDAGOGICAL DIRECTIONS / INFORMATION AND COMMUNICATION SECURITY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / AGGRESSIVE BEHAVIOR / THREATS TO SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стукалова Ольга Вадимовна

В современной образовательной среде коммуникация во многом оказывается зависимой от информационных технологий, в которых очень важно сохранить способности различения внешнего и внутреннего плана общения. В статье раскрываются педагогические направления обеспечения информационно-коммуникативной безопасности в этом контексте; рассматриваются примеры возможных решений проблемы преодоления негативных воздействий информационных технологий на уровень коммуникации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стукалова Ольга Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF INFORMATION AND COMMUNICATION SECURITY IN MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In a modern educational environment, communication is much dependent on information technology, in which it is very important to maintain the ability to distinguish between an external and internal communication plan. The article reveals the pedagogical directions of ensuring information and communication security in this context, examines examples of possible solutions to the problem of the negative impacts of information technologies' overcoming on the students' communication level.

Текст научной работы на тему «Педагогические направления обеспечения информационно-коммуникативной безопасности в современной образовательной среде»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

О.В. Стукалова1

1Статья подготовлена в рамках проекта Государственного задания ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО» «Содержание и механизмы модернизации художественного образования» № 27.7394.2017/8.9 (руководитель: Л.Л. Алексеева, доктор педагогических наук, доцент)

Аннотация. В современной образовательной среде коммуникация во многом оказывается зависимой от информационных технологий, в которых очень важно сохранить способности различения внешнего и внутреннего плана общения. В статье раскрываются педагогические направления обеспечения информационно -коммуникативной безопасности в этом контексте; рассматриваются примеры возможных решений проблемы преодоления негативных воздействий информационных технологий на уровень коммуникации обучающихся.

Ключевые слова: педагогические направления, информационно-коммуникативная безопасность, образовательная среда, агрессивное поведение, угрозы безопасности.

PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF INFORMATION AND COMMUNICATION

SECURITY IN MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

O. Stukalova

Abstract. In a modern educational environment, communication is much dependent on information technology, in which it is very important to maintain the ability to distinguish between an external and internal communication plan. The article reveals the pedagogical directions of ensuring information and communication security in this context, examines examples of possible solutions to the problem of the negative impacts of information technologies' overcoming on the students' communication level.

Keywords: pedagogical directions, information and communication security, educational environment, aggressive behavior, threats to security.

Актуальность взаимодействия сознания и реальности особенно очевидна в современном информационном обществе, которое оказывает влияние и на сферу образования. Исследователи говорят о разрушении социогенетических механизмов развития цивилизации и сложившихся систем ценностей. Замена реального виртуальным мешает молодежи адекватно воспринимать и осмыслять возникающие в социуме вызовы и угрозы продуктивной коммуникации [5].

Процесс освоения информации оказывает значительное воздействие на психику, известно, что информация может быть использована для манипулирования человеческой личностью и поведением, что в дальнейшем может спровоцировать агрессивное поведение, вызвать угрозу безопасности личности и организации межкультурного диалога [2]. Учеными отмечается, что в современных условиях межкультурный диалог все чаще может сопровождаться «...нарастанием неприязни принимающего к тому, кто над ним доминирует, и острой борьбой за духовную независимость» [6,

а16-28] - то, что называется «бунтом периферии против центра».

В основе поведенческих стратегий личности, глубоко осознающей значимость

информационно-коммуникативной безопасности, как показывают педагогические наблюдения, лежит восприятие самого себя не просто как самодостаточного субъекта, а личности, которая нуждается в признании значимости чужого опыта, способной принять его как основы для поиска взаимоприемлемых решений в самых сложных ситуациях, понимания возможности многовариантности человеческого бытия.

Не вызывает сомнения значимость обеспечения информационно-коммуникативной безопасности в образовательной среде. Вопрос состоит в механизмах и средствах этого процесса, четком понимании того, как можно преодолеть негативные воздействия информации на современных обучающихся.

К значимым педагогическим направлениям обеспечения информационно-коммуникативной безопасности относятся:

1. Осуществление комплексного мониторинга субъектов образовательной среды в контексте

готовности к общению на принципах информационно-коммуникативной безопасности. Мониторинг включает в себя:

а) исследование личностных составляющих готовности к информационно-коммуникативной безопасности:

- исследование интересов и мотивации;

- изучение поведения субъектов образовательного процесса в сложных конфликтных условиях, ситуациях, требующих принятия быстрого решения;

- выявление подростков с девиантным поведением;

- анализ потребностей обучающихся в защите в ситуациях получения и обмена информацией, общения с индивидом или с группой;

- определение у обучающихся стремления к лидерству или к подчинению;

- выявление степени личной конфликтности;

- определение уровня стрессоустойчивости у педагогов и обучающихся;

- построение профиля «социальной компетентности» педагогов и обучающихся;

б) исследование сформированности коммуникативной культуры педагогов:

- личностный стиль;

- стиль взаимодействия;

- ответственность за подход к коммуникативным ситуациям, особенно в момент конфликта.

2. Диагностика и коррекция психологического климата в малых группах образовательной среды:

- определение конфликтогенных зон;

- исследование групповой динамики;

- разработка эффективной системы поощрения.

Одной из значимых задач обеспечения информационно-коммуникативной безопасности в образовательной среде можно назвать создание и поддержку грамотно выстроенных контактов с родительским сообществом, которые включают в себя:

- сбор и анализ информации о родителях обучающихся;

- психологическую подготовку педагогов к общению с родителями;

- защиту от возможного манипулятивного психологического воздействия.

Как показывает практика, научно обоснованная и последовательная

психологическая подготовка педагогов к действиям в непредвиденных, сложных и даже угрожающих (по различным аспектам) ситуациях общения с родителями позволяет решать многие вопросы, связанные с обеспечением информационно-коммуникативной безопасности.

Следовательно, многие сложные задачи обеспечения информационно-коммуникативной безопасности может решить постоянный квалифицированный и адресный мониторинг, который представляет собой совокупность процедур исследования наиболее важных компонентов взаимодействия педагогов и обучающихся, педагогов между собой, педагогов и родителей, обучающихся между собой и проч.

Именно мониторинг с максимальной наглядностью показывает руководителю образовательной организации промахи и ошибки, возможные пути их исправления, намечающиеся угрозы в отношении информационно-коммуникативной безопасности.

Результаты мониторинга могут

использоваться для разработки и внедрения механизмов формирования коллегиальности внутри педагогического коллектива, внутри коллектива обучающихся, субъектов

образовательного процесса и представителей родительского сообщества [6]. Мониторинг групп, включенных в образовательную среду организации, дает возможность руководителю своевременно получать обоснованные данные практически обо всех процессах, происходящих внутри образовательной среды.

Одной из самых сложных проблем является профилактика агрессивного поведения обучающихся. В этом случае также очень важен психологический мониторинг, который позволяет выявить истинные причины агрессивного поведения.

Согласно мнению исследователей, одним из возможных педагогических направлений профилактики агрессии является выработка и активная реализация системы ценностей, регулирующей этические отношения в данной образовательной организации, что подразумевает определенный стиль взаимоотношений, отсутствие провокаций, коллегиальность принятие решений, взаимовыручку, включенное внимание и т.д. [3].

В отличие от универсальной этика образовательной организации обусловлена особенностями ее деятельности и целями, а также сложившимися стереотипами поведения в данной организации.

Можно привести такую цитату, которая вполне применима и к этике образовательной организации: «Корпоративная этика является ключевым элементом, объединяющим людей в единый социальный организм» [2, с.14].

В чем состоят особенности позитивного влияния этики образовательной организации на субъектов образовательного процесса?

Во-первых, образовательная организация, которая построена на единстве мировоззрения и ценностных установок субъектов

образовательного процесса, становится наиболее гармоничной, продуктивной и динамичной, превращаясь в подлинное сообщество, проживающее события, происходящие в образовательной среде как целостный организм.

Во-вторых, под воздействием выработанной этики организации деятельность субъектов образовательного процесса организуется главным образом на добровольной сознательной основе, за счет их внутренней согласованности ориентиров и стремлений.

В-третьих, выполнение субъектами образовательного процесса данной организации норм и правил этики деловых конструктивных отношений становится «визитной карточкой» образовательной организации. Следовательно, этика образовательной организации выступает как форма общественного сознания, присущая всем субъектам образовательного процесса, которых объединяют общие цели.

В современной практике выработан ряд специальных мероприятий и методов, направленных на формирование здоровой этической основы работы организации [1, с.106-107]:

- разработка кодексов, принципов и правил делового поведения, конструктивного позитивного взаимодействия внутри образовательной ситуации [4];

- «карты этики» - набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого субъекта образовательного процесса;

- обучение этичному поведению во время занятий, классных часов, различных мероприятий;

- этическая экспертиза, представляющая собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации [7].

Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата в образовательной среде.

Безусловно, обеспечение информационно-

коммуникативной безопасности в

образовательной среде - это комплексная система, которая определяет практически все аспекты деятельности образовательной организации.

В связи с этим, среди педагогических направлений стоит особо выделить психолого-педагогическую безопасность, определяя ее как фундамент функционирования системы безопасности в организации в целом. Имеется в виду систематическое отслеживание текущего состояния и прогнозирование возможных изменений в образовательной среде методами и технологиями, наработанными в педагогике и психологии. Все это требует продуманной целенаправленной работы, проведение ряда мероприятий и исследований, их грамотной и продуктивной интерпретации.

В целом, завершая обзор различных педагогических направлений обеспечения информационно-коммуникативной безопасности, можно подчеркнуть следующее:

1. Информационно-коммуникативная безопасность современных образовательных организаций представляет собой фундамент успешного, устойчивого и непрерывного развития образовательной среды в условиях интенсивного воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему как стабилизирующее, так и деструктивное информационное воздействие.

2. Можно выделить несколько основных педагогических направлений обеспечения информационно-коммуникативной безопасности в образовательной среде:

- комплексный мониторинг субъектов образовательной среды в контексте готовности к общению на принципах информационно-коммуникативной безопасности, который, в частности, направлен на выявление причины агрессивного поведения;

- диагностика и коррекция психологического климата в малых группах образовательной среды;

- проведение ряда специальных мероприятий и методов, направленных на формирование здоровой этической основы работы организации, в том числе - на оптимизацию взаимодействия с родительским сообществом.

Литература:

1. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации / А.Ю. Любимов. - М.: Издательство «КСП+», 2000.

3. Организационная психология; кн. подгот. С.В. Кошелевой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.

4. Правила поведения обучающихся в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school8.admsurgut.ru/uchenikam/trebvv/

5. Социальная инженерия и социальные хакеры / М.В. Кузнецов, И.В. Симдянов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007.

6. Хеффе О. Плюрализм и толерантность: к 7. Danko T.P. Artificial intelligence system in working

легитимации в современном мире / О. Хеффе // out of corporate marketings // Marketing in Russia and abroad,

Философские науки. - 1991. - № 12. - С. 16-28. 2000, # 5.

Сведения об авторе:

Стукалова Ольга Вадимовна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культуры РАО», e-mail: chif599@mail.ru

Data about the author:

O. Stukalova (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, leading researcher, FSSI "Institute of art education and culture RAO", e-mail: chif599@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.