3. О воинской обязанности и военной службе (с изменениями и дополнениями) : Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения 01.01.2021).
REFERENCES
1. Government of the Russian Federation (2003), "On the federal target program "Transition to the recruitment of a number of formations and military units by military personnel doing military service under a contract" for 2004-2007 (with amendments and additions)", Resolution of August 25, 2003 N 523, available at: https://base.garant.ru/1594195/ (data accessed: 01.01.2021).
2. Dmitriev, D.V. (2003), Explanatory dictionary of the Russian language, Astrel, AST, Moscow.
3. State Duma of the Russian Federation (1998), "On conscription and military service (as amended and supplemented)", Federal Law of March 28, 1998 N 53-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (data accessed: 01.01.2021).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.02.2021
УДК 378.147
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ
ВУЗОВ
Светлана Валерьевна Шевцова, доктор педагогических наук, доцент, Военный университет, Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва; Надежда Михайловна Матвейчук, адъюнкт, преподаватель, Военный институт физической культуры,
г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной ответственности курсантов в высших образовательных учреждениях. На основе комплексного анализа результатов опытно-экспериментального исследования авторы раскрывают основные направления, способствующие эффективному формированию профессиональной ответственности. Обосновываются конкретные методы, средства и формы по улучшению организации воспитательной деятельности в военных вузах.
Ключевые слова: профессиональная ответственность, курсант, военный вуз, педагогическая система, военная педагогика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p366-372
PEDAGOGICAL DIRECTIONS, FORMS AND METHODS OF FORMATION OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES
Svetlana Valeryevna Shevtsova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Military University, Ministry of defense of the Russian Federation, Moscow; Nadezhda Mikhailovna Matveychuk, the adjunct, teacher, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Abstract
The article discusses the features of the formation of professional responsibility of cadets in higher educational institutions. Based on the comprehensive analysis of the results of the experimental study, the authors reveal the main directions that contribute to the effective formation of professional responsibility. The author substantiates specific methods, means and forms for improving the organization of educational activities in military universities.
Keywords: professional responsibility, cadet, military university, educational system, military pedagogy.
Актуальность и обоснованность научных и прикладных положений формирования профессиональной ответственности курсантов в высших образовательных учреждениях обусловлены следующими обстоятельствами:
- во-первых, современные геополитические угрозы для Российской Федерации требуют активизации деятельности руководящих органов Вооруженных Сил по выработке новых стандартов профессионально ориентированной подготовки курсантов и квалификационных требований к обучающимся и выпускникам военных вузов;
- во-вторых, специфика современной войны, выраженная такими признаками как глобальность, тотальность, сетевой характер и широкое использование невооруженных средств, определяет не только комплекс профессиональных компетенций, которые осваивает в период обучения курсант военного вуза, но и комплекс профессионально-важных качеств личности (профессиональная ответственность, активность, самостоятельность, дисциплинированность);
- в-третьих, в период обучения в военном вузе курсанты приобщаются к особому виду деятельности - военной службе, которая имеет уникальные характеристики и требует от каждого военнослужащего особого профессионального и ответственного отношения к выполнению обязанностей и задач по должностному предназначению; осознание этого отношения и формирование умений и навыков является одной из приоритетных задач образовательного процесса военных вузов;
- в-четвертых, научно-технические инновации в развитии средств повседневной жизнедеятельности приводят к общему изменению качественных характеристик подрастающего поколения в Российской Федерации, нецелесообразному развитию несамостоятельности и безответственности. Данное обстоятельство существенно осложняет целевую работу по военно-профессиональной подготовке курсантов, особенно младших курсов обучения, и требует акцентированного воспитания у них профессиональной ответственности;
- в-пятых, отсутствие целостного и системного подхода к формированию и развитию профессиональной ответственности курсантов в образовательном процессе военных вузов с освоением комплекса компетенций, при упущении значимости формирования профессионально-важных качеств.
Значимым положением является то, что при учёте вышеперечисленных факторов, возможно: повысить общее качество и эффективность образовательного процесса военных вузов; успешно формировать у курсантов целостный военно-ориентированный комплекс профессионально-важных знаний, умений и навыков ответственного поведения; развивать сплоченность и морально-психологическое состояние в учебных подразделениях на основе осознанного понимания важности профессионально-ответственного отношения к выполнению учебных и служебных обязанностей.
В интересах формирования профессиональной ответственности курсантов военных вузов за выполнение учебно-боевых задач в опытно-экспериментальном исследовании использовались следующие группы методов (технологический компонент):
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности курсантов в освоении высоких стандартов профессиональной деятельности военнослужащих: информационно-рецептивный; репродуктивный; проблемного изложения; частично-поисковый (эвристический), исследовательский;
- методы стимулирования и мотивации профессиональной ответственности курсантов: сравнения, приведения примеров профессиональной ответственности курсантов; стимулирования понимания и осознания курсантами их собственной профессиональной ответственности (идти от формы к содержанию, от эмоций к логике, чтобы заинтересовать); признания ответственности курсантов в учебной и военно-служебной деятельности; похвалы курсантов за проявление высокой профессиональной ответственности; поощрения желания курсантов добиваться признания их ответственных поступков;
обращения к самолюбию курсанта; мотивации достижений в проявлении ответственности курсантов; использование мнимых «запретов», т.к. курсанты (особенно младших курсов) могут поступать вопреки указаниям командиров (начальников); демонстрирования возможных последствий безответственного отношения и проступков; предъявления требований (требование-совет; требование-просьба; требование-намёк; условное требование; требование в игровом оформлении; требование доверием; требовании выражением недоверия; требование-одобрение; требование-осуждение и пр.); метод критики и самокритики курсантами безответственных поступков (подбадривающая критика, критика-аналогия, критика-надежда, критика-похвала, критика-сопереживание, критика-сожаление, критика-смягчение)).
- методы контроля и самоконтроля учебной и служебной деятельности курсантов: анализ учебной успеваемости и профессиональной ответственности курсантов за выполнение учебно-боевых задач; мониторинг профессиональной ответственности курсантов при выполнении обязанностей военной службы [1].
Существенное значение в экспериментальном процессе формирования профессиональной ответственности курсантов военных вузов имели средства, которые позволили эффективно и результативно обеспечить выполнение задач стоящих перед субъектами профессиональной подготовки. Основными из них являются: различные виды образовательной и военно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза: внутренняя служба, гарнизонная и караульная служба; учебная, воспитательная и научная деятельность; моральное и материальное стимулирование курсантов проявляющих высокую профессиональную ответственность; комплекс программно-методических средств и компьютеризированных информационных средств военного вуза, которые позволяют моделировать в образовательном процессе реальные условия боевой и мирной служебной обстановки, требующей проявления военнослужащими высокого уровня профессиональной ответственности; педагогическая среда военного вуза и ее предметы; коллективное и индивидуальное военно-профессиональное и педагогическое мастерство профессорско-преподавательского состава; комплекс организаций войсковой общественности военного вуза: совет ветеранов военного вуза, советы коллективов курсантов, советы сержантов факультетов.
В интересах реализации обоснованного педагогического воздействия и взаимодействия по формированию профессиональной ответственности курсантов военных вузов использовались комплексы форм (технологический компонент):
- совещания командования военного вуза по вопросам формирования профессиональной ответственности у курсантов;
- заседания кафедр военного вуза с повесткой посвященной задачам профессорско-преподавательского состава в контексте формирования профессиональной ответственности у курсантов;
- все формы учебных занятий с курсантами (лекции, семинары, практические занятия, групповые занятия, военно-научные конференции, учебные практики, стажировки);
- практическое выполнение курсантами обязанностей внутренней, гарнизонной и караульной службы;
- заседание ученых советов военного вуза и факультетов с целью выработки современных подходов по формированию у курсантов профессиональной ответственности;
- педагогический мониторинг количественных и качественных показателей учебной успеваемости курсантов, а также выполнения ими различных элементов распорядка дня;
- сбор, анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта работы по формированию профессиональной ответственности у курсантов;
- выполнение распорядка дня всеми категориями военнослужащих проходящих службу и обучающихся в военном вузе;
- день открытых дверей военного вуза;
- тематический митинг (сбор) в составе военного вуза, факультета, учебного курса;
- доведение до курсантов приказов МО РФ, начальника военного вуза и других командиров и начальников о поощрении военнослужащих за особые заслуги и ответственное выполнение служебных обязанностей;
- ознакомление курсантов с приговорами военных судов об осуждении военнослужащих за совершенные преступления;
- вечер-портрет, посвященный курсантам - отличникам учебы и воинской дисциплины;
- собрание учебных курсов (рот) с заслушиванием курсантов, допустивших снижение уровня учебной успеваемости, ответственности и воинской дисциплины в своем подразделении;
- индивидуальная воспитательная беседа;
- наглядная агитация, применяемая в оформлении военных городков содержащая специализированные материалы, представляющие примеры особого прилежания и профессиональной ответственности военнослужащих при выполнении задач мирного и военного времени (лозунги, портреты военнослужащих - героев войн);
- осуществление служебных расследований по материалам о дисциплинарных проступках курсантов;
- обсуждение вопросов профессиональной ответственности курсантов и укрепления воинской дисциплины на собраниях организаций войсковой общественности и принятие по ним оперативных решений;
- осуществление комплексного психолого-педагогического наблюдения за повседневной жизнедеятельностью курсантами в вузе (схема 1).
На основе комплексного анализа результатов опытно-экспериментального исследования выявлены и обоснованы основные направления повышения эффективности формирования профессиональной ответственности курсантов военных вузов:
- сохранение, пропаганда и поддержание в коллективах курсантов боевых традиций Вооружённых Сил Российской Федерации способствующих формированию и развитию у курсантов профессиональной ответственности;
- пропаганда среди курсантов примеров верности воинскому долгу, ответственного и образцового исполнения служебных обязанностей военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации;
- формирование у курсантов образа командира (начальника), являющегося примером профессионально ответственного выполнения воинского долга и соблюдения воинских традиций;
- воспитание у курсантов чувства ответственности и верности боевому знамени, военной присяге, уважения к воинским ритуалам;
- повышение сплоченности курсантских коллективов в интересах выработки умений и устойчивых навыков военно-профессиональной ответственной деятельности в составе подразделения (экипажа, группы).
Сохранение, пропаганда и поддержание в коллективах курсантов боевых традиций ВС РФ способствующих формированию и развитию у курсантов профессиональной ответственности, реализуется следующими основными путями:
- проведением мероприятий, связанных с Днями воинской славы, военно-профессиональными праздниками, празднованием Дня Вооружённых Сил Российской Федерации, Дня образования военного вуза;
- работой по увековечиванию памяти военнослужащих обучавшихся или проходивших военную службу в данном военном вузе и погибших при исполнении воинского долга и проявивших особую профессиональную ответственность;
- созданием и организацией работы по оказанию содействия в деятельности ветеранской организации военного вуза в интересах формирования у курсантов профессиональной ответственности;
- организацией деятельности вузовского исторического музея по пропаганде традиций Вооружённых Сил Российской Федерации, в общем, и истории становления и развития данного вуза в частности; размещение при оформлении музея материалов о выпускниках проявивших особую ответственность в своей военно-профессиональной деятельности.
Схема 1 - Средства, метода и формы формирования профессиональной ответственности
курсантов военных вузов
Формирование профессиональной ответственности курсантов
военных вузов
СРЕДСТВА:
- образовательная и военно-профессиональная деятельность;
- учебная, воспитательная и научная деятельность;
- моральное и материальное стимулирование;
- комплекс программно-методических и компьютеризированных информационных средств;
- педагогическая среда военного вуза и ее предметы;
- коллективное и индивидуальное военно-профессиональное и педагогическое мастерство профессорско-преподавательского состава;
- комплекс организаций войсковой общественности военного вуза;
- совет ветеранов военного вуза, советы коллективов курсантов, советы сержантов факультетов.
МЕТОДЫ:
организация и осуществление учебно-познавательной деятельности; стимулирование и мотивация профессиональной ответственности; контроль и самоконтроль учебной, служебной деятельности.
ФОРМЫ:
- совещания командования военного вуза, заседания кафедр;
- все формы учебных занятий;
- практическое выполнение обязанностей внутренней. гарнизонной службы;
- педагогический мониторинг показателей учебной успеваемости;
- выполнение распорядка дня;
- день открытых дверей военного вуза;
- собрание учебных курсов (рот), факультета, учебного курса;
- ознакомление с приговорами военных судов об осуждении военнослужащих за совершенные преступления;
- вечер-портрет, посвященный курсантам - отличникам учебы и воинской дисциплины;
- индивидуальная воспитательная беседа;
- наглядная агитация (лозунги, портреты военнослужащих - героев войн);
- комплексного психолого-педагогического наблюдения за повседневной жизнедеятельностью.
Пропаганда среди курсантов примеров верности воинскому долгу, ответственного и образцового выполнения служебных обязанностей военнослужащими ВС РФ, реализуется в рамках следующих основных путей:
- систематическое информирование курсантов и доведение Указов Президента РФ о награждении военнослужащих, выписок из приказов Министра обороны РФ, командующих и начальников видов Вооруженных Сил (родов войск) с целью наглядного примера верности военнослужащих воинскому долгу, профессионально ответственного и ревностного выполнения служебных обязанностей;
- осуществление непрерывной работы по сбору, анализу, обобщению и распространению передового педагогического опыта командиров (начальников) учебных подразделений и профессорско-преподавательского состава по пропаганде среди курсантов примеров ответственного и образцового выполнения военнослужащими воинского и профессионального долга;
- комплексное использование наглядных средств в оформлении территории, учебных городков, учебных аудиторий (баннеров, плакатов, лозунгов, стенной печати, наружной рекламы) с целью пропаганды примеров проявления особой профессиональной ответственности военнослужащих, героизма и самоотверженности в выполнении обязанностей военной службы;
- контроль за строгим и точным соблюдением законности и правопорядка, профессиональной ответственности, воинской дисциплины и дисциплинарной практики.
- Формирование у курсантов образа командира (начальника), являющегося примером профессионально ответственного выполнения воинского долга и соблюдения воинских ритуалов, осуществляется следующими педагогическими путями:
- осознанием каждым командиром (начальником) учебного подразделения своей роли в воинском воспитании подчиненных, значения личного авторитета и ответственности в побуждении курсантов следовать примеру старшего начальника;
- обеспечением личной примерности и профессиональной ответственности командиров (начальников) подразделений курсантов в выполнении воинского долга;
- участием командира (начальника) подразделения курсантов в проведении воинских ритуалов, праздничных мероприятиях, посвященных государственным и военно-профессиональным праздникам;
- размещением в комнатах информации и досуга подразделений фотопортретов командиров (начальников) роты (курса), батальона (факультета), информации с указанием их воинского звания, фамилии, имени, отчества, сведений о государственных и ведомственных наградах, основных этапах воинской службы, а также особых фактах профессионально ответственного поведения;
- чествованием командиров (начальников), награжденных орденами и медалями, добившихся высоких результатов в ответственных профессиональных поступках служебной и боевой деятельности, размещение информации о них в стенной печати учебных подразделений, общероссийских, вузовских и войсковых средств массовой информации, на официальных Интернет-ресурсах (сайтах) Вооружённых Сил Российской Федерации;
- стимулированием потребности в моральном самосовершенствовании курсантов, стремлении к положительному профессионально-нравственному идеалу с высоким уровнем сформированное™ профессиональной ответственности.
Воспитание у курсантов чувства ответственности и верности боевому знамени, военной присяге, уважения к воинским обычаям, реализуется в рамках следующих путей:
- информирование курсантов об истории Боевого знамени военного вуза, Военной присяги их значении в отечественной истории и ответственности всех курсантов за их сохранение и прославление;
- доведение до курсантов примеров профессиональной ответственности и верности Боевому знамени, Военной присяге;
- разъяснение курсантам значимости и ответственности при проведении воинских ритуалов, предусмотренных Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации;
- целенаправленная организация нравственно-значимой и ответственной деятельности курсантов, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл стандартов, принципов и норм высокопрофессиональной военной службы;
- ответственное соблюдение строгого уставного порядка в организации всех компонентов образовательного процесса военного вуза.
- Повышение сплоченности курсантских коллективов в интересах выработки умений и устойчивых навыков военно-профессиональной ответственной деятельности в составе подразделения (экипажа, группы), подтверждается следующими путями:
- постоянный анализ и учет общественного мнения, социально-психологического климата, индивидуальных особенностей курсантов, сплоченности и коллективной ответственности;
- выявление и поддержание здоровых традиций коллективов курсантов основанных на дисциплинированности и ответственности;
- целенаправленная работа по формированию положительного коллективного мнения в отношении будущей профессионально ответственной деятельности после выпуска из военного вуза;
- управление коллективными настроениями в основных формах учебных занятий с курсантами;
- ответственное руководство взаимоотношениями в учебных коллективах подразделений курсантов.
Таким образом, всестороннее развитие личности будущего военнослужащего является приоритетной целью военной педагогики. Однако ясного объяснения и проведения грани между сложившимся порядком любой профессиональной деятельности и инновациями нет. Разрешение такого противоречия необходимо начинать на практике - сформировать и обучить профессиональной ответственности курсантов военных вузов, устранить последствия ошибок, сопутствующих инновациям в будущей профессиональной деятельности. Как доступная и эффективная педагогическая составляющая воспитания, профессиональная ответственность стала неотъемлемым признаком качественности, профессионализма и безопасности военных профессий, для которых требуются мышление и ответственные действия в нестандартных, вариативных ситуациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шевцова С.В., Методика оценки эффективности формирования профессиональной ответственности курсантов в военных вузах. / С.В. Шевцова, Н.М. Матвейчук // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2020. -Т.3, № S. - С. 161-164.
2. Шевцова С.В. Формирование профессиональной ответственности курсантов военных вузов за выполнение учебно-боевых задач: современное состояние, направления развития и совершенствования : монография / С.В. Шевцова. - Москва : Из-во Военного университета, 2015. - 256 с.
REFERENCES
1. Shevtsova, S. and Matveychuk, N. (2020), "Methodology for assessing the effectiveness of the formation of professional responsibility of cadets in military universities", Actual problems of humanities and socio-economic sciences, No. S, pp. 161-164.
2. Shevtsova, S. (2015), Formation of professional responsibility of cadets of military universities for the implementation of training and combat tasks: current state, directions of development and improvement: monograph, Military University, Moscow.
Контактная информация: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.02.2021