ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
УДК 13+37.0(09)
Барбашина Эвелина Владимировна
Доктор философских наук, заведующая кафедрой, профессор кафедры философии Новосибирского государственного медицинского университета, [email protected], Новосибирск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЫСЛИ КАНТА В ИДЕЙНОМ КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Аннотация. В статье анализируются педагогические идеи И. Канта, связанные с ответами на вопросы о том, каким должен быть процесс воспитания и образования, какова его цель и организационные принципы, в чем заключается роль учителя в воспитательном процессе и каким он должен быть. Обосновывается взаимосвязь педагогических идей И. Канта со смысловым контекстом эпохи Просвещения, с одной стороны, и с содержанием его критической философии, с другой. Показана взаимосвязь педагогических идей И. Канта и деятельности одного из первых образовательных учреждений нового типа «Филантропина» в Дессау.
Ключевые слова: педагогика, И. Кант, образование и Просвещение, воспитание, «Филантропин».
Период реформирования образования, свидетелями и участниками которого мы являемся, актуализирует анализ педагогических идей прошлого в поиске смысловых ориентиров для настоящего и будущего. Эпоха Просвещения - эпоха перемен, переход от устоявшихся воззрений на человека и его предназначение к принципиально новым ориентирам разума и добра.
Эпоха Просвещения во многом, а может быть, и в первую очередь, была педагогическим проектом. Несмотря на общие смысловые интенции этого периода, каждый из значимых мыслителей вносил свои нюансы в разработку таких тем, как развитие, образование и совершенствование человека. Некоторые из них во многом определили дальнейшее развитие педагогических теорий и ориентиров образования. Одним из таких мыслителей эпохи Просвещения является И. Кант, педагогические взгляды которого достаточно долго оставались в тени метафизических, онтологических, антропологических и гносеологических составляющих его философии.
Цель данной статьи - конкретизировать некоторые значимые педагогические идеи И. Канта с учетом особенностей его критической философии и во взаимосвязи с ней.
Степень поклонения великим авторитетам прошлого усиливается с увеличением дистанции от нашего настоящего. Масштабность и значимость критической философии И. Канта, во многом определившей
направление последующих философских дискуссий, играют, на наш взгляд, иногда негативную роль. Это проявляется в том, что сформировался ряд «канонических тем», содержание которых, будучи открытым в прошлом, автоматически и не всегда ответственно воспроизводится в настоящем, воспроизводится как нечто само собой разумеющееся, что не позволяет проанализировать действительно важные и сложные нюансы философии Канта, а именно - его педагогические идеи.
Фундаментальная установка эпохи Просвещения [1; 2] состоит в том, что высшая цель воспитания человека - это воспитание морального человека и ответственно мыслящего гражданина. Этот тезис в целом вписывается в смысловой контекст нововременной философии, основные идеи которой (без учета персональных различий) заключаются в следующем.
1. Идея рационального (разумного), упорядоченного мироустройства. Мир по какому-либо из оснований (Бог, Абсолют, Мировой порядок, Мировой разум и т. д.) устроен разумно.
2. Идея разумного мироустройства гарантирует прогрессивное развитие человечества, которое неизбежно в своем развитии движется «от худшего состояния к лучшему».
3. Идея рациональной познавательной сущности человека, вне зависимости идет ли речь о представителях эмпиризма либо рационализма.
ЗЛепап Pedagogical .Тоита! ♦ № 2 / 2016
77
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
4. Идея соразмерности мира и человеческой разумности. Следствием этой идеи выступает уверенность в том, что человеческое познание в принципе способно проникнуть в происходящее или, другими словами, с помощью человеческого разума с разной степенью достоверности можно познавать природу, историю, мир. Степень этой возможности, как и способ ее реализации, также зависит от персональных вариантов философии.
Для И. Канта, как для представителя Просвещения, принципиально важным является совершенствование разума и моральных качеств человека. Вера представителей Просвещения в силу разума, в разумность любого человеческого существа повышает значимость образования как способа включения человека в разумное мироустройство. Свет разума способен победить негативные стороны существования человека, «о-благо-разумить» его (этот смысл хорошо передает именно это русское слово). Образованный и воспитанный человек станет способен подавлять свой эгоизм и невежество, страсти и заблуждение.
Лишившись преимуществ, данных ему природой, действуя в соответствии с разумом, человек приобретает гораздо большее: развитие способностей, расширение представлений, облагораживание чувств, возвышение души. В рамках такого понимания человека неизбежными становятся вопросы о том, как воспитывать, на каких принципах, с помощью каких методов, с какой целью, и, может быть, самый главный вопрос: «Кто это будет делать, кто способен это сделать?»
Частично ответы на эти вопросы представлены И. Кантом в «Лекциях по педагогике» [3]. Человек - единственное существо, которое подлежит воспитанию. В первом абзаце «Лекций по педагогике» (IX 441) расшифровывается, что именно следует понимать под воспитанием. Под воспитанием (Erziehung) понимается уход (Wartung (Verpflegung, Unterhaltung)), дисциплина (Disziplin (Zucht)), наставления (Unterweisung) и формирование нравственности (Bildung)1.
1 Ссылки на тексты И. Канта приводятся по академическому изданию работ И. Канта (Kant's gesammelte Schriften. Hrsg von der königlich preußischen Akademie der Wissenschaften. Berlin,
Перечисляя основные составляющие воспитания, Кант в скобках предлагает синонимы, позволяющие лучше понять смысл. Уход (Wartung, Verpflegung, Unterhaltung) может быть раскрыт как забота, присмотр, обслуживание, пригляд, попечение (ср. с рус. «на попечении»). В дальнейшем тексте лекций становится понятно, что речь идет не только о помощи в реализации биологических потребностей ребенка в еде, питье и т. д. Не менее значима минимизация животного в человеческом существе, т. е. подавление инстинктов (IX 443-46). Смысл ухода состоит в том, чтобы, пользуясь своими жизненными силами, дети не приносили себе вреда, с одной стороны, а с другой - потом, в будущем, могли реализовать то позитивное, что в них заложено природой.
Дисциплинирование (Disziplin (Zucht)), раскрывается как повиновение и формирование способностей к самоповиновению и самоограничению. Необходимость в ограничении возникает из прирожденной необузданности человека. Если уход и дисциплина выполняют скорее негативную функцию, то воспитание (наставление) и формирование нравственности - позитивную.
Человек в принципе становится человеком благодаря воспитанию. Гарантией и условием хорошего воспитания являются те, кто воспитывает. Соответственно недостаточно образованные и воспитанные люди плохо воспитывают своих детей. И. Кант высказывает надежду на то, что по мере улучшения воспитания человечество будет улучшаться с каждым поколением, ибо «в воспитании заключена великая тайна усовершенствова-
1900) в соответствии с принятыми правилами цитирования в тексте. Сначала в круглых скобках указывается номер тома римскими цифрами, затем арабской - номер страницы или параграфа. Тематически работы Канта разделены следующим образом: I-IX т. содержат работы Канта (Werke); X-XIII т. включают письма и рукописное наследие (Briefe); в XIV-XXIII т. включены Рукописные черновики (Handschriftliche Nachlass); и, наконец, XXIV-XXIX т. - это лекции (Vorlesungen). Исключения в цитировании касаются «Критики чистого разума», ссылки на которую даются непосредственно в тексте с указанием стандартной пагинации первого (А) и второго (В) изданий на немецком языке, и Набросков (Reflexionen), которые цитируются под номерами с предшествующей номеру буквой R.
HISTORY OF THE PEDAGOGICAL SCIENCE AND PRACTICE
ния человеческой природы» (IX 447). А реальная возможность этого основывается на понимании, а значит и изучении того, в чем заключается хорошее воспитание. Учитывая существующие реалии, правильное воспитание для всех хоть и не достижимо, но к нему надо стремиться. Необходима «разработка плана целенаправленного воспитания, который мы могли бы передать потомкам вместе с указаниями о том, как этот план осуществлять на практике, с тем, чтобы они были в состоянии его постепенно реализовывать» (IX 551).
Анализ лекций И. Канта о педагогике позволяет сформулировать ряд общих идей, связанных с воспитанием:
- воспитание - это способ совершенствования человечества путем ограничения проявлений дикости и формирования нравственных качеств;
- воспитание - одно из сложных искусств, которое совершенствуется многими поколениями;
- ключевую роль играют учителя; именно благодаря им каждое последующее поколение осуществляет такое воспитание, которое все в большей степени способствует гармоничному развитию природных способностей человека;
- воспитывать следует исходя не из настоящего, а из возможно более совершенного будущего состояния человеческого рода, т. е. в соответствии с идеей человечества и его назначения как целого.
Рассуждения И. Канта об определяющей роли учителя в процессе воспитания представлены как в «Лекциях по педагогике», так и в других работах И. Канта и связаны с такими темами, как его учение об архитектонике, школьная философия и мировая философия, и даже - «Трансцедентальное учение о методе» в «Критике чистого разума».
Школьная философия, школьное понятие философии (Schulbegriff) в русскоязычных переводах также называется «философией согласно школьному понятию», схоластической философией, академической философией; мировая философия, понятие мировой философии (Weltbegriff) называется философией по мировому понятию, космической философией, философией в мировом понятии (in sensu cosmico, conseptus cosmicus).
Цель «виртуоза разума», который зани-
мается школьной философией, - упорядочить, систематизировать, классифицировать знание, причем делается это на основе доктрин, которые уже определены (XVI R. 2232, R. 2230). В отличие от «виртуоза разума», законодатель разума (или идеальный философ) обладает знаниями и пониманием значимости архитектоники. Поэтому он не просто осмысливает и классифицирует уже полученные результаты, но и выступает как законодатель человеческого разума (А 839, В 867), направляет его в соответствии с существенными целями разума.
«Педагогическая» функция архитектоники представлена И. Кантом в лекциях по физической географии, когда он формулирует цель курса. Она заключается не в том, чтобы сделать студентов более образованными путем передачи им комплекса знаний, а в том, чтобы развить их способность понимать, познавать самостоятельно. Свою задачу он как раз и видит в передаче им этих средств, навыков такого понимания, и, в первую очередь, через знакомство с архитектонической идеей географии (IX 157-164). Эти рассуждения являются основой для различения, проведенного Кантом в «Критике чистого разума» между школьным и мировым пониманием философии.
Методическое отличие своей архитектоники И. Кант видел в том, что, как уже формулировалось выше, она есть основа для поиска и получения знаний, а не слепое повторение чужих готовых знаний [5; 6]. Учение об архитектонике не является абсолютно новым в философии И. Канта, о ней уже писал Вольф, на работы которого во многом ориентировался И. Кант и от работ которого он отталкивался в своих рассуждениях. Поскольку вольфовская архитектоника объединяет различные истины разума посредством их связи с основанием (XXIV 399), а затем предполагает их транслирование в неизменном виде, то в таком неизменном виде, по мнению И. Канта, она не может функционировать как настоящая обучающая структура. Кантовская же архитектоника скорее исполняет роль инструкции, руководства, она объединяет и содержание, и метод.
Учение И. Канта об архитектонике и соотносимые с ней темы «виртуоза разума» и «законодателя разума», как уже было отмечено выше, непосредственно связаны с педа-
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАУКИ И ПРАКТИКИ
логическими воззрениями И. Канта в целом и с его рассуждениями о процессе обучения, о личности учителя в частности.
Большое внимание И. Кант уделял появившимся «росткам нового типа обучения». Слова И. Канта о том, что единственно важным является воспитание человеческих существ с учетом их природной предрасположенности, характера и способностей, являются своеобразным лозунгом его педагогической деятельности. Эти слова были написаны им в письме к Христиану-Генриху Фольке, писателю, педагогу, одному из постоянных преподавателей «Филантропина».
Филантропины - это школы нового типа, открытие которых являлось одним из направлений реформирования образования, которое осуществлялось в рамках эпохи Просвещения в Германии. Идея их создания, организация и руководство осуществлялось одним из наиболее значимых педагогов того времени - Иоганном Бернхардом Базедовым в Дессау, в 1774 г. Предполагалось, что после окончания учебного заведения его воспитанники поступят в университет, где и продолжат свое обучение. В процессе обучения изучались современные и древние языки, естественные науки и гуманитарные дисциплины. Большое внимание уделялось спорту и трудовым занятиям. В отличие от распространенного в Германии типа обучения, в «Филантропине» стремились готовить думающих и самостоятельно рассуждающих людей. Этому способствовали такие прин-
ципы обучения и организации, как отсутствие телесных наказаний, отказ от заучивания больших объемов информации в пользу понимания и осмысления, своеобразная система поощрений, основанная на личной заинтересованности и многое другое.
В одном из писем своему бывшему студенту и впоследствии единомышленнику Маркусу Герцу Кант писал о том, что главной задачей его академической жизни, которая постоянно стояла перед ним, было формирование нравственных качеств. В лекциях по педагогике и антропологии Кант многократно подчеркивал важность образования и наличия высокоморальных качеств, особенно для учителя и пастора. Именно это, по мысли И. Канта, приведет к тому, что высокоморальные качества будут неотъемлемой частью общества [4]. Каждое поколение должно работать в этом направлении и продвигаться по пути улучшения человечества, хотя это и является неимоверно сложной задачей (IX 443).
Процесс реформирования образования в нашей стране - время, когда разрушаются смысловые ориентиры образования в целом и педагогической деятельности в частности. Но безусловным плюсом является возврат к анализу наследия великих мыслителей прошлого, чьи работы вселяют надежду на то, что человечество все-таки продвигается в своем развитии от «наихудшего состояния к лучшему», от дикости и варварства к свету разума и добра.
Библиографический список
1. Волкова К. А. Моисей Мендельсон и его статьи о Просвещении // Кантовский сборник. -2011. - № 3 (37). - С. 86-92.
2. Гильманов В. Х. Что же такое Просвещение // Кантовский сборник. - 2013. - № 1 (43). -С. 95-97.
3. Kant I. Über Pädagogik Herausgegeben und mit einer Vorrede versehen von D. Friedrich Theodor Rink Königsberg bey Friedrich Nicolovius, 1803. [Электронный ресурс]. - URL: http://www2. ibw.uni-heidelberg.de/~gerstner/Kant_Ueber_ Paedagogik.pdf (дата обращения: 14.12.2015).
4. Kant I. Die Vorlesung des Wintersemesters
1775/76 aufgrund der Nachschriften Friedlander [Электронный ресурс] // Kants gesammelte Schriften. - 1990. - Vol. 25. 1. - URL: http://www. degruyter.com/view/boo ks/9783110810561/978311 0810561.465/9783110810561.465.xml (дата обращения: 14.12.2015).
5. Munzel G. F. Kant on Moral Education, or «Enlightenment» and the Liberal Arts // The Review of Metaphysics. - 2003. - № 57. - P. 377-395.
6. Pozzo R., Meiers G. F. Vernunftlehre. Eine historisch-systematische Untersuchung. - StuttgartBad Cannstatt: Frommann-Holzboog, 2000. - 147 s.
Поступила в редакцию 16.01.2016
_HISTORY OF THE PEDAGOGICAL SCIENCE AND PRACTICE_
Barbashina Evelina Vladimirovna
Dr. Sci. (Philosophy), Professor, Head of Department of Philosophy, Novosibirsk State Medical University, [email protected], Novosibirsk
KANT'S PEDAGOGICAL IDEAS IN THE CONTECT OF ENLIGHTENMENT
Abstract. This article analyses the pedagogical ideas of I. Kant, that are related to the answers for questions about the way the upbringing and education process should be, what is its purpose and organizational principles and what the role of teacher should be in this process. The connection between Kant's pedagogical ideas with the notional context of Renaissance on one side and on the other - his critical philosophy, is based. The relationship of teacher Kant's ideas and work of one of the first educational institutions of a new type "Philanthropin" in Dessau is discussed.
Keywords: pedagogy, Kant, education and Enlightenment, education, "Philanthropin".
References
1. Volkova, K. A., 2011. Moisej Mendel'son i ego stat'i o Prosveshenii [Moses Mendelssohn and his article about the Enlightenment]. Kantovskij sbornik [Kant collection], 3(37), pp. 86-92 (in Russ.).
2. Gil'manov, V. H., 2013. Chto zhe takoe Prosve-shenie [What Is Enlightenment]. Kantovskiy sbornik [Kant collection], 1 (43), pp. 95-97 (in Russ.).
3. Kant, I., 1803. About Pedagogy Edited and with a foreword provided by D. Friedrich Theodor Rink Konigsberg bey Friedrich Nicolovius [online]. Available at: http://www2.ibw.uni-heidelberg. de/~gerstner/Kant_Ueber_Paedagogik.pdf (Accessed 14 Dezember 2015) (in Germany).
4. Kant, I., 1900. The lecture oft he winter semestr 1775/76 due to the transcripts Friendlander [online]. Available at: http://www.degruyter.com/view/boo ks/ 9783110810561/9783110810561.465/97831108105 61.465.xml (Accessed 14 Dezember 2015) (in Germany).
5. Munzel, G. F., 2003. Kant on Moral Education, or «Enlightenment» and the Liberal Arts. The Review of Metaphysics, 57, pp. 377-395.
6. Pozzo, R., Meiers, G. F., 2000. Reason doctrine. A historical-systematic examination. Stuttgart-Bad Cannstatt: Frommann-Holzboog, 147 p. (in Germany).
Submitted 16.01.2016