Научная статья на тему 'Педагогические константы духовности и нравственности личности'

Педагогические константы духовности и нравственности личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
364
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВ / НРАВСТВЕННОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО* СТИ И НРАВСТВЕННОСТИ / БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Самойлова Юлиана Вячеславовна

В статье проанализированы понятия «духовность» и «нравственность», выявлены их фило* софско*религиозное и психолого*педагогическое значения. Обосновано разделение ключевых характеристик духовности и нравственности личности на основе принципа деятельностной люб* ви к другому человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические константы духовности и нравственности личности»

Самойлова Ю.В.

Оренбургский государственный университет Е-mail: julsam@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ ДУХОВНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ

ЛИЧНОСТИ

В статье проанализированы понятия «духовность» и «нравственность», выявлены их философско-религиозное и психолого-педагогическое значения. Обосновано разделение ключевых характеристик духовности и нравственности личности на основе принципа деятельностной любви к другому человеку.

Ключевые слова: дух, духовность, нрав, нравственность, становление и воспитание духовности и нравственности, безусловная любовь.

Размышления о духовности и нравственности, об уместности использования в современной педагогической науке понятий духовнонравственное развитие и воспитание личности приводят к необходимости рассмотреть эти феномены жизни человека.

Что первично: дух или нрав? Есть ли иерархичная взаимосвязанность между понятиями «духовность» и «нравственность»? Какова их природа и особенности? Эти вопросы возникают неслучайно. Современные тенденции частого употребления обозначенных феноменов заставляют проанализировать их этимологическую, философско-религиозную и психолого-пе-дагогическую составляющие.

Еще в XIX веке В.И. Даль, давая определение слову «дух», указывал, он есть «бестелесное существо недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному. В значении видимого дыхания, дух, как жизнь, ниже души; а в высшем значении искры Божества, дух выше души и отличает человека от животного» [1, 503-504].

В свою очередь, нрав трактуется Далем как «одна половина или одно из двух основных свойств духа человека: ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем значении)». Нравственный - «противоположный телесному, плотскому, также добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина» [2, 460].

В философских и толковых словарях русского языка 50-90-х годов XX века «Дух» определя-

ется как нематериальное начало, тождественное понятиям «идеальное» и «сознание» [3; 4; 5].

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова под редакцией Н.В. Шведовой с духовностью связывается «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [6, 186], дух же рассматривается как сознание, мышление, психические способности; внутренняя моральная сила [6, 186]. Под нравом и нравственностью соответственно подразумеваются следующие определения: «то же, что и характер» и «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [6, 420].

В философском энциклопедическом словаре в статье «Дух» [7, 146], автор следует за пониманием такового у Гегеля. Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа (в духовную сферу, культуру), которую он может усвоить (частично) с помощью воспитания и образования. Это врастание есть его становление человеком, отличающеегося духовностью - т. е. свободное существование и внутренняя способность смотреть на вещи и события как бы со стороны.

Перечислим основные философские характеристики духа: свободен и вездесущ, способен быть совершенным, творить любую целостность, привносить в бытие смысл, изменчив, безусловен [8, 166].

Теологическая мысль сделала понятия «дух», «душа», «нравственность» и «духовность» своими главными категориями. Дух в христианском миропонимании составляет основу всякого бытия и является изначальной реальностью, он вездесущ, все пронизывает, ни-

чем не сковывается («Дух дышит, где хочет»). Богословская наука утверждает, что духовность, как истинный смысл и оправдание жизни, человек может найти только в познании Бога, в единении с Ним и любви к Нему. «Духовный -происходящий от Духа Святого, живущий духом как высшей частью существа человеческого» [9, 158]. К Духу Святому непосредственно обращена человеческая духовность [10, 91].

В христианской традиции духовность противопоставляется душевности - совокупности всего того, что не выходит за пределы психических процессов. Подобная трактовка соотносима с современным пониманием того, что душевный -это внутренний, психический мир человека.

Духовное, в противовес душевному, очищено от проявлений своеволия, себялюбия, чувственности. Поэтому в христианской этике духовность связывается с внутренней чистотой и умиротворенностью, святостью, она беспристрастна и нелицемерна.

С точки зрения психологии духовность, включая в свое содержание душевность, обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать «для других». При этом вторая из потребностей связывается с душевностью. Под духовностью же подразумевается потребность познания мира, самого себя, назначения и смысла своей жизни: каждый человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ [11, 20].

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, - пишут исследователи, - мы имеем в виду, прежде всего, ее нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» [12, 334-335].

Педагогика понимает под духовностью содержание, отражающее ценности (смыслы) и соответсвующий им опыт, противоположные

эмпирическому («материальному») существованию человека. Духовность рядополагается нравственности (синониму морали и этики) и обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремленности к совершенству; соответственно одухотворение осуществляется в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу [13, 81]. Любопытна трактовка нравственного воспитания, предложенная тем же изданием: «Нравственность не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии; нравственный закон... является законом самой личности» [13, 171]. Поэтому человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. Вместе с тем именно через поступки он оказывает влияние на других людей. Так, воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

Считая, что важнейшим для нравственной характеристики личности является преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, мы согласимся с Б.С. Братусь, который разделяет понятия нравственности и духовности, выделяя следующие уровни в структуре личности: эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный, или гуманистический, и духовный, или эсхатологический [14].

1 уровень - эгоцентрический. Определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе - как к единице, самоценности, а отношение к другим сугубо потребительское, в зависимости от того помогает ли другой личному успеху или нет: помогает - хороший, не помогает, препятствует, затрудняет - плохой.

2 уровень - группоцентрический. Личность идентифицирует себя с группой - семья, нация, народ, класс - отношение к другим зависит от того, входят ли они в эту группу или нет. Если другой человек входит в такую группу, то он обладает свойством самоценности, достоин жалости, сострадания, уважения, снисхождения, прощения, любви, если не входит, то эти чувства могут на него не распространятся.

3 уровень - просоциальный (гуманистический). За каждым человеком, пусть даже не входящим в «мою группу», подразумевается самоценность и равенство в отношении его прав,

свобод и обязанностей. Просоциальный уровень характеризуется устремленностью к достижению результатов, которые принесут благо не только ему, но и другим, незнакомым, дальним, обществу, человечеству в целом. С этого уровня можно говорить о нравственности (на 1, 2-ом лишь о морали - эгоцентрической или групповой, корпоративной).

4 уровень - духовный (эсхатологический). Человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на создания особого рода, связанные, подобные, соотносимые с духовным миром. Как на творения, жизнь которых не кончается вместе с концом жизни земной. Иными словами, это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним. Другой человек становится не только гуманистической, нравственной, общечеловеческой, но и сакральной, божественной личностью.

Именно в последней, эсхатологической ориентации, вектор духовного совершенствования личности задан абсолютным требованием любви к Богу. Более того, согласно христианским догматам, человек должен совершенствоваться во имя и только в деятельной любви [15].

Традиционные педагогические подходы и принципы ориентированы прежде всего на нравственное воспитание личности, в основе которого лежит идея справедливости: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. То есть, мы хотим отдать человеку любовь, но обязательно получить взамен любовь другого. Такое понимание «золотого правила» имеет меркантильную сторону. Возникает некоторое противоречие: мы стараемся относиться к другим людям с уважением, добротой, сочувствием, пониманием, а принимаем от них не аналогичные ответные реакции, а другие, зачастую противоположные. В этой связи у нас появляется недовольство, недоумение, возможно, раздражение и злость на того, кто не понимает и не воплощает в жизнь принцип справедливости. Разрешением противоречия может быть переход на уровень духовных отношений, основанных только на любви, а не на «золотом правиле» нравственности.

Любовь по своей сути - безусловна, не требует взамен благодарности и справедливости. Она творится по велению души и почти всегда жертвенна. Современная наука во всем пытает-

ся найти аксиологический подтекст, отсюда любовь - не просто рядовая, она - абсолютная, надындивидуальная ценность. Любовь поднимает человека над собственными эгоистическими интересами. Любовь для человека является вечной, бессмертной, придающей жизни смысл. Любовь смиренна, она есть служение другим людям, деятельна и всегда бескорыстна.

В любви и через любовь в человеке обнаруживается Божественное начало: «Бог есть Любовь, и пребывающий в Любви пребывает в Боге, и Бог в нем» [16, 1 Ин.4:16].

Как Бог есть любовь, так и любовь есть все, она в каждом из нас, и в каждом из нас есть частица Бога. «Человек более чем микрокосм, он -микротеос...» [17, 101].

Духовный уровень личностного бытия более высок, чем нравственный, поскольку задается заповедью любви, всеобщей любви к людям и ко всему живому. Основой нравственности является справедливость, основа же духовности -милосердная любовь - не жалостливая, а всепоглощающая любовь, в которой растворяются границы индивидуальности; любовь не на кровном родстве, а на родстве чисто духовном. Высочайшим выражением духа человека является такое его состояние, когда своего ближнего любят не как себя, а больше, чем себя [18, 108].

Суммируем сказанное. Дух есть божественный элемент в человеке, он свободен и вечен, является творческим началом, которое поднимает человека к абсолютным ценностям. Понятие «духовность» объединяет в себе элементы внутреннего и внешнего мира человека. Путь к духовности обозначен как реализация творческих потенций каждой личности на пути обретения Любви, в ходе воплощения духа во вне, в реальной жизни другого человека.

Сущность духовности личности определяется надындивидуальной реальностью, ценностями и целями высшего порядка, которые одновременно укоренены и во внутреннее, душевное бытие человека.

Нравственность - внутренние качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, согласованные с совестью, с законами общества, с достоинством человека, с долгом честного гражданина. В основе нравственного воспитания личности находится идея справедливости: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Нравственность и духовность разноуровневые явления, иерархически связанные. В этой взаимосвязи нравственность - важное проявление духовности на уровне справедливости, норм, прав и правил.

Духовность человека обнаруживает себя в наивысшей степени и становится способом его жизни, когда для человека открываются его личные отношения с Богом.

Духовность - качество, состояние и отношение личности, проявляющееся в деятельной любви к Богу, миру, другому человеку и самому себе. Становление духовности личности осуществляется построением пространства любви в педагогической плоскости бытия.

Педагогическое бытие - это педагогически продуманная и воспитанная способность человека окружить себя и других милосердием, заботой, доброделанием, уважением. Это сознательная возможность излучать и дарить свою любовь и доброту другим людям, как далеким, так и близким. Это и построение взаимоотношений с другими людьми, в том числе между учителями и учениками, не только на принципах гуманности и справедливости, что, по сути, является проявлением человеческой нравственности, а в первую очередь на принципе любви, то есть на прощении и способности к самопожертвованию.

13.12.2011

Список литературы:

1. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус. яз., 1998. - Т. 1. А-З. - 699 с.

2. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус. яз., 1998. -Т. 2. И-О. - 779 с.

3. Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.Л. Геркулова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 814 с.

4. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. - М.: Политиздат, 1963. - 544 с.

5. Философский энциклопедический словарь. - М.: Просвещение, 1983. - 839 с.

6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шевцовой. - М.: Рус.яз., 1990. - 921 с.

7. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА, 1998. - 576 с.

8. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. - М.; Бишкек; Екатеринбург: Изд-во «Одиссей». -1996. - 602 с.

9. Полный церковно-славянский словарь / Составитель протоиерей Г. Дьяченко. Репринтное воспроизв. изд. 1900 г. - М.: Издат. отдел Моск. патриархии, 1993. - 1120 с.

10. Краткий философский словарь /Под ред. А.П. Алексеева. - М.: Проспект, 1997. - 400 с.

11. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М.: Наука, 1989. - 350 с.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

13. Духовность // Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

14. Братусь, Б.С. Должное неизбежно связано с сущим // Человек. - 1998. - №4. - С. 67-75.

15. Братусь, Б.С. Личность о. Александра Меня и современный кризис общества // Мир психологии и психология в мире. -1994. - октябрь-декабрь. - С. 34-35.

16. 1 Послание Иоанна. Новый Завет. - М.: Международный издательский центр православной литературы. - 1994. - 549 с.

17. Архимандрит Софроний (Сахаров) О личном начале в Бытии Божественном и бытии человеческом // Человек. - 1993. -№6. - С. 100-114.

18. Сидоров, В.М. Страна Параклета. - М.: Аиф-Принт, 2002. - 212 с.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительства Оренбургской области (Проект №11-16-56003а/У)

Сведения об авторе:

Самойлова Юлиана Вячеславовна, доцент кафедры общей педагогики Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, докторант 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 2436, тел. 8(3532) 372576, e-mail: julsam@yandex.ru

UDC 37.015.31:17.022:130.122 Samoylova Y.V.

Orenburg state university Е-mail: julsam@yandex.ru

PEDAGOGICAL CONSTANTS OF PERSON’S SPIRITUALITY AND MORALS

In the article the phenomena of spirituality and morals were analyzed, their philosophical, religious, psychological and educational meanings were exposed. The division of main characteristics of spirituality and morals of person were substantiated on the basis of active and absolute love to other persons.

Key words: spirit, temper, spirituality, morals, formation and education of spirituality and morals, absolute love.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.