Научная статья на тему 'Педагогические исследования в области социальной активности личности'

Педагогические исследования в области социальной активности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1105
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Мария Викторовна

Рассмотрена актуальная проблема современности формирование социальной активности личности; исследована структура социальной активности, критерии ее определения, классификационные и отличительные черты педагогических ситуаций, которые вносили вклад в формирование социально активной личности в различные годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Research in the Field of Personality's Social Activity

This article is devoted to the actual problem of the contemporaneity the formation of personality's social activity. The author examines the structure of the social activity, criteria of its definition. The classification and characteristic features of the pedagogical situations which contribute to the formation of social active personality in the various years are also examined in this article.

Текст научной работы на тему «Педагогические исследования в области социальной активности личности»

М.В. Колесникова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Рассмотрена актуальная проблема современности - формирование социальной активности личности; исследована структура социальной активности, критерии ее определения, классификационные и отличительные черты педагогических ситуаций, которые вносили вклад в формирование социально активной личности в различные годы.

Многолетняя система образования, действовавшая в России, сформировала человека, практически не готового к бурным социальным изменениям в обществе, самостоятельного в принятии жизненно важных решений.

Потребность общества «в социально активных членах с устойчивой личностно значимой позицией, свободно ориентирующихся в сложной социальноэкономической и политической ситуации, способных принимать решение и достигать результата в соответствии с поставленной целью, брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других» [1. С. 38] приводит к необходимости формирования социальной активности личности.

Формирование личности на протяжении всех лет ее активной жизни происходит среди людей, обладающих определенным потенциалом социальной активности, которая в силу сложности своей структуры может иметь множество проявлений и начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем, что неоднократно подтверждалось результатами исследований, проведенными среди детей и подростков.

Так, О.Д. Чугунова [2] в своем исследовании отмечает, что идея активности для дидактики и практики совершенствования обучения имеет принципиальное значение, так как связана с природой процесса обучения и является отражением педагогического закона активности. Активность - это необходимое условие развития личности обучающегося и основополагающий принцип педагогической деятельности.

В педагогическом контексте социальная активность - это поиск путей воспитания данного качества. Именно этому посвящены работы Б.З. Вульфова, С.А. Константинова, И.И. Кузнецова, Т.М. Мальков-ской, К.Н. Мешалкиной и др. Вслед за данными учеными мы считаем, что формирование социальной активности, лежащей в основе процессов самопознания, самоопределения и самореализации личности, целесообразно начинать уже с первой ступени школьного обучения. Современные исследования представляют содержание формирования социальной активности в младшем школьном возрасте в качестве целостной системы, включающей следующие компоненты: приобретение знаний о человеке, природе, обществе; приобретение опыта общественных и личных отношений в различных видах деятельности; формирование адекватной самооценки и т.д. [3. С. 330].

В учебной деятельности старших школьников активность приобретает ярко выраженную избирательность, которая во многом обусловливается наличием или отсутствием выбора учащимся профессии, определенностью и устойчивостью этого выбора. Специальные исследования показывают, что определенность выбора профессии ска-

зывается на перестройке отношения к учебе. Чем раньше наступает момент профессионального самоопределения, тем в большей мере это способствует повышению активности в учебе и ее дифференциации, осознанию себя как полноправного члена общества. Замечено, что в этом возрасте большое значение в плане развития активности по-прежнему имеет общественно полезная деятельность. Осваивая конкретные профессии, учащиеся не только приобретают соответствующие навыки и умения, но у них появляются социально ориентированные мотивы, формируются значимые качества. Особенно ценно, чтобы школьники рассматривали труд как сферу реализации своих сил и способностей, видели в нем возможность проявить творчество, инициативу.

В юношеские годы активность как природная способность преобразуется в социальную систему потребностей и интересов. Обобщая материалы исследований по данной теме (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев и др.), можно включить в этот процесс следующие моменты:

- осознание общественных явлений, составляющих предметную сторону отношений социальных и нравственных ценностей общества;

- развитие социальных чувств и потребностей, имеющих общественную направленность (прежде всего потребности во взаимодействии, сотрудничестве);

- включение в практическую деятельность, имеющую социально ценную направленность.

На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой развития общественных функций личности, ее успешной адаптации к общественной жизни. Таким образом, социальная активность выступает как побудитель к деятельности, как свойство личности на определенном этапе ее развития, как результат социально значимой деятельности.

Социальная активность реализуется в системе целевых установок, ценностных ориентаций, определяющих мотивационную сферу личности, направленность ее интересов, выбор способов деятельности по удовлетворению возникающих потребностей. Сегодня существенно расширилось социальное пространство, где протекает жизнедеятельность учащихся, активизируется их включение в многообразные отношения в процессе усложняющейся деятельности. Социальная активность является интегральным общественным свойством, характеризующим состояние субъекта в процессе взаимодействия с другими индивидами (общностями, коллективами, группами) в деятельности, необходимость которой обусловлена личными и общественно значимыми интересами и целями.

По мнению ученых, возрастание социальной активности личности находится в непосредственной зависимости от социальной культуры, которая проявляется в особой направленности отношений, характеризующих социальную позицию личности, ее установки, цели и ценности, способы их реализации. Кроме того, тот или иной уровень социальной активности зависит от соотношения между обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.

Таким образом, социальная активность основана на соответствующих социальных знаниях в сфере культуры, их направленности и выражается в способах, обеспечивающих социальное взаимодействие людей по обмену производимыми ими духовными ценностями.

Существенно и то, что в зависимости от объекта, на который направлена социальная активность, она по-разному проявляется в различных видах деятельности: познавательной, общественно-политической, организаторской, художественно-творческой и др. Это зависит как от объективных (уровня развития способов и средств реализации творческой деятельности, потребности общества или общественных групп в данном виде деятельности), так и субъективных (предшествующего опыта субъекта, его способностей, потребностей, характера развития эмоционально-волевой сферы и т.д.) причин. Показателем сформированности социальной активности на том или ином этапе ее развития является изменение мотивации, направленность этой мотивации на удовлетворение потребности в социально значимой деятельности и социально ценном общении.

Д.И. Фельдштейн отмечает, что, являясь творческим, активным, деятельным существом, человек не только отражает окружающий мир, но и преобразует его, преобразует самого себя, изменяясь как в процессе творческой деятельности, так и под постоянным воздействием перестраиваемого им самим окружающего мира [3]. Все это невозможно без проявления социальной активности индивида: инициативы, самостоятельности, волевого напряжения, целеустремленности.

Проблема активности личности является объектом постоянного внимания как теоретиков философии, социологии, психологии, педагогики, так и педагогов и психологов-практиков. Содержание образования, согласно теории образования И.Я. Лернера и И.К. Журавлева, извлекается из социального опыта, накопленного человечеством в течение веков. Формирование социально активной личности в педагогическом аспекте - это создание стройной системы педагогических ситуаций в рамках процесса обучения и воспитания, которые включают в себя определенные цели, оптимальные формы и методы, а также социально значимые изменения в личности, проявляющиеся в активной, сознательной и самостоятельной деятельности и поведении.

Цели формирования активности в той или иной педагогической ситуации различаются по направленности, характеру, содержанию. По направленности - это знания, умения, навыки и активная реализация усвоенного в практической деятельности и поведении. В реальном учебно-воспитательном процессе они, как правило, сливаются воедино. Усвоение нового требует способности одновременно реализовывать то, что было

усвоено ранее, что невозможно без получения новой информации. В то же время та или иная цель в педагогической ситуации может превалировать, что и обеспечивает направленность данной ситуации.

По характеру выделяются цели двух видов: требование четкого исполнения по алгоритму, предписанному субъектом управления (учителем, родителями, коллективом и т.п.), или возможности проявления инициативы. Это достигается посредством формулировки субъектом управления конкретной задачи. Задача может ставиться жестко, с обязательным соблюдением условий и предписаний, а может формулироваться с ориентировкой на то, что пути ее решения будут найдены объектом управления в ходе самостоятельной активной деятельности, причем допускаются различные способы достижения цели.

По содержанию цели могут предусматривать развитие того или иного конкретного качества: проявления самостоятельности, ответственности, сознательности и т.п. Постановка целей в той или иной педагогической ситуации зависит от необходимости реализации общих целей, а также состояния активности объекта в настоящий момент. Оптимальное сочетание этих составляющих дает возможность правильно выбрать и саму цель. Педагог, ставя цель, должен четко представлять, какое значимое свойство он формирует; учащиеся же, в свою очередь, должны воспринимать цели деятельности как социально значимые, иначе педагогическая ситуация не будет отвечать требованиям развития социальной активности.

По нашему мнению, особое внимание должно уделяться выбору методов организации деятельности. Метод как прием, система приемов в какой-либо деятельности - это динамическая категория, зависящая от целей обучения и воспитания и от конкретного содержания деятельности педагогов и учащихся, в которой она реализуется [5. С. 261]. Важно, чтобы методы не противоречили целям, а были оптимальными с точки зрения формирования активности.

Третьим компонентом педагогической ситуации являются изменения, происходящие в личности. К ним можно отнести и знания, умения в какой-либо области, и собственно качества личности, и способность совершать те или иные поступки. Важно, чтобы педагогическая ситуация носила определенную социальную направленность и способствовала решению конкретных задач формирования личности.

Отмечено, что различные виды педагогических ситуаций с точки зрения нагрузки, которую они несут в процессе формирования социальной активности, могут быть проанализированы, по крайней мере, с двух точек зрения: реализации общей идеи развития активности и конкретной направленности на актуализацию той или иной стороны социальной активности, например исполнительности. Такой вид педагогической ситуации представляет собой взаимодействие педагогов и учащихся: учитель, воспитатель формулирует цели, указывает пути их достижения, а учащиеся должны, следуя образцу, стереотипу, правилу и т.п., достичь поставленную цель. Наиболее ценны в социальном плане ситуации, основанные на осознанном воспроизведении социального

опыта с ориентировкой на самостоятельность и сознательность, так как они способствуют развитию комплекса качеств, называемых исполнительностью, в том числе с возможностью проявления инициирующей исполнительности.

Очень важен следующий вид педагогической ситуации - проблемная ситуация. Это особого рода взаимодействие педагогов и учащихся, в котором проблема ставится таким образом, чтобы пути ее достижения были найдены самими детьми (роль педагога при этом организующая и направляющая). Многие исследователи считают, что проблемные ситуации, которые могут возникать как в обучении, так и в воспитании, в наибольшей степени формируют творческую активность и ориентированы на проявление инициативности. Здесь многое зависит от способности педагога правильно сформулировать социально значимую цель, создать такие условия, которые в наибольшей степени способствовали бы выбору учащимися адекватных способов ее достижения.

Таким образом, ориентация на развитие личности предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая направлена на всестороннее развитие и воспитание социально активной личности, готовой к сотрудничеству и созидательной деятельности, а от того, насколько эффективно человек может проявлять сопряженность личных интересов с потребностями социума, формировать собственную систему ценностей, сотрудничать с людьми и окружающим миром, зависит его становление как гражданина.

Вышесказанное соответствует требованиям Концепции модернизации российского образования о том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никитина С.В. Социальная компетентность как задача современной школы в условиях модернизации // Проблемы педагогической иннова-

тики. Профильное образование: Матер. VIII регион. науч.-практ. конф. / Под ред. Т.А. Ярковой: В 2 ч. Тобольск: ТГПИ, 2004. Ч. 2. С. 3740.

2. Чугунова О.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков: Дис. ... канд.

пед. наук. Кострома, 2000. 182 с.

3. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982. 249 с.

4. Зинченко В.В. Подготовка учителей к формированию социальной активности младших школьников // Проблемы обеспечения качества уни-

верситетского образования: Матер. Всерос. науч.-метод. конф. Кемерово: ЮНИТИ, 2004. С. 330-331.

5. Словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Рус. яз., 1981-1984. Т. 2: К-О. 1982. 736 с.

Статья представлена научно-редакционным советом журнала, поступила в научную редакцию «Педагогика и психология» 11 декабря 2006 г., принята к печати 18 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.