Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА ШКОЛЬНИКАМИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА ШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
221
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ЧТЕНИЯ / ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА / ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧТЕНИЮ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / КАЧЕСТВО ЧТЕНИЯ / КОНТЕКСТ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филина Елена Валерьевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы чтения и понимания текста школьниками. Анализируются современные исследования, касающиеся данной проблемы в методике преподавания русского языка и литературы. Большинство учёных сходятся во мнении, что формирование навыка чтения складывается из ряда важных факторов. Среди них: своевременное обучение технике чтения; окружение учащихся - родители, педагоги, сверстники; возможность получения необходимой помощи при затруднениях, связанных с пониманием и осмыслением произведений.В работе обращается внимание на трудности, с которыми сталкивается школьник во время чтения и анализа. На уроках литературы ребятам сложно воспринимать текст произведения, так как в нём много сложных и непонятных конструкций. На занятиях по русскому языку учащиеся торопятся и не всегда правильно прочитывают задание верно, поэтому выполняют его неправильно.В статье приводятся приёмы и методы, которые направлены на исправление данной проблемы. Прежде всего они касаются занятий в рамках уроков русского языка и литературы. Также представлены варианты проведения внеклассных мероприятий, которые ориентированы на развитие у школьников интереса и мотивации к чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF READING SKILLS AND UNDERSTANDING OF THE TEXT BY SCHOOLCHILDREN

The article deals with the actual problems of reading and understanding the text by schoolchildren. Modern research concerning this problem in the methodology of teaching the Russian language and literature is analyzed. Most scientists agree that the formation of reading skills consists of a number of important factors. Among them: timely teaching of reading technique; the environment of students - parents, teachers, peers; the possibility of obtaining the necessary assistance in case of difficulties associated with the understanding and comprehension of works.The paper draws attention to the difficulties faced by the student during reading and analysis. At the lessons of literature, the study of classical texts by students is difficult. It is difficult for children to perceive the text of the work, as it contains many complex and incomprehensible structures. In the Russian language classes, students are in a hurry and do not always read the assignment correctly, so they do it incorrectly.The article provides techniques and methods that are aimed at correcting this problem. First of all, they relate to classes within the framework of classes in the Russian language and literature. Options for extracurricular activities are also presented, which are focused on developing students’ interest and motivation for reading.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА ШКОЛЬНИКАМИ»

Педагогические инструменты развития навыков чтения и понимания текста школьниками

Филина Елена Валерьевна,

аспирант Департамента методики обучения, Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» E-mail: lena_bednova@mail.ru

В статье рассматриваются актуальные проблемы чтения и понимания текста школьниками. Анализируются современные исследования, касающиеся данной проблемы в методике преподавания русского языка и литературы. Большинство учёных сходятся во мнении, что формирование навыка чтения складывается из ряда важных факторов. Среди них: своевременное обучение технике чтения; окружение учащихся - родители, педагоги, сверстники; возможность получения необходимой помощи при затруднениях, связанных с пониманием и осмыслением произведений.

В работе обращается внимание на трудности, с которыми сталкивается школьник во время чтения и анализа. На уроках литературы ребятам сложно воспринимать текст произведения, так как в нём много сложных и непонятных конструкций. На занятиях по русскому языку учащиеся торопятся и не всегда правильно прочитывают задание верно, поэтому выполняют его неправильно.

В статье приводятся приёмы и методы, которые направлены на исправление данной проблемы. Прежде всего они касаются занятий в рамках уроков русского языка и литературы. Также представлены варианты проведения внеклассных мероприятий, которые ориентированы на развитие у школьников интереса и мотивации к чтению.

Ключевые слова: проблемы чтения, проблема понимания текста, обучение школьников чтению, методические проблемы, качество чтения, контекст, интерпретация текста.

Введение

Проблема чтения и понимания текста школьниками остаётся на данный момент одной из самых актуальных в школьном обучении, и многочисленные публикации учёных на данную тему являются ключевым доказательством. Проблемой чтения, изучением психических процессов младших школьников занимались такие ученые как А.Г. Асмолов, М.П. Во-юшина, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Л.А. Мосу-нова, Т.Д. Полозова, К.Д. Ушинский. С.А. Аничкин, В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская выявили специфику развития навыка чтения и его формирования у учащихся начальной школы.

Проведенный в апреле 2023 года социальный опрос Всероссийским центром изучения общественного мнения представил на официальном сайте аналитический обзор о количестве читающих людей в текущем году. По данным проведенного исследования за последние 10 лет в России выросло количество книголюбов. По сравнению с 2013 годом в 2023 чтение книг привлекает 57% россиян. Таким образом, популярность книг возросла на 10 процентов: до 57% в 2023 г. с 47% в 2013 [1]. Среди опрошенных: лица 18-60+ лет. Кроме того, респонденты поделились информацией о том, что у большинства есть домашние библиотеки. Оказалось, что молодые люди являются не только активными читателями, но и покупателями.

По данным международной диагностики «PISA для школ» [2], которая проводилась с 2006 г. каждые 3 года, результаты 2018 г. показали, что Россия занимала 31 место из 79 (по количеству баллов) среди других стран участниц по показателю «читательская грамотность». Мониторинг по модели PISA, проводимый в 2021 году, показал следующие результаты: средний балл по читательской грамотности составил 497 баллов (21 место). Доля образовательных организаций с низкими результатами - 27%. Однако 85% обучающихся справились с заданиями. Большинство учащихся достигли и превысили пороговый уровень читательской грамотности. Данный показатель свидетельствует о положительной динамике [2]. С 2022 года Россия приостановила участие в исследовании PISA.

о с

U со

Обзор литературы

Несмотря на положительную динамику мониторинга PISA, уровень читательской грамотности учащихся остаётся невысоким. Подтверждение данных слов в исследованиях ученых-методистов, которые

обеспокоены проблемой чтения и понимания текста школьниками.

Доктор педагогических наук И.В. Сосновская размышляет о том, что поиск «новых методов, методик и стратегий чтения, анализа и интерпретации художественных текстов» - насущная проблема. Необходимо, чтобы книга, написанная много лет назад, была понятна учащемуся, помогала отвечать на волнующие вопросы и ориентироваться в переживаемых мыслях и чувствах [3, с. 363]. Действительно, школьнику бывает непросто понять текст классического произведения, изучаемого в школе: непонятные слова, сложные грамматические конструкции, структуры с непривычным порядком слов. Интерес к чтению у учащегося снижается. Помочь школьнику понять смысл произведения, научить правильно и осознано прочитывать текст художественного текста - основная задача педагогов-филологов.

Д.В. Васёв пишет о том, что в настоящее время применяется более ста технологий. Каждая имеет свои особенности, «нацелена на достижение определённого результата». В своей работе учёный выделяет несколько технологий чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее, экранное чтение, смысловое чтение, критическое чтение [4].

Однако отдельные учёные считают, что проблема чтения вызвана не только недобросовестным отношением школьников к изучаемому предмету. Например, О.Б. Соболева высказывает мнение о том, что недостаточная квалификация педагогов тоже негативно сказывается не только на мотивации, но и на умении школьников правильно и осмысленно читать текст. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что молодые педагоги сами не способны правильно и осознанно читать [5, с. 21-22].

Мендель А.В. провела социологическое исследование, в котором проанализировала уровень читательской грамотности третьеклассников и выделила факторы, которые влияют на успешность/ неуспешность школьников. Учёный выявила, что уровень образования родителей, их отношение к чтению, занятия детей в дошкольных образовательных организациях, заинтересованность родителей в развитии детей, - напрямую связаны с эффективностью обучения. Кроме того, на успешность/неуспешность школьников влияет возраст педагогов, которые обучают ребенка, а также их квалификация. Таким образом, положительный или отрицательный результат обучающихся напрямую зависит от той среды, в которой воспитывается ребенок.

Материалы и методы

Для выявления проблемы чтения и понимания текста школьниками нами была проанализирована научная литература, в которой нашли отражение проблемы чтения и понимания текста школьниками. Во время работы с источниками были выявлены теоретические и практические основания дан-

ного исследования. В работе анализируется уровень владения техникой чтения школьников и их способность понимать прочитанный текст. Анализ применяемых методических приёмов на практике помог сформулировать методические разработки, которые помогут исправить сложившуюся ситуацию на уроках русского языка и литературы.

Результаты исследования

Большинство учащихся испытывают трудности во время чтения ещё в начальной школе. После перехода в среднее звено ситуация усложняется вместе с текстами, которые школьнику приходится читать. Современный школьник - активный потребитель социальных сетей, в которых нет сложных синтаксических конструкций, практически отсутствуют изобразительно-выразительные средства, устойчивые выражения, пословицы и поговорки. Вероятно, поэтому тексты, изучаемые в школе, кажутся сложными непонятными, а потому скучными.

В начальной школе на уроках русского языка и литературного чтения, как правило, для практики даны небольшие произведения. Маленький объём текстов позволяет выполнить анализ непосредственно на уроке. Таким образом, преподаватель помогает, направляет школьника, чтобы тот правильно смог понять прочитанный материал. Методисты Тивикова С.К., Колесова О.В., Де-менева Н.Н. рассказывают о работе над пословицами в начальных классах. Данная деятельность способствует развитию речи младших школьников, формирует навыки анализа и интерпретации текста, помогает справиться с заданиями ВПР. Пословицы маленькие по объёму, но ёмкие по смыслу. В них сформулированы специфические высказывания о быте и культуре народа, изложены основные нравственные категории. Учёные отмечают эффективность применяемой методики, однако видят и трудности, которые возникают у современных учащихся. Одна из причин, которую выделяют учёные,- «ограниченный жизненный опыт детей и затруднения, связанные с интерпретацией смысла кратких народных изречений» [6, с. 115].

Мир, в котором живет школьник, быстрый и очень технологичный. Уже в начальной школе, у ученика есть все необходимые приспособления для «изучения» виртуального «иллюзорного мира», в котором всё стремительно меняется. Очевидно, поэтому текста в электронном мире мало. И он активно замещается картинками, а высказывание эмоций - смайликами или стикерами. Потребность в описании чувств и эмоций пропадает. Проще и быстрее отреагировать на сообщение, отправив кривляющуюся рожицу, а не распространённое предложение, в котором рассказывалось бы о чувствах. Графическое изображение, подготовленное дизайнерами, мгновенно передает все эмоции, которые раньше необходимо было сначала осознать, а позже описать. Вероятно, поэтому у учащихся возникают трудности при чте-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

нии текстов, в которых описываются чувства или какие-либо переживания. Так, при изучении в 4-м классе произведения А.П. Чехова «Ванька» [7] у школьников возникает много вопросов, связанных с прочтением. Один из самых частых вопросов, которые задают ученики после воспроизведения рассказа: «Почему девятилетнего ребёнка заставляют работать?» Учеников ничуть не смущает общий эмоциональный тон произведения: грусть, тоска, одиночество. Также школьникам очень непросто понять, почему мальчика автор называет «Ванька», а не Ванечка, Ванюша или Иван. Сложности возникают и с пониманием того, что письмо до дедушки никогда не дойдет, так как точного адреса мальчик не указывает. Школьникам 4-го класса поступок Ваньки кажется нелепым и смешным. Им совсем не жалко мальчика, который скучает по дедушке и надеется, что тот непременно к нему приедет и пожалеет его. Улыбку вызывает и уважительное обращение к дедушке: «Милый дедушка, Константин Макарыч! - писал он. - И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался» [7].

В пятом классе на уроках литературы начинается изучение произведений русской классики. Объём текстов остаётся всё ещё не очень большим. Для правильного понимания добавляется теоретический материал и историко-литературный контекст произведения. Меняется методика чтения, усложняется анализ и интерпретация прочитанного. Часто чтение текста учащимся задаётся как домашнее задание, а на уроке, накануне анализа, проверяется то, как ученики справились с чтением и пониманием текста. Как показывает практика, большинство школьников уже в 5-м классе не читают оригинальное художественное произведение дома, а пролистывают его краткое содержание. Причем объём не влияет на интерес к прочтению авторского текста. Большинство учеников сознаются, что пересказанный текст проще, а потому понятнее. Так, учащиеся 5-го класса после прочтения рассказа И.А. Бунина «Косцы» [8] задумались о смысле произведения. Вопросы, которые волновали школьников: «Почему рассказ называется «Косцы»? Почему они постоянно поют ведь косить, наверное, тяжело?» Ещё один вопрос, который задавали часто ученики: «Почему они едят мухоморы, что других грибов у них не было?» Ученикам не понятен лиризм произведения, его поэтичность и красота. Данный рассказ - ода русской природе и трудолюбивым людям. Фрагментарные отрывки, предложения, словосочетания, на которые учащиеся обратили внимание, не помогли им сформулировать объективный анализ произведения самостоятельно. Серьезный отрыв в культу-5 ре не позволяет современным учащимся понять § и осознать всю суть описанных в рассказе концеп-£3 тов - берёзовый лес, июньская косьба, косцы, рус-еЗ ская песня, Родина. Текст был воспринят холодно 5В и иронично.

Сложно воспринимать учащимся и описание окружающей среды. При изучении рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» [9] многие ученики негативно воспринимают пейзаж в произведении. Учащимся не нравится читать длинные описания природы. Как правило, они его «просматривают», а позже не могут сориентироваться и назвать даже время года, о котором повествуется в рассказе, тем более не могут указать месяц. Из-за этого затрудняется анализ произведения на уроке. Ученики не могут привести примеры метафор, эпитетов, олицетворений. Нелегко школьникам сформулировать и значимость этих изобразительно-выразительных средств для произведения. Описание дня словно обесцвечивается, и ученики просто упоминают о том, что «было жарко днём, а ночью тепло, поэтому дети могли ночевать в поле».

Неумение правильно прочитывать исходный текст проявляется и в том, как школьник читает. Учащийся торопится, спешит произносить слова скорее, а потому схватывает первый слог или два, а остальная часть слова может быть домыслена. Так, часто во время прочитывания задания к упражнению по русскому языку, учащиеся допускают нелепые ошибки, которые мешают выполнить задание правильно. Приведём пример прочтения школьником задания упражнения: «С которым из притяжательных прилагательных вы составите по два словосочетания, в котором прилагательное было бы употреблено сначала в прямом значении, а затем - перенесённом». В самом деле, из такой формулировки задания выходит какая-то бессмыслица. И только после того, как ученик читает повторно, но уже медленнее, оказывается: «С каждым из притяжательных прилагательных составьте по два словосочетания, в которых прилагательное было бы употреблено сначала в прямом значении, а затем - переносном» [10, с. 156].

На уроке развития речи в 7-м классе во время подготовки к изложению ученики не поняли смысл предложения: «С крыльца нашего была видна река Белая, я с нетерпением ждал, когда она вскроется» [11, с. 44-45]. Ребята после первого прочтения текста не догадались, что в нем рассказывается о наступлении весны и весеннем ледоходе. Небольшой отрывок оказался сложным для воспроизведения в рамках изложения.

Подобных примеров прочтения текстов и понимания их школьниками достаточно, чтобы понять масштаб проблемы, с которой ежедневно сталкиваются учащиеся. Самостоятельно справиться с ней, будет сложной задачей для них. Так, для её исправления может быть предложена следующая работа на занятиях русского языка и литературы. В рамках уроков можно устраивать тематические недели русского языка. Примерами тем могут быть: «Фразеологизмы, которые «живут» у меня в семье», «Любимая бабушкина (дедушкина) пословица», «Неделя новых для меня слов» и т.д. На занятиях литературы также можно устраивать тематические недели по окончании изучения произведения. Систематичность данных занятий по-

может школьникам лучше понимать тексты художественных произведений, формулировать собственные мысли, взаимодействовать со взрослыми в ходе устной беседы.

В качестве внеклассной работы может быть предложена интеллектуальная игра «Рюхи». Условия участия очень простые: класс следует разделить на несколько команд, которые должны вооружиться ручкой и листочками. Учителю необходимо заранее подготовить материал. Достаточно поискать в толковом словаре слова, которые редко употребляются в современной речи и выписать их. Для эффективного проведения мероприятия понадобиться проектор, где будут воспроизводиться слова, подготовленные педагогом. Учащимся предлагается записать на листочке предположительное значение слова, которое они видят на экране. После окончания тура, зачитывается или показывается на слайде верное значение слова и иллюстрация к нему. Таким образом, ребята не только не заскучают при изучении новых слов, но и быстрее и эффективнее запомнят их значения.

Другим этапом развития интереса школьников к чтению может послужить «Литературная гостиная». На литературную встречу можно попросить прийти родителей учащихся в качестве участников, где они смогут поделиться впечатлениями о произведениях, которые они прочитали, рассказать о самых любимых текстах. Для участия в «Литературной гостиной» можно пригласить современных писателей региона, которые расскажут о своих текстах, об их опыте чтения художественной литературы.

Обсуждение и заключения

Из всего выше сказанного следует вывод, что проблемы чтения и понимания текста школьниками являются актуальными в современном образовании. Школьнику сложно сориентироваться в текстах классических произведений: правильно прочитать слова, понять их смысл, проанализировать и интерпретировать прочитанное. Поспешное чтение слов влияет на правильность понимания текста, осмысление и выполнение заданий.

В приведённых выше исследованиях прослеживается одна очень важная мысль: формирование интеллектуальных способностей школьников напрямую зависит от той среды, в которой учащийся находится. В XXI веке невозможно оградить детей от масс-медийной культуры и виртуального мира, однако можно сделать их реальный мир интересным и понятным. Научить их справляться с чтением трудных текстов, читать с ними вместе и рассказывать о значении слов, оборотах речи, выражениях, заинтересовать и помочь в случае затруднений.

Литература

1. Самая читающая страна: мониторинг [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - Режим доступа:

https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/samaja-chitajushchaja-strana-monitoring (дата обращения: 17.04.2023).

2. Информация об исследовании «Оценка по модели PISA» [Электронный ресурс]// ФИОКО. -Режим доступа: https://fioco.ru/pisa-for-schools (дата обращения: 17.04.2023).

3. Сосновская И.В. Стратегия «точки фиксации рефлексии» как способ мотивации к чтению и пониманию классического текста на уроке литературы // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 362-373.

4. Васёв Д.В. Социально-педагогическая проблема освоения культуры чтения // НАУ. 2020. № 52-2 (52). URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/sotsialno-pedagogicheskaya-problema-osvoeniya-kultury-chteniya (дата обращения: 13.04.2023).

5. Соболева О.Б. Обучение пониманию текста: учебная книга, учитель, ученик / Соболева О.Б.// Психологическая наука и образование. - 2006. - № 1. С. 21-28.

6. Тивикова С.К., Колесова О.В., Демене-ва Н.Н. Работа над пословицами в начальных классах как средство развития речи учащихся / Тивикова С.К., Колесова О.В., Деме-нева Н.Н. // Школьные технологии. - 2019. -№ 5. - С. 114-120. С. 115

7. Чехов А.П. Ванька: Два рассказа / А.П. Чехов; Рис. С. Рудакова. - Ленинград: Дет. лит. Ле-нингр. отд-ние, 1977. - 17 с.

8. Бунин И.А. Антоновские яблоки: Рассказы и повести / И.А. Бунин. - Москва: Дет. лит., 1979. - 304 с.

9. Тургенев И.С. Бежин луг: рассказы: [для детей среднего школьного возраста: 12+] / И.С. Тургенев. - Москва: Стрекоза, 2021. - 62 с.

10. Русский язык. Практика. Кл.: учебник/ Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др.; под ред. Г.К. Лидман-Орловой. -3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 318 с.

11. Никитина Е.И. Русский язык: Русская речь. 7 кл.: учебник / Е.И. Никитина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. -157 с.

PEDAGOGICAL TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF READING SKILLS AND UNDERSTANDING OF THE TEXT BY SCHOOLCHILDREN

Filina E.V.

Moscow City Pedagogical University

The article deals with the actual problems of reading and understanding the text by schoolchildren. Modern research concerning this problem in the methodology of teaching the Russian language and literature is analyzed. Most scientists agree that the formation of reading skills consists of a number of important factors. Among them: timely teaching of reading technique; the environment of students - parents, teachers, peers; the possibility of obtaining the necessary assistance in case of difficulties associated with the understanding and comprehension of works.

The paper draws attention to the difficulties faced by the student during reading and analysis. At the lessons of literature, the study of classical texts by students is difficult. It is difficult for children to perceive the text of the work, as it contains many complex and incomprehensible structures. In the Russian language classes, students

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

are in a hurry and do not always read the assignment correctly, so they do it incorrectly.

The article provides techniques and methods that are aimed at correcting this problem. First of all, they relate to classes within the framework of classes in the Russian language and literature. Options for extracurricular activities are also presented, which are focused on developing students' interest and motivation for reading.

Keywords: problems of reading, the problem of understanding the text, teaching schoolchildren to read, methodological problems, reading quality, context, interpretation of the text.

References

1. The most reading country: monitoring [Electronic resource] // VCIOM. - Access mode: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/samaja-chitajushchaja-strana-monitoring (date of application: 17.04.2023).

2. Information about the PISA Assessment study [Electronic resource]// FIOKO. - Access mode: https://fioco.ru/pisa-for-schools (date of application: 17.04.2023).

3. Sosnovskaja I.V. Theory and methods of training and education// Pedagogicheskij IMIDZh. 2019. T. 13. № 3 (44). S. 362373.

4. Vasjov D.V. Socio-pedagogical problem of mastering the culture of reading// NAU. 2020. № 52-2 (52). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-problema-osvoeniya-kultury-chteniya (data obrashhenija: 13.04.2023).

5. Soboleva O. B. Teaching How to Understand Texts: Textbook ^ Teacher ^

1. Pupil / Soboleva O.B.// Psihologicheskaja nauka i obra-zovanie. - 2006. - № 1. S. 21-28.

6. Tivikova S.K., Kolesova O.V., Demeneva N.N. Working on proverbs in elementary grades as a means of developing students' speech / Tivikova S.K., Kolesova O.V., Demeneva N.N. // Shkol'nye tehnologii. - 2019. - № 5. - S. 114-120. S. 115

7. Chehov A.P. Vanka: Two stories / A.P. Chehov; Ris. S. Rudak-ova. - Leningrad: Det. lit. Leningr. otd-nie, 1977. - 17 s.

8. Bunin I.A. Antonov Apples: Stories and Novellas / I.A. Bunin. -Moskva: Det. lit., 1979. - 304 s.

9. Turgenev I.S. Bezhin Meadow: stories: [for children of secondary school age: 12+] / I.S. Turgenev. - Moskva: Strekoza, 2021. - 62 s.

10. Russian language. Practice. Kl.: textbook / G.K. Lidman-Orlova, S.N. Pimenova, A.P. Eremeeva i dr.; pod red. G.K. Lidman-Orlovoj. - 3-e izd., stereotip. - M.: Drofa, 2016. - 318 s.

11. Nikitina E.I. Russian Russian: Russian speech. 7 kl.: textbook / E.I. Nikitina. - 3-e izd., stereotip. - M.: Drofa, 2016. -157 s.

o d

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.