Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ В СТРУКТУРЕ ГОДИЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО МАКРОЦИКЛА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ В СТРУКТУРЕ ГОДИЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО МАКРОЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / СПОРТСМЕНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / МАКРОЦИКЛ / СПЕЦИАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ВЫНОСЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Руссу Ольга Николаевна, Кутьин Илья Викторович, Шиманский Оскар Викторович, Солнышкина Юлия Олеговна, Колганова Елизавета Юрьевна

В статье рассмотрены механизмы повышения специальной работоспособности футболистов в структуре годичного тренировочного макроцикла. Установлено, что в процессе тренировочного процесса футболистов как и после футбольного матча работоспособность футболиста неизменно снижается и необходимо достаточное количество времени время для её восстановления. Снижаются показатели физической выносливости такие как скорость бега; высота прыжков; сгибательная функция колена; режим дыхательных движений [1, 3, 4]. Большинство теоретиков, занимавшихся работоспособностью в игровых видах спорта, в том числе в футболе, указывают на то, что если трёхдневный тренировочно-соревновательный микроцикл повторяется с регулярной периодичностью может привести к накопленительному эффекту усталости организма и как, следствие, снижению работоспособности. С физиологической точки зрения усталость после интенсивной тренировки или целого футбольного матча вызывается нарушением работы особых рецепторов возбуждения, отвечающих за сокращение мышечных волокон. На фоне снижения специальной работоспособности футболистов мышцы теряют способность эффективно сокращаться, а спортсмен теряет скоростно-силовые качества которые приводят с снижению работоспособности спортсмена в целом и его подвижности на футбольном поле, в частности [2, 6]. В случае, когда заканчиваются запасы гликогена в организме футболиста, уменьшается интенсивность бега, которая может привести к снижению активности на поле. Восстановление необходимого объёма гликогена обычно занимает около трёх дней при условии правильного и рационального планирования тренировочного процесса [5, 7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Руссу Ольга Николаевна, Кутьин Илья Викторович, Шиманский Оскар Викторович, Солнышкина Юлия Олеговна, Колганова Елизавета Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TOOLS FOR INCREASING THE SPECIAL PERFORMANCE OF FOOTBALL PLAYERS IN THE STRUCTURE OF THE ANNUAL TRAINING MACROCYCLE

The article discusses the mechanisms of improving the special performance of football players in the structure of a one-year training macrocycle. It has been established that during the training process of football players, as well as after a football match, the performance of a football player invariably decreases and a sufficient amount of time is needed to restore it. Physical endurance indicators such as running speed, jumping height, knee flexion function, respiratory movement mode decrease [1, 3, 4]. Most theorists who have been involved in performance in game sports, including football, point out that if a three-day training and competitive microcycle is repeated at regular intervals, it can lead to an accumulative effect of fatigue of the body and, as a consequence, a decrease in performance. From a physiological point of view, fatigue after an intense workout or an entire football match is caused by a malfunction of the special excitation receptors responsible for the contraction of muscle fibers. Against the background of a decrease in the special performance of football players, the muscles lose the ability to contract effectively, and the athlete loses speed and strength qualities that lead to a decrease in the athlete’s performance as a whole and his mobility on the football field, in particular [2, 6]. In the case when glycogen reserves in the body of a football player run out, the intensity of running decreases, which can lead to a decrease in activity on the field. The recovery of the required volume of glycogen usually takes about three days, provided the correct and rational planning of the training process [5, 7].

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ В СТРУКТУРЕ ГОДИЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО МАКРОЦИКЛА»

Педагогические инструменты повышения специальной работоспособности футболистов в структуре годичного тренировочного макроцикла

Руссу Ольга Николаевна,

к.п.н., доцент, доцент кафедры «Теоретических основ физической культуры и спорта», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» E-mail: olga.nik.russu@mail.ru

Кутьин Илья Викторович,

к.п.н., доцент кафедры «Физического воспитания», Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова E-mail: ilya-kutin@yandex.ru

Шиманский Оскар Викторович,

ст. преподаватель кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) E-mail: oskar9145@rambler.ru

Солнышкина Юлия Олеговна,

ст. преподаватель кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) E-mail: solnyshkina-yo@ranepa.ru

Колганова Елизавета Юрьевна,

к.п.н., доцент кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) E-mail: kolganova9@yandex.ru

В статье рассмотрены механизмы повышения специальной работоспособности футболистов в структуре годичного тренировочного макроцикла. Установлено, что в процессе тренировочного процесса футболистов как и после футбольного матча работоспособность футболиста неизменно снижается и необходимо достаточное количество времени время для её восстановления. Снижаются показатели физической выносливости такие как скорость бега; высота прыжков; сгибательная функция колена; режим дыхательных движений [1, 3, 4]. Большинство теоретиков, занимавшихся работоспособностью в игровых видах спорта, в том числе в футболе, указывают на то, что если трёхдневный тренировочно-соревновательный микроцикл повторяется с регулярной периодичностью может привести к накопленительному эффекту усталости организма и как, следствие, снижению работоспособности. С физиологической точки зрения усталость после интенсивной тренировки или целого футбольного матча вызывается нарушением работы особых рецепторов возбуждения, отвечающих за сокращение мышечных волокон. На фоне снижения специальной работоспособности футболистов мышцы теряют способность эффективно сокращаться, а спортсмен теряет скоростно-силовые качества которые приводят с снижению работоспособности спортсмена в целом и его подвижности на футбольном поле, в частности [2, 6].

В случае, когда заканчиваются запасы гликогена в организме футболиста, уменьшается интенсивность бега, которая может привести к снижению активности на поле. Восстановление необходимого объёма гликогена обычно занимает около трёх дней при условии правильного и рационального планирования тренировочного процесса [5, 7].

Ключевые слова: футбол, спортсмены, профессиональный спорт, тренировочный процесс, макроцикл, специальная работоспособность, выносливость.

Результаты и обсуждение. Педагогический эксперимент осуществлялся на двух командах ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, которые были разделены на экспериментальную группу (далее - ЭГ) - студенческая команда (только студенты до 25 лет) и контрольную группу (далее - КГ) - любительская команда (магистранты, аспиранты и выпускники РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева). Эксперимент проводился на базе РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева с сентября 2021 года по июль 2022 года. Тренировки в ЭГ и КГ проводились одинаково - 4 раза в неделю по 1,5 часа на футбольном поле и в крытом манеже (при плохих погодных условиях) РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева.

Предварительное тестирование показателей специальной работоспособности (Гарвардский степ - тест; комплексное испытание и КСВ - коэффициент скоростной выносливости), показало однородность групп. Имеющие различия математически не достоверны.

Разработанный экспериментальный режим повышения физической работоспособности футболистов в структуре годичного периода подготовки в группах отличался.

В структуре тренировочного процесса футболистов наряду с развитием физических качеств особый акцент был направлен на совершенствование тактических элементов и технических приемов в футболе.

Для достижения высокого уровня специальной работоспособности футболистов в ЭГ в начале эксперимента использовался интенсивный бег при ЧСС 140 ± 8 уд/мин., и переменный бег при чСс 125-165 уд/мин. Позднее, примерно после трех недель интенсивных тренировок в ЭГ в добавление к переменному бегу применялся кроссовый бег на дистанции порядка 6 км., при колебаниях ЧСС от 165-175 уд/мин.

В ЭГ и КГ нагрузки, которые футболисты выполняли с ЧСС до 145 уд/мин. составляли соответственно, 65-77% от общего объема тренировочных занятий, которые согласно календарно-тематического планирования были намечены на сентябрь-ноябрь. Позднее, объем данного рода упражнений изменялся и к марту-апрелю составлял в ЭГ 55% (52 часа), а в КГ 39% (31 час соответственно).

Следует добавить, что объем дополнительных упражнений в КГ был составлял 37% (116 часов), а в ЭГ - 15% (57 часов) от общего времени тренировочного процесса. Нагрузкам, которые были направлены на развитие специальной работоспо-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

собности отводилось 63% (227 часов) в ЭГ и 76% (283 часов) в КГ соответственно от общего времени тренировочного процесса.

Следует подчеркнуть, что в данные период времени объем и интенсивность тренировочных занятий увеличивалась за счет большого количества средств применяемых для развития общей и специальной физической подготовки футболистов.

Говоря о первом соревновательном периоде необходимо подчеркнуть, что объем нагрузок в ЭГ составлял 6% (7 часов), а в КГ - 31% (25 часов).

Особое значение имел второй подготовительный период. Нагрузки средней и большой мощности применялись на утренних тренировках, так и на вечерних. Также, футболисты ЭГ перед утренней тренировкой выполняли упражнения медленного бега и элементов гимнастики с общей дозировкой 15-20 минут.

На втором подготовительном периоде объем основных упражнений направленных достижение высокого уровня специальной работоспособности в ЭГ составил 78% (113 часов), в КГ - 61% (83 часа) общего объема времени. Объем дополнительных упражнений составил соответственно, в ЭГ составил 15% (25 часов), в КГ - 34% (53 часов).

В данном периоде использовались следующие средства:

• Кроссовые упражнения;

• бег переменный и равномерный;

• упражнения с мячом технико-тактической направленности.

Увеличилась и интенсивность использования упражнений, направленных на повышение физической работоспособности футболистов:

• беговые упражнения с выполнением рывков и ускорений;

• бег на время;

• упражнения для скоростной выносливости.

В соревновательный период количество специальных средств подготовки в ЭГ составляло - 92% (60 часов) и, в КГ - 81% (49 часа) от общего объема времени и дополнительных средств соответственно в ЭГ равнялось 4% (3 часам), а в КГ - 15% (10 часам).

Во втором подготовительном периоде объем неспециальных нагрузок возрос и составлял в ЭГ 27% (34 часа), и КГ - 31% (51 час). Объем специальных средств подготовки составлял в ЭГ 68% (77 часов), в КГ 63% (67 часов).

К специальным упражнениям, направленным на развитие специальной работоспособности в ЭГ были отнесены упражнения, выполняемые в пороге ЧСС выше 147 уд/мин. Использовались следующие упражнения:

• ведение мяча с выполнением различных футбольных элементов (финтов),

• игровые упражнения; 5 • двусторонние игры.

§ В дополнение к вышеизложенным упражнений ям применялись упражнения на скорость в раз-еЗ личных вариациях и изменениями темпа и скоро-Л сти бега.

Спортсменам ЭГ также были предложены упражнения из других видов спорта: гандбол, волейбол, плавание, баскетбол. Специальными средствами в данном периоде являлись:

• передачи мяча в парах со сменой мест футболистов,

• ведение мяча с ударом по воротам,

• передачи мяча со сменой мест между двумя и тремя игроками («квадрат»). Соотношение специальных упражнений в ЭГ составляло 78% (37 часов), в КГ - 75% (36 часов) от общего времени и дополнительных упражнений соответственно в ЭГ - 16% (7 часа), в КГ - 19% (11 часов).

В общей сложности специальные упражнения в годичном макроцикле составили в ЭГ - 91% (119 часов), в КГ - 81% (103 часов) от общего объема времени и упражнения из других видов спорта в ЭГ -5% (7 часов), в КГ - 15% (21 час) соответственно.

Работа на развитие физических качеств, таких как сил, быстрота, координация, ловкость, гибкость в обеих группах была равная. Разница была в упражнениях, направленных на развитие выносливости и работоспособности футболистов. Так, во втором соревновательном периоде данные показатели равнялись в ЭГ - 92% (62 часам) и 4% (3 часа), в КГ - 79% (52 часа) и 12% (110 часов) соответственно от общего времени.

Результаты повторного тестирования футболистов обеих групп доказали что за период педагогического эксперимента произошли значительные изменения в аспекте специальной физической работоспособности футболистов. Анализируя результаты повторного тестирования в обеих группах, необходимо отметить прирост показателей практически во всех тестах в ЭГ, свидетельствующих о развитии специальной работоспособности.

Физическая работоспособность футболистов КГ по оценочной шкале работоспособности (ГСТ) с индексом 109 соответствует выше среднего значения физической работоспособности. В ЭГ данный показатель (ГСТ) с индексом 118 соответствует высокому значению (Рис. 1).

Сравнительный анализ специальной физической работоспособности, представленный, на рисунке 6 свидетельствует о достоверном превосходстве ЭГ. Разница составила 9 очков.

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов специальной физической работоспособности после эксперимента

Результаты тестирования в «Комплексном упражнении» представленные в таблице 1 свидетельствуют о положительной динамике в обеих группах. Однако достоверный прирост наблюдается только в ЭГ.

Таблица 1. Результаты тестирования футболистов контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента

Показатели КГ ЭГ Различия между группами

М ± m V М± m V % Р

Комплексное упражнение (спец. выносливость-очки) 51 ± 5,2 8,6 49 ± 3,2 6,3 1,6 >0,05

55 ± 4,9 7,7 58 ±5,1 8,3 7,9 >0,05

Разница достоверности прироста >0,05 <0,05

Сравнительный анализ, между группами, представленный на рисунке 2 показал, превосходство результата в ЭГ, однако различия не достоверны

Анализируя результаты повторного тестирования футболистов двух групп в контрольном упражнении «Коэффициент скоростной выносливости» («КСВ») можно отметить положительную динамику. Причем достоверные улучшения отмечаются как ЭГ, так и в КГ (табл. 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов «Комплексного упражнения» ЭК и КГ в конце эксперимента

Таблица 2. Результаты тестирования футболистов контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента

Показатели КГ ЭГ Различия

М ± m V М± m V % Р

КСВ - коэффициент скоростной выносливости (сек) 11,6 ± 0,2 6,2 11,9 ± 0,3 11,1 3,1 > 0,05

10,8 ± 0,4 5,1 10,0 ± 0,1 9,8 13,2 <0,05

Разница достоверности прироста <0,05 <0,05

Сравнительный анализ результатов тестирования обеих групп представленный на рисунке 3 контрольного упражнения «КСВ» показал достоверное превосходство ЭГ.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что к концу эксперимента улучшения отмечены как в ЭК так и в КГ.

Сравнительный анализ специальной физической работоспособности футболистов двух групп показа достоверную разницу в пользу ЭГ в следующих контрольных упражнениях:

• Гарвардский степ-тест (р<0,05);

• КСВ - коэффициент скоростной выносливости (р<0,05).

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов тестирования коэффициента скоростной выносливости ЭК и КГ в конце эксперимента

Таким образом, можно констатировать тот факт, что к концу эксперимента улучшения отмечены как в ЭК так и в КГ.

Сравнительный анализ специальной физической работоспособности футболистов обеих групп показа достоверную разницу в пользу ЭГ в следующих контрольных упражнениях:

• Гарвардский степ-тест (р<0,05);

• КСВ - коэффициент скоростной выносливости (р<0,05).

Следовательно, разработанный экспериментальный режим повышения физической работоспособности футболистов ЭГ в структуре годичного периода подготовки оказался более эффективен.

Литература

1. Арестов Ю.М. Подготовка футболистов высших разрядов / Ю.М. Арестов, М.А. Годик. Москва, 2014. 127 с.

2. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. 272 с.

3. Голомазов С.В. Теория и методика футбола: Техника игры / С.В. Голомазов. Москва: Спор-тАкадемПресс, 2005. 472 с

4. Лисенчук Г., Хоршид Ф. Направленность тренировочного процесса в зависимости от индивидуальных особенностей футболистов // IV Международ. научн. конгресс. Кит-Украина. 16-19 января 2000. С. 69.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

5. Новокщенов И.Н. Специальная физическая подготовка футболистов различных игровых амплуа на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 24 с.

6. Скоморохов Е.Б. Совершенствование выносливости футболистов. - В кн.: Футбол. М., 2008. С.52-56.

7. Тюленьков С.Ю., Федоров А.А. Футбол: система подготовки М,: Терра Спорт, 2000. 89 с.

PEDAGOGICAL TOOLS FOR INCREASING THE SPECIAL PERFORMANCE OF FOOTBALL PLAYERS IN THE STRUCTURE OF THE ANNUAL TRAINING MACROCYCLE

Russu O.N., Kutin I.V., Shimansky O.V., Solnyshkina Yu.O., Kolganova E. Yu.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moscow State Pedagogical University, The Plekhanov Russian University of Economics, Russian academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation (RANEPA)

The article discusses the mechanisms of improving the special performance of football players in the structure of a one-year training macrocycle. It has been established that during the training process of football players, as well as after a football match, the performance of a football player invariably decreases and a sufficient amount of time is needed to restore it. Physical endurance indicators such as running speed, jumping height, knee flexion function, respiratory movement mode decrease [1, 3, 4].

Most theorists who have been involved in performance in game sports, including football, point out that if a three-day training and competitive microcycle is repeated at regular intervals, it can lead to an accumulative effect of fatigue of the body and, as a consequence, a decrease in performance. From a physiological point of view, fatigue after an intense workout or an entire football match is

caused by a malfunction of the special excitation receptors responsible for the contraction of muscle fibers. Against the background of a decrease in the special performance of football players, the muscles lose the ability to contract effectively, and the athlete loses speed and strength qualities that lead to a decrease in the athlete's performance as a whole and his mobility on the football field, in particular [2, 6].

In the case when glycogen reserves in the body of a football player run out, the intensity of running decreases, which can lead to a decrease in activity on the field. The recovery of the required volume of glycogen usually takes about three days, provided the correct and rational planning of the training process [5, 7].

Keywords: football, athletes, professional sports, training process, macrocycle, special working capacity, endurance.

References

1. Arrestov Yu.M. Training of football players of the highest ranks / Yu.M. Arestov, M.A. One year old. Moscow, 2014. 127 p.

2. Godik M.A. Physical training of football players. M.: Terra-Sport, Olympia Press, 2006. 272 p.

3. Golomazov S.V. Theory and methodology of football: Technique of the game / S.V. Golomazov. Moscow: SportAcadem-Press, 2005. 472 p.

4. Lisenchuk G., Khorshid F. Orientation of the training process depending on the individual characteristics of football players // IV International. scientific congress. Kit-Ukraine. January 1619, 2000, p. 69.

5. Novokshchenov I.N. Special physical training of football players of various playing roles at the stage of sports improvement: Abstract of the thesis. dis.. cand. ped. Sciences. Volgograd, 2000. 24 p.

6. Skomorokhov E.B. Improving the endurance of football players. - In the book: Football. M., 2008. S. 52-56.

7. Tyulenkov S. Yu., Fedorov A.A. Football: training system M: Terra Sport, 2000. 89 p.

o с

u

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.