Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ МВД РОССИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ / ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикбулатова Гузель Ханифовна

В статье затрагиваются вопросы, связанные с необходимостью повышения эффективности аудиторной работы на занятиях по иностранному языку при помощи использования самостоятельной внеаудиторной подготовки обучающихся в вузах МВД России. Анализируются возможности оптимизации иноязычной языковой подготовки обучающихся посредством внеаудиторного чтения, одного из наиболее востребованных видов внеаудиторной самостоятельной подготовки обучающихся. В статье также рассматривается возможность координирования аудиторных и внеаудиторных видов работ на занятиях по иностранному языку, которые, при условии грамотного подхода к планированию внеаудиторной работы, способствуют не только повышению эффективности аудиторных занятий по иностранному языку, но и способствуют усилению образовательно-воспитательного процесса в вузе МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бикбулатова Гузель Ханифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TOOLS FOR IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF INDEPENDENT EXTRACURRICULAR TRAINING OF STUDENTS IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article discusses issues related to the necessity of improving the efficiency of classroom activities in foreign language classes through the use of independent extracurricular training in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The possibilities of optimizing the foreign language training of students through extracurricular reading, one of the most popular types of extracurricular independent training of students, are analyzed. The article also discusses the possibility of combining classroom and extracurricular activities in foreign language classes, which, in case of a competent approach to planning extracurricular work, contribute not only to improving the effectiveness of classroom classes in a foreign language, but also contribute to strengthening the educational process in the higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ МВД РОССИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Педагогические инструменты повышения эффективности самостоятельной внеаудиторной подготовки обучающихся в вузах МВД России

Бикбулатова Гузель Ханифовна,

старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России E-mail: g.bikbulatova@azelux.ru

В статье затрагиваются вопросы, связанные с необходимостью повышения эффективности аудиторной работы на занятиях по иностранному языку при помощи использования самостоятельной внеаудиторной подготовки обучающихся в вузах МВД России. Анализируются возможности оптимизации иноязычной языковой подготовки обучающихся посредством внеаудиторного чтения, одного из наиболее востребованных видов внеаудиторной самостоятельной подготовки обучающихся. В статье также рассматривается возможность координирования аудиторных и внеаудиторных видов работ на занятиях по иностранному языку, которые, при условии грамотного подхода к планированию внеаудиторной работы, способствуют не только повышению эффективности аудиторных занятий по иностранному языку, но и способствуют усилению образовательно-воспитательного процесса в вузе МВД России.

Ключевые слова: иноязычная подготовка обучающихся непрофильных вузов, повышение эффективности аудиторной работы, подготовка высококвалифицированных специалистов, организация учебного процесса, профессиональная деятельность, компетентностный подход, мотивация к изучению иностранного языка.

Сегодня перед учебными заведениями нашей страны стоит непростая задача, которая, как бы пафосно это не звучало, отражает веление времени - подготовку квалифицированных специалистов, посредством формирования способности самостоятельно приобретать знания, анализируя и систематизируя полученную информацию.

Анализируя вопросы иноязычной языковой подготовки обучающихся вузов МВД России, невольно приходишь к выводу о том, что вопросы поиска новых методов и методологий оптимизации иноязычной подготовки курсантов и слушателей, остаются приоритетными. Несмотря на большую работу, которая проводится преподавателями языковых кафедр непрофильных вузов, к числу которых относятся вузы МВД России, всё ещё имеется много вопросов, которые необходимо решить, чтобы совершенствовать иноязычную подготовку обучающихся. И это понятно, ведь система образования в нашей стране сегодня претерпевает значительные изменения, которые связаны с влиянием множества различных факторов, которые нельзя не учитывать [1].

В первую очередь, это, конечно, относится к вопросам образовательного процесса, которые связаны с некоторыми изменениями и преобразованиями, имеющими место в социально-экономической жизни нашей страны, а также некоторыми вопросами, которые связаны с наблюдающейся в настоящее время глобализацией и развитием культурных связей. Когда речь идёт о выпускниках вузов МВД, мы представляем высококлассных компетентных специалистов, с широким кругозором, готовых эффективно выполнять возложенные на них обязанности. И, конечно, всем нам очень хочется, чтобы наши представления о выпускниках вузов соответствовали нашим ожиданиям.

Рассуждая по поводу столь важного на сегодняшний день вопросу, касающемуся «языковой подготовки» обучающихся вузов МВД и связанными с этим вопросом особенностями организации иноязычной подготовки обучающихся непрофильных вузов, необходимо остановиться на рассмотрении педагогических условий, которые необходимы для развития профессиональных компетенций будущих специалистов средствами иностранного языка.

На данном этапе это относится в первую очередь к необходимости постановки целей и задач,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

позволяющих разработать варианты решений данного вопроса, а в дальнейшем выбора максимально подходящего для исследуемой задачи решения. Одной из первостепенных задач на начальном этапе обучения является доведение до сведения обучающихся, что курсант вуза МВД должен выработать в себе те навыки и умения, которые обязан иметь специалист с высоким социокультурным показателем, не исключающих специальные знания по направлению подготовки для того, чтобы быть в состоянии осмысленно подходить к пониманию современной картины мира и соответствовать статусу высококвалифицированного специалиста по выбранному направлению подготовки.

Некоторые обучающиеся сегодня под знанием иностранного языка предполагают умение читать и переводить текст на иностранном языке. Но, отнюдь, это не так, если мы говорим о специалисте, который является профессионалом своего дела. То есть, важно довести до сведения обучающихся необходимость и значение профессионального владения иностранным языком, а также осознание того, что знание иностранного языка предполагает не только умение читать и переводить, правильно произносить иностранные слова и знать структуру изучаемого иностранного языка, но и быть осведомлённым в традициях, нравах, культурной жизни страны изучаемого языка [2].

Таким образом, это ещё одно подтверждение того, что сегодня перед высшими учебными заведениями системы МВД России стоят непростые задачи, одна из которых - подготовка сотрудников МВД, высококлассных специалистов в лице офицеров полиции, владеющих иностранным языком на уровне, который необходим для ведения профессионального делового общения.

При столь незначительном количестве аудиторных часов, которое отводится на изучение дисциплины «Иностранный язык» становится понятно, что данная задача становится трудно выполнимой и соответственно усложняется в условиях нелингвистического вуза. То есть, требования возрастают, а количество аудиторных часов уменьшается. Данный факт и послужил поводом поиска средств и возможностей повышения эффективности аудиторных занятий по иностранному языку посредством внеаудиторной самостоятельной подготовки обучающихся.

В данном контексте целесообразно процитировать слова прославленного ирландского драматурга Б. Шоу о том, что «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». То, что в настоящее время современному молодому человеку свойственна активная жизненная позиция, говорит о том, что побуждение человека к обучению проявляется именно тогда, когда он име-5 ет возможность быть участником познавательной § деятельности. Мы также согласны с тем, что сей годня в учебном процессе важно добиваться фор-еЗ мирования внутренней потребности обучающихся ав к обучению, которая зачастую формируется в про-

цессе самостоятельной подготовки. Этим, на наш взгляд, объясняется то, что в настоящее время значительное внимание стало отводиться как самостоятельной, так и внеаудиторной подготовке обучающихся вузов МВД России [4].

Сегодня в соответствии с ФГОС внедрение в учебный процесс новых стандартов является одним из приоритетных направлений методической работы, согласно которым главное требование, которое предъявляется к учебному процессу, основано на применении компетентностного подхода в подготовке будущих специалистов [3]. Таким образом, основная задача учебного процесса в современных условиях образования предполагает выделение приоритетных направлений методической деятельности, к которым необходимо отнести вопросы профессиональной компетентности будущего специалиста посредством развивающего обучение на основе самостоятельной подготовки, то есть, в данной работе имеется ввиду специально отведённое время, выделяемое на самостоятельную подготовку обучающихся.

В научно-методической литературе в последнее время можно найти много работ, которые посвящены изучению и рассмотрению вопросов, связанных с организацией внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. В данном контексте целесообразно также вспомнить слова и мысли таких древних мыслителей как Платон, Сократ и Аристотель, которые в своих трудах акцентировали важность познавательной деятельности личности и приобретении новых умений и навыков исключительно при самостоятельном обучении [2]. Необходимо время от времени вспоминать высказывания древних философов, которые очень актуальны сегодня и, подкреплённые результатами многолетнего опыта педагогической деятельности, дают основание обратиться к принципам дидактической системы обучения, о которых говорил ещё основоположник научной педагогики в нашей стране К.Д. Ушинский. Он был уверен в том, что «основная задача учителя состоит не в том, чтобы давать обучающимся готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность» [2].

Мы осознаём важность выводов и работ К.Д. Ушинского сегодня. Ведь задача преподавателя заключается в том, чтобы научить обучающегося мыслить, самостоятельно получать знания, искать необходимую информацию. Учащиеся должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал» [2].

К тому же, применяемый сегодня педагогический подход в высших учебных заведениях МВД России, который базируется на личностно-ориентированном подходе, предполагает предоставление обучающимся определённого количества времени на самостоятельную внеаудиторную подготовку. Но следует подчеркнуть, что необходима тщательная отработка и грамотное планирование внеаудиторной работы. При условии соблюдения всех требований к организации само-

стоятельной учебной работы, будет получен ощутимый результат, способствующий повышению эффективности аудиторных занятий. Результаты, полученные в ходе практической работы, свидетельствуют о необходимости обратить серьёзное внимание на организационную сторону самостоятельной подготовки обучающихся младших курсов. Доказано, что только при хорошо спланированной организации самоподготовки обучающихся младших курсов, на старших курсах можно наблюдать положительные результаты.

На сегодняшний день мы знаем множество разнообразных форм самостоятельной работы, которые целесообразно применять в учебном процессе, но одной из наиболее распространённых форм работы с курсантами по иностранному языку, всё же считается внеаудиторное чтение. Как известно, данный вид работы предполагает самостоятельную работу обучающихся с адаптированным или с аутентичным текстом на иностранном языке в зависимости от уровня подготовки, сферы интересов и направления подготовки.

Очень важно обратить внимание на то, что данный вид самостоятельной работы способствует развитию аналитических способностей, а также возможности подвергать критическому осмыслению информацию, которую они получают на иностранном языке. Не следует забывать также о том, что перевод аутентичного текста на иностранном языке - это своеобразное погружение курсантов в среду изучаемого иностранного языка [5].

Таким образом, в течении периода времени, которое отводится на самостоятельную подготовку по иностранному языку, курсанты читают, переводят тексты, выписывают новые слова и выражения. В процессе работы с текстом, особое внимание уделяется работе с профессионально ориентированной лексикой, на изучение которой преподаватель обращает пристальное внимание. Результаты такой самостоятельной подготовки можно наблюдать во время последующих аудиторных занятий, когда обучающиеся с большим интересом и со знанием дела отвечают подготовленный материал. При методически правильно организованном процессе самостоятельной подготовки обучающихся, преподавателю зачастую отводится лишь роль корректора и наблюдателя.

Особое внимание необходимо обратить на этап работы с текстом, который подразумевает работу со словарём. Причём, если на первом курсе многие обучающиеся только учатся работать со словарём, знакомятся с профессионально ориентированной лексикой по специальности, то на втором курсе обучающиеся готовы составлять и вести словарь самостоятельно, со знанием дела выписывают незнакомые слова и выражения, находят трактовку того или иного варианта значения слова в зависимости от контекста. Важно подчеркнуть, что таким образом вырабатывается дополнительная языковая база по специальности, которую впоследствии можно применять как в учебных, так и в профессиональных целях [6].

Мы знаем, что изучение иностранного языка предполагает результативность. Обучающиеся заинтересованы в получении хороших результатов. Тем более, что должным образом спланированная и организованная самостоятельная подготовка по иностранному языку способствует значительному увеличению активного словарного запаса профессиональной лексики, расширению и углублению знаний структуры иностранного языка, а также, что не маловажно, способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка и усилению творческого взаимодействия преподавателя с обучающимися [5].

Опыт работы преподавателей кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России является неоспоримым подтверждением того, что при условии регулярной и правильно организованной самостоятельной внеаудиторной работе по иностранному языку курсанты становятся более активными, инициативными, с интересом участвуют в учебном процессе, творчески мыслят, не боятся высказывать свои мысли. Очень многое зависит от условий, которые созданы для самостоятельной работы обучающихся в Уфимском юридическом институте МВД России. В плане создания благодатной основы для успешного процесса самообразования курсантов младших курсов преподавателями кафедры иностранных и русского языков проводится большая планомерная работа. Важно подчеркнуть, что при таком подходе к внеаудиторной самостоятельной подготовке, которая проводится под непосредственным контролем преподавателей, улучшились знания обучающихся, повысилась их заинтересованность к изучению иностранных языков. Никто не умоляет важность и необходимость той работы, которую проводят преподаватели иностранных языков. У каждого преподавателя есть свои методологические приёмы, которыми они пользуются. Это могут быть и групповые и индивидуальные формы работы, которые разнятся в зависимости от направления подготовки обучающихся, ну и, конечно, которые зависят от уровня первоначальной подготовки курсантов по иностранному языку.

Таким образом, необходимо обратить внимание на то, что появляется возможность координации аудиторных и внеаудиторных видов работ по иностранному языку, которая является, на наш взгляд, одним из наиболее эффективных методов интенсификации как образовательного, так и воспитательного процессов в вузах МВД. Обучающиеся имеют возможность получать знания в благоприятном и желательном для самостоятельных занятий режиме в течение того периода времени, которое выделяется на самоподготовку или «сам-по», как обучающиеся любят называть время, отводимое для самостоятельных занятий. В данном контексте важно подчеркнуть, что обучающиеся рассматривают время, отводимое на самоподготовку, не как «пассивное времяпровождение», а как возможность из «пассивного объекта обучения превращаться в активно действующего субъ-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

екта учебного процесса», таким образом, значительно активизируя своё собственное развитие и обучение [7].

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что время, которое отводится на самостоятельную подготовку курсантов по иностранному языку, даёт возможность не только расширить знания по иностранному языку, но и вероятность развития способностей, которые столь необходимы на сегодняшний день для высококвалифицированного специалиста.

В заключение, необходимо отметить, что тема, которая затрагивает возможности самостоятельной подготовки обучающихся, является одной из наиболее востребованных. Именно этой теме уделяется значительное внимание во всех вузах Российской Федерации, в том числе и в вузах системы МВД. Внеаудиторное чтение необходимо рассматривать как педагогический инструмент повышения эффективности аудиторных занятий, благоприятствующий формированию столь необходимых для обучающихся качеств, к которым относятся способность анализировать, умение ориентироваться в потоке информации как на родном, так и на иностранном языке. Во многом, это именно те качества, которые способствуют подготовке высококлассного специалиста со знанием иностранного языка.

Само понятие самостоятельной подготовки является вопросом в педагогике и методике преподавания, который интересует специалистов, занимающихся вопросами модернизации процесса образования, однако, мнения специалистов по данному вопросу расходятся (Г.Н. Алова, З.А. Вологодская, В.М. Железяко, В.А. Козаков, В.Я. Ляу-дис, В.П. Чихачев и др.). Мы придерживаемся мнения Р.Н. Овсянниковой, которая определяет самостоятельную подготовку как умение, которое определяется способностью обучающихся сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, планировать свою деятельность, осуществлять её и рефлексировать [3].

Выпускник вуза МВД должен быть активным и творческим человеком, профессионалом своего дела, способным решить любую поставленную перед ним задачу. Самостоятельная подготовка обучающихся способствует этому.

Литература

1. Седов В.В., Самойлова М.В. Методы самостоятельной и внеаудиторной подготовки при изучении иностранного языка курсантами вузов системы МВД // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 1; URL: https:// eduherald.ru/ru/article/view?id=18003 (дата обращения 05.07.2022). о 2. Исаев Л. И. К.Д. Ушинский: основатель русЫ ской дидактической и методической школы. g М.: Ин-т общего образования, 1999. -352с. ~ 3. Чеснокова Т.Е. Проблемы обучения языку z специальности студентов неязыковых вузов //

Педагогика высшей школы. 2016. № 1. С. 7781.

4. Гнездилова Е.В. Система управления профессионально-ориентированным общением на иностранном языке в Барнаульском юридическом институте МВД России // Государство и право в эпоху глобальных перемен: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Барнаул, 2017. С. 172-174.

5. Слесаренко И.А. Управление самостоятельной работой студентов с использованием облачных сервисов // Инновационные педагогические технологии: мат-лы IV междунар. науч. конф. Казань, 2016. С. 124-127.

6. Дмитриева А.Н. Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО // Молодой ученый. 2014. № 18. С. 544548.

7. Королькова Е.В. Основные компоненты содержания индивидуализированных программ обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Аграрная наука - сельскому хозяйству: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 3 кн. Барнаул, 2007. Кн. 3. С. 380-382.

PEDAGOGICAL TOOLS FOR IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF INDEPENDENT EXTRACURRICULAR TRAINING OF STUDENTS IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Bikbulatova G.H.

Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article discusses issues related to the necessity of improving the efficiency of classroom activities in foreign language classes through the use of independent extracurricular training in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The possibilities of optimizing the foreign language training of students through extracurricular reading, one of the most popular types of extracurricular independent training of students, are analyzed. The article also discusses the possibility of combining classroom and extracurricular activities in foreign language classes, which, in case of a competent approach to planning extracurricular work, contribute not only to improving the effectiveness of classroom classes in a foreign language, but also contribute to strengthening the educational process in the higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: foreign language training of students of non-core higher education institutions, improving the efficiency of classroom work, training of highly qualified specialists, organization of the educational process, professional activity, competence approach, motivation to learn a foreign language.

References

1. Sedov V.V., Samoilova M.V. Methods of Independent and Extracurricular Training in The Study of a Foreign Language by Cadets of Universities of the Ministry of Internal Affairs // International Student Scientific Bulletin. - 2018. - No. 1.; URL: https:// eduherald.ru/ru/article/view?id=18003 (accessed 05.07.2022).

2. Okolelov O.P. Optimization methods of didactics // Pedagogy. 2000. No. 3. pp. 21-26.

3. Chesnokova T.E. Problems of teaching the specialty language to students of non-linguistic universities // Pedagogy of higher school. 2016. No. 1. pp. 77-81.

4. Gnezdilova E.V. Management system of professionally-oriented communication in a foreign language at the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia // State and law

in the era of global changes: materials of international scientific and practical conference. Barnaul, 2017. pp. 172-174.

5. Slesarenko I.A. Management of independent work of students using cloud services // Innovative pedagogical technologies: materials of the IV International Scientific Conference. Kazan, 2016. pp. 124-127.

6. Dmitrieva A. N. Organization of extracurricular independent work on the discipline "Foreign language" within the framework of

the implementation of the Federal State Educational Standard SPO // Young Scientist. 2014. No. 18. pp. 544-548.

7. Korolkova E.V. The main components of the content of individualized foreign language teaching programs in a non - linguistic university // Agrarian science - agriculture: materials of the international scientific and practical conference: in 3 books. Barnaul, 2007. Book 3. pp. 380-382.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.