ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Е. Н. Медведева, А. А. Супрун
Составная часть подготовки спортсмена - специализированный педагогический процесс, построенный на основе системы упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов. Рост спортивных достижений, высокая плотность результатов, поиск талантливых в двигательном, физическом и функциональном отношении детей и подростков и их ранняя специализация требуют от науки поиска и разработки новых технологических подходов к спортивной тренировке. В настоящее время основной акцент в совершенствовании содержания индивидуальных программ в художественной гимнастике делается на усложнение элементов всех структурных групп без предмета в сочетании с виртуозной работой с предметом [2]. Решение данной задачи обуславливает необходимость запоминать гимнасткам большой объем относительно независимых между собой движений. Это предъявляет повышенные требования к их памяти. Двигательная память, представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью сложных многообразных движений. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса на основе учета свойств центральной нервной системы и темперамента является непреложным условием успеха деятельности спортсменов [4; 5; 6]. В связи с этим, особенно актуальным является поиск новых путей и возможностей, позволяющих улучшить качество и скорость в освоении новых сложных технических действий.
Мы предположили, что технология профилирующей технической подготовки, основанная на учете индивидуальных особенностей юных спортсменок, позволит сократить сроки обучения, повысить объём долговременной двигательной памяти и результативности выступлений на соревнованиях по художественной гимнастике.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе предварительных исследований было проведено тестирование свойств нервной системы по системе Кетелла, тестирование двигательной памяти по 13 компонентам, экспертная оценка технической подготовлен-
606
ности по 3 компонентам с последующим корреляционным анализом. Тестированию подверглись гимнастки 1993-1996 годов рождения, тренирующиеся по программе 1-МС спортивного разрядов на базе ДЮСШ «Гармония» города Пскова (n=20).
Психолого-педагогическое тестирование спортсменок с последующей математической обработкой полученных данных позволило выявить различной степени взаимосвязи между факторами, характеризующими индивидуально-психологические особенности и компонентами двигательной памяти, а также особенности их влияния на техническую подготовку в художественной гимнастике.
На следующем этапе исследования для более глубокого изучения особенностей освоения технических действий в художественной гимнастике были проведены экспертная оценка и биомеханический анализ базовых и профилирующих гимнастических упражнений, а также регистрации биоэлектрической активности мышц при их выполнении гимнастками с помощью метода поверхностной электромиографии [3]. В процессе корреляционного анализа были выявлены степени взаимосвязи электрической активности работающих мышц при выполнении профилирующих элементов на технику исполнения (см. таблицу).
Анализу подверглись четыре упражнения (из каждой структурной группы): прыжок шагом, поворот на 360 в аттетюде, вертикальное боковое равновесие с захватом и наклон на носке одной, другая вперед-вверх.
607
Таблица
Взаимосвязь электрической активности мышц с оценкой за технику исполнения профилирующих упражнений
Оценка за технику исполнения элемента Мышцы
правая левая
>< гг &. го -Д то ф Е Т СК .1 то 1 “ 4 Е ягодич- ная длин- нейшая длин- нейшая ягодич- ная дву- главая >< ГГ &. го -Д то ф Е Т
Прыжок шагом правой 0,5 1 0,5 0,5 0,5 - 0,5 - 0,5 -1
Поворот на правой в аттетюде -0,5 0,5 0,5 0,5 - 0,5 1 - 0,5 1
Боковое равновесие на левой 0,5 0,5 0,5 -0,5 0,5 1 -1 - 0,5
Наклон назад с махом правой -0,5 -0,5 0,5 -0,5 0,5 -0,5 0,5 -0,5
Все выявленные корреляционные взаимосвязи были учтены в процессе разработки технологии профилирующей подготовки на основе учёта двигательной памяти и индивидуально-психологических особенностей гимнасток. При этом мы руководствовались основными дидактическими принципами, принципами программированного обучения, теорией алгоритмизации, специальными требованиями, предъявляемыми к двигательным заданиям.
В процессе проектирования были конкретизированы более 80 двигательных предписаний, оптимальность и особенности применения которых, определяли индивидуальную программу технической подготовки гимнастки (см., блок-схему).
608
Двигательные задания на основе учёта индивидуальнопсихологических особенностей
I УРОВЕНЬ
1 2 3
II УРОВЕНЬ
1 2 3
III УРОВЕНЬ
1 1
Развиваемый компонент двигательной памяти
Координационная точность
Временная
точность
Точность мышечных усилий
| Пространственная точность
Чувство ритма
Блок-схема программированного обучения на основе учёта индивидуальных особенностей гимнасток
Экспериментальная проверка технологии показала, что данный подход позволяет сократить сроки формирования индивидуальных стилей спортивной деятельности гимнасток, раскрыть потенциальные возможности спортсменок во всех видах многоборья художественной гимнастики. На эффективность педагогических воздействий указывают не только полученные результаты приростов в компонентах двигательной памяти и в оценках за произвольные программы, но и то, насколько быстро участвующие в исследовании гимнастки выполняли переводные квалификационные нормативы. В процессе внедрения и проверки разработанной инновационной технологии в учебнотренировочный процесс по художественной гимнастике гимнасток экспериментальной группы, выполнивших норматив КМС на 30% больше, чем в контрольной.
609
Список литературы
1. Ванилов А. И. Алгоритмизация в обучении профессиональнотехническим умениям и навыкам на занятиях по гимнастике // Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 9. - С. 58-61.
2. Виннер И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2003.
3. Городничев Р. М. Спортивная электронейромиография. - Великие Луки: ВЛГАФК, 2005.
4. Ильин Е.П. Особенности использования различных видов памяти на уроках физической культуры// Психология физического воспитания: учеб. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - С.5-14.
5. Ильин Е. П., Фукин А. И. Спортивная деятельность и свойства нервной системы // Дифференциальная психофизиология профессиональной деятельности. - Казань, 1997. - С. 25-33.
6. Соболева Н. Ю., Березина Л. Э. Развитие двигательных качеств с учётом свойств НС девочек, занимающихся художественной гимнастикой // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2000. - С. 265-266.
610