Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В КЫРГЫЗСКОМ НАРОДНОМ ЭПОСЕ «МАНАС»'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В КЫРГЫЗСКОМ НАРОДНОМ ЭПОСЕ «МАНАС» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценность / человек / эпос / мир / мусульманин / вера / проклинать

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колдошев Мисирали

В предлагаемой научной статье нами сделана попытка обобщенно характеризовать и представить педагогические идеи, заключающиеся в эпосе «Манас» по варианту сказителя Сагынбая Орозбакова. Вышеназванное величайшее духовное наследие, как средство народного традиционного воспитания с древнейших времён, способствовало формированию у молодёжи высоких идеалов, лучших человеческих качеств и черт. Проблема воспитания в эпосе «Манас» взята из самой народной жизни, являясь отражением педагогических воззрений и чаяния кыргызского народа на лучшее будущее. Идеи эпоса о взаимосвязанном и целостном развитии интеллекта, нравственности, эстетической, экологической культуры и готовности к труду личности. Традиционные обряды и мысли о воспитании человека являются духовным сокровищем и имеют высокую актуальность в современный период. Эмпирические знания и народные воспитательные представления кыргызов, отражённые в содержании эпоса, народные обычаи и традиции, а также кочевого и полукочевого образа жизни предков были эффективными средствами социального воспитания как подрастающего поколения, так и всего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В КЫРГЫЗСКОМ НАРОДНОМ ЭПОСЕ «МАНАС»»

УДК 39:398.22:371.036

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В КЫРГЫЗСКОМ НАРОДНОМ ЭПОСЕ «МАНАС»

Аннотация. В предлагаемой научной статье нами сделана попытка обобщенно характеризовать и представить педагогические идеи, заключающиеся в эпосе «Манас» по варианту сказителя Сагынбая Орозбакова.

Вышеназванное величайшее духовное наследие, как средство народного традиционного воспитания с древнейших времён, способствовало формированию у молодёжи высоких идеалов, лучших человеческих качеств и черт. Проблема воспитания в эпосе «Манас» взята из самой народной жизни, являясь отражением педагогических воззрений и чаяния кыргызского народа на лучшее будущее.

Идеи эпоса о взаимосвязанном и целостном развитии интеллекта, нравственности, эстетической, экологической культуры и готовности к труду личности. Традиционные обряды и мысли о воспитании человека являются духовным сокровищем и имеют высокую актуальность в современный период.

Эмпирические знания и народные воспитательные представления кыргызов, отражённые в содержании эпоса, народные обычаи и традиции, а также кочевого и полукочевого образа жизни предков были эффективными средствами социального воспитания как подрастающего поколения, так и всего народа.

Ключевые слова: ценность, человек, эпос, мир, мусульманин, вера, проклинать.

EDUCATIONAL IDEAS IN THE KYRGYZ FOLK EPIC «MANAS»

KOLDOSHEV MISIRALI

Doctor of Pedagogical Sciences, Acting Professor, Osh State University, city of Osh, Kyrgyz Republic

Abstract. In the proposed research paper, we have made an attempt to generalize and present the pedagogical ideas contained in the epic «Manas» according to the version of the storyteller Sagynbai Orozbakov.

The above-mentioned greatest spiritual heritage, as a means of traditional folk education since ancient times, has contributed to the formation of high ideals, the best human qualities and traits among young people. The problem of education in the epic «Manas» is taken from the very life of the people, being a reflection of the pedagogical views and aspirations of the Kyrgyz people for a better future.

The ideas of the epic are on the interconnected and holistic development of intelligence, morality, aesthetic, ecological culture and readiness for work of the individual. Traditional rituals and thoughts about human upbringing are a spiritual treasure and are highly relevant in the modern period.

Empirical knowledge and folk educational ideas of the Kyrgyz people, reflected in the content of the epic, folk rituals, customs and traditions, as well as the nomadic and semi-nomadic lifestyle of their ancestors, were effective means of social education for both the younger generation and the entire people.

Key words: value, Human, epic, peace, Muslim, faith, curse.

КОЛДОШЕВ МИСИРАЛИ

доктор педагогических наук, и.о. профессора, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Объект исследования: педагогическое содержание текста эпоса «Манас».

Методы исследования: метод анализа научно-теоретического материала и научных источников, контент-анализ текста, структурно-сравнительный анализ, концептуальный анализ и т.д.

В процессе изучения содержания вышеназванного эпоса, нами выявлены следующие педагогические идеи (попытались сформулировать сжато, лаконично):

1. Эпос «Манас» как фольклорное произведение является одним из источников разностороннего воспитания детей в педагогической культуре кыргызского народа, его педагогический потенциал в нынешнюю эпоху глобализации считается огромной духовной ценностью. Результаты изучения научно-теоретической литературы, связанной с исследованием энциклопедического характера сокровищницы кыргызской народной педагогики в сюжетно-содержательной структуре эпоса «Манас» показали, что одним из важнейших средств, обоснованных историческими педагогическими знаниями и опытом кыргызов, является эпос «Манас», названный Ч. Айтматовым «вершиной кыргызского духа». Эпос «Манас» как средство народного традиционного воспитания с древнейших времён способствовал последующим поколениям воспитанию у молодёжи героизма, патриотизма, любви, дружбы, гуманности, повышению их интеллекта и эстетического вкуса, эмоциональных чувств. Проблема воспитания в эпосе «Манас» взята из жизни народа, является отражением педагогических воззрений народа, производным понятий добра и зла, героизма и трусости, справедливости и наглости и т. д.

2. Идеи эпоса о взаимосвязанном и целостном развитии интеллекта, нравственности, экологической культуры и готовности к труду личности состоит в том, чтобы обосновывать, что традиционные обряды и мысли о развитии личности являются стержневыми направлениями народной педагогической системы, выявить необходимость и возможности многопрофильных образовательно-воспитательных идей эпоса «Манас» в воспитании молодёжи, что подтвердилось тем, что борьба за свободу Отечества, освобождение земли, народа от иноземных захватчиков, объединение кыргызских племён в единое государство, призыв к примирению разрозненных ханов, настоящая дружба, гуманизм и т.п., мотивы воспитания, традиционные проявления гармоничного воспитания в эпосе, подлинные личностные качества героев, служащая образцом для подражания, система образов в произведении представляют возможность стимула и мотивации современной молодёжи к рефлексии на своё поведение, на высокие образцы гражданского долга.

3. Идея о педагогической рассудительности народных воспитателей и действенности их методов воспитания как «педагогического феномена» в эпосе «Манас». Для воспитания Манаса, берущего на себя обязанность защищать мирное население от агрессии внешних захватчиков и раздоров внутренних врагов, Бакай, Кошой, Акбалта, Ажыбай, Ошпур, Жамгырчы, Кокетей и другие народные педагоги используют методы традиционной педагогической культуры: проповедь, убеждение, наглядность, пример, наказание, вознаграждение, благословение, завещание т. д., учат его и воинов трудиться, достигать умственной и физической зрелости, любить и защищать природу, своей земли.

4. Педагогические идеи эпоса массово распространились среди кыргызского народа и служили воспитанию многих поколений; произведение, пронизанное древними мифологическими воззрениями, представлениями народа; углубление педагогического значения эпоса под влиянием исламской религии; отражение эмпирических народных знаний в различных областях; описание военных знаний населения, тактики, техники; приёмов и технологий воспитания настоящего воина и патриота; многообразное и эффективное изложение методов и средств воспитания детей народными воспитателями в эпосе; несмотря на частое описание боевых баталий, в целом в эпосе передаются антивоенные идеи; имеют место идеи государственности и национальной идеологии, влияющие на последующие поколения; повышение литературного и эстетического языкового богатства, художественного вкуса молодого поколения, слушающего эпос; Манас и другие герои эпоса являются

достойным примером для потомков; в настоящее время у большей части кыргызского народа герои эпоса «Манас» живут в их сердцах; все представители нации считают «Манас» священным наследием отцов; переход эпоса в другие формы искусства и вклад в духовное и нравственное воспитание людей и т.д.

5. Роль и значение эмпирических знаний и народных воспитательных представлений кыргызов в содержании эпоса как феноменального явления в жизни населения, педагогической культуре. Выявлено, что народные обряды, обычаи и традиции кочевого и полукочевого образа жизни предков были эффективном средством социального воспитания молодёжи, народа.

Описанные в эпосе национальные ценности служили объединению народных масс, созданию народного демократического государства. Имеющие глубокое воспитательное значение в нынешнее время национальные ценности: патриотизм, трудолюбие, преданная любовь к народу, земле, гуманизм, дружба, идея любви представлены в эпопее в феноменальном масштабе и на впечатляющем уровне. Поэтому обобщенно характеризующие эпос парафразы: «сокровище народной педагогики», «пансофия национальной педагогики» «энциклопедия народной педагогики» соответствуют содержанию и сути произведения, и умение использовать его педагогические идеи является важным фактором постоянного сохранения нашей индивидуальности, национальной идентичности.

6. Возможности использования энциклопедического феномена народных знаний в эпосе как опыта традиционного жизненного образования в настоящее время необходимо умело трансформировать и интегрировать при изучении школьных учебных предметов. В данном контексте, разумеется, что деятельность по выявлению, сопоставлению и применению народных знаний эпоса обусловлена компетентностью учителей целостно осуществлять методы анализа литературного педагогического содержания, принципы обучения и воспитания посредством художественного произведения. Эта деятельность связана со всесторонним анализом текста, интерпретацией, прослушиванием и анализом произведений сказителей и эффективным использованием их в раскрытии народных педагогических идей.

Практические рекомендации:

1 . Можно широко использовать в школьной практике, в высших учебных заведениях и других образовательных учреждениях педагогические идеи, заложенные в эпосе: обряды кыргызского народа, роль отношений «родитель-ребёнок», героические традиции военного времени, дипломатические, дружеские отношения между дальними и соседними народами.

2. Подчёркиваем важность и необходимость эмпирических знаний и народных представлений кыргызов, выявленных на основе эпоса, их место в жизни населения и воспитании подрастающего поколения.

3. Целесообразно в процессе воспитания комплексно вести работу по донесению смысла священных понятий «Родина», «Отечество», «Родная земля» до умов и сердец подрастающего поколения и каждого члена общества; по формированию сознания, готового всегда защитить страну и народ, ценить и уважать как священную благодать каждый клочок земли, переданный предками потомкам, проживающим на земле Ала-Тоо, о необходимости изучения секретов военного дела для сохранения границ, ибо независимость государства начинается с защиты его окраин.

4. Отмечаем необходимость издания в малых объёмах текстов (строк), имеющих отношение к системе и направлениям воспитания в педагогическом содержании эпоса, и важность самостоятельного изучения их учащимися, студенческой молодёжью, родителями, читателями, подготовки к печати и представления в образовательные учреждения методических указаний и учебных пособий на основе материалов исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Манас: героический эпос кыргызского народа / По варианту С. Орозбакова. Национальная академия наук КР, Институт языка и литературы им. Ч. Айтматова. Сост. С. Мусаев. -Бишкек: Хан-Тенир, 2010. - 1840 с. (На кыргызском языке).

2. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. - Л., 1974. (На русском языке).

3. «Манас». Энциклопедия. Главная редакция Кыргызской энциклопедии, 1995. Том 2. -Бишкек: 1995. - 432 с. (На кыргызском языке).

4. Жумашова Н. А. Характеристика традиционно-сюжетных мотивов эпоса «Манас» (По версии рассказчика «Манаса» Мамбета Чокморова): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Специальность: 10.01.09 -Фольклористика. - Бишкек, 2015. - 23 с. (На кыргызском языке).

5. Муратов А. Народные воспитательные традиции в эпосе «Манас» / Вестник Ошского государственного университета, №4, Том 3. - 2015. - С. 197. (На кыргызском языке).

6. Байджиев М. Сказание о Манасе: Поэтическое переложение первой части трилогии эпоса «Манас». - 2-е изд. Предисл. Б. М. Юнусалиева; Ред. и авт. послесл. Г. Н. Хлыпенко; илл. Т. Т. Герцена. - Бишкек: 2010. - 308 с. (На русском языке).

7. Максутов Б. Легенда о великодушном Манасе. - Бишкек: 2015. - 220 с. (На кыргызском языке).

8. Эпос «Манас» и эпическое наследие народов мира. - Бишкек: 1995. (На русском языке).

9. Юнусалиев Б. М. Кыргызский героический эпос «Манас» // В кн. «Манас» - героический эпос кыргызского народа - Фрунзе: 1968. (На русском языке).

10. Колдошев М. Сайыш между Манасом и Кыз Сайкал в качестве примера глубокого уважения к традициям предков / Инновационные технологии обучения: научно-методический журнал, Бишкек, №23, 2024. - с. 86-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.