ПЕРЕДОВЫЕ УЧИТЕЛЯ
В. Б. Помелов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПЕРЕДОВОГО ВЯТСКОГО УЧИТЕЛЯ
Н. И. МЫШКИНА
В статье рассказывается о видном вятском педагоге второй половины XIX в. Николае Ивановиче Мышкине, который был активным сторонником внедрения наглядно-звукового метода обучения грамоте. Подчеркивается необходимость поиска в современной отечественной педагогической науке позитивных примеров, способных стать аксиологической ценностью.
Ключевые слова: Вятская губерния, наглядно-звуковой метод обучения грамоте, буквослага-тельный метод, Н. И. Мышкин, А. И. Анастасиев, В. А. Петров.
Современная российская педагогическая мысль в настоящее время, как никогда ранее в своей истории, остро нуждается в позитивных примерах педагогической деятельности, которые могли бы представлять собой аксиологическую ценность, пусть хотя бы и регионального (локального) масштаба. Однако вместо этого в современной отечественной истории педагогики, к сожалению, имеет место тенденция, которая заключается в том, что под предлогом якобы «всестороннего и возможно более глубокого изучения творческого наследия», осуществляемого в «новых социально-политических условиях», проводится неоправданно дотошное изучение и толкование трудов одних и тех же лиц (точнее, очень узкой группы педагогов), несомненно, имеющих немалые заслуги перед отечественным образованием и педагогической наукой. Эти «исследования» ведутся почти исключительно на основе некогда написанных самими этими педагогами трудов.
Непредвзято мыслящий ученый вправе задать, например, такие вопросы: А проводились ли бы эти исследования, если бы самих трудов не существовало (то есть педагоги «своевременно» не позаботились бы о пропаганде и увековечивании своего опыта)? И неужели вся передовая практика отечественного образования на протяжении, например, последних ста лет сводится к деятельности двух-трех замечательных педагогов?
Указанная выше тенденция имеет, как минимум, два нежелательных последствия. Во-первых, объективно обедняется отечественная история педагогики, которая невольно сводится буквально к нескольким чуть ли не обожествляемым именам. (Для того, чтобы убедиться в справедливости этого суждения, достаточно открыть любой учебник по педагогике.) Во-вторых, невольно ставится своеобразный барьер в отношении огромного числа педагогов прошлого, опыт и идеи которых остаются совершенно не востребованными современной теорией и практикой педагогики и образования.
Представляется очевидной потребность в расширении «поля» исследований за счет того позитивного, что имело (и имеет в настоящее время!) место в регионах страны, но не нашло до настоящего времени достойного отражения в историко-педагогической науке. Инновационная педагогическая деятельность, прогрессивные взгляды и ценные педагогические идеи, остающиеся действенными и востребованными многие десятилетия после окончания практической работы самого педагога, -вот краткий перечень того, что могло бы быть положено в основу характеристики и оценки истинно передового педагога.
Приведенную выше мысль нам хотелось бы проиллюстрировать на примере краткого анализа педагогических идей вятского учителя Н. И. Мышкина. Николай Иванович Мышкин был одним из самых известных учителей в Вятской губернии во второй половине XIX в. Заслуженную известность и авторитет в учительской среде ему принесло то обстоятельство, что он первым из вятских учителей стал осваивать наглядно-звуковой метод обучения грамоте вместо устаревавшего к тому времени буквослагательного метода. Своими методическими новинками и достижениями в учебной работе учитель Лопьяльской школы Уржумского уезда Вятской губернии делился с учителями других школ. В частности, известно его выступление на уездном съезде учителей, прошедшем с 25 июля по 8 августа 1873 г., на котором он сделал подробный доклад на тему «О некоторых затруднениях в звуковом методе и вероятных способах избегнуть их». (Из этого доклада взяты последующие цитаты».)
Известные российские дидакты А. И. Анастасиев (автор методического пособия под названием «Научный способ обучения грамоте Шаве и условия применения этого способа в русской начальной школе». Казань, 1882), а также П. О. Афанасьев («Хрестоматия по истории преподавания русского языка. М., 1941) в своих книгах, -они указаны в скобках, - отдают безусловный приоритет в разработке указанного метода французскому педагогу Г. Шаве, опубликовавшему результаты своих исследований в ряде пособий. Однако вятский учитель Н. И. Мышкин, едва ли слышавший о французском ученом, гораздо раньше Г. Шаве, работая в 1860-е гг. еще в Лебяжской школе Вятской губернии, в самом начале своей учительской деятельности активно применял этот метод на практике и знакомил с ним своих коллег.
В упомянутом выше докладе и в других своих выступлениях Н. И. Мышкин неизменно обнаруживал детальное знание методик обучения К. Д. Ушинского, Н. А. Корфа, а также известного вятского методиста Николая Николаевича Блинова. При этом он критически, невзирая на высокие авторитеты, относился к их методическим советам и указаниям.
Его, теоретически глубоко подготовленного практика, особенно интересовал, в частности, вопрос о том, как следует подходить к разрешению таких сложных вопросов, как слияние звуков, последовательность изучения букв и т. д. Так, Н. И. Мышкин утверждал, что в самом начале прохождения согласных все старания учителя и рекомендуемые приемы, а именно хоровое пение (по Корфу) и хоровое ускоренное чтение слогов и слов (по Ушинскому), мало помогают делу.
Мы не можем, указывал Мышкин, привести в действие голосовые «личные и язычные» мускулы, чтобы образовать моментальный звук, совершенно тождественный звуку «м» или какому-то другому согласному звуку. Иными словами, мы не можем выговорить звук «м», когда он произносится раздельно. Или мы ничего не услышим, или у нас выйдет целый слог, где вместе с согласным «м» будет слышен краткий гласный звук, или же, наконец, услышим мычание, справедливо отмечал вятский педагог.
Н. И. Мышкин резко обрушивался на тех составителей азбук, кто человеческий звук «м» уподобляет мычанию коровы. (Кстати, Афанасьев в своих методических пособиях рекомендует показывать детям картинку с изображением вытянувшей шею, и, стало быть, мычащей, коровы, и давать фразу «корова мычит».)
Н. И. Мышкин дает подробное обоснование последовательности процесса ознакомления детей со звуком «м» в комбинациях «ам» и «ма». При этом он указывал, что трудности у детей имеют место лишь в усвоении звукосочетания «ам». Рассматривая на примере некоторых согласных и гласных процесс звукообразования, Н. И. Мышкин в то же время не рекомендует, как это делали другие методисты, подробно изучать с детьми все согласные и их слияние с гласными с одновременным рассмотрением звукообразования. «Мне кажется, - отмечал он, - что более пяти-шести букв
по предлагаемому способу изучать не следует. Изучение всех звуков утомляет учеников, а пять-шесть согласных дают возможность легко усвоить слитность». Это и является, по утверждению Н. И. Мышкина, самым важным в обучении грамоте.
H. И. Мышкин предлагал и обосновывал первоначальный порядок изучения звуков, отличающийся от принятого в то время у большинства методистов порядка. Первой должна быть, по его мнению, буква «м», при произношении которой «движения мускулов так просты и слитность с гласными образуется так легко, даже без особых стараний со стороны ученика, и слог вылетает настолько чист, что в выборе сомневаться не приходится». Далее следуют буквы «в», «л», «н», «п», «б», «г».
Первым из вятских учителей Н. И. Мышкин тщательно и подробно теоретически обосновал значение процесса звукообразования при слиянии звуков и практически применил эти положения в начальной школе. Его опыт использовался и другими учителями Вятской губернии.
В педагогической литературе ссылки на опыт Н. И. Мышкина имеются лишь в кандидатской диссертации Владимира Александровича Петрова «Земская школа Вятской губернии» (1954) и публикациях автора данной статьи [1]. В. А. Петров, один из старейших вятских педагогов (1892-1986), был в числе первых пятнадцати выпускников Вятского учительского института (1917 г.); в дальнейшем работал, в частности, директором Кировского института усовершенствования учителей, заведующим кафедрой педагогики Кировского пединститута. Так вот, в своей диссертации В. А. Петров упрекает Андрея Ивановича Анастасиева в том, что тот, будучи директором народных училищ Вятской губернии, не пропагандировал опыт Мышкина и, являясь видным дидактом общероссийского масштаба, в своих дидактических пособиях не ставит в заслугу Н. И. Мышкину разработку наглядно-звукового метода обучения грамоте.
Несмотря на то, что автор данной статьи не только хорошо знал и глубоко уважал В. А. Петрова, но и высоко оценивал его заслуги в истории вятского образования, тем не менее, мы считаем такого рода упреки необоснованными. А. И. Анастасиев работал в Вятской губернии значительно позднее Н. И. Мышкина, а именно начиная с 1902 г., и не мог в силу этого непосредственно общаться с Мыш-киным. На наш взгляд, вклад выдающегося вятского педагога А. И. Анастасиева в развитие педагогической науки и образования «на Вятке» столь велик, что априори «снимает» всю возможную критику в его адрес с чьей бы то ни было стороны [2].
Кроме того, разработкой наглядно-звукового метода обучения чтению и письму занималось значительное количество теоретиков и практиков в России. Во времена Мышкина, то есть в 1860-1870-е гг., сама необходимость освоения указанного метода являлась одной из движущих сил развития русской начальной школы. В начале же XX в., то есть во времена А. И. Анастасиева, этот метод стал доминирующим, и внедрять его просто не было никакой необходимости.
В настоящее время методические изыскания талантливого вятского педагога Н. И. Мышкина интересны и важны, прежде всего, как образец творческого поиска рядового сельского учителя второй половины XIX в., как показатель того, что уже тогда в вятской глубинке были педагоги не только нестандартно мыслившие, но и успешно осуществлявшие свои новаторские, оригинальные задумки на практике. Таким образом, творческие искания Н. И. Мышкина вполне могут быть оценены как аксиологическая ценность регионального масштаба.
Примечания
I. Помелов В. Б. Передовой вятский учитель Н. И. Мышкин // Проблемы вузовской и школьной педагогики : Третьи Есиповские чтения / ред. А. А. Мирошниченко. Глазов, 1998. С. 22-23; Помелов В. Б. Деятельность передового
вятского учителя Н. И. Мышкина как аксиологическая ценность регионального масштаба // Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования в условиях новых ФГОС: проблемы и перспективы : материалы III Между-нар. заочной науч.-практ. конф. 29-30 марта 2012 г. / под ред. Г. И. Симоновой. Киров, 2012. С. 138-141.
2. Помелов В. Б. А. И. Анастасиев и вятская школа //Вятскому земству - 130 лет : материалы регион. науч. конф. / ред. В. Е. Мусихин. Киров, 1997. С. 120-127; Помелов В. Б. А. И. Анастасиев и его вклад в отечественную педагогику // Педагогика. 2002. № 1. С. 85-89; Помелов В. Б. А. И. Анастасиев: служащий народного образования // Государственная служба в России: региональный аспект : сб. материалов. Вып. 1 / отв. ред. С. В. Мудролюбова. Киров, 2008. С. 16-27.