Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ НЕГАТИВНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ В НЕФОРМАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРОЙ СРЕДЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ НЕГАТИВНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ В НЕФОРМАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / НЕФОРМАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Подлипалин Алексей Алексеевич

Поведение человека является феноменом, определяющим структуру коммуникаций общества, что обусловливает структуру самого общества и его жизнедеятельность. Современный мир характеризуется негативными проявлениями в поведении людей, которые могут носить признаки маргинализации или делинквентности. Эти признаки приводит к дисбалансу в функционировании любого общества. Особенно это остро ощущается в молодежной среде, т. к. она характеризуется такой возрастной спецификой, как максимализм, абсолютизм, отрицание существующих порядков, стремление к независимости. Зачастую молодежь не прислушивается к рациональному, воспринимает действительность эмоционально, гипертрофированно. Внушаемость и авторитет «улицы» приводят к межличностным конфликтам, которые могут перерасти в неприятие не только других, но и себя. Особенно остро это ощущается в молодежной неформальной среде. Неформальная молодежная среда, содержащая элементы субкультуры, может иметь крайне негативное влияние на подростка: существующие молодежные лидеры уводят его в сторону девиации, отклоняющегося от общепринятой нормы поведения. Поэтому возрастает роль позитивного влияния целенаправленной социализации на молодежь с применением образовательного инструментария, объединенного в современные педагогические формы, которые нейтрализуют негативное влияние субкультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Подлипалин Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FORMS OF NEUTRALIZATION OF NEGATIVE MANIFESTATIONS IN THE INFORMAL SUBCULTURE ENVIRONMENT

Human behavior is a phenomenon that determines the structure of society's communications, which determines its structure of society itself and its life activity. The modern world is characterized by negative manifestations in the behavior of people, which may bear signs of marginalization or delinquency. These signs lead to an imbalance in the functioning of any society. This is especially acutely felt in the youth environment, since it is characterized by such age-specific features as maximalism, absolutism, denial of the existing order, striving for independence. Young people often do not listen to the rational, they perceive reality emotionally, hypertrophied. The suggestibility and authority of the "street" lead to interpersonal conflicts that can develop into rejection not only of others, but also of oneself. This is especially acute in the informal youth environment. An informal youth environment containing elements of subculture can have an extremely negative impact on a teenager, where existing youth leaders lead him towards deviation, deviating from the generally accepted norms of behavior. Therefore, the role of the positive influence of purposeful socialization on young people with the use of educational tools combined into modern pedagogical forms that neutralizes the negative influence of the subcultural environment is increasing.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ НЕГАТИВНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ В НЕФОРМАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРОЙ СРЕДЕ»

УДК 37.013.8

Подлипалин Алексей Алексеевич

ассистент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ НЕГАТИВНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ В НЕФОРМАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРОЙ СРЕДЕ

Аннотация:

Поведение человека является феноменом, определяющим структуру коммуникаций общества, что обусловливает структуру самого общества и его жизнедеятельность. Современный мир характеризуется негативными проявлениями в поведении людей, которые могут носить признаки маргинализации или делинквентности. Эти признаки приводит к дисбалансу в функционировании любого общества. Особенно это остро ощущается в молодежной среде, т. к. она характеризуется такой возрастной спецификой, как максимализм, абсолютизм, отрицание существующих порядков, стремление к независимости. Зачастую молодежь не прислушивается к рациональному, воспринимает действительность эмоционально, гипертрофированно. Внушаемость и авторитет «улицы» приводят к межличностным конфликтам, которые могут перерасти в неприятие не только других, но и себя. Особенно остро это ощущается в молодежной неформальной среде. Неформальная молодежная среда, содержащая элементы субкультуры, может иметь крайне негативное влияние на подростка: существующие молодежные лидеры уводят его в сторону девиации, отклоняющегося от общепринятой нормы поведения. Поэтому возрастает роль позитивного влияния целенаправленной

социализации на молодежь с применением образовательного инструментария, объединенного в современные педагогические формы, которые нейтрализуют негативное влияние субкультурной среды.

Ключевые слова:

молодежь, неформальная субкультурная среда, девиантное поведение, делинквентное поведение, педагогические формы, духовно-нравственное развитие, воспитание, поколение.

Podlipalin Alexey Alexeyevich

Assistant of the Department of Social Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy and Social Work FSBEI HE «Astrakhan State University»

PEDAGOGICAL FORMS OF NEUTRALIZATION OF NEGATIVE MANIFESTATIONS IN THE INFORMAL SUBCULTURE ENVIRONMENT

Summary:

Human behavior is a phenomenon that determines the structure of society's communications, which determines its structure of society itself and its life activity. The modern world is characterized by negative manifestations in the behavior of people, which may bear signs of marginalization or delinquency. These signs lead to an imbalance in the functioning of any society. This is especially acutely felt in the youth environment, since it is characterized by such age-specific features as maximalism, absolutism, denial of the existing order, striving for independence. Young people often do not listen to the rational, they perceive reality emotionally, hypertrophied. The suggestibility and authority of the "street" lead to interpersonal conflicts that can develop into rejection not only of others, but also of oneself. This is especially acute in the informal youth environment. An informal youth environment containing elements of subculture can have an extremely negative

impact on a teenager, where existing youth leaders lead him towards deviation, deviating from the generally accepted norms of behavior. Therefore, the role of the positive influence of purposeful socialization on young people with the use of educational tools combined into modern pedagogical forms that neutralizes the negative influence of the subcultural environment is increasing.

Keywords:

youth, informal subcultural environment, deviant behavior, pedagogical forms, spiritual and moral development, education, generation.

В молодежной среде, представленной особенной демографической группой населения [1], систематически происходит смена модных тенденций на нормы поведения, стили одежды, открытое проявление моральных качеств. Молодежь в силу своих психических особенностей стремится изменять устоявшийся порядок вещей и жизненные принципы взрослого поколения, рушить традиции. Постоянный прессинг навязчивых поведенческих догматов приводит к полному отрицанию их действий, независимо от истинности. Отчуждение происходит при решении не только социальных, экономических вопросов, но и внутриличностных и собственных проблем на уровне отношений в семье, с близкими людьми, друзьями [2]. Не получив в привычном окружении ответов на свои вопросы, молодой человек ищет поддержки и понимания в Интернете или на улице, где происходит стихийное объединение по интересам, выражающееся в различных проявлениях субкультур.

Молодежные субкультуры характеризуют такие нормы, которые отличаются от общепринятых в обществе. Эти нормы способствуют развитию нового коллективного стиля жизни, не пересекающегося с общепринятым.

Под молодежными субкультурами сегодня понимается образование новой культуры, которой присущи свои ценности, стиль внешнего вида, нормы поведения и взаимоотношений.

Находясь в молодежной субкультуре, молодой человек принимает стиль жизни, идеологию, образ и специфику поведения, имеющие позитивную или негативную окраску [3]. Отрицательное влияние проявляется в отсутствии доверия к действительности и окружающим, неконтролируемой агрессивности, чувстве безнаказанности, эмоциональном дискомфорте, что провоцирует искажение фактической жизнедеятельности молодого человека [4].

Молодые люди, имеющие принадлежность к субкультурам с отрицательной направленностью для общества, характеризуются «выраженными деструкциями, которые проявляются в трудностях взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками), враждебности, инфантильности, конфликтности, агрессивности, нарушении норм и правил поведения, употреблении психоактивных веществ» [3, с. 9].

Реальность, возникающая вследствие глобальных процессов, например, пандемии, приводит к стремительному развитию мультимедийных технологий, цифровых коммуникаций. Молодым людям необходимо общение, поэтому они уходят в «сеть», ищут в виртуальной реальности понимание, пытаются реализовать свои желания. Отмечая позитивное влияние прогресса на развитие и формирование подрастающего поколения, стоит также сделать акцент на существующие неформальные субкультуры, которые освоив Интернет, оказывают негативное влияние на молодежь и, как следствие, на ее поведение. Поведение молодого человека определяется как поступки, отражающие взаимодействие с окружающим миром и самим собой, классифицируются как дозволенные, желательные и запрещенные [5].

В России среди молодежи набирают популярность следующие виды субкультур: АУЕ-движение («арестантский уклад един» - запрещённая в РФ организация), гопники, фрики и бодимодификаторы, футбольные фанаты, геймеры. Каждая из этих субкультур имеет свои внешнюю атрибутику, нормы и ценности, которые негативно влияют на поведение, изменяя молодежь не в положительную сторону.

Так, сторонники АУЕ-движения стараются жить в соответствии с правилами криминального мира: используют криминальную лексику, объединяются в банды, материально обеспечивают заключенных, мечтают о жизни в тюрьме и вымогают деньги у лиц, не входящих в их круг. Данная субкультура опасна для молодых людей тем, что в ней отсутствует общепринятые человеческие ценности, это приводит к полному отвержению от общества. Поведение сторонников данной субкультуры носит явно делинквентный характер.

Еще одна субкультура - гопники - агрессивно настроена против окружающих их молодых людей и тоже связана с криминалом. Ценности и нормы этой субкультуры носят ярко деградирующий характер. В данной среде нормой является негативное поведение.

Фрики и бодимодификаторы - приверженцы отказа от общепринятого внешнего образа и социальных норм поведения. Таким образом они демонстрируют некий протест против существующих в обществе потребления шаблонов, стереотипных социальных поведений. Опасность этой субкультуры проявляется в физическом вреде здоровью и психике молодого человека.

Футбольные фанаты, являясь представителями устойчиво-агрессивной субкультуры, не воспринимают сам спорт как нечто значимое. Здесь важен процесс и радикальная преданность «внутреннему» уставу. Откровенное противоправное поведение сторонников данной субкультуры выражается в драках на стадионе и вне его, приверженности экстремизму или нормам скинхэдов.

Даже у кажущихся безобидными геймеров проявляются признаки антисоциального поведения, замкнутости в себе, минимального контакта в личной жизни.

В основе причин ухода молодых людей в субкультуры лежат различные предпосылки: самореализация через свое хобби, непонимание близких, возможность свободного самовыражения через отрицание устоев, традиций, норм и правил общества. Принимая систему ценностей, которая находится в

конкретной неформальной среде, молодой человек меняет свои взгляды, привычки, поведение. При этом фактически полностью отрицается реальность и начинается саморазрушение. Перспективы карьеры, смысл будущего самосовершенствования, обучения, развития теряются. Для молодых людей становится важным только то, что происходит сейчас, в данный момент. Это значительно затрудняет их социализацию и адаптацию к нормальной жизни и функционированию в обществе. Возможны такие проявления как безразличие, приводящее к суицидным мыслям, появление личной делинквентности, обусловленной неустойчивым внутренним миром.

Девиантное поведение молодых людей как членов общества, социально и психологически неадаптированных к нормальной жизнедеятельности в социуме, является проблемой семьи, образовательных учреждений и государства в целом. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2019 году были отмечены следующие проявления девиантного поведения: алкоголизм - 39 %, наркотики - 35 %, суицид - 39 %, геймерство - 25 %, кибербуллинг и шоплифтинг - 45 %. Сложившаяся ситуация требует жесткого соблюдения (с учетом государственных интересов) целей, ценностей, мотивов педагогической работы с дезадаптированными группами молодежи [6].

Для снятия негативного влияния субкультур необходимо применение таких педагогических форм, которые способны выявить проблему еще на пути ее развития и нивелировать ее путем возврата к духовно-нравственным качествам и устойчивым традициям [8]. Принято различать простые, составные и комплексные педагогические формы. К первым, основанным на минимальных количествах методов, относятся: беседа, экскурсия, викторина, викторина, экзамен, лекция и т. д. Вторые объединяют разнообразное сочетание простых педагогических форм. К таким относятся: конференция, праздничный вечер, КВН, урок, мастер-классы. Третьи строятся на развитии составных форм в зависимости от цели и задачи воспитательного процесса: физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, умственное

воспитание, нравственное воспитание. Рассмотрим комплексные педагогические формы подробнее.

Под физическим воспитанием понимают педагогический процесс, формирующий принятие здорового образа жизни, значимости физической культуры для жизнедеятельности личности. Формами физического воспитания являются мероприятия, основу которых составляет двигательная активность. К ним относятся: физкультурные занятия (физическая активность, спортивные игры, гимнастика, силовые и кардиотренировки), физкультурно-оздоровительные занятия (закаливание, утренняя гимнастика), физкультурное воспитание детей (подвижные игры, прогулки, активные праздники).

За воспитание чувства прекрасного отвечают формы эстетического воспитания, основанные на чувственном восприятии искусства и обогащении чувственно-эстетического опыта: посещение театров и музеев, просмотр кино, прослушивание классической музыки.

Трудовое воспитание как процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, добросовестного отношения к труду характеризуется следующими формами: моральное и материальное поощрение, коллективные творческие дела, профориентационная работа и др.

Умственное воспитание как процесс развития когнитивных возможностей личности реализуется через такие формы, как развивающие занятия, дидактические игры и т. д.

Нравственное воспитание «результативно реализуется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни: деятельности, отношений, общения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей» [9, с. 59]. Тут имеют значения такие педагогические формы, как виды внеучебной работы, благотворительность, социальные проекты, волонтерство и т. д.

Рассмотренные комплексные педагогические формы способны предотвратить либо устранить негативные факторы в неформальной субкультурной среде. Применение комплексных педагогических форм поможет

молодежи включиться в социально-значимую деятельность, но без изоляции от субкультуры, устранить негативные проявления субкультуры и оставить лишь «позитивное пребывание» в ней.

Комплексные формы обучения можно использовать как воспитательный процесс личности путем выявления у нее отсутствующих качеств. Так, занятие спортом поможет геймеру улучшить свое физическое состояние, а фанатам использовать свою физическую силу и агрессию в профессиональных достижениях в спорте. Эстетическое, трудовое и умственное и нравственное воспитание поможет субкультуре гопников, АУЕ, футбольным фанатам и фрикам сформировать у молодого человека такие качества как гуманизм, доброта, понимание и сострадание [10].

Выявление специфики отрицательных проявлений в молодежной субкультурной среде, определение комплексных форм педагогического воздействия позволяют нейтрализовать последствия негативного влияния и определить технологический инструментарий их внедрения.

Ссылки:

1. Гусев Н.Н., Огнева М.В. Молодежь как особая социально-демографическая общность и ее стратификационные показатели в современном российском обществе [Электронный ресурс] // Современная наука. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-kak-osobaya-sotsialno-demograficheskaya-obschnost-i-ee-stratifikatsionnye-pokazateli-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 28.09.2020).

2. Кашуркина С.С. Жизненные ресурсы среды и стратегии самосохранительного поведения молодежи в условиях общества риска [Электронный ресурс] // Вестник КазГУКИ. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-resursy-sredy-i-strategii-samosohranitelnogo-povedeniya-molodezhi-v-usloviyah-obschestva-riska (дата обращения: 28.09.2020).

3. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2003. 288 с.

4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 576 с.

5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 159.

6. Палаткина Г.В., Подлипалин А.А. Педагогическая профилактика девиантного поведения у учащейся молодежи // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластенина / Под редакцией Е.В. Андриенко, Л.П. Хуйковой. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. С.136-141.

7. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 335 с.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 28.09.2020).

9. Ситак Л.А., Асатрян Е.А. Нравственное воспитание - процесс целенаправленного формирования личности ребенка // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1. С. 58-60.

10. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2007. 42 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.