Научная статья на тему 'Педагогические аспекты воспитания исторической памяти в регионе'

Педагогические аспекты воспитания исторической памяти в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / РЕГИОН / REGION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / PEDAGOGICAL ASPECTS / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL CULTURAL POLICY / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / PUBLIC OPINION / КУЛЬТУРА РЕГИОНА / CULTURE OF REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Лидия Олеговна

Каждый регион характеризуется спецификой географической среды, хозяйственной жизни, социальной структурой, культурными традициями. Все это отражается в содержании и формах исторической памяти населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Each region is characterized by specificity of the geographical environment, economic life, social structure, cultural traditions. All it is reflected in the maintenance and forms of historical memory of the population.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты воспитания исторической памяти в регионе»

нормативно-статусные критерии возраста и приписываемые им аскриптивные возрастные свойства. Возрастной статус психологически диктует соответствующие ему поведение и образ жизни, в результате реально отражаясь на положении человека в

обществе, на жизненном пути конкретного индивида. Поэтому крайне важно исследовать и корректировать изменения границ статусов возрастных групп с целью формирования правильного, современного взгляда на возраст.

Примечания

1. Абрамова, Г. С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии: учеб. пособие / Г.С. Абрамова. — М.: Академия, 2001. — 224 с.

2. Большая советская энциклопедия (БСЭ): в 30 т. / [под ред. академика А.М. Прохорова]. — 3-е изд. — М., 1969—1978.

3. Крылов, А. А. Психология/ А.А. Крылов. — М.: Проспект, 2011. — 752 с.

4. Микляева, А. В. Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен : монография / А.В. Микляева — СПб.: Речь, 2009. — 160 с.

5. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение / Дж.В. Ньюстром, К. Дэвис . — СПб.: Питер-Юг, 2000. — 448 с.

6. Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения / Ян Стюарт-Гамильтон. — 4-е издание. — СПб.: Питер, 2010. — 320 с.

7. Углов, Ф. Г. Человеку мало века / Ф.Г. Углов. — М.: Наук», 2002. — 144 с.

8. Урланис, Б. Ц. Эволюция продолжительности жизни / Б.Ц. Урланис. — М.: Статистика, 1978. — 309 с.

9. Сайт Европейского регионального бюро ВОЗ / Документы. — Режим доступа: http://www.euro. who.int/ru.

10. Сайт<^апёагё & Poor's» — «Старение населения — 2010». — Режим доступа: http://www. standardandpoors.com/home/ru/ru.

ЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В РЕГИОНЕ

Л. О. Сидорова

Московский государственный университет культуры и искусств

Каждый регион характеризуется спецификой географической среды, хозяйственной жизни, социальной структурой, культурными традициями. Все это отражается в содержании и формах исторической памяти населения.

Ключевые слова: историческая память, регион, педагогические аспекты, воспитание, региональная культурная политика, общественное мнение, культура региона.

Each region is characterized by specificity of the geographical environment, economic life, social structure, cultural traditions. All it is reflected in the maintenance and forms of historical memory of the population.

Key words: historical memory, region, pedagogical aspects, education, the regional cultural policy, public opinion, culture of region.

142 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 142-146

И

г

Рассмотрение педагогических аспектов воспитания исторической памяти в регионе требует глубокой концептуализации самого принципа взаимного согласования государственных и региональных задач управления в рамках сложившихся общественных отношений. Следует отметить, что и на общегосударственном, и на региональном уровне эти задачи опираются на органичный синтез нового знания и аргументированного научного прогноза в пределах известной инвариантности многих сторон процесса воспитания исторической памяти.

Сопоставление различных мировоззренческих взглядов на проблему воспитания исторической памяти показывает, что недостаточная четкость позиций государства в данном вопросе, проявляющаяся как в идеологии, так и в реалиях государственной культурной политики, оказывает негативное воздействие на всю инфраструктуру социально-культурной жизни общества. Поэтому каждому поколению в конкретных исторических условиях необходимо осваивать прежний и разрабатывать новый инструментарий педагогических категорий, постоянно реинтерпретируемых в постоянно обновляющихся конкретно-исторических обстоятельствах.

Основной внутренний конфликт между общегосударственной и региональной культурной политикой основан на игнорировании различий в ценностных установках личности, формируемых на федеративном и региональных уровнях, что является объективным отражением разных темпоритмов социокультурной динамики жизни. К сожалению, это далеко не всегда учитывается в планах деятельности органов управления культурой и учреждений культуры.

Как показывает анализ, люди ожидают (прогнозируют) закономерные последовательности даже там, где организованная упорядоченность в существенной мере определяется случайностью. Так, критерий региональной культурной политики как сравнительно вольной импровизации на общегосударственную тему дополняет-

^ Социально-культурная деятельность

ся в мировоззренческой аргументации соответствием нормативно-ценностным установкам населения данного региона, его традициям и обычаям и т.п. Историческое содержание социально-культурных программ дополняется опытом конкретно-исторической практики, опирающейся на местные исторические особенности и пр., но чаще всего — обращением к наиболее общим педагогическим установкам сознания, доминирующим в данный исторический момент.

«О наших мыслях, — замечает Гегель, — мы знаем только тогда, когда имеем определенные, действительные мысли, когда мы даем им форму предметности, разли-ченности от нашего внутреннего существа, следовательно, форму внешности, и притом такой внешности, которая в то же время носит на себе печать высшего внутреннего. Таким внутренним внешним является единственно только членораздельный звук, слово» (1, с. 303).

Процесс формирования исторической памяти у молодежи проходит посредством укоренения исторического знания в «верхних этажах» сознания личности. Педагогика не столько заимствует значения и смыслы из других сфер знания, сколько сама помогает их воспитанию, задавая мировоззренческую целостность сознания личности. Отсюда широкое использование педагогической аргументации, заимствуемой из искусства, морали, политики и других форм общественного сознания.

История развития нашего государства показывает, что вопросы взаимодействия культуры и педагогики принадлежат к числу фундаментальных и высоко абстрактных, имея в виду высокий педагогический уровень абстрактности. Педагогика становится консолидирующим фактором общественной жизни только тогда, когда она отражает все многообразие исторических интересов населения, включая его региональное своеобразие.

«Память — форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении (запечатлении), сохранении и

последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобщения знаний, умений, навыков и их последующего использования» (2, с. 419).

Педагогические аспекты исторической памяти являются результатом социального опыта многовекового совместного существования людей в различных природных условиях и исторических обстоятельствах. Как продукт деятельности историческая память является «открытой системой», которая впитывает в себя и перерабатывает в своих недрах социальный и духовный опыт своего и других народов. Педагогические аспекты исторической памяти представляют собой синтез и квинтэссенцию такого рода информации, обобщение ее на максимально высоком теоретическом уровне интеллектуальной абстракции.

Педагогические аспекты, на базе которых разрабатывается программа воспитания исторической памяти в регионе, дают качественно новое понимание трех основных составляющих этого процесса:

• просветительских идей, реализующихся в качестве части концепции открытого гражданского общества, которая основана на принципах модернизации и преследует цель формирования свободной, социально и культурно самореализующейся личности в социуме;

• традиционалистского подхода, апеллирующего к фундаментальным принципам опоры на историческое культурное наследие как главную национальную ценность и нацеленного на формирование личности с «мемориальной» культурной ориентацией;

• этатистского подхода, возводящего на вершину аксиологической иерархии государство как высшую ценность истории и культуры данного общества и формирующего лояльного приверженца существующих социальных порядков.

Обобщение и реализация педагогического опыта воспитания исторической памяти в Московской области базируется на множестве институтов: воспитания, просвещения, образования, культуры, искус-

ства, политики и пр. В этом перечне особую роль играет педагогика как аккумулятор и транслятор актуальных гносеологических и аксиологических ориентиров, практически регулирующих обыденное сознание личности в ее социальной реальности.

Педагогические аспекты воспитания исторической памяти позволяют определить культурные приоритеты, характерные для процесса интеграции всех форм, средств и методов духовно насыщенной социальной среды. Роль государства здесь выражается в определении направления культурной политики и обосновании ее педагогического аспекта. Регулирование государством региональной культурной политики осуществляется посредством механизмов культурно-исторической преемственности на основе закрепления и передачи последующим поколениям духовного опыта народа, воспитания уважения личности к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам.

В формировании культурной политики региона определяющее значение принадлежит государственным органам, которые обладают своим собственным инновационным, адаптационным, интеллектуальным, духовным потенциалом.

А окружающая личность действительность, естественная и искусственная среды, будучи опосредованы социальными детерминантами и общественной практикой, выступают как значимые и смыслосодер-жащие в единстве ценностного, оценочного и нормативного компонентов. Отсюда педагогические аспекты воспитания исторической памяти составляют представление о социально одобряемой и значимой форме деятельности, системе правил ее достижения и реализации в учреждениях культуры.

Анализ научной литературы, посвященной исторической памяти показал, что историческая память представляет собой довольно сложную структуру. Историческая память понимается автором статьи как психологический процесс закрепления восприятия личностью событий, которые она сама себе полагает, утверж-

дает, растит, строит и развивает. Как писал историк Фернан Бродель, событие — это пыль, имея в виду, что смысл события проявляется только в более широком временном (и пространственном) контексте, в единстве с породившими его причинами и, что еще важнее, последствиями — состоявшимися или прогнозируемыми, то есть в комплексе тенденций. Иначе трудно понять суть. Человек не всегда может правильно оценить событийную историческую информацию, но может уловить тенденции и сделать правильные выводы. Поэтому речь идет о таких событиях, в которых со всей очевидностью воплощаются определенные тенденции. Это крупные — каскадные — события, то есть обусловленные целой совокупностью причин и обстоятельств, которые в свою очередь порождают целый комплекс (каскад) долгосрочных последствий. К таким событиям можно, например, отнести Великую Отечественную войну 1941—1945 годов. Как показало наше исследование, соединение сознательной человеческой деятельности и восприятие этого события требует особой структуры пространства-времени, нормативно-ценностными системами общественной практики. Историческая память тогда выступает как процесс запе-чатления события, факта и его воспроизведение, которое может выразиться в форме закрепления материала в виде документа, знания социально-культурной парадигмы. Ассоциативные связи здесь имеют место во всех процессах воспроизведения исторического события и факта. Этим необходимо заниматься всем специалистам, изучающим культуру, всем ученикам художественной самодеятельности, институтов по интересам, которые имеют самостоятельную структуру и соответствующий масштаб взаимодействия. Региональная система культуры состоит из блоков исторически сложившихся крупных культурно-территориальных образований, целостность которых обусловлена единством природных, социально-экономических, политических и историко-культурных условий жизни этносов (или

^ Социально-культурная деятельность

этноса), населяющих данную территорию. Но если рассматривать это явление в педагогическом аспекте с учетом универсальной связи мироздания, то мы выходим за более широкие пространственно-территориальные рамки. Каждый регион характеризуется спецификой географической среды, хозяйственной жизни, социальной структурой культурных традиции, что выражается в содержании и форме различных видов исторической памяти. Своеобразие Московской области характеризуется совокупностью материальных и духовных ценностей, созданных деятельностью проживающих на ее территории людей, представляющих упорядоченную смысловую структуру. В Московской области огромная социально-культурная система: библиотеки, клубы, включая Дворцы и Дома культуры, театры, кинотеатры, филармонии, музеи, организации и хозяйства, детские музыкальные и художественные школы искусств, колледжи искусств, музыкальные училища, государственный университет культуры и искусств. На территории области находится более тысячи памятников истории, культуры и археологии.

Определяющим моментом в смысловой структуре исторической памяти является социальное значение, которое задается соответствующими ценностно-смысловыми системами социально-культурной деятельности. В связи с различием основных групп этих систем можно рассуждать о функциональных, конструктивных, стилевых и символических смысловых значениях, а значит, и соответствующих элементах педагогической реализации исторической памяти.

Время требует нового подхода к воспитанию исторической памяти. Вместе с тем преодоление системного кризиса, в котором оказалась Россия в начале XXI века, невозможно без педагогического обоснования процесса воспитания исторической памяти, суть которой состоит в позитивной направленности развития личности, которая стремится к достижению социальной справедливости, ориентиро-

вана их на гуманистические ценности и самосовершенствование.

В этом и есть смысл педагогики — науки рассматривающей историческую память как отображение бесконечного в своей сложности и в своем усложнении бытия, прогнозирующей будущее. При этом важно понять, что педагогика не только постигается личностью, но формируется всем укладом жизни, системой деятельности учреждений культуры и искусства.

Историко-культурные традиции наций и народностей, включенные в регионально-пространственный и временной процесс, дают ориентиры и обозначают средства

преодоления кризиса исторической памяти в регионе, содействуют формированию исторического сознания личности.

Педагогика, являясь важнейшим инструментом обеспечения жизнедеятельности общества, выработала собственные механизмы воздействия на умы, чувства, ценностные ориентации людей. Такими механизмами представляются ее функции, определяющие познавательно-творческую, просветительско-воспитательную, нравственно-защитную деятельность, а также организацию социально-культурной практики отдельных людей и целых народов, проживающих в регионах.

Примечания

1. Гегель, Г. Философия духа / Г. Гегель // Энциклопедия философских наук. — М., 1987. — Т. 3.

2. Педагогика : [большая современная энциклопедия] / [под ред. Е.С. Рапацевич]. — Мн.: Совр. слово, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.