Научная статья на тему 'Педагогические аспекты управления профессиональным развитием государственных служащих'

Педагогические аспекты управления профессиональным развитием государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ / PUBLIC ADMINISTRATION / PUBLIC SERVICE / TRAINING / MANAGEMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбова И.Н., Заслонкина О.В.

В статье рассматриваются педагогические аспекты повышения квалификации и профессиональной подготовки государственных служащих, выявлены принципы формирования в области непрерывного профессионального развития государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CIVIL SERVANTS

The article deals with the pedagogical aspects of the professional development and training of civil servants, the principles of continuous professional development of civil servants are identifi ed.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты управления профессиональным развитием государственных служащих»

УДК 378.046.4: 35.088.6 И.Н. ГОРБОВА

кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и управления народным хозяйством, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Е-mail:igorbova@mail.com О.В. ЗАСЛОНКИНА

кандидат социологических наук, доцент, кафедра социальной работы и педагогики профессиональной деятельности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Е-mail: zaslonkina11@mail.ru

UDC 378.046.4: 35.088.6 I.N. GORBOVA

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of management and economic management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian

Federation Е-mail: igorbova@mail.com O.V. ZASLONKINA

Candidate of Social Sciences, Associate Professor, Department of social work and pedagogics of professional activities, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian

Federation Е-mail: zaslonkina11@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

PEDAGOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CIVIL SERVANTS

В статье рассматриваются педагогические аспекты повышения квалификации и профессиональной подготовки государственных служащих, выявлены принципы формирования в области непрерывного профессионального развития государственных служащих.

Ключевые слова: государственное управление, государственная служба, повышение квалификации, управление профессиональным развитием.

The article deals with the pedagogical aspects of the professional development and training of civil servants, the principles of continuous professional development of civil servants are identified.

Keywords: public administration, public service, training, management of professional development.

Решение практически любой социальной, политической, экономической задачи в современной России замыкается на качестве государственного и муниципального управления. К сожалению, жизнь почти ежедневно предоставляет все новые и новые аргументы, подтверждающие его недостаточную эффективность. Очевидно, что сформировавшаяся к настоящему времени система государственной и муниципальной службы Российской Федерации на федеральном и региональном уровне в условиях экономических санкций не просто атехнологична, но и антитехнологична.

Современная теория управления и мировой опыт свидетельствуют: в кризисные ситуации периодически попадают все страны и цивилизации. Но выход из них осуществляется на основе коренных изменений в самой системе управления, включения в процесс управления интеллекта, стратегического мышления кадров, коренных перемен в самой кадровой политике и всей системе подбора, подготовки и мотивирования управленцев.[1]

Осознание данного обстоятельства заставляет административно- политическое руководство на федеральном и региональном уровне искать решения, ориентированные, с одной стороны, на устранение

деформаций, характеризующих сложившийся механизм управления, с другой - на выращивание новой генерации управленческих кадров, которые по своим профессиональным и личностным качествам будут соответствовать уровню стоящих перед ними задач.

Нужно иметь в виду, что найти идеального работника практически невозможно (даже если кандидат работал на похожем месте в другом регионе). Соответственно, подбор кандидатур должен исходить из интересов коллектива в целом. То есть у кандидата (по мнению руководителя) должны быть качества, отличительные от других членов коллектива.[2]

Разработка концепции и модели профессиональной подготовки государственных служащих, ее научно-методологических основ: содержания и форм обучения, его целей и задач, методов и средств является основой для решения задач реформирования.

Важнейшим фактором, способным повысить эффективность и действенность государственной службы, ее социальную направленность является уровень профессиональной подготовки государственных служащих. От степени проявления теоретических знаний и практических навыков служащих в процессе выполне-

© И.Н. Горбова, О.В. Заслонкина © I.N. Gorbova, O.V. Zaslonkina

Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (68), 2015 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 68. 2015

ния ими служебных обязанностей во многом зависит то, насколько быстро произойдет смена стратегии выживания на стратегию развития российского государства. Особое место в профессиональном развитии отведено профессиональным знаниям; повышению квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих; направленности программ обучения, которые базируются не только на теории, но и практике.

В вузовской среде создаются условия не только для развития профессиональной культуры специалистов, но и для гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, социализации, формирования нравственных ориентаций и образцов-идеалов личности в контексте культурно-исторической психологии современного российского сознания.[3]

В настоящее время сложившаяся практика управления профессиональной подготовкой представляет собой целостную и рационально организованную деятельность по повышению уровня профессионализма кадров государственной службы, связанную с формированием осуществляющих ее специальных институтов.

Существующая система профессиональной подготовки формируется с учетом нескольких принципов: формирование ядра системы непрерывного профессионального развития государственных служащих; постоянного научно-аналитического обеспечения профессионального развития государственных служащих; практико-ориентированности учебных планов и программ при подготовке специалистов органов государственного управления; ценностях индивидуального и группового обучения; непрерывности обучения, преемственности, целенаправленности и актуальности.

Сегодня еще рано говорить о благоприятной ситуации, сложившейся в области непрерывного профессионального развития. Анализ ситуации в области повышения квалификации свидетельствуют о существовании разрыва между практикой, теорией и традиционными формами образования. Без серьезной переработки преподаваемых дисциплин происходят отклонения между тем, что читается в учебных аудиториях, и тем, что происходит в реальной жизни.

Государственное управление не стоит на месте и соответственно для государственных служащих предпочтителен такой вид организационной формы, как непрерывное профессиональное развитие. К наиболее эффективным методам получения дополнительного образования государственных служащих относятся те методы, которые позволяют совмещать обучение с непосредственной практической деятельностью, направленной на соединение теории с практикой.

Современная модель управления профессиональной подготовкой государственных служащих в настоящее время имеет ряд недостатков, а именно: в планировании профессиональной подготовки государственных служащих; во взаимосвязи профессионального развития и карьеры; недостаток методического обеспечения переподготовки и повышения квалификации служащих системы государственного управления; недостаток ре-

сурсного обеспечения; в уровне заинтересованности самих обучающихся; в качестве преподавательских кадров.

Оптимизация деятельности кадровых служб государственных органов по управлению профессиональной подготовкой служащих, на наш взгляд, возможна лишь на основе решения следующих задач: разработки и реализации нормативно-правовой базы, отвечающей современным потребностям реформирования государственной службы с учетом стратегических направлений ее развития; создания федеральных, отраслевых, региональных банков кадровой информации; повышения статуса кадровых служб органов власти, оптимизация их структуры, повышения уровня квалификации специалистов, работающих в кадровых подразделениях; обеспечения организационного и научно-методического воздействия на деятельность кадровых служб на федеральном и региональном уровне (в рамках субординационных структур власти, координационного механизма).

Использование в построении системы государственного управления научно-теоретических, личностных, исторических аспектов имеет значение при формировании современной высокоэффективной модели государственной службы, особенно в части профессиональной подготовки качественно нового российского чиновника, который осуществляет свою деятельность в интересах общества и государства.

Осуществление последовательного включения каждого работника государственных органов власти в сферу профессиональной подготовки при прохождении службы, проведения определенных этапов индивидуальной профессионализации (аттестация, квалификационный экзамен, повышение квалификации, переподготовка, профессионально-квалификационное и служебное продвижение и др.) позволит, по нашему мнению, более рационально использовать способности государственного служащего.

В системе развития персонала государственной службы должны реализовываться многие практические задачи: оценка способностей и возможностей служащих, их аттестация, продвижение по службе, достижение большей степени согласованности интересов сотрудников и целей органов управления; развитие способности служащих к обучению, продуктивной деятельности и готовности к раскрытию на практике своего потенциала; использование работников на должностях, соответствующих уровню их квалификации; создание системы стимулирования труда; планирование служебной карьеры; изменение характера и содержания труда чиновника и др.

В решении этих задач необходимы учет количественных и качественных параметров потребностей в персонале на ближайшую и долгосрочную перспективу, планирование рационального использования вновь формируемого пополнения государственных служащих, основных тенденций развития кадрового потенциала региона.

Кризисная ситуация, сложившаяся в современных

экономических условиях страны, сопутствует обострению социальных и политических вопросов, которые, в свою очередь, задерживают экономико-социальное развитие России.[4]

Соответственно такое направление, как дистанционное обучение государственных служащих, позволяет им повышать квалификацию без отрыва от работы, что положительно влияет на динамику управления и в свою очередь на социально-экономическое состояние страны.

Для совершенствования системы профессиональной подготовки государственных служащих необходимо продолжить практику анализа и оценки уровня профессионализма кадров государственной службы путем разработки и внедрения системы мониторинга, осуществлять прогнозирование кадровой ситуации в регионах и планировать профессиональную подготовку государственных служащих.

Внедрение современных информационных технологий оказывает наибольшее воздействие на формирование новой модели госслужащих и выстраивание современной мотивационной системы их деятельности. Высока значимость сотрудничества образовательных учреждений и органов государственной власти регионов в управлении профессиональной подготовкой нового поколения чиновников и переподготовке действующих.

Для выработки, реализации и развития кадровой политики в отношении государственных служащих необходимо, прежде всего, решение задач по разработке научно обоснованных критериев, профессиональных и общекультурных требований к государственным служащим, выявление специфических личностных качеств, необходимых для исполнения государственной должности.

В настоящее время необходимо с точки зрения пе-

дагогических аспектов формирование и развитие организационной системы и содержательной подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, повышения эффективности и качества организации обучения, а также осуществление максимально возможного, социально востребованного и социально плодотворного использования интеллектуального потенциала федеральных государственных служащих и госслужащих субъектов Федерации; комплектование органов федеральной исполнительной власти, закрепление государственных служащих, стимулирование профессионального роста в соответствии с должностной моделью карьеры и эффективного исполнения государственных должностей, укрепление служебной и исполнительской дисциплины.

Необходимо увеличить долю преподавателей-практиков с приобретенными навыками преподавания и количество преподавателей с ученой степенью и ученым званием. Внедрение новых образовательных технологий позволит большему числу желающих получить образование, совершенствоваать методическое обеспечение путем привлечения к его разработке высококвалифицированных кадров и увеличения размеров выплат за этот труд.

Совершенствование управления профессиональным развитием государственных служащих будет способствовать появлению управленцев нового типа, созданию позитивного общественного мнения о государственных органах и служащих как о высокопрофессиональных работниках, которые преследуют цель качественного предоставления государственных услуг гражданам, открытости и прозрачности государственной службы, доступности информации и повышения престижа.

Библиографический список

1. Клочкова Т.Н. Влияние непрерывного профессионального образования на повышение уровня развития государственных и муниципальных служащих.//Власть 2010. № 5. С.24-26.

2. Горбова И.Н. Управленческие аспекты применения кадровых технологий в муниципальной службе.// Кадровое обеспечение органов местного самоуправления в условиях муниципальной реформы. Международная научно- практическая конференция (20 февраля 2015 г.). В 2-х томах. Том 1. Под ред. П.А. Меркулова. Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2015. С.166-169

3. Задорожнюк И.Е., Тебиев Б.К. Управление образованием в контексте постнеклассической рациональности.//Социология образования, 2014. № 4 С.16-46.

4. Горбова И.Н. Региональные проблемы развития и пути их решения в Российской Федерации. Вестник государственного и муниципального управления № 1, 2013. С.107-111.

References

1. Klochkova T.N. The impact of continuing professional education on the improvement of the development of state and municipal employees// Power 2010. № 5. Pp. 24-26.

2. Gorbova I.N. Managerial aspects of human technology in municipal service // Staffing local authorities in terms of municipal reform. International scientific and practical conference (20 February 2015). In 2 vol. Vol. 1. Edited by P. A. Merkulov. Orel: Publishing House of the RANEPA PF, 2015. Pp.166-169.

3. Zadorozhnyuk I.E., Tebiev B.K. Education management in the context of rationality postnonclassical.// Sociology of Education 2014. № 4. Pp.16-46.

4. Gorbova I.N. Regional development problems and solutions in the Russian Federation.// Bulletin of state and municipal management. № 1, 2013. Pp.107-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.