Научная статья на тему 'Педагогические аспекты реализации образовательных задач народными средствами физического воспитания'

Педагогические аспекты реализации образовательных задач народными средствами физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты реализации образовательных задач народными средствами физического воспитания»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

С-А. М. Аслаханов

Педагогические аспекты реализации образовательных задач народными средствами физического воспитания

В контексте современных реалий актуализируется значимость поликультурного образования в сфере физической культуры. Оно призвано обеспечить духовно-нравственное становление личности, решать задачи обеспечения здоровья нации и содействия социально-экономическому развитию общества. Поэтому овладение ценностным потенциалом физической культуры народов, жизнедеятельность которых протекает в данном регионе, весьма актуально. Анализ деятельности образовательных учреждений Чеченской Республики в области физического воспитания показывает, что в силу этнических и климатогеографических условий, слабой материальной базы, языковых трудностей в усвоении терминологии упражнений, недостаточной обеспеченности квалифицированными кадрами, качественная реализация целей и задач учебных программ существенно затруднена.

Актуальное значение в связи с этим приобретает проблема внедрения национальных подвижных игр и физических упражнений в практику физического воспитания учащейся молодежи Республики. На наш взгляд, использование в процессе физического воспитания отобранных и классифицированных применительно к решению педагогических задач национальных подвижных игр и физических упражнений усилит эффективность воздействия на физическое развитие и физическую подготовленность занимающихся - основные компоненты двигательной культуры человека.

Изучение исторических, этнографических, фольклорных и литературных источников дает возможность сделать вывод, что значительное место в самобытной системе физического воспитания у горцев, в том числе и у чеченцев, занимали состязания в силе, ловкости, быстроте и смекалке.

Основными видами состязаний горцев были стрельба, конные скачки, игры и джигитовка, поднятие и переноска тяжестей.

Огромной популярностью пользовались в народе различные виды метаний (камней, дротиков и др.) с места, с разбега и в прыжке, стрельба из лука, бег, прыжки, перетягивание, восхождение на гору, преодоление горных рек с помощью и без помощи шеста, бурдюков, ходули и др. Эти состязания пользовались большой популярностью и

353

проводились в дни общенародных праздников, в свободное от труда время, на свадьбах и других культовых церемониях.

Известный исследователь быта и жизни кавказских народов В.Б. Пфаф писал: «Праздники имели большое значение, на них происходило что-то вроде олимпийских игр, бывали состязания в верховой езде, кулачном бою, стрельбе, танцах, песне и т. д.» (Бондаревский Е.Я., 1983).

На протяжении многих веков народная педагогика выработала свои, оригинальные формы организации и специфические и методы физического воспитания подрастающего поколения. Исследования многих ученых подтверждают, что рациональное использование самобытных физических упражнений наций и народностей нашей страны дает наибольший эффект в физическом воспитании различных возрастных контингентов населения, в том числе и учащейся молодежи. Учеными акцентируется внимание специалистов на положительной роли национальных средств физического воспитания в оптимизации процесса физического и нравственного оздоровления учащейся молодежи, формирования её двигательной культуры, развития двигательных качеств (Чхаидзе Л.В., 1983).

Важнейшим условием эффективности использования национальных средств физического воспитания (национальных подвижных игр и физических упражнений) в учебном процессе является их соответствие задачам физкультурно-спортивных занятий, их биохимических характеристик двигательному действию, которое изучается или совершенствуется на данном занятии. К подбору национальных средств физического воспитания необходимо подходить на основе учета этапа обучения и решаемых на занятии педагогических задач. Выполнение данного требования позволит добиться более полной и качественной реализации учебной программы.

Игры горцев оказывают на организм занимающихся всестороннее воздействие. Они включают в себя ходьбу, бег прыжки, переноску груза, метания в цель и на дальность, элементы единоборств, и т. п. Многие народные подвижные игры включают в себя элементы современных спортивных игр. Имея аналогичные структуры двигательных действий, они могут успешно использоваться при изучении учебного материала по спортивным играм, так как они будут способствовать более быстрому овладению навыками и умениями, элементами техники и тактики данных игр. Примером этого могут служить ловля и передача мяча одной и двумя руками, броски мяча от плеча в играх «Кто первый», «Вдовья игра», «Не выпускай из круга», «Выбивание из круга» и т. п. (Аслаханов С-А.М., 2008). Кроме того, эмоциональный фон игры позволяет добиваться большей двигательной активности, что положительно влияет не только на при-

354

обретение и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, но и на качественную и количественную стороны двигательной деятельности. Существенным достоинством национальных подвижных игр и физических упражнений является возможность их преимущественного проведения на свежем воздухе, для их проведения не нужны сложный инвентарь и специально оборудованные площадки.

Неоценима роль национальных средств физического воспитания и в работе по внедрению физической культуры и спорта в повседневный быт различных возрастных контингентов населения национально территориальных региональных образований.

Национальные средства физического воспитания, отобранные и систематизированные в соответствии с педагогическими требованиями, могут успешно использоваться при проведении уроков физической культуры с различным возрастным контингентом учащейся молодёжи. При этом, применяться они должны в гармоничном сочетании с базовым федеральным компонентом как рационально используемый вариативный (поликультурный национальнорегиональный) компонент содержания учебного материала государственной программы.

Рассматривая народные средства физического воспитания с позиции их использования в процессе физического воспитания, необходимо учитывать, что не все народные средства физического воспитания могут использоваться в педагогическом процессе в том виде, в каком они дошли до наших дней. Для использования их с наибольшей эффективностью в целях решения образовательновоспитательных и оздоровительных задач, необходима их унификация, т. е. педагогическая обработка. При этом нужно помнить, что унификация народных средств за счет исключения из них неприемлемых элементов и обогащения их за счет новых, не должна идти по пути искажения основной сути и содержания игры или физического упражнения. В противном случае, процесс их «окультуривания» новым содержанием может выхолостить этнопедагогический образовательно-воспитательный потенциал, заложенный в них многовековой народной мудростью.

Анализ научно-методической литературы, освещающей вопросы педагогической технологии применения национальных подвижных, спортивных игр и физических упражнений в практике физического воспитания в различных регионах страны, привел нас к выводу, что существуют различные классификации и группировки этих средств по их отличительным признакам и степени содействия повышению эффективности той или иной физкультурно-спортивной деятельности.

355

Классификации национальных средств физического воспитания, разработанные такими исследователями, как А.А. Галлеев, -различие внешнего вида в выполнении физических упражнений с учетом созданных для этого условий, В.Г. Короев - по воздействию на развитие двигательных качеств, Б.Д. Мотукеев - по интенсивности и продолжительности воздействия на организм, В.В. Ягодин -классификация по направленности вида деятельности и других, безусловно, представляют определенный интерес и обогащают наше общее представление о национальных средствах физического воспитания.

В целях рационального использования национальных средств физического воспитания в учебном процессе, считаем необходимым строгое соблюдение основных положений системы физического воспитания: о физическом воспитании дошкольников, учащейся молодежи (школьников, учащихся средних специальных учебных заведений, студенческой молодежи); рекомендаций по физическому воспитанию взрослого населения.

При классификации игр важно учитывать направленность игр на развитие физических качеств. В играх развиваются координация движения, ловкость, быстрота, сила, выносливость и другие физические качества. В некоторых играх очень часто возникают неожиданные ситуации, требующие от участников проявления быстроты реакции. Преимущественное развитие того или иного двигательного качества характеризуется содержанием игры или физического упражнения. Например, в играх «Захват башни», «Прятки с борьбой», где преобладают элементы единоборства, развиваются сила, ловкость и координация движений.

В результате классификации по воздействию на формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств и установления связи национальных средств физического воспитания с базовым компонентом образовательной области «Физическая культура» в содержание государственных программ физического воспитания дошкольников и учащихся общеобразовательной школы Республики нами включены 215 подвижных игр и физических упражнений народов ближнего и дальнего зарубежья, народов России, в том числе 45 игр и упражнений народностей Чечни. При разработке содержания уроков физической культуры была принята следующая классификация национальных игр и физических упражнений:

• по соответствию типу урока: как подводящие, подготовительные и основные - для уроков обучения (учебных уроков); как основные - для уроков совершенствования (тренировочных уроков); по соответствию структуре изучаемого двигательного действия - для предметных уроков;

356

• игры и физические упражнения по их преимущественному воздействию на формирование двигательных навыков и умений; игры и физические упражнения по их воздействию на развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, комплекса качеств; по месту проведения урока.

В соответствии с принятой классификацией нами использованы как вариативный компонент содержания программного материала следующие национальные подвижные игры и физические упражнения:

• для развития силы: «Игра в колышки», «Игра в голубя», «Бег в мешках», «Бег на руках и ногах», «Бег, волоча ногу», «Метание палки ногой», «Перетягивание», «Перетягивание шеста» и др.;

• для развития быстроты: «Охрана очага», «Лови мяч», «Охрана гостя», «Не выпускай из круга» и др.;

• для развития выносливости: «Вдовья игра», «Катание колеса», «Бег на руках и ногах», «Бег в мешках», «Игра в чурки», «Игра в голубя»;

• для развития ловкости: «Игра в кул», «Охрана гостя», «Не выпускай из круга», «Катание колеса», «Игра в колышки» и др.;

• для развития комплекса качеств: «Забивание мяча в башню», «Лови мяч», «Выбивание из круга», «Катание колеса», «Игра в голубя», «Охрана гостя», «Бег на руках и ногах и др.

Исходными требованиями, определяющими педагогическую ценность национальных средств физического воспитания и возможность их использования в учебно-воспитательном процессе, являются:

• соответствие общеобразовательной направленности;

• гармоничное сочетание с материалом государственной программы;

• соответствие региональным особенностям;

• соответствие условиям школьного урока;

• содействие развитию двигательных качеств - силы, быстроты, ловкости, выносливости, комплекса качеств;

• содействие формированию двигательных умений и навыков;

• содействие формированию двигательной культуры.

Вопросы отбора и использования народных средств физического воспитания в той или иной части занятия, определение места и времени, отводимого на них, осуществлялись в зависимости от решаемых на уроке педагогических задач. В одном случае они являлись подводящими или подготовительными при формировании двигательного навыка и развитии двигательных качеств, а в другом - основными при совершенствовании двигательного навыка и развития двигательных качеств, в третьем решали задачи определенной части урока.

357

Основным критерием, которым мы руководствовались при педагогической классификации, было рассмотрение народных игр и физических упражнений с позиции их содействия реализации образовательно-воспитательных и оздоровительных задач образовательной области «Физическая культура», и обеспечения, на этой основе, более качественного овладения учащейся молодежью базовым компонентом двигательной культуры - основами знаний, школой двигательной деятельности, оптимальным уровнем физической подготовленности.

Таким образом, изучение народно-национальных средств физического воспитания обусловлено необходимостью установления их эффективности, роли и места в системе реализации образовательно-воспитательных задач. Унифицированные национальные игры и физические упражнения в силу их высокой эмоциональности, быстрого усвоения правил, простоты инвентаря, большой популярности среди детей, молодежи и взрослых являются ценнейшим материалом для поликультурного обогащения системы физического воспитания учащейся молодежи, укрепления их здоровья, развития двигательных качеств, формирования навыков и умений, двигательной культуры.

С. В. Бульбанович

Особенности нравственного воспитания на занятиях физической культуры

Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.

Важнейшим компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность, воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения.

Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение ещё не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории «надо». При этом отметим, что «надо» выступает для ребенка не просто как сознание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Можно считать, что в этом переживании проявляется первоначальная, зачаточная форма чувства долга.

358

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.