Научная статья на тему 'Педагогическая вера А. С. Макаренко'

Педагогическая вера А. С. Макаренко Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
330
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ПЕДАГОГИКА ОПТИМИЗМА / ПЕДАГОГИКА КАК ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / OPTIMISTIC PEDAGOGY / PEDAGOGY AS OBJECTIVE REALITY / ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / SCHOOL AS SOCIAL LABORATORY / PEDAGOGICAL GROUP

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фролов Анатолий Аркадьевич

«Флаги на башнях» художественное произведение, завещание, исповедь. Педагогика оптимизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая вера А. С. Макаренко»

ПЕ ДАГОГИЧЕСКАЯ ВЕРА A.C. МАКАРЕНКО

Анатолий Аркадьевич Фролов,

профессор кафедры общей педагогики, научный консультант исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко» Нижегородского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, e-mail: [email protected]

«Моя педагогическая вера» — так Дж. Дьюи назвал вышедшую в 1987 году статью, она стала манифестом его педагогики. Художественно-педагогическим манифестом A.C. Макаренко считается его «Педагогическая поэма». Её предтечей был «Очерк работы Полтавской колонии имени М. Горького», написанный в 1925 году. Тогда вполне определились педагогические достижения, обозначились методологические основы творчества A.C. Макаренко.

• воспитательный коллектив • педагогика оптимизма • педагогика как объективная реальность • школа как социальная лаборатория

Флаги на башнях

«Флаги на башнях» — художественное произведение, завершающее работу А.С. Макаренко в педагогике, это его «последнее слово» и, можно сказать, завещание и исповедь. Концентрированно выразив таким образом суть своего новаторства и борьбы в педагогике, он вызвал острую критику: она стала ударом, который привёл его к преждевременной кончине в 50 лет, 1 апреля 1939 года.

«Флаги на башнях» воспринимались как неудачное произведение, прежде всего в художественном отношении. Но за этим стоит явное отрицание воплощённой в нём макаренковской концепции педагогики.

Отклик А.С. Макаренко на эту критику — «Открытое письмо товарищу Ф. Левину». Написано 29 января 1939 года, направлено

в «Литературную газету». Обращение именно к Ф. Левину вызвано прежде всего тем, что он стал инициатором раз-носа1.

Вывод А.С. Макаренко: это «намеченная ещё в 1936 году линия исключения меня из литературы». (В сущности это линия исключения из литературы плеяды тех, кто в 1920—30-х годах пришёл в литературу от жизни, внёс в искусство дух революционных преобразований, боевых и трудовых будней, кто решительно обновил содержание и средства художественного творчества, отвергая сложившиеся литературные шаблоны.)

Главное, говорит А.С. Макаренко, то, что Ф. Левин в своих претензиях к «Флагам на башнях» исходит из представлений 1920-х годов, когда беспризорность была социальным явлением. Отсюда желание

1 Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. / Сост. А.А. Фролов (по всем томам), Л.Ю. Гордин, М.Д. Виноградова (по отд. томам). М., 1983—1986.

Т. 7. С. 204-208.

НАРОДНЫ1Й ПРОЕКТ

видеть «искалеченных» детей, тяжесть их «исправления» и беспомощную педагогику. Критик в своих социально-художественных воззрениях отстаёт от жизни на целое десятилетие, видит лишь то, что уже показано в «Педагогической поэме».

«Флаги на башнях» отражают качественно новый этап общественно-педагогического развития. В теории и практике воспитания зародились и укрепляются их новые основы. В трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского убедительно заявил о себе «образцовый воспитательный коллектив, растущий материально и духовно, обладающий традицией и совершенной формой, вооружённый тончайшей педагогической техникой»2.

Это реальность, с ней знакомились многочисленные советские и зарубежные делегации. С 1930 года, в течение более пяти лет коллектив дзержинцев в составе от 150 до 500 подростков и юношей, в условиях интерната, школы и настоящего производства успешно функционировал без штатных воспитателей. В таком коллективе «любой ребёнок, в том числе и правонарушитель, легко и просто занимает правильную позицию».

Я бы хотел, говорит А.С. Макаренко, чтобы на «Флаги на башнях» смотрели «с точки зрения не только писателя-профессионала, но и советского гражданина». Писательское мастерство нужно представлять в свете «требований новой, социалистической литературной эстетики». Художественный образ избавляется от «избытка индивидуализма». В новой этике, утверждающей «категории солидарности, сочувствия, координирования и многие другие», коллектив — это социально-культурное явление, не механическая «сумма личностей».

«Открытое письмо товарищу Ф. Левину» пролежало в редакции «Литературной газеты» три месяца, опубликовано лишь 26 апреля 1939 г., после смерти А.С. Макаренко.

На фоне возникшей дискуссии 13 февраля 1939 г. в Московском клубе писателей состоялся творческий вечер-диспут. Аудитория

2 Там же. Т. 7. С. 204-205.

тепло встретила А.С. Макаренко, было отмечено: новаторство «Флагов на башнях» заключается в том, что автор «борется с пережитками либеральной педагогики и ратует за педагогику социальную, ставит огромной важности и трудности проблемы».

Критику «Флагов на башнях» А.С. Макаренко счёл столь показательной для характеристики основ своей концепции педагогики, что при подготовке журнальной публикации этого произведения к отдельному изданию написал ещё одну главу и поставил её в начало второй части повести. Книга вышла посмертно, в 1939 году.

А.С. Макаренко использовал приём, применённый в «Педагогической поэме», — введение в художественное повествование «теоретических глав» (там это «На педагогических ухабах», «У подошвы Олимпа»), здесь заголовком такой статьи он сделал главный тезис критиков «Флагов на башнях» — «Не может быть!»3. Макаренко глубоко проник в смысл этого «аргумента», раскрыл его методологическое значение в системе педагогики, противостоящей педагогике макаренков-ской. Он понял: её отвергают те, кто в основу педагогики положил философию пессимизма.

Это не просто неверие в то, что была такая трудовая колония, это и неверие в воспитание вообще. Более того, это неверие в будущее общества и человека, в изменение мира к лучшему, в социально-гуманитарный и культурный прогресс. А.С. Макаренко видит здесь и ещё нечто большее: отход от того, что характерно для менталитета русского народа, запечатлённого в его исторической судьбе.

3 Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. / Сост. А.А. Фролов (по всем томам),

Л.Ю. Гордин, М.Д. Виноградова (по отд. томам).

М., 1983-1986. Т. 6. С. 98-102.

A.A. Фролов. Педагогическая вера A.C. Макаренко

Педагогика оптимизма

«Захаров (один из главных персонажей «Флагов на башнях», с чертами А.С. Макаренко, заведующий колонией им. Первого мая. — А.Ф.) обладал талантом, довольно распространённым на восточной равнине Европы, — талантом оптимизма, прекрасного порыва в будущее,... это богатство русского человека,. народная вера в разум, истину и правду». Это фундаментальное в педагогике А.С. Макаренко: вера в народ как творца истории, признание объективных закономерностей общественно-исторического развития, которые должны выявляться наукой и направляться на благо общества.

В творчестве жизни создаётся и новая педагогика, её «не выдумывают», она действует как объективная реальность — таков исходный пункт макаренковской методологии педагогики.

«Новая педагогика рождалась не в мучительных судорогах кабинетного ума, а в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины. Эта педагогика рождалась на всей территории Союза, но не везде нашлись терпение и настойчивость, чтобы собрать её первые плоды»4.

«Педагогика общества», как и вся социально-экономическая действительность, творится и развивается в противоречиях. «Новое рождалось в густом экстракте старого: старых бедствий, голода, зависти, озлобления,. старой воли, старых образцов счастья. Старое. становилось на пути, наряжалось в новые одежды и новые слова,. сочиняло законы воспитания.5.

Уже в «Педагогической поэме» А.С. Макаренко заявил: свои педагогические идеалы и идеи он «логически и художественно выво-

4 Там же. Т. 6. С. 100.

5 Там же. Т. 6. С. 99-100.

дил из всех событий и всей философии революции»6. Он видел, как новые социально-нравственные ценности рождаются и подтверждаются в конкретных явлениях, процессах и лицах. Апробация и развитие этого нового — главная задача осуществлённого им 15-летнего социально-педагогического опыта. На этой широкой и доказательной базе формировалась педагогическая теория А.С. Макаренко.

«.Невзирая на надуманные «педагогические теории», делалось педагогическое дело. Силами самого воздуха нашего общества. Ибо что такое педагогическая теория? Это формулировка стремлений, напряжений, принципов и взглядов, которые существуют в области требований к личности (проблемы морали, личности и коллектива, дисциплины и пр.).

Та теория, с которой я боролся и теперь борюсь, есть теория чуждого нам общества, а новой теории нет. Всё же, несмотря на то, что её нет, требования общества действуют и создают практику через голову теории»7.

Макаренко — это педагогика оптимизма, общественного и человеческого прогресса. Её основа — интересы передовых сил общества. В ней закреплены культурные достижения прошлого, служение актуальным современным задачам органично сочетается с функцией «опережения общества в его человеческом творчестве». Это «педагогика завтрашнего дня», социально активная, «целеустремлённая» и «ответственная».

Образование, воспитание, школа, педагогика здесь выступают как «социальная лаборатория» (по выражению Дж. Дьюи), где старшее поколение и молодёжь сообща

6 Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания: Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. В 6 частях/ Сост. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтди-нова, С.И. Аксенов. Н. Новгород, 2008-2013. Ч. 4. С. 115.

7 Там же. Часть 4. С. 81.

НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ

вырабатывают «новые формы жизни», создают более совершенную систему труда, социального управления и быта, человеческих взаимоотношений. Это становится реальностью в условиях трудового «воспитательного» коллектива, единого для детей и взрослых, всех сотрудников педагогического учреждения в целом.

А.С. Макаренко в 1936 году уклонился от участия в подготовке нового учебника педагогики, убедившись в том, что пишется «педагогика сегодняшнего дня». Жизнь вас обгонит, говорил он, и это будет «педагогика вчерашнего дня», тормоз общественного развития.

Антипод макаренковской педагогической концепции — педагогика пессимизма. Она не выходит за рамки сегодняшнего дня, выражая интересы консервативных слоёв, которые не хотят потерять свои привилегии. Они настолько боятся воспитания (устремлённого в будущее), что готовы его «ликвидировать» и «закрыть» педагогику как науку.

Наиболее ярко и последовательно это представлено в педолого-педагогической системе педагогики. В 1928 г. она стала господствовать в теории и практике советского образования, а в 1936 г. сама была «ликвидирована» по простой причине: «педологи не хотят строить социализм». Они создавали в обществе «второй сорт» в сети школ пониженного типа, где оказывались дети, наиболее нуждающиеся в полноценном образовании.

Но остался «педологический уклон» в педагогике, говорит А.С. Макаренко, он продолжает активно действовать. (Сейчас он стал основой «личностно-ориентированной педагогики».)

«Каждый человек в чём-то обязательно одарён», — утверждает А.С. Макаренко. Нужно в каждом человеке «видеть личность», «проектировать» её, то есть относиться к каждому молодому человеку так, как будто он уже обладает определёнными качествами. Тогда они у него появятся, если потребность в них вызывается обстоятельствами коллективной трудовой жизни.

«Счастливый коллектив в счастливом обществе» — так А.С. Макаренко определил тему «Флагов на башнях». Романтика, элементы идеализации в жанре «идиллии», свойственные этой повести, вполне объяснимы в свете его новаторских литературоведческих, этических и эстетических представлений. Они раскрываются в статьях: «О личности и обществе», «Литература и общество», «Счастье», «Судьба», «Детство и литература», «Стиль детской литературы», «О коммунистической этике», «Коммунистическое поведение и воспитание».

«У этих людей никогда не было оптимизма» — такими словами заканчивает А.С. Макаренко дополнительную главу «Флагов на башнях», имея в виду не только критиков этого произведения, но всех, кто всю жизнь противодействовал его педагогическому и литературно-художественному творчеству на «тяжёлом пути оптимизма». НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.