Список литературы
1. Корниенко О.П. Формирование иноязычной проектно-технической компетенции у специалистов: автореф....канд. пед. наук. Пятигорск, 2009. 21с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (квалификация (степень) «бакалавр»). / Министерство высшего образования, 2009. http://mon.gov.ru
O.V.Filimonova
THE COMPETENCE DEVELOPMENT OF THE STUDENTS OF CYBERNETIC SPECIALITIES IN THE CONTEXT OF PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING
The conditions of the competence development of the students of cybernetic specialities in the process of foreign language learning are considered. The examples of the realization of the professionally-oriented teaching at the practical lessons are given.
Кy words: competence, foreign language, professionally-oriented teaching.
Получено 10.02.2011 г.
УДК 796.431.25 Е.С. Цыпленкова, ст. препод., [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-ПРЫГУНОВ ТРОЙНЫМ
Цель исследования заключалась в определении технологии управления специальной физической подготовкой легкоатлетов-прыгунов тройным, определении количественных модельных показателей физической подготовленности.
Ключевые слова: технология управления, специальная физическая подготовленность, модельные характеристики, контрольные упражнения.
Исследование специальной физической подготовленности (СФП) высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов позволяет использовать разработанные нормативные и модельные характеристики их подготовленности для создания рациональной системы управления подготовкой спортсменов.
Эффективность построения тренировки зависит от количественного выражения структуры подготовленности спортсменов [7]. Следовательно, возможность управления тренировочным процессом прыгунов на этапе спортивного совершенствования требует наличия оперативной информации о специальной физической подготовленности спортсменов.
Контроль специальной физической подготовленности легкоатлетов-прыгунов осуществляется с помощью тестирования, позволяющего оценить уровень различных сторон СФП (скоростной, силовой, скоростно-силовой) [4].
Оценка специальной физической подготовленности проводится с помощью разработанной батареи тестов для каждого этапа годичного цикла. Тестирование спортсменов должно проводиться по единой схеме для всех, то есть проводить тестирование необходимо в одинаковых для всех условиях и с единым набором тестов. Это необходимо для получения сравнимых оценок, то есть для получения реальной картины тестирования.
Данное тестирование для тройного прыжка включает следующие контрольные упражнения: бег 40-60 м со старта; бег 100-150 м со старта (скоростная подготовленность); взятие штанги на грудь; приседание со штангой, вставание на опору со штангой (силовая подготовленность); прыжок в длину с места; тройной прыжок с места, 5-й прыжок с 6-8 беговых шагов; тройной прыжок с опоры с двух беговых шагов (скоростно-силовая подготовленность).
Корреляционный анализ показателей тестирования специальной физической подготовленности прыгунов позволил определить наиболее информативные тесты, связанные корреляционной зависимостью с результатом в прыжках и составившие набор тестов оценки уровня СФП прыгунов тройным: 50 м со старта по движению; 5-й прыжок с 68 беговых шагов разбега; подъем штанги на грудь; 3-й прыжок с высоты 90 см с двух беговых шагов [4]. Оценка уровня специальной физической подготовленности легкоатлетов-прыгунов тройным включает анализ результатов спортсмена в указанных контрольных упражнениях.
Сопоставление индивидуальных показателей СФП с модельными характеристиками позволяет оценить специальную подготовленность спортсмена, определить направления и резервы роста его мастерства. Анализ результатов контрольных упражнений позволил разработать модельные показатели в контрольных упражнениях на определенный соревновательный результат для спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства (табл. 1).
Таблица 1
Модельные характеристики специальной физической подготовленности квалифицированных прыгунов тройным
№ п/п Контрольные Соревновательный результат, м
упражнения 15,00 15,50 16,00 16,50 17,00 17,50 18,00
1 50 м со старта, по движению, с 5,87 5,78 5,68 5,58 5,48 5,39 5,29
Пятерной
2 прыжок с ноги на ногу с 8 беговых шагов разбега, м 21,47 22,08 22,68 23,28 23,89 24,44 25,1
Тройной
прыжок с
3 возвышения 90 см (гимнастический конь), м 10,17 10,51 10,86 11,20 11,55 11,89 12,24
4 Подъем штанги на грудь, кг 119 128 137 146 155 163 172
Исследование модельных характеристик специальной подготовленности спортсменов с целью ориентации и коррекции тренировочного процесса создает научную основу для реализации принципа углубленной спортивной специализации и индивидуализации [3]. Это является основой объективного планирования и коррекции тренировочных нагрузок с учетом выявленных лимитирующих факторов в структуре подготовленности спортсмена.
Педагогическая технология управления подготовкой спортсменов должна включать практические рекомендации, корректирующие содержание тренировочной программы, основанные на анализе данных, полученных в ходе контроля уровня подготовленности спортсмена.
Процесс управления подготовкой предполагает знание [5]: факторов, определяющих результат в соревновательном упражнении; методов диагностики возможностей спортсмена по этим факторам; моделей подготовленности спортсмена; методики совершенствования тренировочного процесса на основе сравнения индивидуальных показателей с модельными.
На основе разработанной методики оценки специальной физической подготовленности прыгунов, модели СФП в тройном прыжке, по показателям спортсменов в контрольных упражнениях определяется
индивидуальный уровень отдельных сторон СФП спортсмена. Результаты контрольных упражнений сравниваются с существующими модельными характеристиками квалифицированных спортсменов. Это позволяет сопоставить уровни отдельных сторон СФП прыгунов (скоростная, скоростно-силовая и силовая подготовленность), выделить отстающие стороны подготовленности, лимитирующие рост соревновательного результата, наметить дальнейшие пути совершенствования СФП прыгуна, своевременно вносить коррекцию в тренировочный процесс.
Для определения результатов в контрольных упражнениях (У) на запланированный результат в тройном прыжке у мужчин (Х) разработано уравнение регрессии [4]: У = А + ВХ, коэффициенты которого (А, В), представлены в табл. 2.
Таблица 2
Оценка сторон специальной физической подготовленности прыгуна тройным И. Е-ва
Показатели Контрольное упражнение
50 м со старта, по движению, с Пятерной прыжок с ноги на ногу с 8 беговых шагов разбега, м Подъем штанги на грудь, кг
личное достижение 5,25 21,10 60
коэффициент А 8, 794 3,354 - 1,488
коэффициент В - 0,195 1,208 0,178
модельные характеристики 5,49 23,77 152
рассогласование с моделью + 0,24 - 2,67 - 92
Сравнивая результаты контрольных упражнений прыгуна И. Е-ва с модельными характеристиками на запланированный результат, мы видим, что спортсмен относится к «скоростному» типу прыгунов тройным. Учитывая, что лучший соревновательный результат спортсмена в тройном прыжке 16,90 м [1], имеющиеся данные позволяют сделать вывод о явной недостаточной силовой подготовленности спортсмена, а также о небольшом отставании скоростно-силовых способностей от модели. При проведении коррекции тренировочного процесса рекомендуется сочетание в недельных развивающих мезоциклах корректирующих тренировок, направленных на совершенствование силовых способностей.
Однако, несмотря на эффективность обобщенных моделей, при подготовке высококвалифицированных спортсменов часто она снижена, так как улучшение «отстающих» сторон физической подготовленности до
уровня модели часто негативно отражается на соревновательном результате. Отстающие качества спортсмена могут быть лимитированы генетически или сдерживаться высоким уровнем развития других качеств, являющихся для данного спортсмена определяющими [6].
Известно, что у высококвалифицированных спортсменов эффективность тренировочного процесса увеличивается при использовании при максимальном использовании индивидуально сильных сторон подготовленности. В связи с этим в подготовке прыгунов высокого класса оптимальным является использование следующей экспериментально обоснованной схемы коррекции тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов на основе анализа обобщенных моделей подготовленности [2]: на первом этапе (подготовительный период) - тренировочные воздействия направлены на отстающие стороны подготовленности; на втором этапе (соревновательный период) - тренировочные воздействия в подготовке направлены на сильные стороны подготовленности спортсмена. В подобной схеме сохраняется индивидуальная структура подготовленности спортсмена, позволяющая реализовать его наиболее сильные стороны
Описанный выше алгоритм оценки уровня СФП спортсменов является эффективным способом определения преимущественного развития тех или иных физических качеств прыгунов тройным и является основополагающим в планировании тренировочной нагрузки.
Таким образом, экспериментальное обоснование отдельных педагогических технологий управления специальной физической подготовкой в тройном прыжке создает практические возможности повышения эффективности системы управления тренировочным процессом легкоатлетов-прыгунов на этапе высшего спортивного мастерства.
Список литературы
1. Балахничев В.В., Маслаков В.М. Методические аспекты подготовки легкоатлетов-прыгунов сборной команды России: методическое пособие. М.: ВФЛА, 2010. 240 с.
2. Булкин В.А. Структура подготовки квалифицированных спортсменов к ответственным соревнованиям // Управление процессом подготовки спортсменов высших разрядов: сб. науч. тр. Л., 1970. С. 114118.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
4. Оганджанов А.Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатлетов-прыгунов. М.: Физкультура и спорт, 2005. 200 с.
5. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровье, 1988. 216 с.
6. Платонов В.Н. Исследование спортивной тренировки в плавании как целостного сложноорганизованного объекта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1977. 58 с.
7. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986. 286 с.
E. S. Tsyplenkova
The pedagogical technology of management of special physical preparedness in triple jump high qualified athletes.
The purpose of the present was to determine the technology of management of special physical preparedness in triple jump competitions and quantitative model indices of physical preparedness.
Получено 30.10.2011 г.
УДК 376.2
А.В. Черных, канд. пед. наук, (0572) 51-70-62,
[email protected] (Украина, Харьков, учебный центр «Будущее»)
РОЛЬ СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМАТИКУ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ДОМУ
Рассмотрены роль и место постановки сочинения на свободную тематику в процессе обучения русскому языку на дому в качестве средства развития речевых коммуникаций и творческой самореализации учащихся, становления их духовно-нравственных ориентиров. В данной работе приведены результаты проведенного исследования, которые показывают эффективность данного методического средства.
Ключевые слова: речевая коммуникация, сочинение, русский язык, обучение на дому, становление и развитие личности.
Современное общество в начале нового тысячелетия находится в стадии активного исторического и духовного развития. Появляются новые передовые идеи, которые затрагивают практически все без исключения сферы жизни, в том числе и сферу образования, которая становится неотъемлемой составляющей частью жизнедеятельности человека и во многом определяет меру качества его жизни. В особой степени это касается школьного образования, поскольку именно в школьном возрасте происходит нравственное самораскрытие личности, формируются сознательное отношение к жизненным ценностям, а также тот спектр необходимых навыков и умений, который необходим для полноценной профессиональной