Научная статья на тему 'Педагогическая технология субъектно ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов'

Педагогическая технология субъектно ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ / THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / THE SUBJECT-FOCUSED APPROACH / CREATIVE SELF-REALIZATION / DEVELOPMENT OF CULTURE OF CREATIVE SELF-REALIZATION OF STUDENTS-TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милинис Ольга Артуровна

В статье рассматривается педагогическая технология субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студен-тов-педагогов, представляющая субъ-ектность креативной образовательной деятельности; обозначенная технология характеризуется связью между ее компонентами, логикой построения и определяется содержанием деятельности по выявленной системе организационно-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милинис Ольга Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Technology of the Subject-focused Approach to the Development of Culture of Creative Self-Realization of Students-Pedagogues

The pedagogical technology of the subject-focused approach to the development of culture of creative self-realization of the students-pedagogues, representing subjective creative educational activity is considered in the article; the designated technology is characterized by communication between its components, logic of construction and is determined by the content of activity by the revealed system of organizational-pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология субъектно ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов»

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

O.A. Милинис

Ключевые слова:

педагогическая технология, субъектно-ориентированный подход, творческая самореализация, развитие культуры творческой самореализации студентов-педагогов.

педагогическая технология субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов

В статье рассматривается педагогическая технология субъектно-ориентиро-ванного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов, представляющая субъ-ектность креативной образовательной деятельности; обозначенная технология характеризуется связью между ее компонентами, логикой построения и определяется содержанием деятельности по выявленной системе организационно-педагогических условий.

Наши многочисленные исследования психолого-педагогической литературы и многолетний педагогический опыт доказывают, что практически реализация любой педагогической технологии предполагает возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт [2].

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс осуществляется на основе определенной системы принципов, то она может рассматриваться как совокупность

96

внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога [5, 6]. Подбор педагогической технологии субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности обусловлен направленностью на преобразование собственной мыслительной и практической деятельности через субъектность и психологические механизмы рефлексии.

Обучение студентов-педагогов в условиях вуза связано прежде всего с формированием субъектной позиции, педагогическим стимулированием и их поддержкой в процессе развития культуры творческой самореализации. Основная цель педагогической технологии - это проектирование процесса развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов с опорой на их субъектность в креативной образовательной деятельности. В связи с этим педагогическая технология имеет развивающий характер, поскольку способствует их ориентации на проявление активности по выявлению и формированию стратегии и перспективы осуществления субъектности в разных видах креативной образовательной деятельности и проектированию базовых компонентов «Я-концепции творческого саморазвития и самореализации», что представлено структурно-организационной моделью обозначенной технологии (рис.1). В структурно-организационной модели просматривается связь между ее компонентами, логика построения, определяется содержание деятельности по выявленной системе организационно-педагогических условий, ее апробация в креативной образовательной деятельности. Спроектированная модель субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов содержит следующие компоненты: структурный, деятельностный и оценочно-результативный.

Структурный компонент включает социальный заказ, который определяет основную цель креативного образования - потребность общества в специалистах, обладающих высоким уровнем творческого саморазвития и самореализации, являющихся важными элементами развития процессов самости. Методологическую основу представляет субъектно-ориентированный подход как отличительная особенность представленной модели. Содержательное наполнение креативной образовательной деятельности представлено общепрофессиональными дисциплинами, дисциплинами предметной подготовки, кур-

сами по выбору студентов, заданиями по педагогической практике и обогащено целостным педагогическим знанием о культуре, творчестве, базовых ценностях, творческой самореализации и саморазвитии. Значимыми формами организации креативной образовательной деятельности являются интегрированные занятия, тренинги, индивидуальные и групповые формы работы (проблемные и бинарные лекции, лекции-погружения, деловые игры, лекции с запланированными ошибками и др.). Среди методов обучения доминирующими выступают: проектирование, генерирование новых идей, проблемное изложение, решение проблемных ситуаций и профессионально-творческих задач, смысловое и символическое видение, сравнение, метод фактов, конструирование понятий и др.

Организационно-педагогические условия представлены системой, которая включает следующие составляющие:

- актуализацию субъектного опыта творческой деятельности и расширение диалогической субъектной функции студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности;

- создание банка творческих проблем, позволяющих реализовы-вать субъектную позицию студентов-педагогов в формировании профессионально-творческих компетенций;

- использование развивающего комплекса технологий обучения (профессионально ориентированная, ценностно-ориентирую-щая и технология творческого развития) при включении студентов-педагогов в разные виды креативной образовательной деятельности.

Деятельностный компонент модели представляет ее процессуальную часть и предполагает реализацию следующих этапов: диагностического, проектировочного, содержательно-деятельностного, контрольно-оценочного. Целью диагностического этапа является выявление исходного уровня знаний о творчестве, ценностно-смысловых ориентаций на творчество, профессионально-творческих компетенций, способности к творческому саморазвитию и самореализации; проектировочного - выявление условий для реализации технологии, конструирование ее этапов, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов деятельности; содержательно-де-ятельностного предполагает реализацию развивающего комплекса технологий обучения (профессионально ориентированная, ценност-но-ориентирующая и технология творческого развития) при включе-

нии студентов-педагогов в разные виды креативной образовательной деятельности посредством актуализации и реализации «Я-концепции творческого саморазвития и самореализации» (Я-культурное, Я-творческое, Я-профессиональное, Я-социальное) посредством инте-риоризации и экстериоризации субъектного позитивного творческого опыта; контрольно-оценочный этап педагогической технологии предполагает оценку, интерпретацию и корректировку результатов исследования.

Оценочно-результативный компонент позволяет выявить показатели и критерии определения уровней развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности для получения результатов эмпирического исследования.

Показатель знания о культуре и творчестве включает в себя следующие критерии: глубина понимания творчества для развития культуры творческой самореализации; системность освоения знаний о культуре, творчестве, базовых ценностях; самооценка творческих способностей. Показатель мотивы и ценности творческой деятельности раскрывается через следующие критерии: ориентация на творчество и культуру; потребность в успехе в разных видах творческой деятельности; удовлетворенность развитием творческой самореализации. Критериями показателя субъектная творческая деятельность являются: способность к творческому саморазвитию; оригинальность образовательных продуктов креативной образовательной деятельности; сформированность профессионально-творческих компетенций.

Оценка развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов осуществлялась по следующим уровням: системно-творческий (высокий), эвристический (выше среднего), фрагментарный (средний), ситуативный (низкий).

Креативная образовательная деятельность, которая характеризуется значительной степенью неопределенности образования, его про-блемностью, непрерывностью и преемственностью, включает в себя интеграцию разных видов деятельности, создающих условия для решения творческих проблем:

- учебно-исследовательский: аудиторная работа, это - лекционные и семинарские занятия, тренинги, упражнения, лабораторно-пра-ктические, экскурсионные занятия, самостоятельную работу студентов-педагогов, консультации, индивидуальную работу, про-

Социальный заказ -потребность общества в специалистах, обладающих высоким уровнем творческого саморазвития и самореализации

I --

Цель: повышение эффективности развития культуры творческой самореализации и саморазвития студентов-педагогов как субъектов креативной образовательной деятельности

Методологическая основа : субъектно-ориентированный подход

Содержание общепрофессиональных дисциплин, дисциплин предметной подготовки, курсов по выбору студентов, педагогической практики, обогащенных целостным педагогическим знанием о культуре, творчестве, базовых ценностях, самореализации, саморазвитии

Формы

интегрированные занятия,тренинги, индивидуальные и групповые формы работы (самопрецентация, проблемные и бинарные лекции, лекции-погружения, деловые игры, лекции с запланированными ошибками, семинары-дискуссии, межгрупповые семинары, фестивали, конференции, телемосты и ДР-)

Система организационно-педагогических условий

Методы

проектирование, генерирование новых идей, проблемное изложение, решение проблемных ситуаций и

профессионально творческих задач, смысловое и символическое видение, сравнение, конструирование понятий, правил и гипотез, мозговой штурм, нормотворчество, взаимообучение, рецензирование, рефлексия и самооценка и др.

Диагностика исходного уровня сформированности культуры творческой самореализации Выявление условий для реализации педагогической технологии Конструирование этапов пед. технологии, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов деятельности Реализация педагогической технологии в креативной образовательной деятельности Оценка, интерпретация, корректировка результатов

Этапы педагогической технологии субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов - педагогов: диагностический, проектировочный, содержатель но-деятельностный, контрольно-оценочный

-1-

Показатели : знания о культуре и творчестве, ценности и мотивы творческой деятельности,

субъектная творческая деятельность и адекватные им критерии

-*-

Уровни сформированной^ : ситуативный, фрагментарный, эвристический, системно-творческий

-1-

Результат - новообразования личности студентов-педагогов сформированные педагогические ценности, ярко выраженные потребности в творческо самореализации, наличие систематизированных целостных знаний о ценностях, культуре и творчестве педагогического труда, профессионально-творческие компетенции, «Я -концепция творческого саморазвития и самореализации», констатирующие повышениеуровня развития культуры творческой самореализации в креативной образовательной деятельности

рис. 1. структурно-организационная модель педагогической технологии субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности.

100

межуточные аттестационные мероприятия, текущий контроль успеваемости;

- проектный: курсовое и дипломное проектирование, выполнение творческих проектов по разным педагогическим дисциплинам, социально значимых проектов с отечественными и зарубежными студентами, обмен опытом в режиме on-line по реализации проектной деятельности;

- художественно-творческий: создание творческих студий и мастерских, участие разных направлений во внеаудиторной работе, в сфере дополнительного образования и факультативных занятиях;

- научно-исследовательский: участие в научно-практических конференциях разного статуса, подготовка научных статей, выступления на научно-методических семинарах в образовательных учреждениях разного типа;

- профессионально-творческий: учебная, педагогическая и летняя практика, участие в педагогических и научно-методических советах образовательных учреждений разного типа, родительских собраниях, открытых учебно-воспитательных мероприятиях, в ярмарках «Образование. Карьера. Занятость», конкурсах «Будущих учитель», «Моя профессия - педагог» и др., в педагогических олимпиадах разного уровня.

Креативная образовательная деятельность осуществлялась посредством реализации развивающего комплекса технологий обучения: профессионально ориентированная технология является субъектно-ори-ентированной, способствовала выявлению условий по формированию субъектной позиции студентов-педагогов, мотивации ценностно-ориентированного выбора на предстоящую профессиональную творческую деятельность и решение профессионально-творческих задач (контекстное обучение, разноуровневое, модульное, эвристическое обучение); ценностно-ориентирующая технология - направленная на развитие самосознания студентов-педагогов, их ценностное самоопределение в культуре и творчестве, реализовывалась посредством социально-психологических тренингов, дискуссий, деловых и ролевых игр; технология творческого развития личности способствовала созданию комфортных условий для саморазвития личностного творческого потенциала, формирования творческого мышления, познавательного интереса к творческой деятельности, проектирования «Я-концепции

101

творческого саморазвития и самореализации» студентов-педагогов посредством технологий учебного проектирования, решения изобретательских задач, обучения как исследования, творческих мастерских, творческого саморазвития.

В данном комплексе заложены основы развития культуры творческой самореализации студентов-педагогов, создающие возможности для проявления субъектного опыта, расширения диалогической субъектной функции и формирования профессионально-творческих компетенций. На основе осмысления основных проявлений субъект-субъектных отношений, восприятия студентами-педагогами эмоциональной информации обучающихся и реагирования на нее, обратной связи, открытости как преподавателей, так и студентов-педагогов происходило формирование оценочно-содержательного компонента - самооценки.

В целях расширения образовательной среды развития культуры творческой самореализации, апробации материалов исследования в условиях Кузбасской государственной педагогической академии создана российско-американская научно-исследовательская лаборатория «Цивилизация. Культура. Образование». Совместно с учеными академии и американскими преподавателями разработан и реализуется инновационный российско-американский проект - сравнительный анализ развития ценностных ориентаций обучающейся молодежи в процессе профессионального образования, самореализации и «здоровьесбережения» по следующим направлениям деятельности: научно-исследовательское, коммуникативно-информационное, учебно-экспериментальное, духовно-нравственное, здоровьесберегающее, издательско-просветительское; продолжается сотрудничество профессорско-преподавательского состава и студентов-педагогов в режиме on-line с Русским клубом в Университете Долины Юта и Американско-российским центром в Западном Мичиганском Университете, США (лекции, дискуссии, конференции в режиме on-line, презентации образовательных продуктов творческой деятельности и др.).

Таким образом, разработанная и реализованная педагогическая технология субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов представляет субъект-ность креативной образовательной деятельности и способствует разрешению противоречия между осуществлением творческих замыслов студентов-педагогов для достижения намеченных целей в решении

102

личностно значимых и профессиональных проблем на основе экстери-оризации субъектного позитивного опыта в разных видах креативной образовательной деятельности и необходимостью формирования у них профессионально-творческих компетенций и прогнозирования траектории самореализации и саморазвития.

—Литература—

1. Костюкова Т.А. Профессиональное самоопределение будущего педагога в традиционных российских духовных ценностях. - Томск, 2002. - С. 23.

2. Милинис О.А., Михальцова Л.Ф., Алалыкин В.А. Компетентностный подход в высшем профессиональном педагогическом образовании // Теоретические и практические основы профильного и профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях реформирования общего и профессионального образования Российской Федерации: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф.. В 2-х ч. / Сост: Е.Л.Руднева, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова. - Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2011. - Часть II. - С. 164-168.

3. Михальцова Л.Ф., Копытов А.Д., Пальянов М.П. Современные тенденции развития профессионального образования: Коллективная монография. - Томск: Томский ЦНТИ, 2009. - 303 с.

4. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: изд-во РАГС, 2005. - 258 с.

5. Педагогика творческого саморазвития: проблемы инновацион-ности, конкурентоспособности и прогностичности образовательных систем: Материалы XX Всерос. науч. конф. / Под ред. В.И. Андреева -Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 608 с.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]. -М.: Школа - Пресс, 2000. - 512 с.

7. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 448 с.

8. Стефановская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе: Методическое пособие. - М.: «Совершенство», 2000. - 272 с.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.