Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (на примере озвучивания мультипликационного фильма)'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (на примере озвучивания мультипликационного фильма) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевое общение / интерактивная / перцептивная / коммуникативная стороны общения / заикание / мультипликационный фильм / озвучивание / speech communication / interactive / perceptual / communicative aspects of communication / stuttering / animated film / dubbing

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чиркова Э.Б., Стяжкина А.А.

В статье рассматривается один из путей коррекции заикания как нарушения речевого общения. Предлагается технология организации игрового взаимодействия детей в ходе озвучивания мультипликационного фильма с целью развития перцептивной, интерактивной, коммуникативной сторон общения. Представлены результаты эмпирического исследования, доказывающие возможность применения названной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF SPEECH COMMUNICATION OF STUTTERING PRESCHOOLERS (using the example of voicing an animated film)

The article considers one of the ways to correct stuttering as a violation of speech communication. The technology of organizing children's play interaction during the dubbing of an animated film is proposed in order to develop the perceptual, interactive, and communicative sides of communication. The results of an empirical study proving the possibility of using this technology are presented.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (на примере озвучивания мультипликационного фильма)»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (на примере озвучивания мультипликационного фильма) Чиркова Э.Б., Стяжкина А.А. (Ижевск, УдГУ) styagaa@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается один из путей коррекции заикания как нарушения речевого общения. Предлагается технология организации игрового взаимодействия детей в ходе озвучивания мультипликационного фильма с целью развития перцептивной, интерактивной, коммуникативной сторон общения. Представлены результаты эмпирического исследования, доказывающие возможность применения названной технологии.

Ключевые слова: речевое общение, интерактивная, перцептивная, коммуникативная стороны общения, заикание, мультипликационный фильм, озвучивание.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF SPEECH COMMUNICATION OF STUTTERING PRESCHOOLERS (using the example of voicing an animated film) Chirkova E.B, Styazhkina A.A. (Izhevsk, UdSU) styagaa@gmail.com

Abstract. The article considers one of the ways to correct stuttering as a violation of speech communication. The technology of organizing children's play interaction during the dubbing of an animated film is proposed in order to develop the perceptual, interactive, and communicative sides of communication. The results of an empirical study proving the possibility of using this technology are presented.

Keywords: speech communication, interactive, perceptual, communicative aspects of communication, stuttering, animated film, dubbing.

Общение - важный фактор психического развития ребенка. Умение устанавливать контакт не только с близкими, значимыми для ребенка людьми, но и гармоничное сотрудничество со сверстниками, позволяет ребенку познавать себя, стимулирует его психическое развитие и способствует формированию личности.

В научной литературе существует большое количество определений понятия «общение». В рамках деятельностного подхода авторы выделяют в общении все компоненты, свойственные деятельности: цель, мотив, результат и контроль. В контексте отношений «субъект - субъект» возможно рассмотрение общения как межличностного взаимодействия конкретных личностей, которые определенным образом относятся друг к другу и воздействуют друг на друга. Г.М. Андреева дала системную характеристику понятия «общение» и охарактеризовала три его взаимосвязанные стороны: интерактивную (организация взаимодействия между общающимися людьми), перцептивную (восприятие и познание и взаимопонимание партнеров), коммуникативную (обмен информацией между общающимися людьми) (Андреева, 2001). Такой взгляд на определение понятия общения, по нашему мнению, наиболее точен.

Ю.Б. Некрасова выявила взаимосвязь проблем личности и речевого общения заикающихся, отмечая, что заикание создает препятствия не только для свободного речевого общения, нарушая его коммуникативный, перцептивный, интерактивный уровни, но и для личностного развития в целом (Некрасова, 1992). В научных трудах Н.Л. Карповой отмечено, что заикание - это, прежде всего, нарушение общения, где сам дефект порой менее значим, чем личностно-психологический (Карпова, 2003). У детей с заиканием отмечается различие между высокой мотивацией к общению и резким ограничением воз-

можностей в применении средств общения. Целью коммуникации становится не обеспечение эффективного общения, а сам факт высказывания, что ведет к замедлению личностного роста и нарушению всей системы межличностных отношений и общения в целом - его коммуникативной, интерактивной и перцептивной стороны (Левина, 1975; Карпова, 2003).

В настоящее время сосуществуют различные подходы к коррекции заикания. Более полувека успешно реализуется система работы по личностно-направленной социореаби-литации заикающихся (Карпова, 2003; Садовникова, 2019). Работа по формированию навыков плавной речи, как правило, организуется с опорой на ведущую деятельность. В дошкольном возрасте это игра. В игре совмещаются интересы ребенка и педагога, она соответствует желаниям и потребностям детей, что дает возможность развивать коммуникативные умения, вырабатывать стратегии взаимодействия с окружающими людьми. В научно-методической литературе представлены разнообразные способы организации игрового взаимодействия детей в ходе коррекции заикания (Выгодская, 1993; Садовникова, 2019).

Нами предпринято эмпирическое исследование общения детей дошкольного возраста с заиканием. Для сбора сведений о перцептивной, интерактивной, коммуникативной сторонах общения детей были использованы метод экспертных оценок Щетининой, Никифоровой, методика эмоциональной идентификации Изотовой, методика «Рукавички» Г.А. Цукерман. Особенности перцептивной стороны общения детей заключаются в редком стремлении понять других людей, их мысли, чувства. Возникают трудности идентификации эмоциональных состояний, таких как грусть, страх («на фотографии девочка злится, потому что расстроилась», «девочка широко открыла глаза, потому что плачет»). Интерактивная сторона общения детей характеризуется трудностями взаимодействия, непониманием мотивов и установок других людей (при выполнении орнамента на рукавичке дети не стремились вступить в контакт друг с другом и договориться о способе выполнения задания, к общему решению приходили путём копирования отдельных элементов друг у друга). Коммуникативная сторона общения характеризуется ограниченностью как вербальных, так и невербальных средств, наличием у детей защитных реакций и коммуникативных барьеров, связанных с заиканием (при появлении судорог в момент речи, дети старались как можно быстрее завершить своё высказывание, не раскрывая мысли).

На основе полученных данных осуществлен эмпирический поиск содержания логопедической работы по коррекции нарушений общения у детей дошкольного возраста с заиканием. В ходе формирующего этапа исследования оценена возможность использования озвучивания мультипликационных фильмов как вида театрализованной игры. При выборе мультипликационных фильмов мы руководствовались следующими критериями: соответствие возрастным особенностям детей, наличие воспитательного потенциала, отсутствие сцен с проявлениями агрессии, физическим насилием, наличие диалоговых сцен. На первых занятиях мы использовали знакомые детям сюжеты, постепенно переходя на новый материал, изменяя выразительность образов героев. На занятиях были озвучены мультипликационные фильмы «Котёнок по имени Гав», «Малышарики», «Бобик в гостях у Барбоса», «Тима и Тома» и др.

Технология развития речевого общения в процессе озвучивания мультипликационного фильма включала в себя: просмотр мультипликационного фильма, обсуждение характеристик героев (формирование умения идентифицировать эмоции героев, анализировать их поступки и поведение), распределение ролей (формирования умения договариваться с собеседником, развития вербальных и невербальных средств общения, аргументировать свой выбор), озвучивание героев (упражнение детей в выполнении простых имитационных движений, изображающих то или иное психоэмоциональное состояние, развитие вербальных и невербальных средств общения). Всего проведено 15 групповых занятий.

По окончании логопедической работы у детей зафиксирована положительная динамика развития коммуникативной, интерактивной, перцептивной сторон общения в конкретной ситуации. Дети научились анализировать, идентифицировать, имитировать эмоциональные состояния героев мультипликационного фильма и собеседников, осознанно выбирать и использовать вербальные и невербальные средства для выражения эмоций (состояний), установления и поддержания контакта со сверстниками и взрослыми, передачи мыслей. Благодаря воображаемым ситуациям, общим задачам, игровым действиям у детей было сформировано умение проявлять внимание к состоянию собеседника. Наиболее результативными оказались следующие приёмы: организация порядка высказываний детей (способствует формированию умения слушать собеседника, не перебивать его), перенос эмоциональных состояний героев мультипликационного фильма на себя (способствует умению идентифицировать, воспроизводить эмоции, адекватно оценивать состояния собеседника), припоминание реплик героев (помогает расширить вербальные средства общения, формирует умение грамотно строить высказывание). Однако сохраняются трудности переноса усвоенных умений в аналогичные ситуации. Необходима организация работы по расширению опыта общения детей - включение в игровое взаимодействие сверстников с плавной речью, выступления «мультипликаторов» перед аудиторией (группой сверстников и значимых взрослых).

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология:учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. 376 с.

2. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М.: Просвещение, 1993. 222 с.

3. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. М.: Флинта, 1997. 2-е изд. испр. и доп. М.: Моск. психолого-соц. ин-т : Флинта, 2003. 200с.

4. Карпова Н.Л. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л.Карповой. СПб.: Нестор-История, 2011. 328 с.

5. Левина Р.Е. Заикание у детей. Преодоление заикания у дошкольников. М.: Педагогика, 1975. С. 3-22.

6. Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Начальная школа плюс До и После. 2015. № 2. С. 33-38.

7. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.: ПИ, 1992. 45с.

8. Садовникова Е.Н. Заикание с позиции логопсихокоррекционногоподхода:курс лекций. М.: Логомаг, 2019. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.