ку социального кризиса общества и образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Братусь, Б.С. Русская, советская, российская психология : конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь. - М. : Флинта, 2000. - 88 с.
2. Варламова, Е.П. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов — М. : ИП РАН,
1998. - 204 с.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М. : Академический Проект, 2003. - 336 с.
4. Кривоконь, В.И. Влияние стрессогенных факторов на динамику структуры личности профессионала : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Кривоконь В.И. - М.,
1999. - 24 с.
5. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. - 192 с.
6. Панова, Н.В. Личностно-профессиональное развитие педагога на разных этапах жизненного пути / Н.В. Панова. - СПб. : АППО, 2007. - 208 с.
7. Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. - М. : Мысль, 1972.
- 216 с.
Контактная информация: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Ирина Владимировна Переверзева, кандидат педагогических наук,
Наталья Александровна Чернова, соискатель,
Ульяновский государственный технический университет
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию и разработке педагогической технологии применения спортивного ориентирования в системе физической культуры студентов технических вузов с целью развития рефлексии, быстроты мышления и повышения уровня их физической подготовленности. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.
Ключевые слова: спортивное ориентирование; студенты технического вуза; рефлексия; быстрота мышления; физическая подготовленность.
THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF APPLICATION OF SPORTS ORIENTATION IN SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF
TECHNICAL COLLEGE Irina Vladimirovna Pereverzeva, the candidate of pedagogical sciences,
Natalia Aleksandrovna Chernova, the competitor,
The Ulyanovsk state technical university
Annotation
The results of conducted research on justification and development of pedagogical technology of application of sports orientation in system of physical training of students of technical colleges for the purpose of development of reflection, speed of thinking and increase in level of their physical readiness have been presented. High efficiency of the developed technology is experimentally proved.
Keywords: sports orientation, students of technical college, reflection, speed of thinking, physical readiness.
Профессиональное обучение студентов технического вуза сопряжено с большими нервно-эмоциональными и интеллектуальными нагрузками. Оно требует высокого уровня проявления рефлексии.
Проведённый анализ литературы свидетельствует о важной роли спортивного ориентирования в развитии рефлексии у студентов технических вузов. Между тем, в системе профессионального обучения студентов технических вузов пока еще недостаточно активно используются возможности спортивного ориентирования для развития рефлексии, физических качеств и формирования прикладных навыков (В.И. Бочкарев, 2008; Н.Н. Ключникова, 2007; В.В. Чешихина, 2000 и др.).
С помощью спортивного ориентирования не только развивается рефлексия, но и формируются прикладные навыки преодоления препятствий, совершения марш-бросков вне дорог; совершенствуются общая и специальная выносливость, быстрота в действиях и мышлении, ловкость, сила.
Проведённое исследование спортивной подготовленности абитуриентов, поступающих в технические вузы, свидетельствует о низком уровне их физического развития, что негативно влияет на процесс профессионального обучения. Анализ динамики физической подготовленности студентов технических вузов свидетельствует о наличии негативных тенденций. Уровень физической подготовленности первокурсников практически не изменяется в лучшую сторону к моменту выпуска, а количество спорт-сменов-разрядников даже снижается. Одной из причин такого положения дел является низкая мотивация студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Как показали проведённые исследования, одним из эффективных средств повышения интереса к занятиям является использование спортивного ориентирования в системе физической культуры студентов технических вузов.
Проведённое в ходе исследования ранжирование позволило выявить факторы, определяющие высокую эффективность применения спортивного ориентирования в системе физической культуры студентов технических вузов. Результаты ранжирования представлены в таблице 1.
В процессе дальнейшего исследования была научно обоснована и разработана технология применения спортивного ориентирования в системе физической культуры студентов технического вуза.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность применения спортивного ориентирования в системе физической культуры студентов
технических вузов
Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Эффективное развитие рефлексии у студентов в процессе занятий спортивным ориентированием 19,7
2 Формирование навыков грамотной работы с компасом и картой 17,8
3 Повышение мотивации у студентов к занятиям 14,3
4 Ускоренное развитие общей и специальной выносливости в ходе занятий спортивным ориентированием 13,1
5 Активное формирование прикладных навыков преодоления естественных препятствий и совершения марш-бросков по пересеченной местности 11,9
6 Развитие быстроты мышления в процессе занятий спортивным ориентированием 10,7
7 Благотворное влияние занятий спортивным ориентированием на функциональное состояние студентов 7,2
8 Возможность заниматься в экологически чистых районах 5,3
Как было отмечено ранее, одним из важнейших факторов, определяющих высокую эффективность применения спортивного ориентирования в системе профессионального обучения студентов технических вузов, является развитие у них рефлексии и быстроты мышления.
Для решения этой задачи можно рекомендовать следующие способы.
Первый. Выбирается участок местности, имеющий небольшое количество местных предметов. На этом участке намечается контрольный пункт, удаленный от точки стояния на 400-500 м. В полосе движения ориентировщика к этому контрольному пункту на карте черной тушью закрашиваются все местные предметы, которые могут использоваться для привязки или для контроля правильности своего движения по дистанции. Это заставит ориентировщика прибегнуть к движению по азимуту.
Второй. Намечается контрольный пункт, находящийся от точки стояния на расстоянии 600-800 м. Перпендикулярно пути движения к этому контрольному пункту на карту наклеивается полоска черной бумаги шириной 1-1,5 см. Двигаясь от точки стояния, ориентировщик подходит к участку местности, которым скрыт на карте заклеенной бумагой. Перед студентом возникает задача преодолеть этот участок местности «вслепую», так как ориентиры на местности в данном случае для него не имеют существенного значения в связи с тем, что он не видит их на карте. Наметив за этим заклеенным бумагой участком местности какой-либо ориентир, ориентировщик рассчитывает расстояние до него, определяет магнитный азимут и преодолевает данный участок. «Зацепившись» за этот ориентир, он начинает движение к контрольному пункту.
Чем шире заклеиваемая полоса на карте, тем больше возрастает трудность решаемой задачи. Зная степень подготовленности отдельных студентов, можно один и тот же маршрут сделать различной трудности, заклеивая промежутки между контрольными пунктами полосками бумаги различной ширины.
Третий. На карте выбираются контрольный пункт и точка стояния, удаленные друг от друга на расстояние 800-1000 м. Вокруг этих точек описываются окружности диаметром 1-1,5 см, а вся остальная местность на карте в полосе движения ориенти-ровщика заклеивается черной бумагой. Студент должен выйти на край местности, ограниченной окружностью, которая описана вокруг точки стояния, привязаться, наметить ориентир в районе контрольного пункта и по азимуту выйти на этот ориентир. Далее - искать контрольный пункт.
Чем меньше диаметр окружности, описанной вокруг контрольного пункта, тем труднее выполнить задачу. При этом нужно иметь в виду, что внутри каждой окружности обязательно должно быть один-два ориентира, к которым можно привязаться, преодолевая «слепой» участок.
Разработав указанные методические подходы к эффективному развитию быстроты мышления и рефлексии, мы приступили к обоснованию технологии применения спортивного ориентирования в системе физической культуры студентов технического вуза (рис. 1).
Эффективность данной технологии проверялась в процессе педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент проводился на базе Ульяновского государственного технического университета в течение 2006-2009 учебных годов. В эксперименте приняли участие две учебные группы в количестве 50 человек (по 25 человек в группе).
При комплектовании экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) мы исходили, прежде всего, из одинакового первоначального уровня развития рефлексии, быстроты мышления и физических качеств у всех обследованных студентов.
Занятия по физической культуре в контрольной группе проводились согласно действующей программе по дисциплине «Физическая культура», а в экспериментальной группе - по опытной программе с применением спортивного ориентирования.
В результате проведённого педагогического эксперимента показатели физического развития, физической подготовленности и функционального состояния студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) имели тенденцию к улучшению. Однако студенты ЭГ имели достоверно лучшие показатели в беге на 3 км, в пробах Генча и Штанге, подтягивании, рефлексии, быстроте мышления, перемещениях вне дорог и преодолении препятствий.
Этапы обучения в вузе Содержание тренировочного комплекса Решаемые задачи Величина нагрузки
и и и
1 этап «Начальной подготовки» (1 кУРс) Спортивные игры, упражнения на перекладине, развивающие силу, равномерный бег до 5 км. Изучение топографических знаков, карт, спортивного ориентирования как вида спорта. Развитие выносливости, силы, ловкости. Формирование знаний по топографической подготовке ЧСС 120-140 (уд/мин)
2 этап «Формирования и развития навыков спортивного ориентирования» (2, 3 курс) Силовые упражнения на перекладине, эстафеты, спортивное ориентирование на местности (3-4 км) с задачей отыскать 2-3 пикета. Участие в соревнованиях среди студентов учебной группы. Спортивное ориентирование по маркированной трассе, с отысканием пикетов, с выбором пикетов (8-10 км). Развитие общей и специальной выносливости, силы. Формирование первичных навыков ориентирования на местности с картой и компасом. Развитие рефлексии, а также навыков ориентирования по различным вариантам соревновательной программы ЧСС 140-160 (уд/мин)
4 этап «Углублённой специализации и спортивного совершенствования» (4, 5 курс) Тренировка в преодолении естественных и препятствий, развитии общей и специальной выносливости. Тренировка в решении учебных задач по выходу в заданный район. Ориентирование на местности ночью и других усложненных условиях, при решении задач тактико-специальной подготовки. Участие в соревнованиях. Развитие прикладных навыков преодоления препятствий, силы, общей и специальной выносливости. Развитие навыков ориентирования при решении сложных задач. Развитие быстроты мышления. ЧСС 160-180 (уд/мин)
Рис. 1. Педагогическая технология применения спортивного ориентирования в процессе комплексных занятий по физической культуре со студентами технического вуза
Так, результаты ЭГ в уровне развития рефлексии в конце эксперимента составили 8,6 ± 0,3 балла, а в КГ - 5,8 ± 0,2 балла; в беге на 3 км (мин, с) в ЭГ - 12,12 ± 2,3, а в КГ - 12, 29 ± 6,8; в беге на 100 м (с) - 13,2 ± 0,15 и 13,6 ± 0,21, соответственно.
ВЫВОД
В ходе проведённого исследования разработанная технология применения спортивного ориентирования в системе физической культуры студентов технического вуза показала высокую эффективность, что позволило в значительной степени повысить уровень рефлексии и физической подготовленности обучаемых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочкарев, В.И. Методика применения военно-спортивного ориентирования в системе физической подготовки курсантов пограничного вуза / В .И.Бочкарев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 20-25.
2. Ключникова, Н.Н. Педагогическая технология применения спортивного
ориентирования в системе физической культуры студентов военной кафедры / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 4 (26). - С. 71-75.
3. Чешихина, В.В. Управление тренировочным процессом и контроль подготовки квалифицированных спортсменов-ориентировщиков / В.В. Чешихина, В.Л.
Елизаров // Азимут. - 2000. - № 1. - С. 36-38.
Контактная информация: [email protected]
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДИСПЕТЧЕРСКОГО АППАРАТА СЛУЖБЫ ДВИЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ДОРОГИ
Сергей Александрович Петров,
руководитель физкультурно-оздоровительного центра,
Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС)
Аннотация
В работе представлены результаты пилотажного исследования по разработке профессио-графической модели специалиста в сфере организации и управления перевозоками на транспорте. Оценивалась значимость для профессиональной деятельности личностных качеств, сенсорно-перцептивных, психомоторных, мыслительных свойств; выявлялись факторы, влияющие на профессиональное здоровье специалиста, динамику работоспособности.
Ключевые слова: профессиографическая модель специалиста, профессионально значимые психофизические качества, вредные факторы производства, профессиональные заболевания.
THE PROFESSIONAL ANALYSIS OF ACTIVITY IN ASPECT OF FORMATION OF PSYCHOPHYSICAL RELIABILITY OF THE EXPERTS IN TRAFFIC CONTROL UNITS OF SERVICE OF ROAD MANAGEMENT
Sergey Aleksandrovich Petrov, chief of sports centre,
Samara State University of Transport
Annotation
The results of pilot research on development of expert's job model among experts of organization and management of transport have been presented in work. The importance of personal qualities for professional activity, sensor and protopathic, psychomotor, intellectual characteristics have been estimated; the factors influencing on expert's professional health, dynamics of serviceability came to light.
Key words: expert's job model, professionally important psychophysical characteristics, harmful factors of manufacture, professional diseases.
ВВЕДЕНИЕ
Непрерывное преобразование технологической основы производства, производственно-технических параметров развивающейся транспортной сферы (значительное увеличение скоростей движения транспортных средств; объема информации; усложнение конструкций машин и механизмов; централизация управления в диспетчеризации; новые формы взаимодействия человека и подвижного транспортного объекта), влияние экологических, социальных факторов закономерно привели к появлению новых подходов в проектировании образовательных технологий профессиональноприкладной физической подготовки и актуализировали потребность в создании про-фессиографической модели специалиста транспортной сферы.
Актуальность разработки обусловливают следующие факторы:
- отраслевой заказ на улучшение качественного состава специалистов, повышение их профессиональной надежности, необходимой для обеспечения безопасности