УДК 796.02
В.П. Сущенко, А.Э. Болотин
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ1
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,
Санкт-Петербург, a_bolotin@inbox.ru
Важная роль в сохранении здоровья студентов отводится здоровьесберегающему поведению. Здоровьесберегающее поведение используется как одна из основных научных категорий для построения системы оздоровительной физической культуры. В связи с этим назрела необходимость формирования у студентов навыков здоровьесберегающего поведения [1-3]. Для этого необходимо обоснование педагогической технологии формирования навыков здоровьесберегающего поведения у студентов вузов.
Методы исследования. Здоровье - величайшая человеческая ценность. Очевидно, хорошее здоровье - основное условие для выполнения студентом его биологических и социальных функций. Анализ студенческой жизни показывает, что, многие из них не обладают навыками здоровьесберегающего поведения. Большинством студентов утрачивается понимание того, что саморазвитие, обладание навыками здоровьесберегающего поведения - это помощь не только себе, но и окружающим. Особое значение в этом плане приобретают мероприятия, базирующиеся на педагогических основах физической культуры, направленные на обеспечение здорового образа жизни и оптимального физического состояния студентов. Двигательная активность с оздоровительной направленностью рассматривается в настоящее время как главный, а подчас и единственный способ формирования и поддержания здоровья. Между тем, недооценка ее роли в сохранении здоровья приводит к негативным последствиям. Основываясь на глубоком литературном анализе и опросе специалистов, нами была разработана педагогическая технология формирования навыков здоровьесберегающего поведения у студентов вузов, состоящая из трех этапов.
На первом этапе осуществляется воздействие на интеллектуальный компонент, в результате чего формируются знания у студентов о здоровом образе
1 Sushchenko V.P., Bolotin A.E. Pedagogical technology of formation of skills of health saving behaviour at students of higher education institutions.
жизни.
На втором этапе - осуществляется воздействие на потребностно-мотивационный компонент с целью воспитания данной сферы личности студента в здоровьесберегающем поведении на основе знаний о нем.
На третьем этапе - формируется ценностный компонент, в ходе которого происходит трансформация знаний студентов о здоровом образе жизни в убеждения о ценности здоровья и необходимости приобретения навыков здоровьесберегающего поведения.
Вывод. Проведенное исследование показало, что трансформация знаний студентов о здоровом образе жизни в убеждения о ценности здоровья приводит их к необходимости приобретения навыков здоровьесберегающего поведения.
Литература:
1.Болотин, А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность организации и проведения спортивной работы в Вооруженных силах Анголы / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Научный рецензируемый журнал «Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур». - 2010. - № 2 (6).
- С. 18-21.
2.Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
3.Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
Ключевые слова: педагогическая технология, здоровьесберегающее поведение, студенты вузов, интеллект, ценности.
Keywords: pedagogical technology, health saving behavior, students of higher education institutions, intelligence, values.