УДК 378.147 ББК 74.5
Колдаев Виктор Дмитриевич
кандидат технических наук, доцент
кафедра информатики и программного обеспечения вычислительных систем
Национальный исследовательский университет Московский институт электронной техники г. Москва Koldaev Viktor Dmitrievich Candidate of Engineering Sciences,
Assistant Professor Chair of Computer Science and Computer System Software National Research University Moscow Institute of Electronic Technology Moscow
Педагогическая технология формирования базовых компетенций
студентов университета Pedagogical Technology of University Students’
Basic Competences Forming
В работе отражены модели компетенции, приводящие к различным подходам к планированию, организации и предоставлению структуры учебного процесса и возможности его индивидуального варьирования в соответствии с модульным принципом. Представленная педагогическая технология требует специфической адаптации к конкретной предметной области и особенностям организации учебного процесса университета.
This article reflects the competence models leading to different approaches for planning, organizing and providing the structure of the educational process and the possibility of its individual variation in accordance with the modular principle. Pedagogical technology requires specific adaptation to a particular domain and features of the educational process organization at university.
Ключевые слова: учебный процесс, модели компетенции, компоненты компетентности, педагогическая технология, модель специалиста.
Key words: educational process, competence models, components of competence, educational technology, model of expert.
В современных условиях глобализации и конвергенции образовательных
рынков становление общего образовательного пространства и высокое качество образования прочно ассоциируется с целями Болонского процесса: академическая мобильность, признание дипломов, введение кредитных систем, инвариантные технологии обучения и управления знаниями. Ключевыми параметрами модернизации образования являются: личностная ориентация содержания обра-
зования; направленность образования на формирование ключевых компетенций; деятельностный характер образования; обеспечение вариативности и свободы выбора для субъектов образовательного процесса.
Страны, усилия которых направлены на преобразование системы высшего образования по Болонскому типу, апеллируют к компетенциям (применение знаний и умений при решении задач в определенной широкой области) и компетентностям (наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной области), как к ведущему критерию подготовленности современного выпускника высшей школы к нестабильным условиям труда и социальной жизни. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания (дескрипторы) того, что студент будет знать и уметь «на выходе» [1].
Одна из наиболее известных моделей компетентностного подхода, разработанная в рамках международной программы TUNING («Настройка образовательных структур»), направлена на реализацию целей Болонской декларации на институциональном уровне и решает задачу определения точек конвергенции и выработки общего понимания содержания квалификаций по уровням в терминах компетенций и результатов обучения. Идентификация востребованных компетенций, как считают участники проекта TUNING, повышает качество учебных программ (образовательных стандартов) с точки зрения их фокусиро-ванности, прозрачности, целей, процессов и результатов. Признается оправданным одновременное проектирование знаний и многообразия профессиональных (совокупность основных, типичных черт какой-либо профессии) и академических (объем знаний и навыков, необходимых для какой-либо профессии) компетенций (табл.1).
Методы развития элементов компетенции
Элемент Оптимальный метод
Алгоритм эффективной деятельности Консалтинг (любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы)
Теоретические знания Интерактивная лекция, семинар, изучение специальной литературы
Установки Коучинг (форма индивидуального наставничества, консультирования; метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным)
Умения и навыки Тренинг, самостоятельная работа
Личностные качества Тренинг, самостоятельная работа
Опыт Деловая или имитационная игра
Методика саморазвития Консалтинг
Методика внедрения Консалтинг
Разработка содержания квалификаций в терминах компетенций и результатов обучения решает задачу выработки общеевропейского консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускники должны уметь делать по завершении обучения. Компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда [1,2].
При использовании компетентностного подхода к обучению студентов университета используются следующие положения: смысл образования (развитие у студентов способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности); содержание образования (дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем); смысл организации образова-
тельного процесса (создание условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования); оценка образовательных результатов (анализ уровней образованности, достигнутых студентами на определённом этапе обучения). В качестве компонентов компетентности используются: готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект); владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [3].
Конструированию компетентностных моделей образования студентов способствует образовательная среда вуза, организованная на принципах: вариативности (возможность выбора любых образовательных предложений); открытости (возможность преодолеть границы любой заранее заданной учебной программы); конструирования индивидуального образовательного маршрута (возможность формировать образовательное пространство самостоятельно); тьюторского сопровождения (возможность консультироваться с преподавателем; помощь в самоопределении и формировании профессиональной мобильности).
Для определения основных подсистем компетентности, а также входящих в их состав компонентов и элементов, проанализированы существующие модели компетентности специалиста. Установлено, что в практике европейского профессионального образования различают четыре модели компетенций (Models of competense): MK1 - в основе которой лежат идеи профотбора; MK2 -в которой особое внимание уделяется освоению человеком стандартных процедур и операций; MK3 - основанная на анализе результатов производственной деятельности; MK4 - учитывающая в первую очередь требования «потребителя» к специалисту с высшим образованием.
Модель специалиста (М3) можно представить в следующем виде:
М = F (О, Ы, I, С, Р),
где О - множество, содержащее общие сведения о специалисте; N - множество общенаучных компетенций, которыми владеет специалист; I - множество инструментальных компетенций; С - множество социально-личностных компетенций; Р - множество профессиональных компетенций. Каждое множество в зависимости от указанной степени важности компетенций вносит свою долю в параметры модели, т.е. участвует в расчетах с указанным относительным весом. Для расчета функции F обычно применяется аддитивная свертка показателей, хотя структура модели позволяет применять и другие методы, исходя из потребностей моделирования.
Под компетентностной моделью понимается информационная система, моделирующая структуру образовательного процесса, обеспечивающего адекватный контроль и оценку получаемых знаний и приобретаемого опыта студента, отражающая структуру компетенций. В общем виде компетентностная модель имеет вид:
{5} = 51 0&0530... 0Бп,
где & - подсистема компетентности; п - количество видов компетентности; 0 - знак обобщенного произведения (теоретико-множественного или логического соответствия) [4].
При подготовке специалиста используется педагогическая технология (модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности), которая может быть представлена тремя аспектами: 1) научным (изучение и разработка целей, содержания и методов обучения, проектирование педагогических процессов); 2) процессуально-описательным (описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения); 3) процессуально -действенным (осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств).
Генезис сущности (история становления) педагогической технологии можно изобразить схемой: замысел (инженерная педагогика) ^ технические средства в учебном процессе ^ алгоритмизация обучения ^ программированное обучение ^ технологический подход ^ педагогическая технология (дидактический аспект) ^ поведенческая технология (аспект воспитания). Существуют следующие иерархические уровни развития педагогических технологий. Первый уровень - педагогическая категория, позволяющая рассматривать педагогическую технологию и ее проблемы на методологическом уровне, т.е. методологию развития понятия «педагогическая технология». Второй уровень - обобщенные (теоретические) педагогические технологии воспитания, обучения и общения. Третий уровень - конкретные (прикладные) педагогические технологии, непосредственно применяемые в учебном процессе: количество технологических этапов; степень
технологичности; сложность технологичности; гибкость и мобильность технологии и др. [5].
Важнейшими чертами педагогической технологии являются: диагностическая цель (система целей); строгая последовательность педагогических операций (учебно-воспитательные приемы, методы, действия); гарантия ее достижения; управляемость учебно-воспитательного процесса. Один полный цикл педагогической технологии включает следующие процессы: педагогическое взаимодействие и диагностирование; постановка цели (целеполагание); процесс достижения целей: проектирование
(конструирование) взаимодействия компонентов педагогической системы: субъект ^ средство ^ объект; реализация педагогического процесса; регулирование; управление; сравнение результата с целью; оценка и корреляция (рис.1).
Компетентности формируются в образовательном процессе под влиянием содержания образования, технологий образования, стиля жизни образовательного учреждения, типа взаимоотношений между преподавателями и студентами, типа взаимодействия между студентами.
Задачи
Мотивационная Когнитивная Деятельностная Коррекционно -диагно стическая
г* Содержательного распределения действий Позитивной взаимозависимости между членами группы
-> Индивидуального вклада Индивидуальной оценки результатов <-
Принципы -► Взаимного обогащения Максимизации непосредственного взаимодействия студентов <- Условия
-► С оциализации Целенаправленного обучения навыкам групповой работы 4-
-*■ Целенаправленности и систематичности Систематической процедуры рефлексии <-
Диалогической позиции педагога в групповой учебной работе ■*-
Социальная компетентность: коммуникативные
_______ умения , способность к работе в группе, способность к
разрешению конфликтов и проблем, ролевая гибкость ,
_______________ответственность , эмпатия___________
Рис.1. Этапы формирования социальной компетентности
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: активизация познавательной деятельности путем применения новых педагогических технологий способствуют развитию кругозора, междисциплинарному чутью, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формированию гуманистических ценностей. В ходе эксперимента студенческая аудитория (80 человек) была разбита на четыре равные по уровню подготовки группы, при этом, в каждой группе была использована одна из четырех технологий обучения (традиционная, индуктивная, дедуктивная и абдуктивная). Результаты успеваемости студентов и эффективность применяемых технологий обучения по сравнению с традиционной представлены в табл.2.
В зависимости от используемой технологии обучения обеспечивается повышение средней успеваемости на 5-13 %, снижение среднего времени аудиторной работы студентов на 24-30 % и среднего времени, затрачиваемого пре-
подавателем на контрольные мероприятия, на 10-13% по сравнению с традиционной технологией.
Таблица 2
Успеваемость студентов в зависимости от технологий обучения
Технологии обучения Успеваемость (количество оценок)
Удовлетворительно Хорошо Отлично Средняя оценка
Традиционная 8 7 5 3,85
Индуктивная 6 9 5 3,95
Дедуктивная 4 7 9 4,25
Абдуктивная 3 7 10 4,35
Проведенный анализ показал, что мотив совместной деятельности выражен у 70% студентов, мотив достижения успеха - у 76%. При этом преобладают две стратегии мыслительного поиска - стратегия последовательного поиска (40%) и консервативная стратегия (32%), а приоритетные ценности выглядят следующим образом: творчество - 36%, уверенность в себе - 51%, продуктивная жизнь - 40%, познание - 44% опрошенных студентов.
Ориентация на компетенции способствует проектированию более пластичной структуры учебных дисциплин и обеспечивает сравнимость уровней квалификаций в национальном и международном аспектах. Это позволяет осуществлять постоянный пересмотр квалификаций и выбирать соответствующие меры для повышения адекватности реализуемых образовательных программ в соответствии с разрабатываемой компетентностной моделью ФГОС.
Библиографический список
1. Колдаев В.Д., Федотова Е.Л. Принципы образовательной концепции на основе использования технологии обучения / В.Д. Колдаев, Е.Л. Федотова // Высшее образование сегодня. - 2011, № 3. - С. 76-79.
2. Колдаев В.Д. Моделирование субъектно-центрированных образовательных маршрутов студента вуза / В.Д. Колдаев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 3. - С. 118125.
3. Колдаев В.Д. Модерация эвристических подходов в формировании специальной компетенции студентов университета / В.Д. Колдаев // «Инновационная деятельность в системе образования». Монография. Под научной ред. д.п.н., проф. И.А. Рудаковой. - М.: Издательство «Перо», 2011. - С.5-35.
4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004, №5. - С.3-12.
5. Фионова Л.Р. Адаптивная система непрерывного образования в сфере документационного обеспечения управления на основе компетентностного подхода: Монография. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та. - 2009. - 168 с.
Bibliography
1. Fionova, L.R. The Adaptive System of Continuous Education in the Field of Document Management on the Basis of Competence-Based Approach: Monograph. - Penza: Penza State University. - 2009. - 168 p.
2. Koldaev, V.D., Fedotova, E.L. Principles of Educational Concepts Through the Using the Learning Technologies / V.D. Koldaev, E.L. Fedotova // Higher Education Today. - 2011. - № 3. - P. 76-79.
3. Koldaev, V.D. Modelling Subject-Centered Educational Routes of University Students / V.D. Koldaev // Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2012. - № 3. - P.118-125.
4. Koldaev, V.D. Moderating the Heuristic Approaches of University Students’ Special Competence Forming / V.D. Koldaev // «Innovations in the Education System»: Monograph // Under the General Editorship of I.A. Rudakova. - M.: «Pen» Publishing House. - 2011. - P. 5-35.
5. Lebedev, O.E. Competence Approach in Education / O.E. Lebedev // School Technology. - 2004. - № 5. - P. 3-12.